Что такое толерантность?

  • Работа в классе
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час предназначен для обучающихся 5-6 классов. Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Иконка файла материала Что такое толерантность.docx
Что такое толерантность? Цель классного часа:    познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать   себя   и   других   людей,   воспитание   чувства   коллективизма,   сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.  Форма проведения: беседа, с сюжетно­ролевыми задачами, проблемными вопросами. Ход беседы. Слово учителя.  Сегодня наш разговор посвящён толерантности.  16 ноября –  Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек   –   это   не   только   образованный   человек,   но   человек,   обладающий   чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.  Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. 1. Чтение легенды. Жила­была   на   земле   девушка   по   имени   Любовь.   Скучно   ей   было   жить   на   свете   без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: ­ Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: ­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.­   Вот   выбирай,   ­   сказал   волшебник,   ­   одну   зовут   Радость,   другую   –   Удача,   третью   – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта. ­ Они все прекрасны, ­ сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать... ­ Твоя правда, ­ ответил волшебник, ­ они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему?  Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту?  Продолжение слова учителя. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.   Кроме   того,   толерантность   как   качество   личности   считается необходимым   для   успешной   адаптации   к   новым   неожиданным   условиям.   Люди,   не обладающие   толерантностью,   проявляя   категоричность,   оказываются   неспособными   к изменениям, которых требует от нас жизнь.  Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара? Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур   нашего   мира,   форм   самовыражения   и   способов   проявления   человеческой индивидуальности. 2. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по­разному:В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;  Во   французском –  отношение   при  котором  допускается,  что   другие   могут   думать   или действовать иначе, нежели ты сам;  В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;  В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;  В   арабском   –   прощение,   снисходительность,   мягкость,   милосердие,   сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;  В русском – способность терпеть что­то или кого­то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего­либо, кого­либо).  Вопросы к учащимся:  Какое из определений вам импонирует более всего?  Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?  А что же объединяет эти определения?  Почему так актуальна толерантность в настоящее время?  Слово учителя. Набирает   обороты  третье  тысячелетие.  Прогресс  неумолимо   движется  вперед.  Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…  В   сегодняшнем   обществе   происходит   активный   рост   экстремизма,   агрессивности, расширение   зон   конфликтов.   Эти   социальные   явления   особо   затрагивают   молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.  В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост   всевозможных   форм   асоциального   поведения.   Продолжает   увеличиваться подростковая   преступность.   Растет   количество   антиобщественных   молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…3. Разыгрывание сценки «Перед вами две дороги, выбирайте»  Молодой   человек   и   его   девушка   гуляли   по   городу.   На   бордюре   сидел   плохо   одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.  ­ Подожди, я подойду к нему, ­ сказала девушка.  ­ Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, ­ ответил молодой человек, сжав ее руку.  ­ Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.  ­ А нам­то что? Он сам виноват.  ­ Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.  ­   Говорю   тебе:   он   сам   во   всем   виноват.   Работать   надо,   а   он   попрошайничает,   ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?  ­ Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.  ­ Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, ­ он попытался увести ее.  ­ Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.  ­ Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.  ­ я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.  ­ Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».  ­ Послушай, ­ обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, ­ у тебя нет «мобильника»?  Парень   промолчал.   Девушка   вопросительно   посмотрела   на   него   и   вдруг   почувствовала брезгливость,   которая   исходила   ото   всей   его   позы,   взгляда…   Она   поднялась   и приблизилась к парню.  ­ Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.  ­   Неужели   ты   из­за   какого­то   бомжа,   алкоголика   можешь   так   поступить?   Глупая!   Ты пожалеешь об этом.Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.  ­ У вас открытый перелом, ­ проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, ­ она быстро подошла к телефонному аппарату.  ­ Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.  ­ Вы обязательно найдете себе счастье.  Вопросы к учащимся:  Почему молодой человек отказался помочь?  Как бы вы поступили в этом случае?  Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?  Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?  Вывод.  Сделав   добро,   человек   сам   становится   лучше,   чище,   светлее.   Если   мы   будем внимательны   к   любому   человеку,   с   которым   вступаем   во   взаимодействие,   будь   то случайный попутчик, бродяга или друг, ­ это и будет проявление доброты.  Слово учителя. Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный.  Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя   в   окружающей   среде,   понимающего   других   людей   и   готового   всегда   прийти   на помощь,   человека   с   доброжелательным   отношением   к   иным   культурам,   взглядам, традициям.  Интолерантный   путь   характеризуется   представлением   человека   о   собственной исключительности,   чувством   дискомфортности   низким   уровнем   воспитанности, существования   в   окружающей   его   действительности,   желанием   власти,   непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.  4. Работа учащихся по группам. Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.Толерантная личность                                   Интолерантная личность  уважение мнения других доброжелательность непонимание игнорирование желание что­либо делать вместе эгоизм, агрессивность понимание и принятие нетерпимость чуткость, любознательность выражение пренебрежения раздражительность равнодушие, цинизм снисходительность доверие, гуманизм  5. Сказочка о счастье.  На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» ­  И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел –  И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета быстро катится. Постой­ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. ­ О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. ­ Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный. ­ О, мой король, ­ вскричал солдат, ­  Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. ­ А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха. ­ Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из леса я дрова –  Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто­то… ­ А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит:­ В путь пора, Еще немного – и ура! Свое настигну счастье! И все бы кончилось бедой –  Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: Из дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь…» Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда­нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице,  Как ясный день, сияет! Вопросы к учащимся:  Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?  Как вы думаете, почему изменился король?  Всегда ли в жизни происходят такие изменения?  Чему нас учит эта сказка?Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.  6. “Дерево толерантности”   Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по­вашему, надо сделать, чтобы школа   стала   пространством   толерантности,  то   есть,   чтобы   отношения   в   ней   стали   как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого­либо дерева   пишут,   что   надо   сделать,   чтобы   школа   стала   “Пространством   толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.) (Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым принять правоту другого. Стремись учитывать интересы других). 7. Итоги беседы. В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.