Час общения "За землю русскую"
Оценка 4.6

Час общения "За землю русскую"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
религиоведение +1
5 кл
15.04.2018
Час общения "За землю русскую"
Материал поможет на основе христианской истории и истории страны воспитанию любви к Отечеству как главного нравственного убеждения, формирующего личность.Цели: на основе христианской истории и истории страны воспитание любви к Отечеству как главного нравственного убеждения, формирующего личность. Задачи. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле, знания о защитниках Отечества; указать христианские истоки мужества и верности защитников Родины; создать представление о героизме, смелости, подвиге; продолжить работу по формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей; познакомить с отношением православной церкви к войне; расширять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.оркэс
для знанио.docx
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Час общения «За землю русскую…» «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь». Митрополит Санкт­Петербургский и Ладожский Иоанн Цели: на основе христианской истории и истории страны воспитание любви к Отечеству как главного  нравственного убеждения, формирующего личность. Задачи. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн  на земле, знания о  защитниках Отечества; указать христианские истоки мужества и верности  защитников Родины; создать представление о героизме, смелости, подвиге; продолжить работу по  формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к  Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных  культурных ценностей; познакомить с отношением православной церкви к войне; расширять и  закреплять знания детей о защитниках Отечества. Развивающие: формировать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать  оценку событиям, которые изучают школьники; развивать познавательную активность, пополнять  словарный запас, развивать устную речь учащихся; повышать интерес к изучаемому материалу;  прививать интерес к истории родного государства; показать христианские истоки мужества и  верности защитников Отечества. Воспитательные: духовно­нравственное развитие и воспитание учащихся; развитие нравственных  чувства сопереживания и ответственности за других людей; формировать представление о вечных  ценностях (милосердии, сострадании, доблести); воспитание патриотических чувств, гордости за свою  страну; воспитание любви и уважения к православной вере, святыням; создавать эмоциональный  настрой; привитие любви и уважения к памяти предков, родному языку. Оборудование: компьютер, проекционная аппаратура; презентация; карточки. Ход мероприятия Организационный момент. Ученица. «Я песнь о Родине пою» Я песнь о Родине пою И о любви я к ней взываю, Живущих всех в моём краю, Что Красным Эхом называют. О малой родине своей В стихах и книгах не расскажешь. 2 Я только знаю, что земли На свете нет милей и краше! В лесу я знаю все тропинки. Мой дедушка их показал, Из детства ясную картинку: Грибы и ягоды мне собирал. Знакомил с жителями леса, С его душевной тишиной. Мне не забыть картины детства О родине моей родной! В любом углу, в любом конце Любовь, как эхо раздаётся.  И песнь о Родине своей                                                                   Звучит в сердцах у красноэховцев!                                           Учитель.   ­ Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встаёт своя  картина. ­ Какие образы возникают у вас? (дом, храм, береза, Кремль, т.д.). ­ Объясните, что такое Отечество? (точка зрения учащихся). ­ Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов)  человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые  испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга  (патриотизм). ­ В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная  страна. Место рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина – страна, где человек  родился и к гражданам которой он принадлежит. Близки по значению понятия «любовь к Родине»,  «защита Родины» и «защита Отечества». Митрополит Санкт­Петербургский и Ладожский Иоанн так  говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».  ­ Как вы понимаете эти слова? (точка зрения детей). ­ Кто такие защитники Отечества? (те, кто не жалея своей жизни отстаивает свободу, независимость,  веру своей страны; выполняет свой гражданский долг, служа в армии, т.д.). ­ Защитник Отечества – понятие более широкое, чем, скажем, срочная служба в армии. Корнем слова  Отечество является ­ «отец», а Родина происходит от слова «род». Эти понятия означают то, с чем  человек должен жить. И то, что должен, в первую очередь, защищать в Душе своей, поскольку уж  очень много искушений выпадает на долю человека.  ­ В Конституции РФ, Статья 59 написано, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью  гражданина Российской Федерации». Защищать свой дом, семью, Родину – норма жизни каждого  мужчины. Так было на Руси всегда.  Актуализация.  ­ Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей? (Киевская Русь). ­ Русь святая…Земной удел Богородицы… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и  защищали Русь святую наши предки? Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них  память веками. 3 Работа по иллюстрации В. М. Васнецова «Три богатыря» (Звучит музыка А. П. Бородина Вторая симфония «Богатырская») ­ Рассмотрите иллюстрацию и опишите ее. Учащиеся: ­ На картине я вижу… богатырей. ­ Их имена… ­ Они жили… ­ Они были… Учитель. ­ Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Нет) ­ Что такое жертвенная любовь? ( Многие из защитников, святых людей жертвовали собой, то есть  отдавали свою жизнь во имя любви к Богу, во имя защиты Родины; оказывали постоянную духовную  помощь, воины проявили жертвенную любовь за православную Русь, отдали свои жизни, не думая о  славе, наградах; т.д.). ­ А кто в своей жизни ссорился с другими людьми? (отвечают). ­ Что являлось причиной ваших ссор? (отвечают). ­ Что вы чувствовали? (отвечают). ­ А чем заканчивались ваши ссоры? (отвечают). ­ Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны) ­ Что означает слово “война”? (Война ­ это вооружённая борьба между государствами или народами,  между классами внутри государства. Война – это гибель миллионов невинных людей). Основная часть. ­ Почему люди воюют? (обсуждение) ­ Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите причины войн (желание присвоить чужие  богатства; заставили (приказ), желание завладеть чужой территорией; иметь власть над людьми;  заставить людей другой страны работать на себя, т.д.). ­ Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги,  за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать ­ список  можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294  года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года  за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же  на Земле закончатся войны. ­ Как должен вести себя православный человек, если начнется война? (защищать Отечество, свою  веру). ­ Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о защитниках Родины, веры). ­ Кто такие защитники (заступники) Отечества? Что они защищают? (отвечают) ­ Что такое Отечество? (отвечают) ­ Давайте подробнее разберём понятия Родина, Отчизна. Это место родное для человека. Это село,  город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки.  «Моя Родина»­ можно сказать по  отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что  свято для человека: его семья, друзья, одноклассники. Отечество ­ родная страна. Понятие отечество  обозначает страну предков (отцов) человека. Моя  Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего  народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков. 4 ­ Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. ­ А что на войне самое страшное? (убийство людей). ­ Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (заповедь ­ не убий).  ­ Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит:  «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества». Христос учил  прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя  ударили в правую. Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою  обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину? Есть ведь и другие слова Христа: «всякий  гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает  уместным. ­ Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (нет) ­ Что такое жертвенная любовь? (отвечают). ­ Правильно, многие из святых людей жертвовали собой (отдавали свою жизнь) во имя любви к Богу,  во имя защиты Родины. ­ Кто научил людей быть такими смелыми, стойкими защитниками? (отвечают). ­ Я расскажу вам историю одного святого человека, который проявил такую любовь к Богу. Его звали  Авраам. Вы помните историю о том, как после Потопа остался жить один человек с семейством. Как  его звали? Правильно, Ной. Он почитал правила, данные Богом. Но время шло. И опять люди стали  забывать Бога, стали поклоняться солнцу, луне, изображениям из камней и деревьев – идолам. И мало осталось верных Богу людей. Одним из таких верных людей был Авраам. У него был маленький сын  Исаак. Бог захотел проверить, любит ли Авраам Его.  И тогда Он приказал Аврааму принести в жертву своего сына. Не ослушался Авраам. Он верил, что Бог не может причинить зла человеку. И если Бог  потребовал, надо слушаться. Бог увидел, что Авраам любит Его и готов пожертвовать сыном. Он  удержал руку Авраама и сказал: «Я  вижу, как ты любишь Бога». И все люди должны учиться любить  Бога. Такой пример был дан людям в древности. И люди старались быть верными Богу. Мы с вами  знаем, что Бог дал людям землю для возделывания. Ее надо беречь. Защищать. Русская земля всегда  славилась такими защитниками.   ­ Среди православных святых было много воинов. ­ Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество. (Святой  Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.) ­ Теперь   внимание  обратимся к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев.  