Читательская грамотность
Оценка 5

Читательская грамотность

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
06.04.2023
Читательская грамотность
читательская грамотность
Презентация _Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы__.ppt

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни.

Что такое читательская грамотность?

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию…

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию…

Читательские умения:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в…

4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в…



4 основных способа осмысления текста:
постановка вопросов (о новом ) к тексту;
построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…);
создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
конструирование собственных высказываний о прочитанном

Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Лингвистическая сказка»
Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Можно, например, стать капитаном и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР- Проблемный вопрос:

Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР- Проблемный вопрос:

Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР-
Проблемный вопрос:
При каком условии происходит чередование корней -ГОР- и –ГАР-?
Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
Составление рассказа о существительном по опорным словам.
1) Имя сущ. обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени сущ. - … падеж…числа.
2) Имена сущ. имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или … склонению.
Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки:…
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя сущ. может быть как …, … , … , … , …
Имя сущ. не является членом предложения, если…

Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию

Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию

Прием «Верите ли вы, что…»

Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. 

Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя

Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя

Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя. Например:
- Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.
- Получил образование в Царскосельском Лицее.
- Служил секретарём в суде.
-Написал поэму «Бородино».
-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать .

Концептуальная таблица» или «Сводная таблица»

Концептуальная таблица» или «Сводная таблица»

«Концептуальная таблица» или «Сводная таблица»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. Желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти

Сравнение героев Жилин Костылин 1

Сравнение героев Жилин Костылин 1

Сравнение героев

Жилин

Костылин

1.Встреча

2.Поведение в плену

3.Побег(первый)

Урок «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого

Данная работа позволяет развивать помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.

Приём «Маркировка» Используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное…

Приём «Маркировка» Используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное…

Приём «Маркировка»

Используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

Прием «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей

Прием «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей

Прием «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”,
“ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Костылин 2.слабый, трусливый 3

Костылин 2.слабый, трусливый 3

1. Костылин
2.слабый, трусливый
3.боится, страдает, стонет
4. Костылин – личность слабохарактерная
5. пленник, трус

1.Жилин
2. выносливый, мужественный
3. не сдается, мастерит, борется
4. Жилин – настоящий русский человек
5. храбрец

Прием «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Перепутанные логические цепочки»

Перепутанные логические цепочки»


«Перепутанные логические цепочки»

Написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Чтение с пометками" Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v знакомая информация + новая информация -- я думал (думала)…

Чтение с пометками" Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v знакомая информация + новая информация -- я думал (думала)…

"Чтение с пометками"

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v знакомая информация
+ новая информация
-- я думал (думала) иначе
? это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста:

Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста:

Сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Чтение, - говорил выдающийся педагог

Чтение, - говорил выдающийся педагог

«Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу.
Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика»
 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023