"Что такое Человек?" - урок литературы 10 класс(Т.Толстая "Кысь", Голдинг "Повелитель мух"
Оценка 4.6

"Что такое Человек?" - урок литературы 10 класс(Т.Толстая "Кысь", Голдинг "Повелитель мух"

Оценка 4.6
Видео +3
docx
искусство +1
10 кл—11 кл
07.01.2017
"Что такое Человек?" - урок литературы 10 класс(Т.Толстая "Кысь", Голдинг "Повелитель мух"
презентация
Что такое Человек- по Т.Толстой Кысь.docx

Урок по роману Т.Толстой « Кысь»               «Что такое Человек?»

                                        

       (фрагмент фильма «Война мир» - приложение №1)

Учитель:  Есть вопросы, которые называют вечными. Один из таких вопросов - осознание человеком своего «Я». Главный герой романа Л.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов после того, как чуть не ударил женщину, жену, ощутил в себе зверя  и задумался: «Что дурно, что  хорошо? Что есть добро, что есть зло? Что такое человек и что такое я?»

     «Все в человеке …Существует только человек, все остальное – дело его рук, его мозга… В нем все начала и все концы» - утверждал герой М. Горького, писателя начала 20 века. Герой И.В.Гете, поэта эпохи Просвещения, Мефистофель  («Фауст») утверждал, обращаясь к Создателю:

       Божок вселенной, человек таков,

       Каким и был он испокон веков.

       Он лучше б жил чуть-чуть, не озари

       Его ты божьей искрой изнутри.

       Он эту искру разумом зовет

       И с этой искрой скот скотом живет.

       Прошу простить, но по своим приемам

       Он кажется каким – то насекомым

Как видите, полярные мнения: человек – основа всего сущего и скот, саранча, насекомое! Так что же такое человек? – вот тема нашего урока. Посмотрим, как рассматривается этот вопрос в литературе постмодернизма, в частности, в романе Т. Толстой « Кысь» ( Приложение 2 слайд «Тема, эпиграфы урока»). Что такое постмодернизм? Это литературное направление ХХ века, буквально – после модернизма, авангардистское течение со своими особенностями. Перед вами распечатка статьи В.А.Чалмаева «Русская проза 1980 -2000 годов. На перекрестке мнений и споров. »(Литература в школе.-2002.- № 4) Какие черты отмечены данным автором? ( Ученики читают свои выписки, сделанные дома).

Учитель: Сравним с тем, что на слайде (Приложение 2 слайд «Постмодернизм»). Литературовед Лейдерман в творчестве Т. Толстой отмечает черты необарокко. Посмотрите, что это за черты (слайд «необарокко»).

Справку о Татьяне Толстой представит консультант-биограф темы (Ученик дает справку о Толстой и ее романе).

     Учитель: Вы, конечно обратили внимание  на необычную расстановку парт сегодня, увидели форму букв К и Л. В кириллице они назывались «како» и «люди». Как мыслите, люди? Или – Мыслите как люди – и вопрос, и утверждение- наставление. Все главы романа Толстой , вы видели, названы буквами кириллицы. Когда писательницу спросили об этом, она ответила, что не знает, как все получилось, но отметила, что значение букв стало мистическим образом влиять на содержание глав. Возможно, так произойдет и с нашим уроком.

                       Наш урок – урок-исследование. Продолжаем учиться строить исследование проблемы. Прежде всего, нужно составить план, определить круг вопросов, на которые нужно ответить в ходе урока. На какие вопросы мы должны найти ответ, чтобы раскрыть тему и решить проблему?

(  Ученики называют вопросы : действительно ли имеет место эта проблема в романе «Кысь»? С каким героем (героями) она связана? Почему возникает вопрос? Как герой ищет ответ на него, как решает для себя эту проблему? Найден ли ответ) ( слайд №  урок – исследование )

Учитель:  Ключевое слово темы  « ЧЕЛОВЕК».Что такое человек по-вашему?  (ответы учеников ) ( слайд № Этимология слова «человек»)

Учитель: Этимология  слова «человек» насчитывает три группы значений: греческое – взгляд, запрокинутый ввысь или цветущий лик, лучистый взор, иудео – латинское -  Адам, земля, индогерманское – мыслящий, наделенный духом.

Итак, имеет ли место проблема: « Что такое человек? Что такое Я?» в романе

«Кысь»?

