Что важнее учить или воспитывать?
Оценка 4.9

Что важнее учить или воспитывать?

Оценка 4.9
docx
09.06.2022
Что важнее учить или воспитывать?
Петрухина_Нижний Тагил_Школа100 (2).docx

Что важнее учить или воспитывать?

Петрухина Ирина Юрьевна

учитель начальных классов 1 категории

МАОУ СОШ № 100

г. Нижний Тагил

Свердловской области

 

Наша общая задача - помочь юному человеку поверить в свою успешность, неповторимость, ощутить себя личностью, способной открывать вокруг себя мир, наполненный радостью. Понимать окружающий мир, видеть себя в контексте происходящих событий, отвечать за свои поступки - это далеко не все цели, которые ставит перед собой любой из нас, работая с детьми. Мечта учителя - показать детям возможности творческого отношения к жизни, дать почувствовать радость самосовершенствования, понять, что человек существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью.

«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России»,-гласит Конституция РФ.

Соответственно, и работа всех специалистов и общественных объединений в области образования, здравоохранения, безопасности, молодежной и социальной политики должна быть направлена на совместное выстраивание целостной системы воспитания подрастающего поколения.

На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее: обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия неразделимы. Нам хорошо известны слова Л. Н. Толстого, который сказал, «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [1]. Трудно не согласиться с великим классиком.

Основной задачей учителя выступает не столько достижение предметных результатов, сколько создание оптимальных условий для формирования и воспитания высококультурной личности, обладающей нестандартным и многогранным мышлением. Идея воспитывающего обучения имеет длинную историю своего развития в педагогической науке. Анализ научной литературы показал, что воспитывающее обучение находит свое отражение не только в содержании, организационных формах и методах обучения [2].

Исследователь В. М. Коротов, изучавший феномен воспитывающего обучения, подчеркивал, что «единство обучения и воспитания является одним из ведущих принципов деятельности школы» [2, с. 3]. Он рассматривал воспитывающее обучение в таких аспектах, как воспитательный потенциал содержания учебного материала, воспитательное значение организуемой учителем учебной деятельности ученика, нравственный облик учителя и его владение методами педагогического воздействия.

В. В. Сериков отмечает, что суть воспитывающего обучения в школьном образовании всегда сводилась к тому, «чтобы реализовать воспитательные возможности изучаемой темы, взрастить в процессе обучения качества, полезные для самого образования, для успешного прохождения программ, – мотивацию, самостоятельность, организованность» [3, с. 172].

Изучение вопросов воспитывающего обучения позволило выдающимся педагогам открыть феномен развивающего и воспитывающего влияния на учащихся и на его основе сформулировать принцип воспитывающего обучения (работы Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина. П. И. Пидкасистого и др.)

Воспитывающий потенциал урока во многом зависит от способности учителя переосмыслить подходы к отбору содержания, методов и приемов обучения, спланировать их применение и спрогнозировать их роль в создании воспитывающей атмосферы урока.

Вопрос о комплексном подходе к обучению и воспитанию, позволяющем в единстве решать дидактические и воспитательные задачи, особенно актуален в современной школе. Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело в основном с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные отношения, на процессы и события окружающей человека действительности. Если обучение ориентировано на усвоение знаний, умений, способов интеллектуальной, познавательной деятельности, то воспитание направлено на приобретение опыта социальных отношений, нравственного самоопределения, с поддержкой индивидуальности в человеке. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели – целостному развитию личности школьника.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманизма. Задача учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Конечно, на одном уроке невозможно воспитать честность, милосердие, мужество, волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако, ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. У ребенка возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще такая возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.

Основные целевые ориентиры работы образовательных учреждений это качественное обучение и качественное воспитание. Это и есть единый процесс образования. Обнуление одного из компонентов приводит к обнулению результатов в целом.

Очень важный вопрос, определяющий сферу воспитания, можно сформулировать словами Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ключевая задача – это воспитание поступком, идентификация с героем и со значимым человеком. Вербальные увещевания и менторские указания – это дорога в никуда. Воспитание осуществляется только в сложнейших формах содействия и сопереживания. Поэтому учитель должен быть мастером мотивации поведения ребенка, приобщения его к нормам совместной деятельности с другими людьми. К сожалению, в школах эти задачи часто оставались на втором плане, на первом же были только урок и знания.

Сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей. Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляется учителями на уроках? Ответ на этот вопрос очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся.

Воспитание на уроке … На него работает все – и стиль общения, и дидактическая структура, и методические приемы. Мы привыкли думать, что воспитание на уроке – это прежде всего примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Для успешного осуществления процесса воспитания необходимо четкая постановка цели и комплексное решение задач.

Снижение воспитательной работы в нашем обществе в последние годы прежде всего отразилось на детях. Поэтому мы считаем, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде.

Из личного опыта работы в МАОУ СОШ № 100 г. Нижний Тагил в качестве учителя начальных классов могу с уверенностью сказать, что без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от учителя сдержанности, терпения, доброты. Для своих учеников учитель должен быть не только носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет приобрести иммунитет ко злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и сверстниками, найти свое место в жизни.

Урок же стал частью моей жизни. Я проживаю его вместе со своими учениками, предлагая детям поразмышлять над полученной информацией, задуматься над причиной и следствием происходящего в мире. Стараюсь воспитать в каждом ребенке любовь к своей малой родине, ответственность за совершенные поступки, стараюсь целенаправленно влиять на ум, воображение, чувство учеников, развивая богатство их души. Мой девиз: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать, и я пойму».

Начиная с начальной школы программа по ознакомлению с окружающим миром требует постоянного внимания к воспитанию бережного отношения детей к природе, раскрытию эстетического, познавательного, практического значения природы в жизни людей.

Приведу пример из своей практики.

Тема урока: Заглянем в кладовые земли. (урок Окружающего мира, 2 класс)

Что значит кладовые? (это где находится клад, а клад закапывают в землю)

– В 1 классе вы изучали тему «Камни», но сейчас вы уже выросли и камни мы будем называть горными породами или полезными ископаемыми. Кто мне скажет, почему горные породы назвали ископаемыми? (потому что их выкапывают из земли, от слова «копать»).

Почему называют полезными? (потому что человек их использует в своей жизни).

Откуда они появляются?

Вот вопросы, которые можно поставить перед детьми.

Урок-исследования. Всем классом выходим на природу (я заранее узнаю нужное место, договариваюсь с инструктором).

Горных пород очень много на Урале, и мы сегодня с вами будем сами их добывать, рассматривать и изучать.

Дети самостоятельно добывают камни, помогаем им определить камень. Дома ребята находят информацию о них и рассказывают на следующем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Такая работа по формированию экологических представлений у младших школьников является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы и подрастающего поколения.

            Важно понимать, что воспитание подрастающего поколения – непрерывный процесс, который необходим на протяжении всей школьной жизни учеников.

Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. С самого детства юный человек должен знать, чтобы быть честным и справедливым, надежным и добрым, умным и созидающим, знающим историю страны и народа, любящим свою Родину – самое важное для счастливой жизни.

 

Но вместе с детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя. Каждый из нас призван не только «сеять разумное, доброе, вечное», но и отвечать за полученный урожай.

Опираясь на педагогические исследования и личный опыт работы, можно сделать вывод о неразрывности воспитания и обучения, в процессе которого оно осуществляется через содержание, формы, средства обучения.

 

Литература:

1. Толстой, Л. Н. Воспитание и образование // Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1983. – Т. 16. – С. 29-65

2. Коротов, В. М. Воспитывающее обучение. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

3. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // В. В. Сериков под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.


 

Что важнее учить или воспитывать?

Что важнее учить или воспитывать?

Изучение вопросов воспитывающего обучения позволило выдающимся педагогам открыть феномен развивающего и воспитывающего влияния на учащихся и на его основе сформулировать принцип воспитывающего обучения (работы

Изучение вопросов воспитывающего обучения позволило выдающимся педагогам открыть феномен развивающего и воспитывающего влияния на учащихся и на его основе сформулировать принцип воспитывающего обучения (работы

Основные целевые ориентиры работы образовательных учреждений – это качественное обучение и качественное воспитание

Основные целевые ориентиры работы образовательных учреждений – это качественное обучение и качественное воспитание

Мой девиз: «Скажи мне , и я забуду, покажи мне , и я запомню, дай мне сделать, и я пойму»

Мой девиз: «Скажи мне , и я забуду, покажи мне , и я запомню, дай мне сделать, и я пойму»

Но вместе с детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя

Но вместе с детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2022