Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яраткуловская средняя школа»
Информационно-познавательный
проект
«Что такое вакцинация»
Автор проекта: Хайретдинова Аина, обучающаяся 7»а» класса Наставник: Галлямова Марзия Хакимьяновна, учитель биологии и химии
2022 г.
Содержание
Аннотация наставника…………………………………………..3
Введение …………………………………………………………4
1.Теоретическая часть
1.1. Что такое вакцинация. …………………………………5
1.2. История создания вакцины…………………….. ……..6
1.3.Применяемые виды вакцин и их значение…………….7
1.5. Российский календарь прививок………………………8
1.6. Есть ли противопоказания……………………………..9
1.7. Почему люди отказываются от вакцинирования…….9
2. Практическая часть. (Встречи, опрос, анкетирование)……………………………..10
3.Заключение………………………………………………….. 11 4. Литература…………………………………………………. 12
2
Аннотация наставника
Данный проект направлен на изучение роли вакцинации в жизни человека. Многие родители и дети боятся вакцинации, боятся побочных эффектов. Но прежде чем отказываться от вакцинации, нужно исследовать этот вопрос.
Эта проектная работа позволит узнать отношение людей к вакцинации. А в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире, отношение к вакцинации против COVID-19.
Применить данный проект можно на уроке биологии в 8 классе, но и в качестве внеклассного мероприятия.
Тип проекта: научно-познавательный
Продукт проекта: презентация, стенгазета
3
Введение
Эпидемиологическая обстановка в мире никогда не была спокойной. Все время наблюдались вспышки инфекционных заболеваний и появлялись новые виды заразных болезней, а в последние годы происходят вспышки инфекций разных штаммов. Справиться с распространением COVID-19 человечеству не удалось с помощью одних только противоэпидемических мер. Ученые считают, что пандемия не остановится до тех пор, пока большая часть населения планеты (более 80%) не приобретет иммунитет к возбудителям этой инфекции. Добиться как личного, так и коллективного иммунитета можно двумя путями: либо переболеть, либо вакцинироваться. А учитывая, что риск умереть от этой болезни в случае тяжелого течения составляет примерно 1 к 30, то выбор очевиден. Тем более что за невероятно короткое время удалось создать много эффективно действующих вакцин, разработанных на самых разных технологических платформах.
Данный проект направлен на изучении роли вакцинации в жизни человека. Многие родители и дети боятся вакцинации, боятся побочных эффектов. Но прежде чем отказываться от вакцинации, нужно исследовать этот вопрос.
Эта исследовательская работа позволит узнать об отношении к вакцинации. А в связи сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире, отношение к вакцинации против COVID-19.
Актуальность моей работы обусловлена необходимостью изучения вакцинации, как профилактике вирусных заболеваний. Узнать, что такое коронавирус и как от него защититься. Ведь проблема сохранения и укрепления здоровья актуальна и имеет огромную значимость.
Цель проекта: выяснить, что такое вакцинация и её значение.
Задачи исследования:
-познакомиться с понятием вакцина; -изучить историю вакцинации; -узнать о роли вакцины в жизни человека в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире; -провести опрос жителей по вопросам вакцинации от COVID- 19; -изготовить памятку про вакцинацию
Объект исследования: жители д. Яраткулова
Методы исследования: наблюдение, беседы с медицинским работником, опрос жителей, анализ полученных результатов. 4
1.Теоретическая часть
1.1.Что такое вакцинация.
Вакцинация – это профилактическая процедура, при которой в организм пациента вводится антигенный материал с целью вызвать иммунитет к определенному инфекционному заболеванию. Антигенным материалом могут быть ослабленные или убитые микроорганизмы, их частицы либо токсины.
Когда ребенок появляется на свет, он обычно имеет иммунитет (невосприимчивость) к некоторым инфекциям. Это заслуга борющихся с болезнями антител, которые передаются через плаценту от матери к будущему новорожденному. Впоследствии, вскармливаемый грудью младенец постоянно получает дополнительную порцию антител с молоком матери. Такой иммунитет называют пассивным. Он носит временный характер, угасая к концу первого года жизни. Создать длительный и, как говорят врачи, активный иммунитет к некоторым болезням, можно при помощи вакцинации.
Введение вакцины называют прививкой. В состав вакцин могут входить как отдельные части возбудителей инфекционных заболеваний (белки, полисахариды), так и целые убитые или ослабленные живые микроорганизмы. Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например, возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка).
Вакцинация - это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. Врачам известно, что побочные действия свойственны всем лекарственным препаратам, в том числе и вакцинам. Однако риск получить реакцию на прививку не идет ни в какое сравнение с риском осложнений от инфекционных болезней у не привитых детей.
