"Что значит быть гражданином своей страны?"

  • Мероприятия
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Возраст участников –7 класс. Требования к диалогу для школьников подросткового возраста: • сопоставление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически выверенными нормами образа жизни человека, при поиске нравственного решения в жизненной ситуации; • диалог должен носить проблемный характер, отражающий способности морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора; • сюжет должен быть выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к осознанию своего Я.
Иконка файла материала этический диалог Филиппова.docx
Тема:   "Что значит быть гражданином своей страны?" Классный час Форма проведения: этический диалог                                                           Составитель: Филиппова С.В.  МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина»                                                            svetlanaphilippova@rambler.ru Возраст   участников  –7   класс.   Требования   к   диалогу   для   школьников подросткового возраста:   сопоставление  накопленного   нравственного   опыта   ребёнка  с   этически   при   поиске  нормами   образа   жизни   человека, выверенными нравственного решения в жизненной ситуации;   диалог   должен   носить   проблемный   характер,   отражающий   способности морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора;  сюжет должен быть  выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных   жизненных   ситуациях,   приёмах   стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих   непрерывный   и   развивающий   разговор,   ведущий   к осознанию своего Я. № Структурные Смысловые характеристики структурных компоненты этического компонентов этического диалога диалога 1 Вывод школьников на  проблему.  Добрый   день,   ребята!   Давайте   встанем   и дружно поздороваемся друг с другом глазами, плечами   и   рукопожатем!   Пусть   хорошее настроение   останется   с   нами   на   протяжении всего занятия! Вы   знаете,   я   сегодня   ехала   в   автобусе   и прочитала объявление: « Граждане пассажиры, не   оставляйте   без   присмотра   свои   личные вещи!» ­ А вы слышали такое обращение?  ­ К вам   обращались     таким   образом?   В   каких случаях так обращаются?2 3 Построение  логической цепочки  развития мысли.  Основным побудителем  служат вопросы  «почему?», «как вы  думаете?».  Последовательные,  углубляющие проблему  вопросы выстраивают  пошаговую структуру  цепочки. Организуемый  процесс напряжённого  «думания». Обращение к  личности ребёнка.  Поворот «на себя»  создаёт условия для  углубления и  осмысления  школьниками своего  личностного «Я» в  контексте данной  проблемы, высвечивает  перед ними пути  нравственного решения    или         напишите карточках   можно глаголы,   Как   вы   думаете,   о   чем   мы   сегодня   будем говорить?  Кто такой гражданин?  Давайте   в   парах   найдем   слова,   прилагательные характеризующие понятие «гражданин»? (На   ваши прилагательные).   Какие   слова   вы   подобрали? На букву Г ­ ? Почему? И т.д.  Какие из этих слов наиболее точно определяют понятие гражданин? А   теперь   давайте   обратимся   к     толковым словарям.   досталось определение   С.И.   Ожегова:   «   Гражданин   – лицо,   принадлежащее   к   постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Другой группе: Д.Н. Ушакова: «Лицо, принадлежащее к населению какого­л. государства,   пользующееся   всеми   правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее   все обязанности,  установленные законами   этого   государства;   подданный какого­н.   государства». Что   общего   в   этих определениях? Знаете вы примеры таких людей?   Одной   группе Как вы  определили, что они граждане? Назовите примеры граждан среди ваших друзей,  родных? А вы считаете себя гражданами своей страны?  Почему вы так думаете? В каких делах выражается позиция гражданина? Может гражданин быть сам по себе?  Перед кем у гражданина гражданский долг?4 непростых вопросов  личной жизни,  стимулирует  самоанализ, самооценку  и в связи с этим  самосовершенствование. Точка наивысшего  напряжения как  кульминация сопряжена с обращением к личности  школьника, его  жизненному и  нравственному опыту, с  необходимостью  нравственного выбора в  той или иной ситуации,  жизненной коллизии,  возникшей дилемме, что  и станет для него  сущностной значимостью  обсуждаемой проблемы. У вас какой гражданский долг?   