«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ? »
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
дефектология +1
Детсад
19.02.2018
С раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.docx
«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К
ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное
детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для
успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию.
Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание
словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое
развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами,
уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
Наша речь это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в
школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи,
устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие
детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем
лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет
чтением и письмом. Но прежде чем учить ребенка чтению и письму,нужно заложить
ОСНОВУ успешного освоения грамоты.
Зрительномоторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию.
До поступления в школу ребенок должен уметь владеть некоторыми
графическими умениями:
• обведение предмета по контуру;
• штриховка предмета внутри контура;
• копирование рисунка;
• дорисовывание фигуры;
• сформированность речевых и моторных предпосылок чтения и письма
определяет успешное овладение учебными навыками в начальной школе.
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в
первый класс.
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи,
слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.
Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и
дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах
букв на письме.
3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на
слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь
выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков,
называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на
письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое
искажение звукобуквенной структуры слова.
4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать
новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять
различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе,
падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительноласкательную форму слов;
глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и
относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка
проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов
предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями,
называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы,
родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком
прочитанного.
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке
(рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с
опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей).
Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в
написании изложений и сочинений.
В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает
ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной
жизни школа и класса.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить
3 категории родителей:
1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная
позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по
коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче
ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая
тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии
речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения.
Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время
прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.
3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ
подготовки ребёнка к школе. Так как родители являются главными воспитателями
дошкольника, то сейчас на базе детских садов и школ созданы консультативные пункты.
Целью этих пунктов является помощь семье в обеспечении стартовых возможностей при
поступлении в школу «домашних» детей. Посетить эти пункты может любой желающий,
где получит полную информацию по всем интересующим его вопросам. С помощью таких
консультаций родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников
воспитания. А последовательность и регулярность занятий обязательно принесут плоды.
Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых
есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас
и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем
[р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с]. 5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными
цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….
«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ? »
«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ? »
«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ? »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.