Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития для 4 класса.

  • Работа в классе
  • doc
  • 11.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития для 4 класса. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития для 4 класса. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.
Иконка файла материала час адап прогр.doc
Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития. Содержание Введение.......................................................................................................................... ........3 Глава I. Общие положения адаптированной образовательной программы для  детей с задержкой психического образования. 1.1.  Определение   и   назначение   адаптированной   образовательной   программы начального   общего   образования   обучающихся   с   задержкой   психического развития...................................................................................................................... ........5 1.2. Структура  адаптированной образовательной программы с задержкой  психического  развития........................................................................................................................... ........7  Условия 1.3. программы..........................9   реализации   адаптированной   образовательной Глава II. Часть адаптированной образовательной программы обучающихся с  задержкой психического  развития.......................................................................................102.1  Компонентный   состав   структуры   адаптированной   образовательной программы....................................................................................................................... .......10 2.2. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ограниченными  возможностями  здоровья.....................................................................................................13 2.3.Характеристика   режима   образовательного   процесса   для   детей   с ОВЗ ............................................................................................................................ .......14 2.4. Научно­методическое, кадровое и материально­техническое обеспечение  образовательного процесса для обучающихся с  ОВЗ................................................................................................................................... ......15 2.5.Анализ   образовательного   пространства школы......................................................16 Заключение...................................................................................................................... ......20 Литература...................................................................................................................... .......22 Введение. Актуальность.  В условиях модернизации российского образования особую актуальность   приобретает   проблема   создания   оптимальных   условий   для развития,   воспитания,   образования   детей   с   ограниченными   возможностямиздоровья.   Одной   из   основных   идей,   лежащих   в   основе   модернизации отечественной   системы   образования,   является   идея   гуманизации. Гуманистические   преобразования,   происходящие   во   всех   сферах   общества   и российского   образования,   приводят   к   переосмыслению   сущности   процесса обучения   и   воспитания,   поисков   новых   подходов   к   осуществлению образовательной деятельности детей.  Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование,   но   и   развить   присущие   ему   способности,   найти   способы самореализации, стать полноценным членом общества. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция  ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с  ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально  обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды,  экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей,  условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Дети с ограниченными   возможностями здоровья   ­ это дети, состояние здоровья   которых   препятствует   освоению   образовательных   программ   вне специальных условий обучения и воспитания.  Гарантии   права   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   на получение   образования   закреплены   в   Конституции   Российской   Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах. В качестве основной задачи в области реализации  их права является  создание  условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом  их психофизических особенностей. Актуальность разработки данной программы  обусловлена  рядом причин:  Получая образование в условиях специальных (коррекционных) учреждений и классов,   дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   сталкиваются   с разнообразными   проблемами   ­   от   трудностей   в   учении   до   личностных проблем.Отклонения в развитии у многих детей с ОВЗ   выражены не ярко,   однако, будучи   не   скорректированными,   эти   отклонения   значительно   затрудняют обучение ребенка. Такие дети не могут в отведенное программой время усвоить необходимые навыки и умения или усваивают их некачественно.  Помимо проблем, связанных с получением образования, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы самореализации в других жизненных сферах.   Эти   дети   должны   иметь   возможность   развития   разнообразных продуктивных   видов   деятельности,   занятие   которыми   повышает   качество   их жизни.  Ориентация   на   развитие   ребенка   определяет   основное   содержание образования,   которое   осуществляется     в   целях     единого   образовательного пространства  и способствует  решению жизненно важных проблем  и направлено на развитие детей с ограниченными возможностями  здоровья  и формирования социальной  адаптации.  Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности   педагогического   коллектива   с   детьми   с   ОВЗ   определяется   в зависимости от   специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:  социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;  индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и  их родителей; реальным   состоянием   физического   и   нравственного   здоровья   учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций  обучающихся через систему  воспитания и  образования. Таким образом, организация инклюзивного образования в школе  строится на принципах личностно ­ ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности   содержания   образования.   В   данной   адаптированнойобразовательной   программе   формируются   следующие   приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:  осуществление   обучения   и   воспитания   личности,   способной адаптироваться   к   социуму   и   найти   свое   место   в   жизни;     сознающей ответственность   перед   семьей,   обществом   и   государством,   уважающей права,   свободы   других   граждан,   Конституцию   и   законы,   способной   к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,   обеспечение   непрерывности   начального   общего,   основного   общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития  нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными  возможностями здоровья, для осознанного выбора  им профессии через  организацию углубленного трудового обучения,   реализация   дополнительного   образования   через   систему   внеурочной   и внешкольной деятельности;  обеспечение   мер,   повышающих   эффективность   социальной   адаптации учащихся;  создание условий для сохранения и укрепления физического и  нравственного здоровья учащихся. Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования   могут   быть   реализованы   лишь   при   четком,   взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:  педагогическая   работа,   обеспечивающая   базовое   образование   в соответствии с требованиями образовательных программ;   психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность   комфортность   учащихся   в   рамках   обучения   и   воспитания   и   образовательного пространства школы; дополнительное образование;  углубленная   трудовая   подготовка,   направленная     на   социализацию учащихся;  воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных  ориентаций личности;  внедрение   здоровьесберегающих   технологий,   обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. Основной  целью   адаптированной   образовательной   программы является  создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.  Адаптированная   образовательная   программа   предусматривает решение основных задач: ­  Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;  Организация   качественной   коррекционно   –реабилитационной   работы   с учащимися с различными  формами отклонений в развитии; ГЛАВА I.   Общие положения адаптированной образовательной программы. 1.1. Определение и назначение адаптированной образовательной программы начального  общего  образования обучающихся с задержкой психического развития.Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.        АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов   образования   детей   с   ОВЗ   на   основании   основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.  Адаптация   общеобразовательной   программы   осуществляется   с   учетом рекомендаций   психолого­медико­педагогической   комиссии,   индивидуальной программы   реабилитации   инвалида   и   включает   следующие   направления деятельности:  анализ и подбор содержания;  изменение структуры и временных рамок;  использование разных форм, методов и приемов организации учебной  деятельности.   Анализ   требований   государственного   образовательного   стандарта,   содержания примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектирование   необходимых   структурных   составляющих   адаптированной образовательной программы. Определение   временных   границ   освоения   АОП.     При   проектировании   АОП   покрываемый   реализацией   содержания указывается   отрезок   времени, Программы. Четкое формулирование цели АОП.Определение   круга   задач, образовательной программы.    конкретизирующих   цель   адаптированной Содержательное   наполнение   каждого   из   компонентов   зависит   от   его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.      Планирование форм реализации АОП.  Реализация   АОП   может,   осуществляется   с   использованием   различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.  