В данной работе представлен сценарий урока по теме: «Частица как часть речи».
Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении;
Задачи урока:
• Актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;
• Воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности;
• Развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.
Сценарий урока по тем1.doc
Андреева Л.В., МБОУ «СОШ №6»
Сценарий урока по теме: «Частица как часть речи».
Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении;
Задачи урока:
Актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к
дальнейшему изучению;
Воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение
заданий, самостоятельности;
Развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие
умений учебного труда.
Единица деятельностного содержания, которое нужно освоить учся: способ
определения частиц
Оборудование урока: проектор, компьютер, мел
Ключевое задание: задание – «ловушка»
Средства, имеющиеся у учся:
Знают функции предлогов;
Знают функции союзов
Ход урока:
Деятельность учителя
Стадия
урока
Сегодня, ребята, наш класс встречает гостей. А
вы знаете, что каждый гостеприимный хозяин
должен принять своих гостей радушно.
Поэтому мне бы хотелось, друзья, чтобы вы
сегодня были активными, искренними,
неугомонными в достижении цели,
творческими и, конечно же, воспитанными.
Актуализация
знаний
Задание: Списать, определить часть речи
выделенных слов.
1. Вследствие обмана лишился я
кармана.
2. Ему показалось, что за деревом кто
то стоит.
3. Я не знаю, как лучше выразить свою
мысль.
4. О море ночное, как ты прекрасно!
5.
Что за красота вокруг!
Что вы думаете по поводу слова КАК?
К какой части речи вы бы отнесли слово
Учебная
ситуация
(задание –
«ловушка»)
Деятельность
ученика
Открывают тетради
В 1 пред. вследствие
– производный
предлог, так как
соединяет слова в
предл.;
1 учащийся
рассказывает о
предлоге
Во 2 предл. Что
подчин.союз, так как
соединяет простые
предл. в составе
сложного; слова, предложения, однород. члены предл. Это слово выражает восторг
Значит, о чем мы сегодня будем с
Вами говорить?
( То же самое в 5
КАК?
Если это не союз , то что это?
Что соединяет?
Какое это предложение.
К самостоятельной или служебной части
речи вы отнесете данные слова?
Осмысление
Если это не предлог и не союз, то что
это?
Что мы знали о частицах?
Давайте попробуем назвать функцию
частиц
Осмысление
Лингвистическое исследование
Работа в парах. Задание.
Выписать частицы и определить, какой
оттенок вносит частица в предложение.
1. Вот эта синяя тетрадь с моими
детскими стихами. (А.А.Ахматова)
2.Знаете ли вы украинскую ночь?
(Н.В.Гоголь)
3.Только ты не умывался и грязнулею
остался. (К.И.Чуковский)
4.Вряд ли мама промолчала.
5.Уж небо осенью дышало,
1 учащийся
рассказывает о
союзе
В 3 – как подчин.
союз так как
соединяет простые
предл. в составе
сложного;
В 4 пред.
1 версия: 2 версия
Каксоюз
Оно не соединяет
предложении)
В 6 предложении
что –
вопрос.местоимение,
потому что можно
задать вопрос; бы –
частица, которая
Если это не предлог
и не союз, то это ,
наверное, частица.
Записывают тему
урока, называют цели
урока
Это служебная часть
речи, потому что
нельзя задать вопрос.
Знали отрицательные
частицы, знали, как
образуется глаголы в
условном наклонении
Что узнали?
Частица –
служебная часть
речи, которая
служит
1. для
выражения
различных
оттенков
значения в
предложении Уж реже солнышко блистало.
(А.С.Пушкин)
6.Разве могли юноши предать дружбу?
Я думаю, вы понимаете, что это далеко не все
оттенки значений, на что способны частицы. У
нас будет время познакомиться.
Давайте проведем лингвистический
экперимент.
Включите в предложение Я чемпион.
частицы разного значения (каждая пара)
Хотелось бы узнать, насколько хорошо вы
разобрались в том, что мы сегодня изучали.
Перед вами схема. Дополните её, если
нужно, исправьте ошибки.
Чем вам показалась интересной частица?
Подберите 3 прилаг., которые
характеризуют эту часть речи;
2 глагола
Кому, ребята, сегодня на уроке было
сложно?
Кто разобрался в данной теме?
Кто остался доволен своей работой?
Можете вы оценить работу класса?
Ребята, как вы считаете, нашим гостям
было интересно?
Д/З Дополните данный диалог частицами.
Рефлексия
;
2. для
образования
наклонений
глагола
Выписывают
частицы:
Вот указание
Неужели – вопрос,
сомнение
Только – выделение
Вряд ли – сомнение
Уж усиление
Разве вопрос
( у доски желающие)
Затем учитель
показывает
правильный вариант)
Я почти чемпион.
Я не чемпион.
Разве я чемпион.
Неужели я чемпион.
Всетаки я чемпион.
(слайд)
Частица
1.маленькая,
служебная, важная
2.Вносит, дополняет,
отрицает
Частица как часть речи.
Частица как часть речи.
Частица как часть речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.