«Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя
Задачи:
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, образное мышление, память и внимание;
-познакомить учащихся с творчеством Д. Н. Мамин – Сибиряка;
-работать в творческом коллективе с распределением ролей и задач, работать в команде.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать текст;
-учиться работать в паре, группе.
Личностные:
-пробудить познавательную активность, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Ты улыбкой, как солнышком, брызни Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь! |
Дети приветствуют учителя |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - Ребята, а сейчас у нас с вами будет небольшая разминка. Разминка называется «Вспомни и назови» У меня на столе лежат три карточки, один человек подходит, читает отрывок из произведения и должен вспомнить, кто автор и как называется произведение.
- Молодцы ребята! Вы хорошо справились |
Дети выполняют задание учителя\
|
3.Выявление места и причины затруднения. - Ребята, мы с вами изучили много авторов, которые писали о животных и о природе. - Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним автором, который писал о природе и животных. Посмотрите на слайд. Знаете ли вы его? - Нет! Верно. Сегодня мы с ним познакомимся. Его зовут Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Сейчас я вам немного расскажу о нем. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель ,
который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих
произведениях, а он их написал более 150 , он с любовью описывал простой
народ и красоту уральской природы . Первые свои рассказы он подписывал именем
Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают
многие писатели , а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора
Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг,
поэтому и любовь к чтению и к литературе появился уже в детстве. Итак, ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? |
Нет!
«Приемыш»
Д.Н. Мамин-Сибиряк и его произведение «Приемыш» |
4.Построение проекта выхода из затруднений. - Ребята, а какая же цель нашего урока? - Верно! |
Познакомиться с биографией автора и с его произведением |
5. Реализация построенного проекта. - Как называется это произведение? - Как вы думаете, что обозначает это слово? - Какие чувства вызывает у вас это слово? - Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении? - Давайте проверим, верны ли ваши предположения! |
«Приемыш» сирота, которого взяли на воспитание чужие люди
жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви
Ответы детей |
6. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи. - Итак, ребята. Начнем мы с вами читать произведение, первую часть прочитаю вам я. (учитель читает 1 часть) - 1. От чьего лица ведется повествование? 2. Где происходят события, описанные в произведении? 3. Как бы вы озаглавили эту часть? - Следующую 2 часть читает ученик. 1. Назовите героев, которые встретились нам в этой части; 2. Как бы вы назвали эту часть? - Следующую 3 часть читает ученик. 1. Какое настроение было у вас во время прочтения этой части? 2. Что вы узнали о жизни Тараса ? 3. Какое бы название подошло к этой части? - К какому жанру мы отнесём это произведение? - А какова его тема? - Составьте модель обложки этого рассказа. (заготовки частей модели лежат на партах) |
Дети внимательно слушают
Дети слушают и следят за чтением
Рассказ О животных |
Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Дети выполняют упражнения
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Ребята, а сейчас будет небольшая самостоятельная работа. Перед вами лежат картинки, вам сейчас предстоит побыть операторами, т.е. собрать кадр - эпизод из рассказа, затем сказать что за эпизод вы сняли и вставить его в нужное место на пленке. (на доске лента с изображением кадров) |
Дети выполняют задание |
8.Включение в систему знаний повторение. - Вспомните, кто главные герои рассказа? - Расскажите как лебедь попал к Тарасу? Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Тарас? - Посмотрите на слайд. Что было бы правильнее?
А как бы вы поступили на его месте? |
Тарас и лебедь
Охотники подстрелили лебедя с лебёдушкой, а он забился в камыши, Тарас поставил сети и поймал Приёмыша
Ответы детей |
9. Рефлексия. - Итак ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? - С каким произведением мы познакомились? - Какой жанр у данного произведения? - О чем говорится в данном рассказе? Молодцы ребята! Вы сегодня здорово потрудились. Спасибо вам за урок. До свидания! |
С Д. Н. Мамин-Сибиряком
С произведением «Приемыш»
Рассказ
О лебеде |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.