Планирование   участия   в   реализации   АОП   различных   специалистов (воспитателей, психолога,  социального  педагога,  педагога  дополнительного образования   и   др.).   Особое   внимание   следует   обратить   на   возможность включения   в   реализацию   АОП   родителей   (законных   представителей) обучающегося   с   ОВЗ,   или   группы   обучающихся   с   ОВЗ   со   схожими нарушениями развития. .  Определение   форм   и   критериев   мониторинга   результатов   освоения адаптированной образовательной программы.  Следует   предусмотреть   критерии   промежуточной   и   итоговой   оценки результативности освоения АОП.   При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:  пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;пунктом 9 статьи 58 Федерального закона  «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273­ФЗ.   Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций   психолого­медико­педагогической   комиссии   и   при   согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).                   Педагогический   совет   общеобразовательного   учреждения   ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.   Структура адаптированной образовательной программы с задержкой психического здоровья.  Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:  Титульный лист;  Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого­педагогическая характеристика   лиц   с   ОВЗ,   с   описанием   особенностей   их   психофизического развития.   На   основе   данных   психолого­педагогической   диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.     В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет   место   перераспределение   количества   часов,   отводимых   на   изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др  Содержание   программы.   Компонент   структуры   АОП,   раскрывающий   ее содержание   по   трем   блокам:   коррекционный   и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития   предметных,   метапредметных   и   личностных   результатов   освоения обучающимися АОП   образовательный, ­  образовательный   компонент   АОП   раскрывается   содержание  образования   по годам   обучения,   ожидаемые   результаты   предметных   достижений,   формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;­ коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с  обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном  блоке  должна быть предусмотрена деятельность учителя­дефектолога, учителя­ логопеда, педагога­психолога.  ­  воспитательный   компонент   содержит   описание   приемов,   методов   и   форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.  Основные требования к результатам реализации АОП.  В   данном   разделе   АОП   следует   соотнести   цель   и   задачи   Программы   с   ее планируемыми   результатами,   а   также   конкретно   сформулировать   результаты реализации   программы   на   уровне   динамики   показателей   психического   и психологического   развития   обучающегося   (обучающихся)   и   уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.   Система   контрольно­измерительных   материалов   включает   в   себя   тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.  1. 3.  Условия реализации адаптированной образовательной программы.   Реализация   АОП   должна   предусматривать   создание   в   образовательной организации   специальных   условий,   которые   должны   быть   применимы   к конкретной категории лиц с ОВЗ.  При реализация АОП необходимо создавать условия:  ­  учет   особенностей   ребенка,   индивидуальный   педагогический   подход, проявляющийся в особой организации коррекционно­педагогического процесса, в   применении   специальных   методов   и   средств   обучения,   компенсации   и коррекции нарушений развития (информационно­методических, технических);­ реализация коррекционно­педагогического процесса педагогами и педагогами­ психологами   соответствующей   квалификации,   его   психологическое сопровождение специальными психологами;  ­ предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого­педагогической  и социальной помощи; ­ привлечение родителей в коррекционно­педагогический процесс.    К   реализации   АОП   в   образовательной   организации   должны   быть привлечены   тьюторы,   учителя­дефектологи,   учителя­логопеды,   педагоги­ психологи. ГЛАВА   II.   Часть     адаптированной     образовательной   программы обучающихся с задержкой психического развития.2.1  Компонентный   состав   структуры   адаптированной   образовательной программы  Наименование Адаптированная   образовательная   программа   для Программы Основания для разра­ ботки Программы обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья МБОУ « СОШ № 5»   В   своей   деятельности   школа   руководствуется   Уставом, федеральными   законами,   указами   и   распоряжениями Правительства   Российской   Федерации,   постановлениями   и распоряжениями   Правительства   Российской   Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.  