Возраст участников –7 класс. Требования к диалогу для школьников подросткового возраста:
• сопоставление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически выверенными нормами образа жизни человека, при поиске нравственного решения в жизненной ситуации;
• диалог должен носить проблемный характер, отражающий способности морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора;
• сюжет должен быть выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к осознанию своего Я.
Тема:
"Что значит быть гражданином своей страны?"
Классный час
Форма проведения: этический диалог
Составитель: Филиппова С.В.
МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина»
svetlanaphilippova@rambler.ru
Возраст участников –7 класс. Требования к диалогу для школьников
подросткового возраста:
сопоставление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически
при поиске
нормами образа жизни человека,
выверенными
нравственного решения в жизненной ситуации;
диалог должен носить проблемный характер, отражающий способности
морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых
ситуациях нравственного выбора;
сюжет должен быть выстроен в логике поиска нравственного решения в
разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования
моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах,
сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к
осознанию своего Я.
№
Структурные
Смысловые характеристики структурных
компоненты этического
компонентов этического диалога
диалога
1
Вывод школьников на
проблему.
Добрый день, ребята! Давайте встанем и
дружно поздороваемся друг с другом глазами,
плечами и рукопожатем! Пусть хорошее
настроение останется с нами на протяжении
всего занятия!
Вы знаете, я сегодня ехала в автобусе и
прочитала объявление: « Граждане пассажиры,
не оставляйте без присмотра свои личные
вещи!» А вы слышали такое обращение? К
вам обращались таким образом? В каких
случаях так обращаются?2
3
Построение
логической цепочки
развития мысли.
Основным побудителем
служат вопросы
«почему?», «как вы
думаете?».
Последовательные,
углубляющие проблему
вопросы выстраивают
пошаговую структуру
цепочки. Организуемый
процесс напряжённого
«думания».
Обращение к
личности ребёнка.
Поворот «на себя»
создаёт условия для
углубления и
осмысления
школьниками своего
личностного «Я» в
контексте данной
проблемы, высвечивает
перед ними пути
нравственного решения
или
напишите
карточках
можно
глаголы,
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем
говорить?
Кто такой гражданин?
Давайте в парах найдем слова,
прилагательные
характеризующие понятие «гражданин»?
(На
ваши
прилагательные). Какие слова вы подобрали?
На букву Г ? Почему? И т.д.
Какие из этих слов наиболее точно определяют
понятие гражданин?
А теперь давайте обратимся к толковым
словарям.
досталось
определение С.И. Ожегова: « Гражданин –
лицо,
принадлежащее к постоянному
населению данного государства, пользующееся
его защитой и наделенное совокупностью прав
и обязанностей. Другой группе: Д.Н. Ушакова:
«Лицо, принадлежащее к населению какогол.
государства, пользующееся всеми правами,
обеспеченными законами этого государства, и
исполняющее все обязанности, установленные
законами этого государства;
подданный
какогон. государства». Что общего в этих
определениях?
Знаете вы примеры таких людей?
Одной
группе
Как вы определили, что они граждане?
Назовите примеры граждан среди ваших друзей,
родных?
А вы считаете себя гражданами своей страны?
Почему вы так думаете?
В каких делах выражается позиция гражданина?
Может гражданин быть сам по себе?
Перед кем у гражданина гражданский долг?4
непростых вопросов
личной жизни,
стимулирует
самоанализ, самооценку
и в связи с этим
самосовершенствование.
Точка наивысшего
напряжения как
кульминация сопряжена
с обращением к личности
школьника, его
жизненному и
нравственному опыту, с
необходимостью
нравственного выбора в
той или иной ситуации,
жизненной коллизии,
возникшей дилемме, что
и станет для него
сущностной значимостью
обсуждаемой проблемы.
У вас какой гражданский долг?
Вариант 1.
Посмотрите на фотографии и обсудите в
микро группах, достойные ли это граждане и
почему?
Почему одни люди ведут себя достойно, а
другие не всегда достойно или совсем
недостойно? А вы так недостойно себя ведете?