Это не просто добрые и сильные люди. Герой добрыми делами служит  Богу. А обычные люди могут  употреблять силу напрасно. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими  подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в  народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена.  Русь святая…Земной удел Богородицы… Много врагов было у нашей Родины. Любили и защищали  Русь святую наши предки. Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. С христианской точки зрения справедливой может быть только война, в ходе которой народ защищает  свою страну. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью. Напротив, нельзя силой оружия навязывать свою  веру. Русская поговорка гласит: «Невольник ­ не богомольник». Христос никого не заставлял слушать  Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из­за веры в Него, но он  никогда не говорил им: «вы должны преследовать других во имя Мое». Если же надо было защитить  свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. ­ Какими качествами должен обладать защитник? (храбрый, надёжный, верующий, думающий о других, милосердный, т.д.). ­ Поговорим об этом подробнее. Вы подготовили рассказы о святых русских воинах. Давайте их  услышим. Сообщения учащихся. Ученик 1. 5 Георгий Победоносец.  В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников  Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники  Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его. Измученный воин обратился с молитвой к Богу. Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: « не бойся, Георгий, я с тобой!»  Появилось сияние, и с небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. Он протянул руку Георгию  и сказал: «Радуйся». Когда Ангел исчез, Георгий встал, и его раны исчезли. При виде такого чуда, все  вокруг пришли в ужас. Много мучений претерпел Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество.  Страх охватил противников, и они убили Георгия. Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем  православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская  медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались  только за подвиги. Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был  установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги  совершенные в защиту Отечества. ­ Скажите, почему русский народ до наших дней свято чтит память о Георгии Победоносце? (отвечают). Ученик 2. Илья     Муромец       Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он  воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни  ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе  сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую  тихость. Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина  серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть  ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье.  Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После  третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя  благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе  смерть не написана». Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только  для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не  имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов.  Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в  монастырь. Он стал монахом Киево­Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству  завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был  причислен к лику святых, а его тело положено в Антониевых пещерах Киево­Печерской Лавры и  находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день,  который легко запомнить – первый день Нового года. Жизнь Ильи Муромца – это пример  бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой  православной земли. ­ А как вы думаете, есть ли святые воины в современной России? (отвечают). Ученик 3. Дмитрий Донской  В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного  правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской  собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный  Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. И благословил Сергий Радонежский  Пересвета и Ослябю ­ двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре ­ вернуться в  боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той  любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». Перед началом битвы сошлись в поединке  Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая  сеча. В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о  великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело –  защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо­татарской орды и нанес ей  сокрушительное поражение. ­ Каким был Дмитрий Донской? (отвечают). 6 Ученик 4. Александр Невский  Александр Невский был не только защитником нашего православного Отечества, но мудрым  и  храбрым человеком. Он всегда побеждал врагов, которые были не только лучше вооружены, но и  имели численное преимущество. Например, 1140 год – битва на Неве или  1142 год – Ледовое побоище.  