Программа   разработан на основе федерально­правовой базы:  ­ закона РФ  «Об образовании» ­Санитарные  «Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   СанПиН     правила обучения в общеобразовательных учреждениях»   ­ Конституции РФ  ­ Конвенции о правах ребенка ­ Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" Заказчик Программы Администрация МБОУ  «СОШ № 5» Координатор Администрация МБОУ «СОШ № 5» Программы Основной разработчик Программы Администрация МБОУ   «СОШ № 5»    творческая группа.Стратегическая   цель Создание   в   МБОУ  «СОШ   №   5»гуманной   адаптированной Программы Стратегические задачи Программы  среды для детей с задержкой психического развития и особой лечебно   ­     педагогической   среды   для   умственно   отсталых учащихся с целью социально – персональной реабилитации их и   последующей     интеграции   в   современном   социально   – экономическом и культурно ­ нравственном пространстве. Обеспечение   условий   для   реализации   прав   обучающихся   с ОВЗ на получение бесплатного образования; Организация   качественной   коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными   формами отклонений в развитии; Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на  основе совершенствования образовательного процесса; Создание благоприятного психолого­педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с  ОВЗ; Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения  школы для организации обучения детей с ОВЗ.; Совершенствование системы кадрового обеспечения. Сроки   реализации Программы Программа действительна до вступления в силу нормативно­ правовых  актов, предусматривающих иные формы обучения Основные мероприятия программы детей с ОВЗ Создание   в   школе   условий,   необходимых   для   получения обучающимися с  ОВЗ,  в  том  числе  и  умственно  отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и   трудовых   знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.Качественная   организация   социально   –   персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью. Формирование у школьников умения строить свою  жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах:  привитие способности к саморегуляции своей деятельности,  отношений, поведения; привитие доброжелательности,  терпимости, сострадания, сопереживания. Создание безопасных условий для обучения и воспитания  учащихся. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе  совершенствования образовательного процесса. Качественное   повышение   уровня   профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ. Источники Муниципальный   бюджет,   внебюджетные   средства финансирования Программы Ожидаемые результаты реализации Программы показатели социально­ экономической   эф­ фективности образовательного учреждения. Обеспечение   высокого   уровня   качества   образования   для обучающихся в ОВЗ. Достижение высоких показателей коррекционной работы:   и ­уменьшение количества детей с диагнозом VIIвид на ранней ступени обучения; ­  подготовка   обучающихся   к   государственной   (итоговой) аттестации; Организация   качественного   профессионально­трудового обучения для учащихся VIIIвида. Взаимодействие   с   дошкольными   образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.Увеличение   числа   педагогических   работников, задействованных в системе инклюзивного образования,   освоивших   современные   образовательные   коррекционные технологии  до 50%. Обеспечение предметов адаптированной образовательной  программы  электронными образовательными ресурсами  до  50%  Система   организации контроля   исполнения Управление   реализацией   адаптированной   образовательной администрация   школы, программы   осуществляют   Программы Педагогический совет. Контроль хода исполнения адаптированной  образовательной программы осуществляет Администрация школы. Постановление   об Решение педагогического совета        утверждении программы 2.2.     Концептуальные   основы   работы   школы   с   обучающимися   с ограниченными возможностями здоровья.   Современные социально­экономические условия, ФЗ  «  об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если   на   то   есть   запрос   со   стороны   потребителей   образовательных   услуг.   На закрепленной   за   МБОУ  «СОШ   №   5»  территорией     зарегистрированы   и проживают  10 детей с ОВЗ в возрасте от 8 до  14  лет.     Родители 8 детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства в МБОУ «СОШ № 5». По этой причине в 2014­2015 учебном году в состав контингента обучающихся входят 8   человек – дети с ОВЗ :   4 человека VII вида,  4 человека VIII вида.На начало  2014 ­ 2015 учебного года  в  школе на учете по СКО состоит  всего 8 обучаемых, из них: YII вида  (дети с задержкой психического развития) 1 класс – 1 чел. 4  класс­  1 чел. 7  класс – 1 чел. 9 класс  ­ 2 чел. YIII вида (дети с нарушением интеллекта) 2  класс – 2 чел.  4 класс – 1 чел.  7 класс – 1 чел. 9 класс – 1 чел. Социальное положение обучаемых: Полные семьи: 3  чел.  Учащиеся, проживающие только с матерью – 2 чел. Учащиеся находящиеся под опекой, воспитанники детского дома – 2 чел. Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых  отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении  школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и  самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и  эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на  их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.