А если ваш друг будет так себя вести, вы его
остановите?
А бывает, что человек вел себя недостойно, а
потом совершил гражданский поступок?
Вариант 2. В одном из рассказов писателя
Василия Шукшина есть образ деревенского
парня Пашки. Все знали о его несерьезном
характере. Иначе, как « балаболкой» и не
называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз.
Минута и рванет. Все кинулись врассыпную.
А Пашка за руль полыхающего чудовища и к
реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А
бензовоз прямо с обрыва. Незатейливая
история,
рассказанная писателем –
выдающимся Гражданином. Она повествует
о людях, в чьих сердцах живет любовь к
человеку, к своему дому, краю, Родине.
Как вы думаете, почему в тексте слово
«Гражданин» начинается с большой буквы?
Есть разница между гражданином и
Гражданином с большой буквы?
5
Резюме диалога как
смысловое заключение
Давайте обратимся ко второй части
определения понятия Гражданин из словаря
Д.Н. Ушакова?Гражданин – сознательный член общества,
человек, подчиняющий свои личные интересы
общественным.
Что это за ситуации, когда личные интересы
выше общественных? Можно поступки в таких
ситуациях назвать гражданскими?
Назовите примеры гражданских поступков.
А какие гражданские поступки были в вашей
жизни? Делают ли эти поступки вас
Гражданином с большой буквы?
Можем мы сказать, что тема нашего классного
часа может быть написана так: «Что значит
быть Гражданином своей страны?»
вывод.
Помните,
пожалуйста,
и сделайте
Задумайтесь,
ваши
правильный
гражданские поступки могут улучшить
настоящее и будущее. Растите достойными
людьми.
А сейчас давай те возьмемся за руки в знак
единения в наших гражданских поступках. Я
приглашаю вас 2 .11 на встречу Олимпийского
огня в нашем городе! Встретим это событие
достойно!
или переход к
следующей проблеме.
Данное резюме может
быть выражено как
открытый финал,
побуждающий детей
задуматься по поводу
обсуждаемой проблемы.
Этим финалом педагог
побуждает детей к
рефлексии и само
осмыслению, что
стимулирует их
нравственное
развитие.
Литература:
Конституция РФ
Ресурсы Интернета
Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.
Ушакова
Толковый словарь русского языка и С. И. Ожегова
В.М. Шукшин «Рассказы»
Педагогическая идея:
Самоанализ
Вызвать у детей желание проявлять и развивать свои положительные черты
характера.
Способствовать нравственному развитию личности, которое предполагает
постепенное усвоение общественных норм и правил поведения, принятие
моральных ценностей.
В процессе проведения классного часа реализовывались задачи.
Формирование в ребенке норм нравственной позиции личности по
отношению к окружающему миру и к обществу.
Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с
окружающими миром.
Формирование активной нравственной позиции по отношению к
окружающему миру и обществу.
Развивать умение понимать, принимать, сочувствовать, иметь
собственный взгляд на проблему.Для достижения поставленных целей использовала такие методы, как
беседа, рассказ, комментарий фотографий, моделирование и анализ
проблемных ситуаций.
Результаты, которые были получены в ходе занятия
Активная позиция ребенка через практическую деятельность.
Включение каждого ребенка в деятельность.
Наличие четкопродуманных этапов занятия.
Прослеживается логическая цепочка в содержании занятия,
прослеживается приемственность этапов, один переходит плавно в
другой.
Мотивация детей ярко выражена.
Наличие благоприятного психологического климата.
Соблюдение комплексности целей (обучающие, воспитательные,
развивающие)
Обучающие рефлексия, анализ
Воспитательные воспитание гордости и уважения за своих близких и
свою страну
Развивающие – развитие умения слушать друг друга, умение принимать
другую точку зрения, соотносить со своей позицией.
Прогноз
Данный классный час это повод для размышления, для желания идти вперед,
совершенствоваться, проявлять интерес к себе и к окружающим людям.