ЧТО ТАКОЕ ВЕЖЛИВОСТЬ?
Цель: Воспитание у детей доброжелательного, внимательного отношения к взрослым и сверстникам; развитие навыков использования в речи вежливых слов.
Задачи:
-формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;
-формировать умение выражать свои мысли, чувства в речи, использовать слова, связанные с этикой общения, культурой поведения;
- воспитывать дружеские отношения, желание помогать друг другу.
Ритуал приветствия.
Добрый день! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным.
Я напомню о правилах, которые действуют на нашем занятии:
• каждый говорит по очереди;
• хочешь сказать — подними руку;
• используем вежливые слова «спасибо, пожалуйста»;
• если чувствуешь, что виноват, сразу попроси прощение;
• быть доброжелательным.
Чтобы мы услышали, кто сегодня с нами, и в каком он настроении, сыграем в такую игру: каждый из вас выберет сейчас себе образ животного и цвет этого животного, и представится так, как — будто он и есть это животное. Например, каждый по очереди говорит своему соседу: «Серый котик я, а как зовут тебя?» Следующий участник называет себя и сое животное, и его цвет, обращаясь к соседу.
Основная часть.
2. Аудио — фрагмент «Урок вежливости» (mp3).
Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Урок вежливости». Дети, прослушав стихотворение в записи, рассказывают самостоятельно, читая и показывая в эмоциях и в движениях, по куплетам.
3. Беседа в кругу на тему о вежливости.
— Какого человека можно назвать вежливым?
— Как ведет себя медведь?
— Можно ли научить медведя быть вежливым?
— Можно ли научить человека быть вежливым?
— Для чего человеку нужно проявлять вежливость?
— Каким будет с человеком, если он не станет проявлять вежливость, станет проявлять вежливость?
Вежливость-проявление человеком уважения к другим людям – почитание старших людей.
А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”, угадайте волшебные слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).
Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.
Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
- Чтобы вы ответили на вопрос?
(Рассуждения детей)
- Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
- Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
- Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
- С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
- Почему громко кричать вредно для здоровья?
(Ответы детей)
Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!
- Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – низко, низко приседаем.
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
- Входящему в класс можно крикнуть “привет”.
- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.
- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
- Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.
- Не надо ябедничать.
- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
- Молодцы! Спасибо!
- Очень важно соблюдать правила поведения в столовой. Посмотрите видео запись поведения детей в столовой в нашей школе. Попробуйте заметить, какие ошибки допустили ребята.
- Просмотр записи, анализ ситуации.
- Как мы идём в столовую? Что пере этим делаем?
- Как садимся за столы?
- Как едим? Почему?
Ребята расскажут некоторые правила: (готовят заранее).
- В столовой есть закон такой: “Руки мой перед едой!”
- Очень пища хороша – кушай пищу не спеша!
- Если будешь всё съедать – шанс учиться есть на “пять”!
- Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси её скорей-ка!
- Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!
- Часто дети забывают о правилах, хотя знают их. Подумайте, что можно сделать в нашем классе, чтобы ребята не забывали хорошо себя вести на уроках, на переменах, в столовой и не забывали волшебные слова.
(Ответы детей)
Итог занятия:
- О чём мы сегодня говорили?
- Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?
(Ответы детей)
Вывод:
Все эти правила нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
6. Завершение занятия.
Дети по очереди говорять друг другу слова благодарности,
называя имя соседа и продолжая фразу: «Ваня, ты молодец, потому, что….»
По завершении занятия дети вместе с педагогом зоздают компьютерный фото ряд из
фотографий занятия, накладывая его на народную, национальную музыку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.