Для   детей   с   ЗПР  важно   обучение   без   принуждения,  основанное   на   интересе, успехе,   доверии,   рефлексии   изученного.   Важно,   чтобы   школьники   через выполнение   доступных   по   темпу   и   характеру,   личностно   ориентированных заданий   поверили   в   свои   возможности,   испытали   чувство   успеха,   которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.  человека   –   дети   с   ОВЗ   VIII   вида.   Эти   обучающиеся   имеют   серьезные 4   нарушения   в   интеллектуальном   развитии   и   в   условиях   обучения   в общеобразовательной школе требуют к себе самого пристального внимания. У этих   детей   наблюдается   системное   нарушение   речи   легкой   степени,   низкий уровень   логического   мышления,   отсутствие   оперативной   и   долговременной памяти   Обучение   по   индивидуальной   образовательной   программе   на   основе образовательных программ С(к)ОУ VIIIвида и учебному плану С(к)ОУ VIIIвида для детей с умеренной умственной отсталостью Школа реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по  программам: начального общего, основного общего образования и  дополнительного образования  2.3.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ (обучающихся инклюзивно в классах) Режим работы школы – 6 дней. Начало занятий в 8.30 Продолжительность урока ­  40 мин. Продолжительность перемен от 10­20 мин. Период обучения – 4 учебных четверти,  продолжительность учебного года  34 недели. Каникулы  –  30 дней Начало дополнительного образования  (ВУД) –   с 15.00 ­ 17.00На   коррекционные   индивидуальные   и   групповые   занятия   по   расписанию отводятся часы  в первую  и во вторую половину дня продолжительностью  30 минут Форма образования: очная, возможно индивидуальное обучение на дому. Объем максимальной учебной нагрузки: Начальная школа: 1, 2 кл.– 23 часа.,   Основная школа: 7 кл.– 30 часов.,  9 кл.–  33 часа.,.  В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно   –   урочная   система,   индивидуально­групповые   занятия,     внеурочные виды   деятельности:   спортивные   секции  «Легкая   атлетика»,   «Настольный теннис». Организация   учебного   процесса   ведется     в   целях   охраны   жизни   и   здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно­развивающий характер, сопровождаются   в   течение   учебного   года   работой  психолого­медико­ педагогической службы (консультации с психологом) В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных   На   уроках   применяются часах   с   приглашением   специалистов. здоровьесберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят  дни здоровья,   летний   отдых   при   школе, спортивные   соревнования.   Организованы:   дидактические паузы между уроками. Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через  работу по программам дополнительного образования: 1­2 классы занятия ВУД в рамках ФГОС НОО, 4 – 9 классы посещение общешкольных спортивных секций «Легкая атлетика», «Настольный Теннис»   В учреждении существуют следующие  меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал  учета посетителей. С  учащиеся с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, тренинги.2.4.  Научно­методическое,   кадровое   и   материально­техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. В школе на 1 сентября 2014 года преподают   11 человек, работающие с данной категорией детей. Среди них нет специалистов, имеющих специальное образование  для   работы   с   детьми   с   ОВЗ,     поэтому   необходимо     повышение квалификации на специальных курсах. По плану школы предполагается обучить на специальных курсах 3 человека..  Уровень знаний учителей  повышается за счет самообразования, организации и   проведение   семинаров,   мастер   классов,   консультаций   со   специалистами ,работающих в этой области.  Материально­техническое оснащение  В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет информатики, кабинет технологии, библиотека,  столовая, спортзал. Питание – одноразовый завтрак. УМК                          В   обучении   детей   с   ОВЗ   используются   программы   для   специальных (коррекционных)   общеобразовательных   школ   VIIIвида   под   ред.:   В.В. Воронковой, И.М.  Бгажноковой, А.М. Щербаковой, А.Р. Маллера. Программы максимально   адаптированы   к   условиям   школы   и   возможностям   учащихся. Программы учитывают особенности познавательной деятельности  с задержкой психического   развития   и   умственно   отсталых   детей.   Они   направлены   на разностороннее   развитие   личности   учащихся,   способствуют   их   умственному развитию, обеспечивают  гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного   воспитания   умственно   отсталых   детей   в   процессе   овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.Материально­техническое   оснащение   и   УМК     не   в   полной   мере   создает необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования. 2.5. Анализ образовательного пространства школы  Образовательная  деятельность школы направлена на решение социальных задач,   учитывает   четыре конкретных   потребностей   родителей   и   детей, основополагающих   принципа:   научить   жить,   научить   жить   вместе,   научить учиться, научить работать – социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников. При работе с детьми с ОВЗ внимание уделяется  следующим моментам: ­ государственный заказ; ­ потребности учащихся; ­ ожидание родителей; ­ потребности педагогов; ­ удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования. Социальный заказ Предполагаемые   пути   его Степень выполнения заказа Сохранение   и реализации ­  диагностика   физического, укрепление здоровья детей психического,   нравственного здоровья учащихся; ­ работа школьного ПМПк; ­ листок здоровья класса; ­ диспансеризация учащихся в  соответствии с графиком;­  улучшение   медицинского   динамические   паузы, обслуживания; ­ охранительного образовательного процесса;  создание   щадящего   и режима   физкультминутки; ­ игровые зоны в классах; ­ проведение Дней здоровья; ­ развитие спортивно­ оздоровительной работы;  участие   в   спортивных ­ мероприятиях школы и района ­ организация питания; 2.  Качественное и эффективное образование.  профильное   трудовое ­ образование; ­  работа   по   индивидуальным учебным планам; ­ контроль питания школьной  комиссией, администрацией. ­ надомная форма обучения; ­  индивидуальное   обучение   (   по рекомендации ПМПк школы); 3.  Расширить ­  усиление гуманистического, ­    внедрение   новых   курсов   доп. возможности дополнительного культурологического, нравственного     аспекта образования в школе; ­ участие в районных  конкурсах; образования. 4.Социализация учащихся дополнительного образования. ­ нравственное воспитание; ­ классные часы; ­ родительские собрания; ­ посещение театров, выставок; ­ экскурсии; ­ знакомство с баз­ми предпр­ми; ­ ориентация;  социально­бытовая ­ посещение Дней открытых  дверей в колледжах,  ПТУ; ­  занятия   с   выходом   на5.  Совершенство­ вание ­ методик,  расширение   поисковых использование   социальные объекты; ­  взаимопосещение   уроков, организация   открытых   уроков, методической работы в школе. современных   педагогических технологий   (в   том   числе семинаров;  усиление   информационных); ­ методик коммуникабельности, диалоговой общения; на     направления развитие     культуры ­ факультативная, внеурочная  деятельность, занятия в  библиотеке; ­ сюжетные игры, праздники; 6.  Совершенство­ вание предметной  создание   комфортных ­ условий     жизнедеятельности ­ оформление ОУ работами детей, ­ организация выставок; среды учителей и учащихся в школе, культуры школьного быта; ­ совершенствование классных  комнат; 7.  Совершенство­ вание  усиление ­ управления;   культуры организационно­ управленческого компонента. ­  обеспечение функциональной   психолого­ медико­педагогической службы. ­оборудование   и переоборудование школы;   помещений ­  постоянная   модернизация системы   управления,   разработка функцио­   нальных   обязанностей всех   управ­ленческих   единиц, положений обо всех структурах; ­ единиц и структур;  планирование   работы   всех ­  повышение   роли   педсоветов, заседаний   творческих   групп,методического   совета   школы, планирование их работы, контроль выполнения решений.   Учителя,   работающие   с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят   систематическое   углубленное   изучение   обучающихся   с   целью выявления   их   индивидуальных   особенностей   и   определения   направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения   ими   общеобразовательных   программ,     заполняют   на   них   карты сопровождения.  В  начале   учебного   года   было   проведено     обследование   речи   как   вновь поступивших учащихся, так и выявлено состояние речи к началу учебного года у детей с ОВЗ В   результате   тщательного     обследования   были   выявлены   характерные особенности   нарушения   речевой   деятельности   и   потенциальные   возможности каждого обучающегося.   Результаты воспитательной работы Воспитательная работа   в школе ведется  по следующим направлениям: ­ гражданско­патриотическое воспитание; ­ трудовое воспитание; ­ нравственно­эстетическое воспитание; ­ охрана здоровья и физическое воспитание. Ведутся   маршрутные листы воспитанников, в которых отражена  занятость   и результативность детей во второй половине дня. Ожидаемые конечные результаты Программы.  Адаптированная   образовательная   программа     МБОУ  «СОШ   №   5» реализуется на двух ступенях образования:­ первая ступень – начальное общее образование  – 4 года, ­ вторая ступень – основное    общее  образование – 5 лет. Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся в ОВЗ. Достижение высоких показателей коррекционной работы: ­уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения; ­ подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации; Организация качественного профессионально­трудового обучения для учащихся VIII вида. Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.   