Ученица: Да, действительно, вопрос имеет место. Главный герой Бенедикт часто чувствует, что его что-то тревожит, что-то неможется: «Похлебав привычного, негустого супу, сплюнув в кулак коготки, задумаешься, глядя в слабый, синеватый огонек свечи, слушая степи, а за ними как шуршит под полом, как трещит в печи, как воет, подступает, жалуется за окном, просится в дом что-то белое, тяжелое, холодное, незримое… И тревога холодком, маленькой лапкой тронет сердце, и вздрогнешь, передернешься, глянешь вокруг зорко, словно ты сам себе чужой: Кто это? Кто я?»

Учитель:  Скажите, почему героя так тревожит этот вопрос?

Ученица:  Может быть, потому, что герой живет в необычном мире. Действие происходит через 200 лет после какого-то Взрыва в городе Федор Кузьмичске. Лежит он на семи холмах. Вокруг поля необозримые, земли неведомые. На севере дремучие леса, бурелом…на юге все степи, а за ними чеченцы. Обособленный мир, из которого никто, даже на время, не уходит» А захочет кто уйти, вдруг остановится, задумается? Зачем иду? Куда? И так себя жалко станет, назад воротится». По географическим приметам можно догадаться, что это Москва в каком-то непонятном времени, где живут деревянных избах, добывают огонь древним способом, едят мышей соленых, вареных, печеных…Живут здесь «голубчики» с последствиями, правит ими некто Федор Каблуков - наибольший Мурза-«Слава ему» за то, что все придумывает - от сказок, картин… до указов «что, когда, как надо делать».

Учитель: Что из себя представляют обитатели  города?

Ученица: В основном здесь живут люди с так называемыми последствиями. Это те, кто родился после Взрыва. Последствия у всех разные. Вот как описывает их Толстая:  «…или руки, словно зеленой мукой облеплены, у иных жабры, гребень петушиный. А  то к старости прыщи из глаз попрут, или ноздри на коленях вскочат, или в укромном месте борода начнет расти до колен». Например, Варвара Лукинишна: «Страшна, голубушка, хоть глаза закрывай. Голова голая, без волоса, и по всей голове петушиные гребни так и колышутся. И из одного глаза тоже лезет гребень. Это « петушиная бахрома называется. Но это тоже не Болезнь, Боже упаси. Это Последствие. А так она баба хорошая, и пишет красиво и чисто. И если у тебя чернила вышли, всегда нальет».  Так говорит о ней главный герой Бенедикт. И он прав, так как она умеет любить (хотя о любви здесь не говорят ), всегда готова помочь, а от тоски и неразделенных чувств она заболеет и умрет. Она не боится читать старопрежние книги, которые под запретом. Переписывая книги Федора Кузьмича, она единственная замечает, что они не похожи по стилю, будто разными людьми писаны. Есть еще Полторак. У него  полтора лица и третья нога растет. Вдова Марфуша с другими Последствиями: «мордоворот как бы на сторону съехавши, один глаз заплывший, фигура на репу похожа, хотя тоже она женщина хорошая». Даже домашние животные имеют последствия. Так, кот Бенедикта – Котя. Хоть мягкий и пушистый, но с голым, розовым хвостом и хоботком на мордочке.

Ученица:  Другая группа людей – перерожденцы. Страшные они, не поймешь, то ли они люди, то ли нет: лицо вроде как у человека, а туловище шерстью покрыто, на четвереньках бегают. На каждой ноге по валенку, шерсть по бокам в колтуны свалялась. Морды хамские. Они матерятся, живут в хлевах. «Кто о прутья бок чешет, кто пойло из жбана лакает, кто сено жует, кто в берестяные карты дуется». Их запрягают, как лошадей, на них ездят, одев узду. Они могут стоять на задних лапах. За людей их не считают, хотя у них ноги как ноги, руки тоже, когтей нет. Люди с Последствиями и то больше люди, чем эти.