Имя Александра Невского тесно связано с историей Владимирского края. Здесь он княжил 11 лет.  Родился Александр Ярославович в 1220 году в городе Переяславле. Город расположен на берегу  большого и живописного озера. За высокие плещущие волны оно когда – то получило название  Плещеево. Детство и юность Александр провел в Новгороде. Здесь княжил вместе со своим братом  Федором под руководством двух суздальских бояр. Достигнув 16 лет, Александр стал править  самостоятельно. Молодого правителя отличала видная внешность: высок ростом, красив, силен, к тому же обладал сильным голосом, «гремевшим перед народом, как труба». В тяжелую пору заступил  Александр на княжение в Великом Новгороде. Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой,  монголо­татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села,  убивали жителей, многих уводили в плен. Дружина князя была невелика, и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на  правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки (откуп). Народ кипел от гнева, не желая  жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен  и сожжен. Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не  посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия. Не  смотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло. Осуществить свои планы князь не успел.  Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер в пути, в городе Городце на  Волге. Прах князя был перевезен во Владимир и с почестями захоронен в Рождественском соборе.Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Он  выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество.  "Зашло солнце земли Русской" ­ говорили на Руси. После его смерти остались жена и дети. Младший  сын ­ Даниил Московский сохранил веру и благочестие отца, и возвысил Москву. «Если Бог за нас, то  кто против нас?», «Не в силе Бог, а в правде»  ­ так говорил Александр Невский и побеждал с Божией  помощью врагов Руси, врагов Православия. Так любил Родину и служил ей Александр Невский. Его любовь к Родине проявлялась в ратных  подвигах. ­ Мог ли князь Александр выбрать для себя иную судьбу? (отвечают). ­ Предлагаю вам посмотреть отрывок из художественного фильма «Александр Невский» (просмотр). ­ Какие важные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны?  («Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!») ­ Как вы их понимаете? (если кто­то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя  постоять). ­ Почему люди, о которых мы сейчас услышали стали святыми? (потому что они отдали свои жизни за  веру и Отечество). ­ Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в  вере). ­ Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к  Богу). ­ Идут годы, столетия, но веру в Бога многие люди хранят в своем сердце. И с верой в Бога защищают  свою Родину, не смотря ни на что. Примером стал великий русский полководец Александр Васильевич  Суворов. Ученик 5. Александр Васильевич Суворов. 7 А.В. Суворов ­  о яркий пример беззаветной любви к Родине. Суворов, который не потерпел ни одного  поражения. Эти победы одержал человек, который глубоко верил в Бога и в победу. Он командовал  православным войском и с Божией помощью побеждал превосходящего в силе противника. В детстве  рос Александр слабым и болезненным мальчиком. Но имел с ранних лет мужественный дух будущего  воина. Он закалял свое слабое тело холодом и физическими упражнениями. А душу укреплял Словом  Божиим. Любил он слушать и читать рассказы Священной истории, жития христианских святых  воинов, стойко исповедовавших веру во Христа. Суворов был христианином, и все славные боевые  деяния совершал с именем Бога на устах. Своим солдатам он был заботливым отцом, видел в них рать  Христову и так по­отечески учил науке побеждать: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Святитель  Николай, моли Бога о нас!» ­ без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай. Ничего не  начинай. Возьми себе за образец героя! Иди за ним! Ты  ­ русский!».  Важнейшим законом науки  побеждать была взаимовыручка. Всякий солдат в бою знал свой маневр. Сражение за крепость  Измаил вошло в летопись воинской славы. Перед боем Суворов так напутствовал солдат: «Чудо­ богатыри! Покой, опора, слава Отечества! С нами Бог! Молитесь Богу – от Него победа! Бог нас водит.  Он нам генерал». Имел место быть один факт. Ослабел казачий полк. На помощь ему  выдвинулась  пехота. Сражен командир полка. Ранены многие офицеры. Кажется, что сражение будет проиграно.  