Тема: ЧТО ВДОЛЬ, ЧТО ПОПЕРЕК
Цели: ввести понятия «множители», «произведение»; рассмотреть переместительное свойство умножения; учить использовать переместительное свойство умножения, находить площадь фигур разными способами, совершенствовать умения читать выражения, записывать сложение с помощью умножения; находить равные произведения.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Игорь ниже Вити. Коля выше Вити. Миша ниже Игоря. Назовите имена мальчиков с меньшего до высшего роста.
2. Винни-Пух сочинил 36 шумелок, 39 пыхтелок и 17 сопелок. Сколько всего песенок сочинил Винни-Пух?
3. Винни-Пух, Кролик и Пятачок собрали с огорода 16 кабачков, что на 7 больше, чем патиссонов. Сколько патиссонов собрали друзья?
II. Сообщение темы урока.
- Как называются числа при сложении? (Слагаемые, сумма.) 5 + 3 = 8
- Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) 5-3 = 2.
III. Работа по учебнику.
Задание 1. Какие геометрические фигуры расположены в таблице? Сколько всего фигур?
- Объясните, как считал Коля. (В каждом ряду по 3 фигуры. Всего 5 рядов.)
3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3·5 = 15
- Объясните, как считал Вася. (В каждом столбике по 5 фигур. Всего 3 столбика.)
5 + 5 + 5 = 5·3 = 15.
- Числа, которые перемножают, называют множителями. Результат умножения чисел называют произведением.
3·5 = 15- произведение множители
- Рассмотрите вычисления Коли и Васи. Что вы заметили? (3·5 = 5·3.)
- При перестановке множителей произведение не меняется.
Задание 2. Сколько утят на картинке? Посчитайте двумя
способами. Запишите суммы с помощью знака умножения.
4 + 4 + 4 = 4·3 = 12
3 + 3 + 3 + 3 = 3·4=12
Задание 3. Запишите сложение с помощью умножения.
4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 4·5 = 20 7 + 7 + 7 = 7·3 = 21
5 + 5 + 5 + 5 = 5·4 = 20 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3·7 = 21
Задание 4. Найдите звёздочки, на которых произведения
равны.
3·9 = 3·9 5·9 = 9·5
3·6 = 6·3 7·4 = 4·7
5·9 = 9·5
- Прочитайте задачу 5. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
Задание 6. Найдите произведения с помощью сложения.
3·6 = 3 + 3 + 3 + 3+3 + 3 = 18
3·-20 = 3 + 3 + 3 +3+3 + 3 + 3 + 3 + 3 +3+3 + 3 + 3 + 3 + 3 + I 3+3 + 3 + 3 + 3 = 60
7·10 = 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 70
4·7 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 28
2· 18 = 18-2 = 18 + 18 = 36
Задание 7. Решение логических задач.
- Запишите число клеток в прямоугольниках разными способами.
6 + 6 + 6 + 6 = 6·4 = 24
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 4·6 = 24
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 =3·11= 33
11 + 11 + 11 = 11·3 = 33
- Вычислите площадь каждого прямоугольника.
- У какого прямоугольника площадь больше? На сколько больше?
Задание 8. Какие равенства верные, а какие нет?
5 + 7 = 7 + 5- верно 5·7 = 7·5- верно
4 + 8 = 8·4- неверно 3·4 = 4 + 3- неверно
IV. Работа по карточкам.
1. Запишите примером:
а) число 2 повторите слагаемым 4 раза;
б) число 3 повторите слагаемым 5 раз;
в) число 9 повторите слагаемым 3 раза;
г) число 45 повторите слагаемым 2 раза.
2. Сравните:
5 + 5 + 5...5 + 5 + 5 + 5 3 + 3 + 3 + 3 ... 3 + 3 + 3 9 + 9 + 9 ...9 + 9
8 + 8 + 8 + 8 ... 8 + 8 + 8 + 8 + 8
V. Итог урока.
- Как называются числа при умножении?
- Что нового узнали на уроке? Что называют умножением?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.