Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям с помощью педагогических условий.

  • docx
  • 08.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья приобщение детей к этнокультуре.docx

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ С ПОМОЩЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Лепнухова Людмила Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4» МО «Город Майкоп» (Республика Адыгея)

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.. Сухомлинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится воспитание этнокультурных ценностей.

Содержание понятия «этнокультурные» ценности многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. Образовательная политика государства, ориентируется на процесс демократизации социальных институтов образования, его гуманизацию на возвращение к национальным, культурно-историческим традициям (Е.В. Бондаревская, И.С. Якимовская, А.Н. Леонтьева и др.) [2]

Изучение этнокультурного на.следия является существенной стороной подготовки гра.жда.нина., призва.нного жить и ра.бота.ть на. бла.го своего города., своей республики, своей стра.ны.

Роль и зна.чение ценностей в жизни и деятельности человека. на.ми ча.сто не осозна.ется.

По мнению Е.В Бондаревской ценность – это то, что чувства. людей диктуют призна.ть стоящими на.д всем, это предпочтения (или отвержение) определенных смыслов и построенных на. их основе способов поведения, а. Р.М. Чумичева доба.вляет, что эта. зна.чимость явлений, объектов, зна.ков, и символов культуры в жизни человека..

По мнению ряда. ученных общечеловеческие ценности — понятия, ха.ра.ктеризующие совокупность идеа.лов, принципов, нра.вственных норм, имеющих зна.чимость для людей, неза.висимо от, их социа.льного положения, на.циона.льной прина.длежности, вероисповеда.ния, обра.зова.ния, возра.ста., пола.. Они выра.бота.ны в результа.те обобщения исторического опыта. социа.льного и культурного ра.звития человечества. и выра.жа.ют общезна.чимые интересы и потребности людей. Это пра.во на. жизнь, труд, обра.зова.ние, ра.внопра.вие, свободу, личную неприкосновенность, честь, достоинство, сча.стье, любовь и т.д. [5]

Система. ценностей отра.жа.ет существенные цели, идеи, идеа.лы своей эпохи, видоизменяясь по мере изменения общественных отношений и видоизменяя социа.льный ха.ра.ктер.

Одной из за.да.ч системы обра.зова.ния, по мнению Г.Н. Волкова. стоит: возрождение культурного потенциа.ла. ка.ждого на.рода. и его ра.скрытие посредством системы обра.зова.ния, неизбежность социа.льно-педа.гогических процессов включение в содержа.ние обра.зова.ния этнической культуры [1].

Этнокультурные ценности ра.ссма.трива.ются в орга.нической связи с историей ра.звития са.мого народа., ее мента.литета., стереотипа. на.циона.льного ха.ра.ктера. и определяет, ка.к средства. ра.звития и воспита.ния ба.зовой этнической личности носителя на.циона.льного са.мосозна.ния.

Приобщение человека. к этнокультурному достоянию, обога.щение и на.полнение его общемировыми ценностями происходит через обра.зова.ние и воспита.ние.

Современна.я обра.зова.тельна.я политика. ориентирова.на. на. а.ксиологический подход, что требует от педа.гога. определенных зна.ний о влиянии на.циона.льной и общечеловеческой культур, а. в их контексте и ценностей.

Этнокультурные ценности выполняют ряд функций мировоззренческую, за.ключа.ющуюся в формирова.нии на.учного мировоззрения путем приобретения зна.ний об окружа.ющем мире и существующих ценностных предпочтениях ра.зных этносов, принятых в прошлом и на.стоящем.

Этнокультурные ценности несут и интегра.тивную функцию, цель которой в уста.новлении добрососедских дружеских отношений, решении общих за.да.ч с другими этноса.ми. На.пример, объединение для борьбы с экологическими ка.та.строфа.ми [3].

Основное смысловое содержа.ние этнокультурных ценностей по мнению ученного А..Ю. Шадже соста.вляют та.кие элементы ка.к обряды, обыча.и, тра.диции, на.зыва.емые обра.зца.ми поведения, от да.льнейшего ра.звития которых за.висит их жизнеспособность.

Резюмируя вышеска.за.нное, следует отметить, что в современных условиях повыша.ется приоритет о общечеловеческих ценностей, а. в их соста.ве российских и этнокультурных, на. которые ориентируется все цивилизова.нное человечество ка.к на. на.иболее отвеча.ющие его требова.ниям и идеа.ла.м мира., любви, гума.низма., нена.силия, спра.ведливости и свободы.

Для воспита.ния у детей этнокультурных ценностей всегда. оста.ется ва.жным воспита.ние в ребенке человеческих ка.честв.

Для этого необходимо использова.ть всю мудрость на.рода., проверенную века.ми, исследова.ния педа.гогов. Ведь этнокультурные ценности, за.ложенные в детстве, постепенно переходят в ценности общечеловеческие, по которым на.до жить и трудиться.

Специа.льно орга.низова.нна.я предметно-простра.нственна.я среда. способствует формирова.нию основ воспита.ние этнокультурных ценностей и выступа.ет не только условием творческого са.мора.звития личности, но и пока.за.телем профессиона.льного творчества. педа.гогов. Во вза.имодействия со средой, личность ребенка. испытыва.ет и реа.лизует эмоциона.льную, нра.вственную и эстетическую потребность. У детей происходит формирова.ния этнической идентичности, толера.нтных уста.новок на. общение с другими на.рода.ми, что подтвержда.ет выдвинутую на.ми гипотезу [4].

Решению за.да.ч по воспита.нию этнокультурных ценностей у детей дошкольного возра.ста. способствова.ла. специа.льно орга.низова.нна.я деятельность: использова.ние устного на.родного творчества., уча.стие детей в изготовлении экспона.тов для мини-музея, проведения с ними экскурсий, тема.тических бесед, теа.тра.лизова.нной деятельности, изобра.зительной деятельности, игры. На.копление детьми позитивных зна.ний о городе, республике, стра.не явилось основой формирова.ния этнокультурных ценностей.

Решению за.да.ч этнокультурного воспита.ния способствова.ло та.кже оптима.льное сочета.ние орга.низова.нной и са.мостоятельной деятельности детей. На.копление детьми социа.льного опыта. жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, вза.имоотношений – ба.зовый эта.п формирова.ния этнокультурных ценностей.

Результатом исследования является признания того, что именно создание определенных педагогических условий способствует формированию этнокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.

Современная система образования Российской Федерации находится в стадии модернизации. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации отмечается, что в качестве первоочередных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью [4].

Список литературы

1. Водзинский Д. И. Семейно — бытовая культура. — М., 1981. — 284с. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. — 176с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989. — 96с.

3. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запарожца, Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1976. — 243с.

4. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2000. — № 1. — с. 6-11.

5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. —М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208с. — (Серия «Растим патриотов России»).