В презентации представлен материал о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, иллюстрации, а также материал к анализу замечательного рассказа Антона Павловича Чехова "Студент". В ходе анализа рассказа рассматривается значение пейзажной зарисовки, различия внешнего и интеллектуального уровня героинь рассказа, значение хронотопа и другие аспекты.
Чехов А.П. Студент. Анализ.pptx
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
Рассказ А.П. Чехова
«Студент»
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
новелла
• Новозаветная реминисценция —
единственное «событие» в рас сказе, в котором
событийный ряд заменяется пе редачей
«подробностей чувств» персонажа.
В рассказе практически
отсутствует внешняя
мотивировка
происходящего.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
- Какие проблемы затрагивает писатель в данном произведении?
- Обратите внимание на название рассказа, а первоначально он был
назван «Вечер». Как вы думаете, почему Чехов изменил название?
- Кто и что является предметом изображения в рассказе?
- Восстановите фабульную основу этого рассказа.
- Одинаково ли умонастроение героя в начале и конце рассказа?
Мы попытаемся с вами выявить динамику мироощущения героя: как
и почему оно меняется?
- Обратимся к экспозиции рассказа. Зачитайте пейзажную
зарисовку.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
Анализ пейзажной зарисовки
• Однороден ли чеховский пейзаж? Докажите, что в
этой новелле ему присуща внутренняя
динамичность.
• На лицо столкновение двух стихий, двух начал.
• Работа с таблицей.
Добро
Зло
Сюжетное движе ние организовано как
ассоциативный поток на строения с двумя
контрастными темами, заявлен ными в начале
рассказа: холода — тепла, мрака — света.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
• Что перевешивает на чаше весов добро или зло?
• Когда происходит действие в рассказе?
• Что ощущает Иван Великопольский, устало
бредущий «с тяги домой» и по воле автора
оказавшийся на арене борьбы двух стихий?
• Почем героя охватило мрачное настроение?
Чтение отрывка «Ему казалось…»
Зло неискоренимо, оно вечно вездесуще. Это открытие леденит душу и
сердце героя.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
• Пейзажная зарисовка задает тон всему
повествованию и содержит многие мотивы, которые
получают развитие в сюжете рассказа
• Чехов, стремясь передать ощущение одиночества,
охватившее душу главного героя, нагнетает
однокоренные слова
• («словно дуло в пустую бутылку», «кругом
было пустынно», «такая же пустыня кругом»).
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
• Но вот в океане холодной мглы забрезжил
огонек костра, горевшего ярко с треском,
освещая далеко кругом, вспаханную землю.
• Посмотрим, согреет ли она душу нашего
неприкаянного героя. Подойдем вместе с ним к
огню, вглядимся получше в лица женщин.
• Что подчеркивает писатель в облике вдовы и
ее дочери: сходство или различие?
• Выпишите в тетрадь описание Василисы и Лукерьи.
Проведите параллельное сопоставление.
Василиса
Лукерья
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
• Какова же реакция на рассказанную студентом
легенду у двух различных во всех отношениях
женщин?
• Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в
лице?
• Как и почему изменилось настроение героев?
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
• Вывод: Внешний облик женщин изображен
многозначительно контрастно.
• Как вы думаете, почему автор заостряет внимание
читателя на различиях внешнего облика и
интеллектуального уровня своих персонажей?
Роль контрапунктной соотнесенности образов довольно
велика в чеховской новелле. За внешней противоположностью
выстраивается автором глубокое внутреннее единство
героинь. Благодаря контрасту в изображении двух героинь
момент их духовного единства воспринимается острее, ярче.
Когда, под вниманием чего возникло это единение героинь?
С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об
апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
• Хронотоп определен конкретным временем (Стра
стная пятница) и ограниченным пространством.
Подробность православного календаря выполняет в
рассказе смысловую функцию. Благодаря ей воз
никает ассоциативный ряд и изменяется масштаб
повествования: то, что «происходило девятнад
цать веков назад, имеет отношение к настояще
му». На пересечении этих временных пластов воз
никает миг откровения. Он фиксирует переход от
мрака к свету, от безнадежности к надежде.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
• Искры душевного тепла, излучаемого простыми
русскими женщинами, осветили мрак души героя,
растопили лед душевных сомнений.
• Любовь к ближнему своему – вот сила, от века
направляющая человеческую жизнь, составляющая
«главное в человеческой жизни и вообще на
земле».
• Пессимистическое настроение отступает и
возникает лучезарные надежды. Жизнь теперь
Ивану кажется восхитительной.
Чехов А.П. "Студент". Анализ.
На чало и финал рассказа «Студент»
контрастны друг другу
как Страстная пятница и Пасхальное воск
ресение.
• Безысходность начала передана фонети ческим образом
«жалобного гудения»: «гудело, точно дуло в пустую
бутылку», «в лесу неуютно, глухо и нелюдимо».
• Заключительный абзац зву чит в иной тональности:
• «...правда и красота... всегда составляли главное в
человеческой жизни и вообще на земле...», «сладкое
ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья,
овладевали им мало-помалу...». Звучание и ритм фразы —
один из чеховских способов создания настроения и
звукового образа произведения.
Д/з:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.