Ученица: Есть еще так называемые Старопрежние. Внешне они люди, но тоже с последствиями, особенными. Например, матушка Бенедикта прожила 230 лет и не состарилась, как была румяной и черноволосой, так и умерла. Эти люди живут до тех пор , пока ,как матушка Бенедикта, не отравятся чем- нибудь или другое какое несчастье случится. Таких раз два и обчелся. Никита Иванович, старинный друг матушки – Главный Истопник, он умеет взглядом разжигать огонь. Анна Петровна, Виктор Иванович…у них имена, отчества, что только есть у людей власти. Когда они собираются вместе, говорят непонятные, даже Бенедикту, слова- «энтелегенция, образование, товарищи».Они             помнят   какие      «телевизоры,       «могозины», «осфальт»,  «тродиции»…Они единственные, кто помнит прошлое, тоскуют по нему. Мать научила Бенедикта грамоте. Эти люди  так и не привыкли есть мышей, едят то, чего боятся остальные – яйца, овощи, птичье мясо…Никита Иванович даже считает, что от мышей все болезни. ( слайд № заполняется по мере рассказа ученика – город Федор –кузьмичевск)

Учитель: Кстати, про мышей. Мышь - самое повторяющееся слово-деталь. Помните, какой девиз в этом городе? Да, « мыши - наше все». Почему мыши? В словаре символов вы могли прочитать, что мыши в античности были символами враждебных человеку сил и дьявольских злых духов. Но в античной же мифологии мышь - символ забвения. Все, к чему прикасается мышь, исчезает из памяти. То есть в Федор Кузьмичске практически живут беспамятные люди. Своеобразные Иваны, родства не помнящие. Не помнят и не хотят понимать, о чем говорят старопрежние, которые вымирают и с ними культура. « Все мы звери, господа!»- процитировала Толстая классика в ответ на вопрос журналистов о мире героев ее книги. Значит, обыватели города в большинстве своем внешне люди, внутри звери, иные – перерожденцы - и внешне и внутри скотоподобные. И лишь немногие, как Варвара Лукинишна, с человеческой сутью, хотя внешне мутант. К кому ближе Бенедикт? Вот как он сам мыслит об окружающих: «Смотришь на людей, словно видишь впервые, словно из другой породы, али только из лесу вышел, али, наоборот, в лес вошел».   МОЖЕТ, БЕНЕДИКТ ЧЕЛОВЕК ?

Ученик :  Бенедикт- сын своей матери, с одной стороны – он грамотен, часто о чем-то тоскует или мечтает: «Будто он летать умеет…Проснешься- жалость-то какая, забыл, как летать». Он жалостлив - плачет над Колобком: «Страшная история. Как он пел.. Все катился…На сметане мешон, на окошке стужон…Вот тебе и стужон». Внешне Бенедикт себе нравится. Он , действительно, выделяется среди всех, так как у него нет никаких Последствий. Рассмотрев себя внимательно, решил – человек. «У Бенедикта лицо чистое, румяное, здоровое, тулово крепкое, пальцев, он считал, сколько надо, без чешуи. Ногти розовые. Нос один. Два глаза. Зубы - десятка 3 с лишним. Белые. Борода золотая - человек» Значит, он ближе к старопрежним. Настоящий человек. Так он думал, пока не случилась драма - он узнает, что он как бы и не человек. Цитирует Данте: « Земную жизнь прожив наполовину, я очутился в сумрачном лесу». Сумрачный лес для него – ужас от сделанного открытия: маленький, ладненький хвостик, который у него был, он считал обычным для человека, даже гордился им: « Всегда по хвосту чувствуется, в каком человек настроении». Но стыдно иметь хвост, когда у других его нет. При помощи Никиты Ивановича Бенедикт избавляется от него. Отрубив Бенедикту хвост, Никита Иванович поздравил его « с частичным очеловечеванием».

Учитель: Обратите внимание, в какой главе об этом говорится и почему она так называется.

Ученик: Глава называется «Наш». В ней тот момент, когда Бенедикт становится внешне совсем человеком. Никита Иванович пытается раскрыть ему самого себя: «Ведь ты, юноша причастен, даром что невежда, духовный неандерталец. И в тебе провижу искру человеческую. Умишко кой - никакой имеется». И цитирует: « Суждены нам благие порывы»…

Учитель:  Подумайте, почему именно эта цитата? Может, она как-то связана с именем Бенедикта?

Ученица: Да, в словаре имен мы нашли, что имя Бенедикт в переводе означает «благословенный. Видимо, мать возлагала на него надежды. У него имеется даже художественный дар – он создает памятник Пушкину по описанию.