Но  в самую решительную  минуту бойцы увидели вдруг рядом своего полкового священника – батюшку Трофима. С крестом, высоко поднятым в руке, он шел впереди солдат под градом пуль, призывая  солдат: «Умрем за веру православную и землю Русскую!» После сражения Суворов писал в донесении: «Сегодня у нас будет благодарственный молебен. Его будет петь полковой священник, бывший с  крестом перед сим храбрым полком…» За этот подвиг священник Трофим был награжден крестом  Георгиевского кавалера. Учились солдаты у Суворова беззаветной  преданности отечеству. «Я хочу  служить, пока жив… Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека. Но я заключил  доброе имя в славе моего Отечества. Я забывал себя там, где надлежало помнить о пользе общей»,  говорил Суворов. ­Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь). ­ В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев. Во время революции и в следующий  период советской власти, наступил момент, когда многие люди отвернулись от Бога. К сожалению, на  это период времени выпало нашему народу пережить страшное и тяжкое испытание ­ Великая  Отечественная война. Русская Православная Церковь первой обратилась к народу в час тяжкого  испытания: «Фашистские разбойники напали на нашу Родину… Не в первый раз приходится русскому  народу выдерживать такие испытания. С божьей помощью и на сей раз, он развеет в прах  фашистскую вражескую силу. Наши предки не пали духом и при хорошем положении, потому что  помнили не о личных опасностях и выгодах, а освященном долге перед Родиной и верой, и выходили  победителями. Не посрамим же и мы, православные, родные им и по плоти, и по вере! Вспомните  святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит  она народ своего и теперь… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту  священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!» ­ Георгий Константинович Жуков.  В трудную минуту посылает Господь таких людей, как он, великий  маршал и великий человек… Ученик 6. Георгий Константинович Жуков В честь танкового сражения в июле 1943 года сооружен к 50­летию Победы в Великой Отечественной  войне 1941­1945 годов Памятник  Победы – звонница. Белокаменная  четырехгранная звонница  взметнулась ввысь на пятьдесят два метра Пилон «Победа» связан с символикой Святого Георгия, в день которого 6 мая фактически  закончилась война против фашистской Германии. Да, это день особый  и в истории нашей страны, и в  церковном календаре. В этот день мы празднуем память святого великомученика и Победоносца  Георгия, дивного угодника Божия, который во времена языческих гонений в Римской империи жизнь  свою отдал в мучениях за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, либо за верность и  веру Бог дает силу людям. Совершенно не случайно, что символами побед в войнах стали святые  мученики: святой великомученик  Георгий и многие другие, потому что от воина требуется то же  самое, что и от мученика – вера и верность. Так и в июле 1943 года шла величайшая по своему размаху и результатам битва, произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. Наши  солдаты сражались до конца, не жалея своей жизни во имя победы над врагом, с верой в Бога и верой в то, что воин делает правое дело.  Пилон "Победа" так же связан с символикой Святого Георгия, в 8 день которого фактически закончилась война против фашистской Германии. Горельеф  "Благословение" примечателен фигурами напутствующего священника и скорбящей солдатки.  Последний горельеф отображает события 24 июня 1945 года ­ парад Победы на Красной площади,  который принимает легендарный полководец Георгий Константинович Жуков. В руках маршал держит цветущую ветвь яблони ­ символ мира. Этот долгожданный Парад Победы прошел  в День Святой  Троицы. Все здесь было глубоко промыслительным – и День Победы, совпавший с праздником Пасхи,  и то, что маршал Жуков носил имя чтимого в народе воина­защитника, святого великомученика  Георгия Победоносца, и даже сам выезд военачальника на белом коне напоминал икону его небесного покровителя. Все говорило о том, что победа была не только завоевана, но дарована свыше.  Несомненно, маршал Жуков был Божиим избранником, верно и до конца исполнявшим свой долг перед  Родиной и своей совестью. Ветераны единогласно утверждали, что само присутствие маршала на том  или ином участке фронта останавливало отступление наших войск и начиналось успешное  наступление: «Где Жуков – там Победа». Так в сознании воинов он стал непобедимым. Победоносцем.  Маршалом Победы.. Пасха 1945 пришлась на 6 мая ­ день памяти Георгия Победоносца, небесного  покровителя Жукова. Так много очевидных «совпадений»! Святой мученик Георгий Победоносец,  великий заступник Руси, предстательствовал перед Господом на Небесах, а народ русский под  командованием легендарного полководца Георгия приближал Победу на земле–в  единстве воинства  небесного и земного. И только потому мы победили. ­ Вы согласны с таким выводом? (отвечают). ­ Пришел час – и русские люди показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда  разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. На плечи наших предков легла  тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее  духом, мужественнее, выносливее. Задание. На столах перед вами карточки с заданиями. Работать будете парами. Вы должны дать  характеристику словам «героизм», «подвиг», «смелость».  