Частица как часть речи.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе представлен сценарий урока по теме: «Частица как часть речи». Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении; Задачи урока: • Актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению; • Воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности; • Развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.
Иконка файла материала Сценарий урока по тем1.doc
Андреева Л.В., МБОУ «СОШ №6» Сценарий урока по теме: «Частица как часть речи». Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении;         Задачи урока:   Актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация  к  дальнейшему изучению;  Воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение  заданий, самостоятельности;  Развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие  умений учебного труда. Единица деятельностного содержания, которое нужно освоить уч­ся: способ  определения частиц          Оборудование урока: проектор, компьютер, мел Ключевое задание: задание – «ловушка» Средства, имеющиеся у уч­ся: Знают функции предлогов; Знают функции союзов Ход урока: Деятельность учителя Стадия  урока Сегодня, ребята, наш класс встречает гостей. А вы знаете, что каждый гостеприимный хозяин  должен принять своих гостей радушно.  Поэтому мне бы хотелось, друзья, чтобы вы  сегодня были активными, искренними,  неугомонными в достижении цели,  творческими и, конечно же, воспитанными. Актуализация  знаний Задание: Списать, определить часть речи  выделенных слов. 1. Вследствие обмана лишился я  кармана. 2. Ему показалось, что за деревом кто­ то стоит. 3. Я не знаю, как лучше выразить свою  мысль. 4. О море ночное, как ты прекрасно! 5.  Что за красота вокруг!   ­ Что вы думаете по поводу слова КАК? ­К какой части речи вы бы отнесли слово  Учебная  ситуация (задание –  «ловушка») Деятельность  ученика Открывают тетради В 1 пред. вследствие – производный предлог, так как соединяет слова в предл.; 1 учащийся рассказывает о предлоге Во 2 предл. Что­ подчин.союз, так как соединяет простые предл. в составе сложного;слова, предложения, однород. члены предл. Это слово выражает восторг Значит, о чем мы сегодня будем с  Вами говорить?  ( То же самое в 5 КАК? ­ Если это не союз , то что это? ­ Что соединяет? ­ Какое это предложение. К самостоятельной или служебной части  речи вы отнесете данные слова? Осмысление    Если это не предлог и не союз, то что  это?   ­Что мы знали о частицах? ­ Давайте попробуем назвать  функцию  частиц Осмысление Лингвистическое исследование Работа в парах. Задание.   Выписать частицы и определить, какой  оттенок вносит частица в предложение. 1. Вот эта синяя тетрадь с моими  детскими стихами. (А.А.Ахматова) 2.Знаете ли вы украинскую ночь?  (Н.В.Гоголь) 3.Только ты не умывался и грязнулею  остался. (К.И.Чуковский) 4.Вряд ли мама промолчала. 5.Уж небо осенью дышало, 1 учащийся рассказывает о союзе В 3 – как подчин. союз так как соединяет простые предл. в составе сложного; В 4 пред. 1 версия:   2 версия Как­союз Оно не соединяет предложении) В 6 предложении что – вопрос.местоимение, потому что можно задать вопрос; бы – частица, которая Если это не предлог  и не союз, то это ,  наверное, частица. Записывают тему урока, называют цели урока Это служебная  часть речи, потому что  нельзя задать вопрос. Знали отрицательные частицы, знали, как образуется глаголы в условном наклонении Что узнали? Частица – служебная часть речи, которая служит 1. для выражения различных оттенков значения в предложенииУж реже солнышко блистало.  (А.С.Пушкин)       6.Разве  могли юноши предать дружбу? Я думаю, вы понимаете, что это далеко не все  оттенки значений, на что способны частицы. У  нас будет время познакомиться. Давайте проведем лингвистический  экперимент.   Включите в предложение Я чемпион.  частицы разного значения (каждая пара) Хотелось бы узнать, насколько хорошо вы  разобрались в том, что мы сегодня изучали. Перед вами схема. Дополните её, если  нужно, исправьте ошибки. Чем вам показалась интересной частица?  Подберите 3 прилаг., которые  характеризуют эту часть речи; 2 глагола ­Кому, ребята, сегодня на уроке было  сложно? ­ Кто разобрался в данной теме? ­ Кто остался доволен своей работой? ­ Можете вы оценить работу класса? ­ Ребята, как вы считаете, нашим гостям  было интересно? Д/З Дополните данный диалог частицами. Рефлексия ; 2. для образования наклонений глагола Выписывают  частицы: Вот­ указание Неужели – вопрос, сомнение Только – выделение Вряд ли – сомнение Уж­ усиление Разве ­ вопрос ( у доски  желающие) Затем  учитель показывает правильный вариант) Я почти чемпион. Я не чемпион. Разве я чемпион. Неужели я чемпион. Все­таки я чемпион. (слайд) Частица­ 1.маленькая,  служебная, важная 2.Вносит, дополняет,  отрицает