Учитель: Итак, мир, в котором живет герой, мифический, но, можно сказать, что он еще и сказочный. Вспомните основные приметы сказок от героев до сюжета.

Ученики: Герой – Иван - дурак, героиня - Василиса Прекрасная, есть злые силы, с которыми герой сражается, какой-то проступок героя, ошибка,  добро побеждает зло. Так ли у Толстой?

Ученица: Главный герой не Иван царевич и не Иван дурак, но, в конце концов остается в дураках. Он влюблен, как герой сказок, в девицу -красавицу Оленьку, не налюбуется ею: «Пробор светлый в волосах, на лбу тесьма имеется, глазыньки синие, румянец во всю щеку пылает». В своих мечтах он видит ее в высоком тереме. Она не ровня ему и действительно недоступна, живет в богатом, хорошо охраняемом Красном тереме. Герой, как в сказке, побеждает сословное неравенство (она дочь грозного Кудеяра ), женится на любимой, но в сказке все кончается хорошо, герой становится писаным красавцем, умницей, они живут счастливо… А здесь герой обнаруживает у всего семейства Оленьки когти, у нее тоже, свет гипнотизирующий из глаз - нечистая, злая сила, даже Оленька после свадьбы постепенно превращается в скотоподобное внешне существо, дети какие-то непонятные существа. Жена,  в конце концов, выгоняет Бенедикта из терема, родные дети смеются над ним.

Ученик:  В мечтах Бенедикту часто видится одна и та же картина: «видит он – синее море плещется, а по морю острова зеленые, а на зелени цветы невиданные, на тех островах города, стены белые, каменные, (совсем как в сказке Пушкина на острове Буяне ), на горе терем, в нем золотая лежанка, на которой девица-красавица косу расплетает, один волос золотой, другой серебряный». А еще ему часто видится птица паулин ( павлин? Жар – птица?) Но все оказывается обманом: у девицы красавицы в жизни когти,  « а птица паулин на коклеты пошла». Такое ощущение, что герой живет в обманном мире.

Учитель: Мы уже много назвали симулякров( мнимых ценностей ).  Назовите их.

Ученики: мышь, девица-красавица, еще кысь.

Учитель:  Почему кысь. Вынесенная даже в название романа? Появляется она в первой главе как лесная кысь , мифическое чудовище, а в последних главах она предстает совсем в другом качестве, виде. Какие ассоциации вызывает у вас слово « кысь»? ( слайд « Что такое кысь ?)

Ученики: Брысь, рысь, кошка.

Учитель: Еще, как отмечает учитель Парамонов, Русь. Но предмет другого разговора, хотя можно предположить, почему Русь.

Ученики:       Русь - всегда тайна, загадка, всегда создает себе кумиров, всегда боязнь чего-то.

Учитель: Почему кысь? Откуда взялось это слово?

Ученик – консультант:  В интервью журналу « Афиша « Толстая сказала, что, во-первых, это слово неожиданно возникло в их с мужем игре в стихи, потом она узнала, что в языке коми есть слово « кысь», но что оно означает, не знает. А в ее романе мутирует все и, прежде всего, слова. Так появилась кысь. В этом слове, как она отмечает, совмещается и ласковое «кис-кис», и отталкивающее «брысь», и  пугающее, мягкое «рысь».

Учитель:  Что из себя представляет кысь, которую боится Бенедикт?

Ученик: Бенедикт боится лесной кыси, ее боятся и все обитатели города Федор Кузьмичск. Это животное назвали так, потому что она кричит дико жалобно «кы-ысь, кы-ысь». В ней совмещены черты кошки и рыси, больше рыси, которая обычно сидит на темных ветвях и ее никто не видит. «Подбирается она к человеку неслышно. Нападает сзадию. Она ему на шею-то сзади «хоп» и хребтину зубами «хрусь»- а когтем главную-то жилочку нащупает и перервет».

Ученица: Это какое-то сакральное  существо. Она не убивает, а зомбирует людей, человек становится беспомощным, ведет себя, как сомнабула. Без посторонней помощи обходиться не может. А если некому приглядеть за ним, то он не жилец. Бенедикту кажется, что она везде, от ее взгляда нельзя укрыться.

