Что важнее учить или воспитывать?
Петрухина Ирина Юрьевна
учитель начальных классов 1 категории
МАОУ СОШ № 100
г. Нижний Тагил
Свердловской области
Наша общая задача - помочь юному человеку поверить в свою успешность, неповторимость, ощутить себя личностью, способной открывать вокруг себя мир, наполненный радостью. Понимать окружающий мир, видеть себя в контексте происходящих событий, отвечать за свои поступки - это далеко не все цели, которые ставит перед собой любой из нас, работая с детьми. Мечта учителя - показать детям возможности творческого отношения к жизни, дать почувствовать радость самосовершенствования, понять, что человек существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью.
«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России»,-гласит Конституция РФ.
Соответственно, и работа всех специалистов и общественных объединений в области образования, здравоохранения, безопасности, молодежной и социальной политики должна быть направлена на совместное выстраивание целостной системы воспитания подрастающего поколения.
На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее: обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия неразделимы. Нам хорошо известны слова Л. Н. Толстого, который сказал, «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [1]. Трудно не согласиться с великим классиком.
Основной задачей учителя выступает не столько достижение предметных результатов, сколько создание оптимальных условий для формирования и воспитания высококультурной личности, обладающей нестандартным и многогранным мышлением. Идея воспитывающего обучения имеет длинную историю своего развития в педагогической науке. Анализ научной литературы показал, что воспитывающее обучение находит свое отражение не только в содержании, организационных формах и методах обучения [2].
Исследователь В. М. Коротов, изучавший феномен воспитывающего обучения, подчеркивал, что «единство обучения и воспитания является одним из ведущих принципов деятельности школы» [2, с. 3]. Он рассматривал воспитывающее обучение в таких аспектах, как воспитательный потенциал содержания учебного материала, воспитательное значение организуемой учителем учебной деятельности ученика, нравственный облик учителя и его владение методами педагогического воздействия.
В. В. Сериков отмечает, что суть воспитывающего обучения в школьном образовании всегда сводилась к тому, «чтобы реализовать воспитательные возможности изучаемой темы, взрастить в процессе обучения качества, полезные для самого образования, для успешного прохождения программ, – мотивацию, самостоятельность, организованность» [3, с. 172].
Изучение вопросов воспитывающего обучения позволило выдающимся педагогам открыть феномен развивающего и воспитывающего влияния на учащихся и на его основе сформулировать принцип воспитывающего обучения (работы Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина. П. И. Пидкасистого и др.)
Воспитывающий потенциал урока во многом зависит от способности учителя переосмыслить подходы к отбору содержания, методов и приемов обучения, спланировать их применение и спрогнозировать их роль в создании воспитывающей атмосферы урока.
Вопрос о комплексном подходе к обучению и воспитанию, позволяющем в единстве решать дидактические и воспитательные задачи, особенно актуален в современной школе. Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело в основном с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные отношения, на процессы и события окружающей человека действительности. Если обучение ориентировано на усвоение знаний, умений, способов интеллектуальной, познавательной деятельности, то воспитание направлено на приобретение опыта социальных отношений, нравственного самоопределения, с поддержкой индивидуальности в человеке. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели – целостному развитию личности школьника.
Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманизма. Задача учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Конечно, на одном уроке невозможно воспитать честность, милосердие, мужество, волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако, ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. У ребенка возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще такая возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.
Основные целевые ориентиры работы образовательных учреждений – это качественное обучение и качественное воспитание. Это и есть единый процесс образования. Обнуление одного из компонентов приводит к обнулению результатов в целом.
Очень важный вопрос, определяющий сферу воспитания, можно сформулировать словами Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ключевая задача – это воспитание поступком, идентификация с героем и со значимым человеком. Вербальные увещевания и менторские указания – это дорога в никуда. Воспитание осуществляется только в сложнейших формах содействия и сопереживания. Поэтому учитель должен быть мастером мотивации поведения ребенка, приобщения его к нормам совместной деятельности с другими людьми. К сожалению, в школах эти задачи часто оставались на втором плане, на первом же были только урок и знания.
Сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей. Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляется учителями на уроках? Ответ на этот вопрос очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся.
Воспитание на уроке … На него работает все – и стиль общения, и дидактическая структура, и методические приемы. Мы привыкли думать, что воспитание на уроке – это прежде всего примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Для успешного осуществления процесса воспитания необходимо четкая постановка цели и комплексное решение задач.
Снижение воспитательной работы в нашем обществе в последние годы прежде всего отразилось на детях. Поэтому мы считаем, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде.
Из личного опыта работы в МАОУ СОШ № 100 г. Нижний Тагил в качестве учителя начальных классов могу с уверенностью сказать, что без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от учителя сдержанности, терпения, доброты. Для своих учеников учитель должен быть не только носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет приобрести иммунитет ко злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и сверстниками, найти свое место в жизни.
Урок же стал частью моей жизни. Я проживаю его вместе со своими учениками, предлагая детям поразмышлять над полученной информацией, задуматься над причиной и следствием происходящего в мире. Стараюсь воспитать в каждом ребенке любовь к своей малой родине, ответственность за совершенные поступки, стараюсь целенаправленно влиять на ум, воображение, чувство учеников, развивая богатство их души. Мой девиз: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать, и я пойму».
Начиная с начальной школы программа по ознакомлению с окружающим миром требует постоянного внимания к воспитанию бережного отношения детей к природе, раскрытию эстетического, познавательного, практического значения природы в жизни людей.
Приведу пример из своей практики.
Тема урока: Заглянем в кладовые земли. (урок Окружающего мира, 2 класс)
– Что значит кладовые? (это где находится клад, а клад закапывают в землю)
– В 1 классе вы изучали тему «Камни», но сейчас вы уже выросли и камни мы будем называть горными породами или полезными ископаемыми. Кто мне скажет, почему горные породы назвали ископаемыми? (потому что их выкапывают из земли, от слова «копать»).
– Почему называют полезными? (потому что человек их использует в своей жизни).
– Откуда они появляются?
Вот вопросы, которые можно поставить перед детьми.
Урок-исследования. Всем классом выходим на природу (я заранее узнаю нужное место, договариваюсь с инструктором).
– Горных пород очень много на Урале, и мы сегодня с вами будем сами их добывать, рассматривать и изучать.
Дети самостоятельно добывают камни, помогаем им определить камень. Дома ребята находят информацию о них и рассказывают на следующем уроке.
Такая работа по формированию экологических представлений у младших школьников является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы и подрастающего поколения.
Важно понимать, что воспитание подрастающего поколения – непрерывный процесс, который необходим на протяжении всей школьной жизни учеников.
Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. С самого детства юный человек должен знать, чтобы быть честным и справедливым, надежным и добрым, умным и созидающим, знающим историю страны и народа, любящим свою Родину – самое важное для счастливой жизни.
Но вместе с детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя. Каждый из нас призван не только «сеять разумное, доброе, вечное», но и отвечать за полученный урожай.
Опираясь на педагогические исследования и личный опыт работы, можно сделать вывод о неразрывности воспитания и обучения, в процессе которого оно осуществляется через содержание, формы, средства обучения.
Литература:
1. Толстой, Л. Н. Воспитание и образование // Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1983. – Т. 16. – С. 29-65
2. Коротов, В. М. Воспитывающее обучение. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
3. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // В. В. Сериков под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.