Открытое занятие по внеурочной деятельности по ТРИЗу

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • docx
  • 08.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.Открытое занятие по ТРИЗ.docx

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

«Сделать серьёзное занятие занимательным – вот задача

первоначального обучения»

    К. Д. Ушинский

Цели занятия:

  • развитие интереса к процессу получения новых знаний, развитие мотивации учения;

·         развитие психических процессов, обеспечивающих формирование творческой личности (восприятие, творческое воображение);

·         развитие навыков творческого, продуктивного мышления на уровне способностей рассуждать, объяснять, анализировать;

·         формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

1. установка на поиск решения проблем;

2. критичность;

3. развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановки и решении учебных, конкретно-практических задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:

1. способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

2. принимать и сохранять учебную задачу;

3. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

4. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

5. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

6. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

7. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

1. основы умения учиться: различать известное и неизвестное, целенаправленно совершенствовать предметные умения;

2. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

3. устанавливать причинно-следственные связи;

4. устанавливать аналогии;

5. владеть общим приемом решения задачи.

Коммуникативные УУД:

1. иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;

2. строить речевое высказывание в устной форме;

3. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

4. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

5. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

6. организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.

 

Ход занятия

1.  Разминка

Цель: снять психологическую инерцию перед "трудной работой" - решение открытых задач.

·       пощипывание бровей;

·       «ленивые восьмёрки»

·       «пельмешки»

·       «Соку-соку»

 

         2.Интеллектуальная разминка

Цель: активизировать внимание и мышление детей.

Первое задание: «Разминка»

- Задание для самых внимательных:

·       Катится по столу колесо разноцветное. Один угол красный, другой желтый, третий зеленый и четвертый синий. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? (У колеса нет углов)

·       Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? (Зимой мухи не летают)

·       На полке стояли детские книжки. Подбежала Жучка, взяла одну, а потом еще три книжки. Сколько книг она прочитала? (собаки книжек не читают)

-Вспомни, кто и в какой книге говорил эти волшебные слова:

·       По щучьему веленью, по моему хотенью

·       Сивка-бурка, вещая каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой!

·       Сим-сим, открой дверь!

·       Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по - моему вели.

·       Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи.

3. Основная часть занятия

- Ребята, вы знаете, что к нам в класс пришло письмо от сказочной героини, которой нужна наша помощь. Вот что она нам написала:

ПОМОГИТЕ!!! Помогите!!! Тут такое происходит…

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
* * * * * * * *

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

* * * * * *

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?

КАК МНЕ БЫТЬ?

КАК ВЕРНУТЬ СВОЮ ПОСУДУ?

- Что же за героиня нам написала и из какого произведения? Назовите автора.

- Скажите, пожалуйста, какая же у Федоры приключилась беда?

- Как вы думаете, чем же мы можем помочь?

·       Может кто-то сможет сформулировать задание?

 - Да, нам нужно будет что-то придумать, чтобы бабушка Федора перестала плакать и могла вернуть свою утварь домой.

- Ребята, а вы знаете, что обозначает слово утварь? (Арина Галина заранее узнала значение этого слова в словаре Ожегова и нам сейчас расскажет, что же она узнала)

Перед занятием вы взяли карточки разного цвета. Это понадобится, чтобы разделиться на группы. Подойдите к конторке, на которой лежит карточка вашего цвета. Всё что может понадобиться для работы вы там увидите.

- Вспомним правила работы в группе: работаем вместе дружно, даем возможность высказать свое предложение всем, выполняем работу тихо. Общаться можно шепотом.

- Напоминаю задание: нам надо придумать какое-то приспособление (может и не одно), чтобы в доме Федоры воцарился покой и уют.

·       На выполнение задания вам дается 7 минут.

4. Самостоятельное выполнение работы детьми

- Время выполнения работы истекло. Приготовились посмотреть и оценить работу своих товарищей.

- Оцениваем оригинальность предложения, его функциональность.

- Если вам понравилось выполнение работы командой, то мы говорим слово: ОТЛИЧНО!

5.Защита проектов.

- Вы оказались умницами и смогли помочь бабушке Федоре. Посмотрим, чем же закончилось дело у неё.

(ПРОСМОТР ОТРЫВКА М/ФИЛЬМА)

6.Итог занятия:

- С каждого занятия мы выносим что-то новое для себя, делаем какие-то выводы. Расскажите какие выводы для себя вы унесёте с сегодняшнего занятия?

7. Домашнее задание:

-Ребята, вы знаете, что я держу в руках? (Учитель демонстрирует котелок). Что это?

 Вот дома подумайте, как используется этот предмет?

- Спасибо всем за работу!