Ученица: Иногда вместо кыси Бенедикту чудится кто-то другой, невидимый», древний, большой, белый, бородища до колен, высотой с дерево, глаза страшные, сам страшный. Стоит среди стволов, не шевелится, только лицо воротит, шарит глазами сквозь мартовский сумрак. Как выбросит руку, да корявым пальцем под ребра-то, со страшным криком птицы древяницы…» Может, это тоже образ, зримый образ Руси.

Учитель: Когда Татьяну Толстую  спросили о том, что такое «кысь», она сказала, что внутренний страх человека и добавила: « И много чего еще». Кысью называет Бенедикт тестя. Почему?

Ученик:  Дело не только во внешности Кудеяра Кудеяровича, хотя внешне все люди власти в этом городе звероподобные существа: « Росту Кудеяр Кудеярович большого, можно сказать, длинного. И шея длинная, а головка маленькая. Поверху головка вроде лысоватая, а окрай плешины –волос венчиком, светленький. Бороды нет, один рот длинный, как палочка, и углы у него вроде как книзу загибаются. Глаза круглые, желтые, и на дне вроде как свет светится. Дышит тяжело, а изо рта дух нехороший. Жена его , Февронья, - баба толстая, необъятная, половина в горнице здоровается, а другая еще и в двери не взошла.» Дело в том, что Кудеяр, угадав страсть зятя к книгам, потихоньку приручает его, распаляет эту страсть до такой степени, что Бенедикт готов в огонь и в воду ради  якобы спасения книг. Действуя как змей – искуситель, тесть вбивает зятю в голову мысль о необходимости спасения книг, которые голубчики прячут где попало - они гибнут. Затем происходит своеобразное крещение кровью, когда Бенедикт, выискивая книгу, бросает неудачно крюк и убивает человека. Потом Кудеяр подводит Бенедикта к мысли, что Федор Кузьмич присвоил себе все книги да еще и выдает их за собственные создания. Тогда Бенедикт с тестем совершают переворот, убивая Федора Кузьмича.

Учитель: Имя Кудеяра вам ни о чем не говорит?

Ученик: Да. Вспоминается легенда Некрасова о двух великих грешниках, там атаманом разбойников был Кудеяр, а тут еще он Кудеярович, значит, из рода разбойников, только здесь он у власти, но тоже совершает убийство, чтобы захватить власть.

Учитель: Что из себя представляют другие представители власти в этом городе?

Ученик: Про Федора Кузьмича сказано, что «росту он небольшого, не больше Коти, едва, едва Бенедикту по колено». Но у него не лапки, а ручища», как печные заслонки». Когда Кудеяр его убил, то он его «чахленькое  тельце с крюка бумажкой счистил в коробку - и все, нет тирана». Федора Кузьмича редко кто видел. Он появился однажды в переписной избе. Ведет себя вроде демократично, с народом разговаривает запросто, даже заигрывает, вспрыгнув к Оленьке на колени, дарит картинку, уходит составлять указ, как жить, вести себя. Когда Кудеяр обвиняет его, что он государство развалил, он защищается тем, что как мог, так и руководил. Но он ничем не лучше Кудеяра.

Учитель:  Таким образом, те, кто у власти по сути кыси – звери. Истопник Никита Иванович, перефразируя Канта, говорит, что « человек – есть перекресток двух бездн, равно бездонных и равно непостижимых».  Слова эти он адресует Бенедикту. Тогда-то он и решается отрубить хвост, думая, что станет человеком. Оказалось, что этого недостаточно. Тесть смеется ему в лицо: « Я-то, обозначка вышла, кысь – ты! Самая кысь и есть. Бояться         не надо - свои». Можно ли с этим согласиться.

Ученица:  Первым делом после слов тестя Бенедикт посмотрелся в воду, как в зеркало. «Вранье! Голова круглая, волосья, хоть и поредевшие, есть уши, борода, нос, глаза –все на месте. Человек я! «- решил он. Бенедикт ищет внешних изменений, но видит изменений внутренних.