Кто затрудняется, на доске есть подсказка – карточки (героический, отвага, решимость,  самоотверженность в критической обстановке, смелое поведение, совершить воинский). ­ Как истолковать правильно эти слова? (отвечают) Смелость  ­ решительность, бесстрашие.  Героизм  ­ проявление храбрости, самопожертвование.  Подвиг ­  героический поступок А теперь обратимся за толкованием этих слов к словарю Ожегова С.И.: Подвиг ­ героический, самоотверженный поступок. Совершить Воинский подвиг. Трудовой подвиг во  славу Родины. Героизм ­ отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Героизм  защитников Родины. Смелость ­ смелое поведение, решимость. Взять на себя смелость, сделать что­нибудь (осмелиться,  решиться). ­ Выстройте эти слова в логическую цепочку. Что у вас получилось? (смелость, героизм, подвиг). ­ Если надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. Но  при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком. ­ Какие поступки недопустимы даже на войне? (нельзя добивать раненных; нельзя трогать  безоружных; нельзя грабить местных жителей; если враг сдается или если война закончена – надо к  недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку). ­ Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. Русские люди всегда  отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего  отечества ­ это святая обязанность каждого мужчины. Мы с вами уже говорили о том, что не всегда оставались живыми защитники Отечества? Во время  Великой Отечественной войны погибло более 25 млн. человек. 9 Ученик в военной гимнастерке читает текст: «Послушай, Бог. Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я, Но сегодня мне хочется приветствовать тебя. Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя. И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната, На небо звездное, что было надо мной. Я понял вдруг, любуясь мирозданием, Каким жестоким может быть обман. Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу, И Ты меня поймешь: не странно ли, Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя? А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, Что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно. Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же? Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.  Еще хочу сказать, что, Как Ты знаешь, битва будет злая, И, может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот до сих пор Тебе я не был другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду? Но, кажется, я плачу, мой Боже, Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел. Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уже вернусь. Как странно, но теперь я смерти не боюсь». Учитель. ­ Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (отвечают) ­ А что это был за текст? (отвечают) ­ Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра  Зайцева, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и  обращено  не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой  предсмертный час.  ­ Мы уже знаем, что значит слово «славословить». ­ Кто напомнит? (ответы) ­ Верно, воздавать славу Богу, почитать Его – это обязанность человека. Для этого есть специальные  торжественные слова, которые называются молитвами. Такое название мы уже с вами знаем. Слова  сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти  песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось православием. Но многие люди  отступили от этих правил, придумывали новые, свои. 10 Обобщение. ­ Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя  веры, Отечества, людей. ­ Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как? (происходит переоценка прежней жизни, т.д.). ­ Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство,  мародерство и т.д.) ­ Кто­то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что  угодно безнаказанно. Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям  Божьим) ­ Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как? (у некоторых проявляются  чувства милосердия, сострадания, т.д.). ­ Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в  Бога. Задание. Учитель. А сейчас вас ждёт интересное задание: на карточках написаны пословицы. Прочитайте записанные на карточках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл  пословиц. Жизнь дана… (на добрые дела). Добро творить … (себя веселить). Доброе дело … (без награды не останется). Добра желаешь, … (добро и делай). Доброго человека … (в красный угол сажают). Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою). Тот герой, … (кто за Родину стоит горой). Умелый воин не … (дрогнет в бою). За край родной иди … (бесстрашно в бой). Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим). Худой мир лучше… (доброй ссоры). И пылинка родной земли… (золото). Родная земля… (и в горсти мила). Если дружба велика, то… (и Родина крепка). Народное братство… (дороже всякого богатства). Для родины своей ни сил,… (ни жизни не жалей). Сыновья русских матерей… (славятся удалью богатырей). ­ Как приведённые пословицы соотносятся с нашей темой, с поступками наших предков? (отвечают). Выполните и проверьте работу, обменявшись карточками.  