Консультация для родителей
«Что же такое
культура поведения дошкольника?»
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить, как многие родители ошибочно считают, что, приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, но это далеко не так. Обязанность каждой семьи – развить культуру поведения совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения.
Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру поведения. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
• деятельности;
• общения;
• гигиенические навыки и привычки.
КУЛЬТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. А также умение и желание трудиться, проявлять интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Родители должны руководить деятельностью детей дома. И если ребенок нарушает установленную дисциплину, то не нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, у которых нет устойчивого интереса к какой - либо деятельности.
Лучшей мерой в таких случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы, позволяющие добиться результата, личный пример родителей. Если ребенок перевозбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, лучше дать ему возможность успокоиться и только тогда включать в разнообразные дела.
Правила культуры деятельности для старших дошкольников:
• Не сиди без дела.
• Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
• Доводи начатое дело до конца.
• Выполняй работу только хорошо.
• Делай все, что умеешь, сам, не требуя помощи взрослых.
• Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке.
• Всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
• Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.
Предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Ребенка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д. Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить, наверное, в детском саду услышал?!».
Правила культуры общения:
• Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.
• Будь всегда приветлив и вежлив.
• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
• На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания
• Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.
• С уважением относись к труду старших и товарищей.
• Уступай место в транспорте взрослым и малышам.
• Подними и подай оброненный кем-то предмет.
• Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.
• Умей признать, что был неправ.
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ
Важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:
• нельзя класть локти на стол во время еды;
• есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно - гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно - эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.
Воспитание культуры поведения у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей.
Воспитание самостоятельности культуры поведения у детей старшей группы
• Учите ребенка дома самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать на место одежду.
• Закрепляйте умение детей самостоятельно мыть руки, лицо: не разбрызгивать воду, не мочить одежду, пользоваться мылом и полотенцем.
• Приучайте детей вежливо здороваться, благодарить, прощаться, называть взрослых по имени, отчеству в детском саду.
• Напоминайте детям, что нужно слушать взрослых, вести себя спокойно: не кричать, не шуметь, говорить слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
• Воспитывайте у детей добрые чувства: дружбу, умение делиться игрушками, не обижать других.
• Обратите внимание на культуру питания: за столом сидеть спокойно, кушать аккуратно, учите держать правильно ложку, вытирать рот салфеткой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.