Ученик: Тесть прав. Бенедикт ничуть не лучше, а может, даже хуже Кудеяра. Боясь воздействия на него кыси, Бенедикт сам себя превратил в кысь. Он хуже уже потому, что обманул надежды материи людей, веривших в него, надежды на возрождение в нем человека. У него была душа, доброе сердце, под влиянием книг пробуждалось сознание, формировался разум. Но, видимо, не случайно Никита Иванович говорил, что причина всех  болезней нынешних в том, что мышей едят. Мы уже говорили, что мыши – символ беспамятства людей. Читая книги, Бенедикт почувствовал себя богачом, в руках которого весь мир. Ради обладания этим миром он начинает убивать: случайно Варвару Лукинишну, больную, перевернул в постели неловко в поисках заветной книги, а увидев, что она умерла, пожалел, правда, но ушел. Это его единомышленница. Убив чужого человека, тоже случайно, перживал, ведь тут сам убил - успокоился – несчастный случай. Дальше  помогает тестю убить Федора Кузьмича, брезгует дотронуться до тельца, чтобы счистить с крюка.

Ученица: Я думаю, что главное его злодеяние – это предательство друга, наставника, которое совершил Бенедикт. Сначала он кричит на тестя: « Не позволю казнить Никиту Ивановича, старый друг, Пушкина вместе долбили», но потом, когда тесть обозвал его кысью и его изгнали из терема, он во всех своих бедах винит лесную кысь, которая подобралась невидимая и испортила его. « Кого спасем из горящего дома?» - задает он вопрос и выбор делает сразу - себя и книги. Бенедикт согласился не только на сожжение Никиты Иваныча, но и на то, чтобы сожгли его на творении Бенедикта – на деревянном Пушкине, который был для него недавно « все» и которого он спрашивал, как жить. Значит, он – кысь, а не человек.

Учитель: Английский писатель У. Голдинг писал: «Я не раз бывал потрясен. Узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. И раз я убеждаюсь. Что человеку больно. Это занимает все мои мысли, Я ищу эту болезнь и нахожу ее…в самом себе. И говорю людям: « Смотрите, вот какова природа самого опасного из всех животных – человека». В 1954 году он  написал произведение « Повелитель мух».Почему он его так назвал и что хотел нам сказать?

Ученик: Сюжет романа прост. Событий немного. Группа английских детей в результате крушения самолета оказалась на необитаемом острове. Дети одни, без взрослых. Посреди океана, неизвестно где. Сначала свобода их радует, но голод и лишения, ведь у них нет ничего, а также стремление одних быть лидерами, а других нежелание им подчиняться,  превращают детей в настоящих дикарей. Установленный вначале порядок рушится. Сначала они не могут убить загнанную ими дикую свинью, но потом голод заставляет их сделать это. Воодушевленные победой над собой, а главное, пролитой кровью, они не замечают, как переступают черту. В них пробуждается и первобытный зверь, и потенциальный убийца. Мифический зверь, которым оказывается труп парашютиста, вызывает в них дикий страх, они перестают воспринимать реальность. Мальчика, который узнал правду и хотел им ее рассказать, они забивают до смерти. Ослепленные страхом, они видят в нем зверя: « Убей зверя! Перережь ему глотку! Выпусти кровь!»- кричат они, подбадривая себя криком. Проще стать охотником, спрятать лицо под раскрашенной маской дикарей. Потом она, маска, помогает стать убийцами себе подобных. Кровь товарища не останавливает. Чтобы убить бывшего лидера, Ральфа, дети поджигают остров. Загоняя его в огонь или в океан, не понимая, что могут погибнуть сами. Такова суть книги.

Ученик: Что такое повелитель мух? – это свиная голова, насаженная на кол, облепленная мухами, которую приносят в жертву зверю. У Гете Мефистофель так о себе говорит: « Я царь  крыс, лягушек и мышей, клопов и мух, и  жаб, и вшей». Критики считают, что свиная голова в повести берет на себя функции дьявола. В мифах народов мира упоминается бог филистимлян Баал - Зебуба, повелитель мух, в Новом Завете он превращается в Дьявола. Воображаемый зверь порожден страхом, страх толкает к жестокости, к насилию. Писатель обращает свое перо не против человека, а против темных инстинктов в человеке разумном существе. Один из мальчиков поздно понимает: « Зверь – это мы сами».

Учитель: Финал повести оптимистичен: детей спасает военный корабль, искавший их. « Что у вас тут? Война?» - спрашивает капитан. Дети плачут. Эти слезы – слезы вины и очищения, залог будущего воскрешения  в детях человеческого начала. Каков финал «Кыси?»