Рефлексия. Учитель. Чем же сегодня наполнено все наше общение? (любовью, уважением к Родине, вере,  православию и их защитникам). ­  А что значит уважать Отечество? (помнить о прошлом; помогать фронтовикам и пенсионерам;  почитать традиции, родителей; изучать историю своей Родины; сохранять наше Отечество, т.д.) 11 Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Оно было наполнено очень красивым состоянием  человеческой души. А каким, я думаю вы сами для себя уже определили. определите сами. Посмотрите на доску. Береза ­ один из символов нашей Родины. Каждый листик ­ это семья. Все листочки разные:  есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна  Родина. ­ Что нас объединяет! (культурные традиции, память, вера, язык). ­  Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего  дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас,  так как именно человек является  носителем  исторической памяти. А.Блок писал: «Родина­ это  огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву  относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Если не относится  с любовью к тому,  что нас окружает, то можно все потерять. Такое не должно случиться с нашей Родиной. ­ А что мы должны для этого сделать? (бережно относится к нашей Родине, к ее истории, к людям,  защищать её, любить её). ­ Давайте украсим наше дерево. (Дети отгадывают загадки на обратной стороне цветов и приклеивают к дереву. Загадки о Родине,  Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.). Загадки: Деревца­красавицы,  Белым станом славятся.  Льют по дубу слёзоньки  Русские ... (Берёзоньки.) Раздаётся в поднебесье  Утром радостная песня.  Кто взлетел с утра в зенит,  Колокольчиком звенит? (Жаворонок.) Составитель словарей  Для больших и для детей. (В.Даль) Изгнал из страны  Супостатов­французов  Наш славный герой,  Полководец ... (Кутузов) У тебя, краса­река,  Женское обличье,  Даже имя у тебя  Женское, девичье. (Река Лена.) Я  – город­герой,  Стою над Невой. (Санкт­Петербург.) 12 С городом этим  Трудно сравниться.  Главный в стране он,  Это – ... (Столица.) Отчизну она защищает,  Наш мир и покой охраняет.  В ней – авиация, пехота И бойцы морского флота. (Армия.)  ­ Посмотрите какое у нас красивое дерево! Как хороша наша Родина! Наша культура росла и  укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и  чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Учитель.   Основа патриотизма – любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки.  Человек, который любит свою Родину – любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их. Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на отечественные  культурные ценности, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими  народами. Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное ­ вы любите и уважаете своё  Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви,  частичку счастья и мира в душе (учитель всем дарит голубков из бумаги. ­ А что вы хотите подарить мне или своему соседу? (Дети дарят словесные картинки: «Я хочу Вам  подарить тепло майского солнышка», «Я хочу подарить тепло маминых рук, чтобы они согревали  даже в разлуке с дорогим человеком» и т.д.). ­ Наше происхождение уходит корнями в глубокую древность, и нам не страшны никакие бури и  ураганы, потому, что наш народ крепок духом и силой воли. И никакой враг не заставит русский народ  встать на колени, потому что наш народ очень любит свою Родину. Учитель Я хочу, чтобы вы никогда  не забывали  и помнили, что на вас всегда смотрят наши герои, великие полководцы, простые солдаты, погибшие в годы войны. Они ждут от вас любви к Родине и Богу. Наши будущие защитники должны  быть готовы всегда защитить просторы нашей великой Родины и православную веру. Святой  православный Иоанн Крондштадский говорил, что «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами  мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил  нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек».  Хочется присоединиться к пожеланию митрополита Московского Филарета: «Любите врагов своих,  сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божьими Задание Подготовить рассказ по выбору. Темы: 1. «Судьба семьи в истории страны» 2. «Великая Отечественная война в истории семьи» 3. «Герои нашего времени. Кто они?» Учитель. Закончить наш урок я хочу такими строками: 13 Защитники Отечества – поэты, Хранители сердечного тепла. Архангелы кладут, как эполеты, На плечи им небесные крыла. И воинство небесное готово Вести извечный бесконечный бой. И веру, и Отечество, и слово Во мгле кромешной заслонить собой. Всем воинам, в бою неравном павшим, Стоять в небесном воинском строю. А всем, стихов при жизни не читавшим, Быть предстоит поэтами в раю. Господь на золотые эполеты Кладёт им негасимый горний свет… Защитники Отечества – поэты! Других у Бога не было и нет. (Евгений Семичев)

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"

Час общения "За землю русскую"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018