познакомить учащихся с историей написания рассказа;
проанализировать особенности проблематики,
помочь понять характер главной героини;
осознать нравственные уроки рассказа;
выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения
ЦЕЛЬ
“Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности ), нисколько в ней не утопая”.
А. И. Солженицын
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА
Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.
«Матрёнин двор»
«Не стоит село без праведника»
Нравственные начала имеют чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто очень сильно отличаются от неё.
Известно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как быль. Истинное название деревни — Мильцево, Курловского района, Владимирской области.
После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.
Идея и проблематика рассказа
подчинены одной цели - раскрыть красоту души Матрёны
Идея:
на примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей
Проблематика:
Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы.
Взаимоотношения власти и человека-труженика.
Карающая сила любви.
Особая святость помыслов героини .
Композиция рассказа
А.И.Солженицын разделил свой рассказ на три части.
Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы.
Жизнь и судьба героини рассказа.
Уроки нравственности.
Как бы вы озаглавили
композиционные части рассказа?
НРАВСТВЕННЫМ МОЖНО СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА:
С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)
Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.
Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.
С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.
Неравнодушного к чужой беде и страданиям.
Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.
Корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность.
Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими
В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе.
Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила.
Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд.
Пережив на своём веку множество испытаний, Матрёна Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду.
“Лоб её недолго оставался омрачённым...”: Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.
Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
Портрет Матрёны
«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка
«От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны»
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»
Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»
Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но
живой толпой».
КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ?
КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ?
Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.
Один день из жизниМатрёны Васильевны
Смысл повседневного
существования
Тихо, вежливо,
стараясь не шуметь
хлопотать утром по дому
Бескорыстно помогать всем
(родственникам, соседям, колхозу)
Кормить козьих пастухов,
выкладываясь перед другими хозяйками
и вгоняя себя в большой расход
Запасаться на зиму
топливом,
постоянно рискуя
попасть под суд
Кланяясь лесным кустам,
возвращаться домой
просветлённой,
с доброй улыбкой
Лишь бы не запоздниться
(вставать в четыре-пять утра)
КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ?
Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни,
желание участвовать в ней, открытое
искреннее отношение к людям или
сосредоточенность только на
собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.
Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?
Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город. Ни вся земля наша».
Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.
Чем и кем
«стоит село, город… вся
земля наша»?
Не стоит село без праведника…
Моральные качества Матрёны Васильевна, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей.
Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она “всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой”. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде.
Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть.
После смерти Матрёны многие её укоряли: “...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно”, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...”.
Нравственный идеал писателя
Праведница Матрёна - нравственный идеал писателя.
По А.И.Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить
«вечные» вопросы и искать на них ответ.
«ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ!»
«Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так круг -замкнулся? И выхода – действительно нет?»
Автор верит, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»
Перед этимСтрогим сельсоветом,Перед этимСтадом у моста,Перед всем
СтариннымБелым светом,Я клянусь,Душа моя чиста...
Пусть онаОстанется чистаДо конца,До тихого креста!
Заклинание
Н.Рубцов
До конца,До тихого крестаПусть душаОстанется чиста!
Перед этойСкромной,
ЗахолустнойСторонойБолотистой моей,Перед жнивойПрелестной и грустнойВ дни осеннихГорестных дождей,
Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"
Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
Кроме Матрёны и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана
и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога.
ТЕСТ
Прочитайте текст
Выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?
А) является экспозицией, Б) завершает повествование,
В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны,
В) внешность Матрёны, Г) природа.
А4. Почему Матрёна приютила кошку?
А) из материальных соображений, Б) из жалости,
В) от нечего делать, Г) из любви к животным.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны?
А) показать её незаурядность, непохожесть на других,
Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком,
В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.
ТЕСТ
Выполните задание В1 - В5 с развёрнутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?
В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?
В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили…» и далее.
В4. Напишите название любимого растения героини.
В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?
ТЕСТ
https://infourok.ru/prezentaciya-problema-dobra-v-rasskaze-a-i-solzhenicina-matrenin-dvor-2221956.html
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Познакомиться с биографией А.И. Солженицына
Прочитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».
Ответить на вопросы теста
Познакомиться с дополнительным материалом по уроку, используя ссылку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.