Увеличение   числа   педагогических   работников,   задействованных   в   системе   ос   воивших   современные   образовательные инклюзивного   образования,   коррекционные технологии  до 50%. Обеспечение   предметов   адаптированной   образовательной   программы электронными образовательными ресурсами  до 50%  Содержание подготовки учащихся: ­  на   первой   ступени   обучения  ­   педагогический   коллектив   начальной школы   призван:   сформировать   у   детей   желание   и   умение   учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить   основы   формирования   личностных   качеств,   создать   условия   для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия  на   второй   ступени   обучения,     представляющей   собой   продолжение формирования   познавательных   интересов   учащихся   и   ихсамообразовательных   навыков,   педагогический   коллектив   основной   школы стремится   заложить   фундамент   общей   образовательной   подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально ­­ трудового обучения и выбора учащимся направления   профессиональной   подготовки   (дети   VIII   вида)     с   учетом собственных   способностей   и   возможностей;   создать   условия   для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе. Заключение  Итак, в ходе изучения теоретических и практических аспектов по разработке части   адаптированной   образовательной   программы   нами   была   достигнута поставленная цель. Цель была достигнута в ходе поэтапного решения задач: 1.  Определено   назначение   адаптированной   образовательной   программы   для обучающихся   с   задержкой   психического   развития.  АОП   разрабатывается самостоятельно   образовательной   организацией   с   учетом   федеральных государственных   образовательных   стандартов   общего   образования   по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательныхстандартов   образования   детей   с   ОВЗ   на   основании   основной общеобразовательной   программы   и   в   соответствии   с   особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.  2.  Охарактеризована   специфика   структуры   адаптированной   образовательной программы и условия ее реализации. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.  Рассмотрено   понятие   компонентный   состав   структуры   адаптированной 3.   образовательной   программы.     Управление   реализацией   адаптированной образовательной   программы   осуществляют   администрация   школы, Педагогический   совет.   Контроль   хода   исполнения   адаптированной образовательной программы осуществляет Администрация школы. 4.  Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии,   рефлексии   изученного.   Важно,   чтобы   школьники   через   выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в   свои   возможности,   испытали   чувство   успеха,   которое   должно   стать сильнейшим   мотивом,   вызывающим   желание   учиться.   Программы   учитывают особенности познавательной деятельности  с задержкой психического развития и умственно   отсталых   детей.   Они   направлены   на   разностороннее   развитие личности   учащихся,   способствуют   их   умственному   развитию,   обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое  и  физическое   воспитание. Программы   содержат   материал,   помогающий   учащимся   достичь   того   уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им   для   социальной   адаптации.   В   них   конкретизированы   пути   и   средства исправления   недостатков   общего,   речевого,   физического   развития   и нравственного   воспитания   умственно   отсталых   детей   в   процессе   овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.Литература1. Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. ­ (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. ­ 2011. ­ N 1. ­С. 144­148. ­ Библиогр.: с. 148 (7 назв. ). ­ ISSN 2072­5833 2.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к  образовательной программе  // Педагогика. – 2003. ­ №10. – С.8 – 14.   3.Борисов   П.П.   Компетентностно–деятельностный   подход   и   модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. ­ № 1. – С. 58 – 61.   4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996. 5.Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями   здоровья   /   Б.   Н.   Бубеева.   ­   (Организация   учебно­ воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник Бурятского государственного университета. ­ 2010. ­ Вып. 1. ­С. 221­225. ­ Библиогр.: с. 225 (10 назв. ). ­ ISSN 1994­0866   6.Бютппер Н. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.  Белопольская   Н.Г.   Психологические   исследования   мотивов   учебной 7. деятельности у детей с задержкой психического развития.­М.,1972. Голыня, Ирина Анатольевна.  На пути к инклюзивному образованию : (из опыта работы по включению в образовательный  процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья)  // Логопед. ­ 2011. ­ N 6. ­С. 113­117 : табл  Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; Конвенция о правах ребенка. – ООН,  Нью­Йорк. – 1989. 8. Лебединской К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей  ­ М. 1982.Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера.  1996. Приказ Министерства образования Калининградской области от 23.12.2008 г. №  2728/1 «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями  здоровья в общеобразовательном учреждении» 11. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном  учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. №  288;