5
1.2. История создания вакцины
История появления вакцинации берёт своё начало ещё в конце XVIII века. Тогда были осуществлены первые результативные попытки излечить животных от вирусных заражений. 1796 году английский врач Э. Дженнер обратил внимание на то, что фермеры, которые работают с коровами, в случае заражения болеют ненатуральной оспой. Данную теорию необходимо было проверить. Решившись на проведение революционного на то время эксперимента, врач ввёл коровью оспу мальчику, доказав при этом, что у того выработался иммунитет к натуральному заболеванию. Были совершены попытки заразить парня оспой, но все они остались безуспешными. Так появилась вакцинация, но лишь спустя столетие, был предпринят научный подход к вакцинации. Несмотря на то что пандемия коронавируса за последние два года изменила жизнь на большей части планеты, ситуация далека от страшных эпидемий прошлого. В XIX веке холера унесла больше жизней, чем любая другая болезнь, – современная медицина научилась лечить ее даже без применения антибиотиков. «Испанка», обрушившаяся на мир в 1918-1920 годах, считается самой массовой и самой смертоносной эпидемией в истории человечества. Самой страшной болезнью испокон веков считалась чума, у заболевших не было шансов на выздоровление. Еще три страшных заболевания – натуральная оспа, полиомиелит и корь – смогли обуздать только благодаря вакцинации.Благодаря разработке и созданию вакцин, сейчас каждый человек может избежать развития тяжёлых заболеваний, от которых много лет назад массово умирали люди.
6
1.4. Применяемые виды вакцин и их значение
1.Вакцина против туберкулеза. Туберкулез - инфекция поражающая преимущественно легкие, но процесс может затрагивать любые органы и системы организма. Возбудитель туберкулеза - микробактерия Коха - очень устойчива к применяемому лечению. Для профилактики туберкулеза применяют БЦЖ вакцину. Она представляет собой живые, ослабленные микробактерии туберкулеза (тип bovis). Вакцинация проводится обычно в родильном доме.
2.Вакцина против кори. Корь - вирусное заболевание, чрезвычайно заразное. При контакте с больным корью заболевают 98% не привитых или не имеющих иммунитета людей.Вакцина готовится из живых ослабленных вирусов кори. Во многих странах применяют тривакцины, содержащие помимо коревого краснушный и паротный компоненты.
3.Вакцина против гепатита В. Гепатит B — вирусное заболевание, поражающее печень. Опасным последствием этой болезни является ее затяжное течение с переходом в хронический гепатит, цирроз и рак печени. Кроме того, для заражения гепатитом B достаточно контакта с ничтожным количеством крови больного. Вакцина вводится внутримышечно в бедро или плечо.
4.Вакцина АКДС. Ее используют для профилактики дифтерии, коклюша и столбняка у детей. Столбняк (тетанус) — поражение нервной системы, вызванное бактериями, загрязняющими рану. Столбняк может быть в любом возрасте. Коклюш — поражение дыхательной системы, который характеризуется "спазматическим" кашлем. Осложнения могут быть у детей до первого года жизни; дети на первом месяце жизни особенно восприимчивы к инфекции. Дифтерия- инфекционное заболевание, поражающее чаще всего ротоглотку, часто затрагивая гортань, бронхи, кожу и другие органы.
5.Вакцина против полиомиелита. Полиомиелит – это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом полиомиелита. Полиомиелитом заражаются от больного человека не вакцинированные или не полностью вакцинированные дети в условиях не соблюдения правил личной гигиены. Полиовирус проникает в организм через рот, при употреблении загрязненной пищи или воды, а также через носовые ходы – при вдыхании. Вирус размножается в кишечнике и поражает нервную систему. Почти один из 200 случаев заражения приводит к необратимому параличу (обычно ног).
6.Грипп и простудные заболевания опасны своими осложнениями, которые могут развиться через несколько лет: инфаркт миокарда, бронхиальная астма, инсульт, потеря слуха, зрения,
7.Коронавирус. Это РНК-содержащий вирус из группы коронавирусов, животного происхождения. Чаще всего вирус попадает в организм через конъюнктиву глаз: грязные руки, чих зараженного и так далее.Для постановки диагноза используются тест-системы и ПЦР диагностика, которые определяют наличие вируса по крови или мокроте.
1.3. Российский календарь прививок
То, что вакцинация нужна только детям-опасное заблуждение. Взрослые ничуть не меньше нуждаются в прививках. Часто так называемые детские болезни для взрослых не менее опасны и могут приводить к тяжелым осложнениям.
Российский календарь прививок – документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке. Прививочный календарь разрабатывается с учетом всех возрастных особенностей, в том числе и наиболее опасных инфекционных заболеваний у детей первого года жизни. Прививки, которые делаются в рамках календаря, позволяют значительно снизить риск различных заболеваний.
В список прививок по эпидемическим показаниям в 2020 году добавили коронавирусную инфекцию, которую вызывает вирус SARS-CoV-2.
