Тема: Дальний Восток
Цель нашего урока: Что нам предстоит узнать? (Определить состав ДВ, объяснить особенности ЭГП, дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности)
Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых удивительных мест, существующих в России – Дальневосточный экономический район. Запишите тему в тетрадь.
Мы, должны узнать как можно больше о районе. И начнем с изучения состава. Запишите в тетради субъекты ДВ, и нанесите на контурные карты состав и границы ДВ.
Республика Якутия (Саха) – Якутск, Чукотский Авт. Округ – Анадырь, Камчатский край – Петропавловск-Камчатский, Хабаровский край – Хабаровск, Приморский край – Владивосток, Магаданская обл. – Магадан, Сахалинская обл. – Ю-Сахалинск, Амурская обл. – Благовещенск, Еврейская АО – Биробиджан.
- Проверьте себя. Какая область ДВ находится на островах ? Какую область мы еще не записали?
Рассм отрим ЭГП района:
1) Самый крупный по площади район России 6,2 млн. км² (36% площади Р.).
- В каком направлении вытянут?
2) м еридиональная вытянутость
3) приморское положение (выход в Северный Ледовитый, Тихий океаны), но наличие огромного внутриконтинентального «подрайона» (центральная Якутия);
4) удаленность от Западного макрорайона, но «повернутость» к Тихоокеанскому региону. Это особенно важно, т. к.:
5) приграничное положение (Япония, Китай, КНДР, США)
С 1 стороны – центры МХ, необходимо международное экономическое сотрудничество;
С другой стороны – Япония претендует на гр. Курильских о-вов; США – член НАТО (военно-политический блок); нестабильная политическая ситуация между КНДР и Ю. Кореей; китайцев на ДВ «больше, чем русских».
Нельзя оценить ЭГП района без оценки развития транспортной системы. Попробуйте самостоятельно дать оценку транспортной системе ДВ.
6) недостаточно развита транспортная система (развит морской транспорт; незаменим воздушный; на юге: Транссиб, БАМ; редкая автомобильная сеть; начинает развитие трубопроводный транспорт).
2. Задание «Историческая справка».
Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. Вспомним имена первопроходцев, исследователей ДВ.
1. Кто впервые достиг берегов Охотского моря? (Иван Москвитин.)
2. Кто по Амуру вышел к Охотскому морю? (Василий Поярков.)
3. Кто первым обогнул на парусном судне Чукотку? (Семён Дежнёв).
4. Исследовал и дал описание Камчатки? (Степан Крашенинников).
5. Исследовал Сахалин, открыл Татарский пролив? (Григорий Невельской.).
6. Кто повторно открыл, что Азия и Америка не соединяются? (В. Беринг).
ЗАДАНИЕ (по группам)
Геоморфологи
· По физической карте форзаца учебника установите, какие формы рельефа преобладают на Дальнем Востоке.
· Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и бывают землетрясения?
· Определите геологический возраст территории
Минерологи
Дайте оценку минеральных ресурсов:
· Какими полезными ископаемыми богат Дальний Восток.
· Определите места добычи следующих полезных ископаемых:
Каменный уголь - в … бассейнах
Нефть - на острове ...
Руды – 1)…, 2)…
Имеются месторождения ценного металла - …
Якутия славится добычей …
· Объясните, почему Дальний Восток исключительно богат разнообразными по происхождению полезными ископаемыми?
Ресурсоведы
· Вспомните, какие виды рыб, морских животных водятся в морях Дальнего Востока
· Состав лесов Дальнего Востока.
· Гидроэнергетические ресурсы – это ресурсы рек: 1)…,
Климатологи
· Определите какой тип климата на Дальнем Востоке?
· Под действием каких климатообразующих факторов происходит его формирование?
· Определите летние и зимние температуры в северной и южной частях района.
· Объясните неравномерность выпадения осадков
Гидрологи
· Используя физическую карту, найдите реки: Амур, Зея, Бурея, Уссури,
Анадырь; озера – Ханка, Кроноцкое. Каковы эти озёра по происхождению?
· Чем питаются реки Дальнего Востока? Почему реки не разливаются весной?
Зоологи и биологи
· В чем особенность растительного и животного мира Дальнего Востока?
· Почему произошло смешение видов севера и юга?
· Перечислите эндемиков Дальнего Востока
Заполнение таблицы (первой колонки)
Природные ресурсы |
Отрасли специализации |
Центры |
|
|
|
Домашнее задание.
— Прочитать § 50-51
— Творческое задание (любое по желанию):
— Нарисовать «образ района» (в виде герба, рисунка, схемы)
— Написать сообщение на тему «Почему я хотел бы (не хотел бы) жить на Дальнем Востоке»
— Составит 5 вопросов с ответами о Дальнем Востоке. Вопросы должны начинаться со слова «Почему…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.