Чехов А.П. "Студент". Анализ.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации представлен материал о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, иллюстрации, а также материал к анализу замечательного рассказа Антона Павловича Чехова "Студент". В ходе анализа рассказа рассматривается значение пейзажной зарисовки, различия внешнего и интеллектуального уровня героинь рассказа, значение хронотопа и другие аспекты.
Иконка файла материала Чехов А.П. Студент. Анализ.pptx
Рассказ А.П. Чехова «Студент»
новелла • Новозаветная реминисценция — единственное «событие» в рас сказе, в котором событийный ряд заменяется пе редачей «подробностей чувств» персонажа. В рассказе практически отсутствует внешняя мотивировка происходящего.
- Какие проблемы затрагивает писатель в данном произведении? - Обратите внимание на название рассказа, а первоначально он был назван «Вечер». Как вы думаете, почему Чехов изменил название? - Кто и что является предметом изображения в рассказе? - Восстановите фабульную основу этого рассказа. - Одинаково ли умонастроение героя в начале и конце рассказа? Мы попытаемся с вами выявить динамику мироощущения героя: как и почему оно меняется? - Обратимся к экспозиции рассказа. Зачитайте пейзажную зарисовку.
Анализ пейзажной зарисовки • Однороден ли чеховский пейзаж? Докажите, что в этой новелле ему присуща внутренняя динамичность. • На лицо столкновение двух стихий, двух начал. • Работа с таблицей. Добро Зло Сюжетное движе ние организовано как ассоциативный поток на строения с двумя контрастными темами, заявлен ными в начале рассказа: холода — тепла, мрака — света.
• Что перевешивает на чаше весов добро или зло? • Когда происходит действие в рассказе? • Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий «с тяги домой» и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий? • Почем героя охватило мрачное настроение? Чтение отрывка «Ему казалось…» Зло неискоренимо, оно вечно вездесуще. Это открытие леденит душу и сердце героя.
• Пейзажная зарисовка задает тон всему повествованию и содержит многие мотивы, которые получают развитие в сюжете рассказа • Чехов, стремясь передать ощущение одиночества, охватившее душу главного героя, нагнетает однокоренные слова • («словно дуло в пустую бутылку», «кругом было пустынно», «такая же пустыня кругом»).
• Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего ярко с треском, освещая далеко кругом, вспаханную землю. • Посмотрим, согреет ли она душу нашего неприкаянного героя. Подойдем вместе с ним к огню, вглядимся получше в лица женщин. • Что подчеркивает писатель в облике вдовы и ее дочери: сходство или различие? • Выпишите в тетрадь описание Василисы и Лукерьи. Проведите параллельное сопоставление. Василиса Лукерья
• Какова же реакция на рассказанную студентом легенду у двух различных во всех отношениях женщин? • Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице? • Как и почему изменилось настроение героев?
• Вывод: Внешний облик женщин изображен многозначительно контрастно. • Как вы думаете, почему автор заостряет внимание читателя на различиях внешнего облика и интеллектуального уровня своих персонажей? Роль контрапунктной соотнесенности образов довольно велика в чеховской новелле. За внешней противоположностью выстраивается автором глубокое внутреннее единство героинь. Благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единства воспринимается острее, ярче. Когда, под вниманием чего возникло это единение героинь? С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?
• Хронотоп определен конкретным временем (Стра стная пятница) и ограниченным пространством. Подробность православного календаря выполняет в рассказе смысловую функцию. Благодаря ей воз никает ассоциативный ряд и изменяется масштаб повествования: то, что «происходило девятнад цать веков назад, имеет отношение к настояще му». На пересечении этих временных пластов воз никает миг откровения. Он фиксирует переход от мрака к свету, от безнадежности к надежде.
• Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. • Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». • Пессимистическое настроение отступает и возникает лучезарные надежды. Жизнь теперь Ивану кажется восхитительной.
На чало и финал рассказа «Студент» контрастны друг другу как Страстная пятница и Пасхальное воск ресение. • Безысходность начала передана фонети ческим образом «жалобного гудения»: «гудело, точно дуло в пустую бутылку», «в лесу неуютно, глухо и нелюдимо». • Заключительный абзац зву чит в иной тональности: • «...правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...», «сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу...». Звучание и ритм фразы — один из чеховских способов создания настроения и звукового образа произведения. Д/з: