Возраст участников –7 класс. Требования к диалогу для школьников подросткового возраста:
• сопоставление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически выверенными нормами образа жизни человека, при поиске нравственного решения в жизненной ситуации;
• диалог должен носить проблемный характер, отражающий способности морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора;
• сюжет должен быть выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к осознанию своего Я.
этический диалог Филиппова.docx
Тема:
"Что значит быть гражданином своей страны?"
Классный час
Форма проведения: этический диалог
Составитель: Филиппова С.В.
МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина»
svetlanaphilippova@rambler.ru
Возраст участников –7 класс. Требования к диалогу для школьников
подросткового возраста:
сопоставление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически
при поиске
нормами образа жизни человека,
выверенными
нравственного решения в жизненной ситуации;
диалог должен носить проблемный характер, отражающий способности
морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых
ситуациях нравственного выбора;
сюжет должен быть выстроен в логике поиска нравственного решения в
разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования
моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах,
сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к
осознанию своего Я.
№
Структурные
Смысловые характеристики структурных
компоненты этического
компонентов этического диалога
диалога
1
Вывод школьников на
проблему.
Добрый день, ребята! Давайте встанем и
дружно поздороваемся друг с другом глазами,
плечами и рукопожатем! Пусть хорошее
настроение останется с нами на протяжении
всего занятия!
Вы знаете, я сегодня ехала в автобусе и
прочитала объявление: « Граждане пассажиры,
не оставляйте без присмотра свои личные
вещи!» А вы слышали такое обращение? К
вам обращались таким образом? В каких
случаях так обращаются? 2
3
Построение
логической цепочки
развития мысли.
Основным побудителем
служат вопросы
«почему?», «как вы
думаете?».
Последовательные,
углубляющие проблему
вопросы выстраивают
пошаговую структуру
цепочки. Организуемый
процесс напряжённого
«думания».
Обращение к
личности ребёнка.
Поворот «на себя»
создаёт условия для
углубления и
осмысления
школьниками своего
личностного «Я» в
контексте данной
проблемы, высвечивает
перед ними пути
нравственного решения
или
напишите
карточках
можно
глаголы,
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем
говорить?
Кто такой гражданин?
Давайте в парах найдем слова,
прилагательные
характеризующие понятие «гражданин»?
(На
ваши
прилагательные). Какие слова вы подобрали?
На букву Г ? Почему? И т.д.
Какие из этих слов наиболее точно определяют
понятие гражданин?
А теперь давайте обратимся к толковым
словарям.
досталось
определение С.И. Ожегова: « Гражданин –
лицо,
принадлежащее к постоянному
населению данного государства, пользующееся
его защитой и наделенное совокупностью прав
и обязанностей. Другой группе: Д.Н. Ушакова:
«Лицо, принадлежащее к населению какогол.
государства, пользующееся всеми правами,
обеспеченными законами этого государства, и
исполняющее все обязанности, установленные
законами этого государства;
подданный
какогон. государства». Что общего в этих
определениях?
Знаете вы примеры таких людей?
Одной
группе
Как вы определили, что они граждане?
Назовите примеры граждан среди ваших друзей,
родных?
А вы считаете себя гражданами своей страны?
Почему вы так думаете?
В каких делах выражается позиция гражданина?
Может гражданин быть сам по себе?
Перед кем у гражданина гражданский долг? 4
непростых вопросов
личной жизни,
стимулирует
самоанализ, самооценку
и в связи с этим
самосовершенствование.
Точка наивысшего
напряжения как
кульминация сопряжена
с обращением к личности
школьника, его
жизненному и
нравственному опыту, с
необходимостью
нравственного выбора в
той или иной ситуации,
жизненной коллизии,
возникшей дилемме, что
и станет для него
сущностной значимостью
обсуждаемой проблемы.
У вас какой гражданский долг?
Вариант 1.
Посмотрите на фотографии и обсудите в
микро группах, достойные ли это граждане и
почему?
Почему одни люди ведут себя достойно, а
другие не всегда достойно или совсем
недостойно? А вы так недостойно себя ведете?
А если ваш друг будет так себя вести, вы его
остановите?