Штаммом коронавируса стали заметно чаще болеть COVID-19. В России уже зарегистрирована первая отечественная вакцина для детей в возрасте 12-17 лет — «Спутник М». Вакцинация детей от ковида началась в конце января 2022 года.
1.4. Есть ли противопоказания
Абсолютными противопоказаниями для проведения любых прививок являются:
Сильная реакция на предыдущую вакцинацию – температура выше 40 градусов, заметный отек и гиперемия (выглядит как красное пятно) более 8 см в месте укола. Анафилактические и аллергические реакции на какой-то из компонентов вакцины.Основанием для запрета любой из живых вакцин служат иммунодефицитное состояние, злокачественные опухоли, беременность, недоношенные дети (до 2 кг).При прогрессирующих болезнях нервной системы не делают АКДС. Тяжелые аллергические реакции на аминогликозиды и яичный белок, аллергия на дрожжи запрещает вакцину против гепатита В.
Временными противопоказаниями для всех типов вакцин являются острые заболевания и обострение хронических болезней. В этом случае необходима отсрочка вакцинации до исчезновения симптомов заболевания. При острых вирусных респираторных инфекциях и острых кишечных заболеваниях прививки проводят сразу же после нормализации температуры. 8
1.5.Почему люди отказываются от вакцинирования
Некоторые люди думают: ну и что такого, случаи заболеваний единичны, скорее всего, мы не заболеем;
-вероятность осложнений от прививки;
-у многих, вероятно, есть предположение, что если COVID-2019 - опасная, часто смертельная болезнь, то и вакцины от него должны быть опасными;
-неуверенность в безопасности вакцин, созданных по новым технологиям;
-опасаются побочных действий, что вакцины сделаны слишком быстро.
9
2. Практическая часть
Опрос по вопросам вакцинации от COVID- 19
Численность населения деревни Яраткулова -1325 человек. По данным медицинского работника -привито - 447 человек -медотвод от вакцинации против коронавируса – 200 чел. -думают (делать прививку или нет) – остальные.
Большинство жителей положительно относятся к массовой вакцинации от коронавируса, при этом 50% сделали себе прививку российской вакциной. В рамках проекта был проведен опрос среди учителей и техперсонала нашей школы, предложила им ответить на следующие вопросы. Цель опроса - узнать отношение к вакцинации против COVID-19.
Опрос состоял из 10 вопросов.
Результаты опроса сделала в виде таблицы:
№ |
Вопросы |
Да |
Нет |
1 |
Болели ли вы коронавирусной инфекцией? |
7 |
13 |
2 |
Вакцинировались ли вы? |
20 |
- |
3 |
Доверяете ли вы качеству вакцинации? |
18 |
2 |
4 |
Знаете ли вы противопоказания к прививке? |
16 |
4 |
5 |
Знаете ли вы о специальной подготовке перед вакцинацией? |
17 |
3 |
6 |
Вакцинация должна быть обязательной? |
14 |
6 |
7 |
Планируете ли вы вакцинировать своих детей? |
10 |
10 |
8 |
Стоит ли обязать родителей делать обязательные прививки детям? |
5 |
15 |
9 |
Знаете ли вы что процесс вакцинации прост и занимает мало времени? |
15 |
5 |
10 |
Доверяете ли Вы информации, полученной от СМИ? |
5 |
15 |
10
Заключение
Эффективность вакцинации - гарантия не заболеть, даже в случае заболевания оно будет протекать в легкой форме.
В своей работе, я постаралась изучить отношение к вакцинации и прививкам жителей д. Яраткулова и учителей нашей школы. Были проведены опросы, анкетирования, встречи с медицинскими работниками. В ходе проведённой работы, я собрала материал, который показывает, что основная часть населения знают, что такое вакцинация, знают, какие существуют прививки. Отношение к прививкам у большинства опрошенных положительное. Таким образом, я пришла к такому выводу, что вакцинация - это формирование адекватной реакции организма на инфекцию по естественному пути.
На основании этого сделала собственные выводы: новые вакцины являются очень эффективным средством защиты детей от вируса на протяжении всей жизни, вызывая лишь небольшие побочные эффекты.
11
Литература:
1. Вакцины и вакцинация. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 640 c. 3. Смирнов С. М., Ясинский А. А. Профилактические прививки: Медицина, 2. Иммунология: В 3т.: Пер. с англ./ Под ред. У.Пола. М.: Мир,1988 3. Национальный календарь профилактических прививок России. 4. КрюиП.де. Охотники за микробами: Борьба за жизнь. М.: Наука, 1987. 5. Петровский Б.В. “Краткая медицинская энциклопедия “ –2-е изд., в 3-х изд., М., “Советская энциклопедия”, 1989. 6.Учебник. 8 класс. Биология. Москва. «Вентана-Граф», 2019 г.
7. Интернет – ресурсы
12
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.