Ученик: Концовка в духе литературы постмодернизма. Перед казнью Бенедикт просит Никиту Ивановича сказать, где книга, в которой сказано, как жить. Он не понял слов истопника: « Азбуку  учи! Без азбуки не прочтешь!» В старой азбуке – азъ - совпало с личным местоимением – себя. Значит, надо начинать с азов, сначала - с себя.

Учитель: Толстая говорила: она вычитала где-то, что Платон, древний философ – идеалист, называл азбуку моделью универсума. Универсум – философский термин, обозначающий « мир как целое». Получается, чтобы понять  мир и свое место в нем, надо пройти путь от – а до я. Что делает Бенедикт? Он не казнит себя, а ищет виновного, оправдывается: « Я не хотел, нет, не хотел, меня окормили, поймали, запутали, смотрели в спину…Я невинен!» Все это в главе  « ФИТА». Случайно или нет, но к этому слову по Фасмеру восходит – фитюк - или – фитак-. То и другое означает «болван». Буратиной называл Бенедикт деревянного Пушкина. А сам оказался болваном. В следующей, последней главе происходит казнь. Но конец неожиданный и непонятный. « Вы чего не сгорели-то?» - кричит Бенедикт Никите Ивановичу и Льву Львовичу. « А неохота…понимай как знаешь», -отвечали они сверху. Если у Голдинга все понятно: дети спасены и в прямом смысле слова и в переносном, то что будет с Бенедиктом в новом, сожженном им мире неизвестно. Понимай, читатель, как знаешь.

    ( Приложение, слайд о Шварце)

Учитель: Евгений Шварц – драматург, пьесы которого называют увеличительным стеклом для зрителей и читателей, позволяющим, прежде всего, взглянуть на себя самих. Такова его пьеса « Дракон», которую критики называют притчей, как и повесть Голдинга « Повелитель мух». Почему? Что Шварц говорит нам о человеке?

Ученица: Главный герой пьесы – Ланцелот пытается спасти город, захваченный многоликим Драконом. Первое лицо – лицо пожилого, но крепкого человека, моложавого, белобрысого, с солдатской выправкой. Второе лицо – лицо серьезного, сдержанно спокойного, узколицого, седеющего блондина. Третье – крошечного, мертвенно - бледного пожилого человечка. Только во время битвы он принимает  вид настоящий, но зритель этого не видит, он только слышит вести о том. Как падают головы Дракона. Евгением Шварцем, как и его героем Ланцелотом, руководила любовь к людям. За четыре года до смерти он написал в своем дневнике о самом себе в третьем лице: «Без людей он жить не может…Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло…И в этом взгляде …нашел Шварц точку опоры…Он помог ему смотреть на людей, как на созданий Божьих». В пьесе «Дракон» не люди, людишки. Дракон гордится делом своих рук и презирает их.

«Дракон – Мои люди страшные. Таких больше не найдешь. Моя работа. Я сам их кроил.

Ланцелот - И все-таки они люди.

Дракон - Это снаружи. Если бы ты увидел их души, задрожал бы. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный друг покалечил…Безрукие души, безногие души, глухонемые души…мертвые души.

Ланцелот – Ваше счастье, что души невидимы. Люди бы испугались, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть бы пошли, а не остались бы покоренным народом.

Дракон – Черт его знает, может быть, вы и правы.»

       «Простите нас, бедных убийц,»- вздыхают люди, вручая спасителю их для боя с Драконом тазик вместо шлема, медный поднос вместо щита и вместо копья лист бумаги, «удостоверение.. в том, что копье действительно находится в ремонте». Ланцелот побеждает только потому, что его союзники, дождавшиеся Освободителя, подарили ему ковер-самолет, меч и шапку-невидимку. Герой чуть не погибает, но жители города не замечают этого и получают нового дракона в лице бургомистра. « Что мне делать с вами?- горестно восклицает Победитель Дракона. Плюнуть на них, - подсказывает бургомистр.- Это лучшее наказание для этих людишек». Но Ланцелот решает бороться за людей: « Я люблю вас, друзья мои! Иначе чего бы ради я стал возиться с вами». Теперь Ланцелот знает, что делать: « Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом…придется убить дракона».

Учитель:  Финал « дракона» трагичнее, чем начало. Убить дракона в каждом - задача непростая. Создатели фильма по пьесе Шварца назвали его « Убить дракона». Но в ком? На этот вопрос они ответили по-своему.