А бывает, что человек вел себя недостойно, а
потом совершил гражданский поступок?
Вариант 2. В одном из рассказов писателя
Василия Шукшина есть образ деревенского
парня Пашки. Все знали о его несерьезном
характере. Иначе, как « балаболкой» и не
называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз.
Минута и рванет. Все кинулись врассыпную.
А Пашка за руль полыхающего чудовища и к
реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А
бензовоз прямо с обрыва. Незатейливая
история,
рассказанная писателем –
выдающимся Гражданином. Она повествует
о людях, в чьих сердцах живет любовь к
человеку, к своему дому, краю, Родине.
Как вы думаете, почему в тексте слово
«Гражданин» начинается с большой буквы?
Есть разница между гражданином и
Гражданином с большой буквы?
5
Резюме диалога как
смысловое заключение
Давайте обратимся ко второй части
определения понятия Гражданин из словаря
Д.Н. Ушакова? Гражданин – сознательный член общества,
человек, подчиняющий свои личные интересы
общественным.
Что это за ситуации, когда личные интересы
выше общественных? Можно поступки в таких
ситуациях назвать гражданскими?
Назовите примеры гражданских поступков.
А какие гражданские поступки были в вашей
жизни? Делают ли эти поступки вас
Гражданином с большой буквы?
Можем мы сказать, что тема нашего классного
часа может быть написана так: «Что значит
быть Гражданином своей страны?»
вывод.
Помните,
пожалуйста,
и сделайте
Задумайтесь,
ваши
правильный
гражданские поступки могут улучшить
настоящее и будущее. Растите достойными
людьми.
А сейчас давай те возьмемся за руки в знак
единения в наших гражданских поступках. Я
приглашаю вас 2 .11 на встречу Олимпийского
огня в нашем городе! Встретим это событие
достойно!
или переход к
следующей проблеме.
Данное резюме может
быть выражено как
открытый финал,
побуждающий детей
задуматься по поводу
обсуждаемой проблемы.
Этим финалом педагог
побуждает детей к
рефлексии и само
осмыслению, что
стимулирует их
нравственное
развитие.
Литература:
Конституция РФ
Ресурсы Интернета
Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.
Ушакова
Толковый словарь русского языка и С. И. Ожегова
В.М. Шукшин «Рассказы»
Педагогическая идея:
Самоанализ
Вызвать у детей желание проявлять и развивать свои положительные черты
характера.
Способствовать нравственному развитию личности, которое предполагает
постепенное усвоение общественных норм и правил поведения, принятие
моральных ценностей.
В процессе проведения классного часа реализовывались задачи.
Формирование в ребенке норм нравственной позиции личности по
отношению к окружающему миру и к обществу.
Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с
окружающими миром.
Формирование активной нравственной позиции по отношению к
окружающему миру и обществу.
Развивать умение понимать, принимать, сочувствовать, иметь
собственный взгляд на проблему. Для достижения поставленных целей использовала такие методы, как
беседа, рассказ, комментарий фотографий, моделирование и анализ
проблемных ситуаций.
Результаты, которые были получены в ходе занятия
Активная позиция ребенка через практическую деятельность.
Включение каждого ребенка в деятельность.
Наличие четкопродуманных этапов занятия.
Прослеживается логическая цепочка в содержании занятия,
прослеживается приемственность этапов, один переходит плавно в
другой.
Мотивация детей ярко выражена.
Наличие благоприятного психологического климата.
Соблюдение комплексности целей (обучающие, воспитательные,
развивающие)
Обучающие рефлексия, анализ
Воспитательные воспитание гордости и уважения за своих близких и
свою страну
Развивающие – развитие умения слушать друг друга, умение принимать
другую точку зрения, соотносить со своей позицией.
Прогноз
Данный классный час это повод для размышления, для желания идти вперед,
совершенствоваться, проявлять интерес к себе и к окружающим людям.
"Что значит быть гражданином своей страны?"
"Что значит быть гражданином своей страны?"
"Что значит быть гражданином своей страны?"
"Что значит быть гражданином своей страны?"
"Что значит быть гражданином своей страны?"
"Что значит быть гражданином своей страны?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.