Классный час предназначен для обучающихся 5-6 классов. Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Что такое толерантность?
Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными
чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно
познавать себя и других людей, воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: беседа, с сюжетноролевыми задачами, проблемными вопросами.
Ход беседы.
Слово учителя.
Сегодня наш разговор посвящён толерантности.
16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на
первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень
важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный
человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством
самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого
духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
1. Чтение легенды.
Жилабыла на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без
подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную
мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и
видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. Вот выбирай, сказал волшебник, одну зовут Радость, другую – Удача, третью –
Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с
ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на
всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?
Продолжение слова учителя.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров,
конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как
своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки
соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается
необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не
обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к
изменениям, которых требует от нас жизнь.
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках
земного шара?
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности.
2. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит поразному:В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных
идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть чтото или когото (быть выдержанным, выносливым,
стойким, уметь мириться с существованием чеголибо, коголибо).
Вопросы к учащимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Слово учителя.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника
пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но
мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности,
расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь,
которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и
быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический
рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться
подростковая преступность.
Растет количество антиобщественных молодежных
организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские
группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он
поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…3. Разыгрывание сценки «Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый
пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах
стояли слезы.
Подожди, я подойду к нему, сказала девушка.
Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, ответил молодой человек, сжав ее руку.
Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
А намто что? Он сам виноват.
Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует,
пьянствует. Зачем ему помогать?
Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, он
попытался увести ее.
Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не
понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался
удержать ее. Она решительно одернула руку.
Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не
отсюда. Мне очень больно.
Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
Послушай, обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя
нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала
брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и
приблизилась к парню.
Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Неужели ты изза какогото бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты
пожалеешь об этом.Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
У вас открытый перелом, проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, она
быстро подошла к телефонному аппарату.
Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем
внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то
случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты.
Слово учителя.
Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего
себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на
помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам,
традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной
исключительности,
чувством дискомфортности
низким уровнем воспитанности,
существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием
противоположных взглядов, традиций и обычаев.
4. Работа учащихся по группам.
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты,
присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.Толерантная личность
Интолерантная личность
уважение мнения других
доброжелательность
непонимание
игнорирование
желание чтолибо делать вместе
эгоизм, агрессивность
понимание и принятие
нетерпимость
чуткость, любознательность
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие, цинизм
снисходительность
доверие, гуманизм
5. Сказочка о счастье.
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постойка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
О, мой король, вскричал солдат,
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет ктото…
А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит: В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куданибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы к учащимся:
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в
мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
6. “Дерево толерантности”
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, повашему, надо сделать, чтобы
школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как
можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какоголибо
дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”,
листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в
классе.)
(Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение
тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других).
7. Итоги беседы.
В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой
семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.