       ( Приложение. Кадры фильма «Убить дракона».

Дракон (зверь) в человеке, и каждый должен убить дракона в себе сам – вот мнение  создателей фильма. Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня, посмотрим, посмотрим, какие черты постмодернизма мы увидели в романе Толстой «Кысь» - это прежде всего.

(Возвращаем слайд с чертами постмодернизма, ученики смотрят свои записи, сделанные в ходе урока)

Учитель: Так как же  решается проблема « Что такое человек? Кто такие мы?» в рассмотренных нами произведениях от Гете до Толстой.

(Приложение – слайд –сводная таблица открывается постепенно).

Учитель: Мы с вами так поняли рассмотренные произведения. Ф.Шеллинг писал: « Художник как бы инстинктивно привносит в свое произведение помимо того, что выражено им, некую бесконечность, полностью раскрыть которую не способен ни один конечный рассудок…Так обстоит дело с каждым истинным произведением. Каждое содержит бесконечное число замыслов, допуская тем самым бесконечное число толкований»… Помните, как говорила Толстая: « и много чего еще…».  

                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Карточка – Задание №1

1)    Отберите героев романа Т. Толстой «Кысь», называемых Перерожденцами.

2)    Что это за люди? Чем отличаются от других, например, людей с Последствиями? Почему их презирают?

3)    Создайте зримый, обобщенный образ типичного героя – Перерожденца.

 

Карточка – Задание №2

1)    Создайте модель (карту) города Федор - Кузмичска

2)    Как он прежде назывался? Почему и сейчас называется именно так?

3)    Каковы особенности расположения города и причины его обособленности?

Карточка – Задание №3

1)    Отберите героев романа Т. Толстой «Кысь» с так называемыми Последствиями.

2)    Охарактеризуйте данную группу ( Кто они? Как выглядят? Что они за люди по своим душевным качествам?).

3)    Создайте зрительный, обобщенный образ типичного героя с Последствиями

Карточка – Задание №4

1)    Отберите героев романа Т. Толстой «Кысь», так называемых  Прежних людей (старопрежних).

2)    Охарактеризуйте их. Почему их так называют? Кто они такие? Чем отличаются от остальных жителей города Федор – Кузмичск?

3)    Создайте зримый, обобщенный образ типичного героя.

Карточка – Задание №5

1)    Отберите материал о лесной кыси. Охарактеризуйте ее (Каково место ее обитания? Как она выглядит и каковы ее повадки? Чем она опасна для людей? Почему ее так боится Бенедикт? На кого она похожа?)

2)    Подберите ассоциативный ряд слова «кысь».

3)    Создайте зрительный образ лесной кыси.

Карточка – Задание №6

1)    Почему главного героя романа Т.Толстой «Кысь» назвали Бенедикт?

2)    Что означает это имя?

3)    Чем Бенедикт внешне отличается от других обитателей города?

4)    Из какой он семьи?

5)    Какой вопрос (вопросы) мучает героя? О чем Бенедикт мечтает? К чему он особенно пристрастился?

6)    Почему тесть Бенедикта называет его «кысью»? Справедливо ли его обвинение?

Карточка – Задание №7

1)    Каков смысл названия романа «Повелитель мух» У. Голдинга?

2)    Кто такой Зверь, которому поклоняются дети?

3)    Почему благовоспитанные дети превратились в дикарей, охотников на себе подобных?

4)    Почему критики называют это произведение притчей?

 


 

Урок по роману Т.Толстой « Кысь» «Что такое

Урок по роману Т.Толстой « Кысь» «Что такое

Последствиями: «мордоворот как бы на сторону съехавши, один глаз заплывший, фигура на репу похожа, хотя тоже она женщина хорошая»

Последствиями: «мордоворот как бы на сторону съехавши, один глаз заплывший, фигура на репу похожа, хотя тоже она женщина хорошая»

Учитель: Почему кысь. Вынесенная даже в название романа?

Учитель: Почему кысь. Вынесенная даже в название романа?

Бенедикта – на деревянном Пушкине, который был для него недавно « все» и которого он спрашивал, как жить

Бенедикта – на деревянном Пушкине, который был для него недавно « все» и которого он спрашивал, как жить

Приложение. Кадры фильма «Убить дракона»

Приложение. Кадры фильма «Убить дракона»
Скачать файл