Вариант 1.   Посмотрите   на   фотографии     и   обсудите   в микро группах, достойные ли это граждане и почему? Почему   одни   люди   ведут   себя   достойно,   а другие   не   всегда   достойно   или   совсем недостойно?  А вы так недостойно себя ведете? А если ваш друг будет так себя вести, вы его остановите? А бывает, что человек вел себя недостойно, а потом совершил гражданский поступок? Вариант 2.   В одном из рассказов писателя Василия Шукшина есть   образ деревенского парня   Пашки.   Все   знали   о   его   несерьезном характере.   Иначе,   как   «   балаболкой»   и   не называли.   Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута ­ и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка ­  за руль полыхающего чудовища и к реке.   Едва   успел   прыгнуть   с   подножки.   А бензовоз   прямо   с   обрыва.   Незатейливая история,   рассказанная   писателем   – выдающимся Гражданином. Она повествует о   людях,   в   чьих   сердцах   живет   любовь   к человеку, к своему дому, краю, Родине.    Как   вы   думаете,   почему   в   тексте   слово «Гражданин»   начинается   с   большой   буквы? Есть   разница   между   гражданином   и Гражданином с большой буквы? 5 Резюме диалога как  смысловое заключение    Давайте   обратимся   ко   второй   части определения   понятия   Гражданин   из   словаря Д.Н. Ушакова?Гражданин   –   сознательный   член   общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным.    Что это за ситуации, когда личные интересы выше общественных? Можно поступки в таких ситуациях назвать гражданскими?  Назовите примеры гражданских поступков. А какие гражданские поступки были в вашей жизни?   Делают   ли   эти   поступки   вас Гражданином с большой буквы?  Можем мы сказать, что тема нашего классного часа   может   быть   написана   так:   «Что   значит быть Гражданином своей страны?» вывод.   Помните,     пожалуйста,   и   сделайте Задумайтесь, ваши правильный   гражданские   поступки   могут   улучшить настоящее   и   будущее.   Растите   достойными людьми. А сейчас   давай те возьмемся за руки в знак единения   в  наших   гражданских   поступках.  Я приглашаю вас  2 .11 на встречу Олимпийского огня   в   нашем   городе!   Встретим   это   событие достойно!  или переход к  следующей проблеме.  Данное резюме может  быть выражено как  открытый финал,  побуждающий детей  задуматься по поводу  обсуждаемой проблемы.  Этим финалом педагог  побуждает детей к  рефлексии и само  осмыслению, что  стимулирует их  нравственное                     развитие. Литература:  Конституция РФ  Ресурсы Интернета    Большой  толковый словарь современного русского языка Д.Н.  Ушакова   Толковый словарь русского языка и  С. И. Ожегова  В.М. Шукшин  «Рассказы»  Педагогическая идея: Самоанализ Вызвать  у детей желание проявлять и  развивать свои положительные черты  характера. Способствовать нравственному развитию личности, которое предполагает  постепенное усвоение общественных норм и правил поведения, принятие  моральных ценностей. В процессе проведения классного часа реализовывались задачи.  Формирование в ребенке норм нравственной позиции личности по  отношению к окружающему миру и к обществу.  Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с  окружающими миром.  Формирование активной нравственной позиции по отношению к  окружающему миру и обществу.  Развивать умение понимать, принимать, сочувствовать, иметь  собственный взгляд на проблему.Для достижения поставленных целей использовала такие методы, как  беседа, рассказ,  комментарий фотографий, моделирование и анализ  проблемных ситуаций. Результаты, которые были получены в ходе занятия   Активная позиция ребенка через практическую деятельность.  Включение каждого ребенка в деятельность.   Наличие четко­продуманных этапов занятия.  Прослеживается логическая цепочка в содержании занятия,  прослеживается приемственность этапов, один переходит плавно в  другой.  Мотивация детей ярко выражена.  Наличие благоприятного психологического климата.  Соблюдение комплексности целей (обучающие, воспитательные,  развивающие) Обучающие  ­ рефлексия, анализ Воспитательные ­ воспитание гордости и уважения за своих близких и  свою страну Развивающие – развитие умения слушать друг друга, умение принимать  другую точку зрения, соотносить со своей позицией. Прогноз  Данный классный час ­ это повод для размышления, для желания идти вперед, совершенствоваться, проявлять интерес к себе и к окружающим людям.