Деепричастие(обобщающий урок в 7 классе

  • Видеоуроки
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 20.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мультимедийный обобщающий урок по теме:"Деепричастие" содержит лингвистический и практический материал, помогающий всесторонне закрепить тему и находить практическое применение данной части речи, совершенстввует навыки и умения конструировать предложения с деепричастными оборотами, помогает подготовиться к контрольной работе и развивает интерес к предмету русского языка.
Иконка файла материала деепричастие.ppt
МОБУООШ№12, Новокубанский район,  Краснодарский край Мультимедийный урок в 7 классе по  теме «Деепричастие» Учитель русского языка и  литературы Ширина Галина  Александровна
Тема:   Обобщение и систематизация  знаний по теме  «Деепричастие».
Цели урока:  Закрепление сведений о деепричастии,   повторение орфограмм и пунктограмм   деепричастия,   развитие умений различать  деепричастные и причастные обороты,   совершенствование навыков и умений  конструировать предложения с  деепричастными оборотами,  привитие   учащимися культуры  поведения в общественных местах.
1.Повторение теоретического  материала. Ответьте на вопросы: Что такое деепричастие?  Что такое деепричастие? Каково грамматическое значение   Каково грамматическое значение  деепричастия? деепричастия? Назовите морфологические   Назовите морфологические  признаки деепричастия? признаки деепричастия? Какова синтаксическая роль   Какова синтаксическая роль  деепричастия в предложении? деепричастия в предложении?
Встречаясь со взрослыми или входя в Встречаясь со взрослыми или входя в  2.Работа с текстом. помещение, здоровайся первым. Здороваясь помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с неё не пожмешь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперед. перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу. свою спутницу.  Задание: выпишите из текста сначала  одиночные деепричастия, затем  деепричастные обороты.
3.Замените один из глаголов  деепричастием, запишите полученные  предложения, расставив знаки  препинания. Белочка распушила хвост и прыгала   Белочка распушила хвост и прыгала  по веткам. по веткам. Снег падал на землю и покрывал её   Снег падал на землю и покрывал её  пушистым ковром. пушистым ковром. Фонарь мигал и тускло освещал   Фонарь мигал и тускло освещал  улицу. улицу.
4.Придумайте предложения, которые  соответствовали бы  данным схемам, и  запишите их в тетради. 1)             ,          .     .    . 2)     ……,   .    .    .    .    ,           . 3)     .     .     .    ,              .
5.Сравните причастия и деепричастия  по следующему плану: От слов какой части речи образуются   От слов какой части речи образуются  причастия и деепричастия? причастия и деепричастия? Что обозначают?  Что обозначают? Признаки каких частей речи сочетают в   Признаки каких частей речи сочетают в  себе? себе? Как изменяются?  Как изменяются? Чем отличаются по морфемному составу?  Чем отличаются по морфемному составу? Какими членами предложения могут быть?  Какими членами предложения могут быть? Какую часть речи обычно распространяют   Какую часть речи обычно распространяют  в предложении? в предложении?
6.Найдите предложения с  причастными оборотами. Девочка слушала объяснения учителя,   Девочка слушала объяснения учителя,  посматривая по сторонам. посматривая по сторонам. Летающая над костром бабочка была   Летающая над костром бабочка была  необычайно красива. необычайно красива. Альпинисты, пренебрегавшие   Альпинисты, пренебрегавшие  опасностью, поднимались вверх. опасностью, поднимались вверх. Поднявшись , он быстро подошёл к   Поднявшись , он быстро подошёл к  окну. окну.
7. Найдите предложения с  деепричастными оборотами. Клюшка,  вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по   Клюшка,  вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по  льду. льду. Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.  Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.  Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. Черный дым, поднимавшийся из­за леса, застилал   Черный дым, поднимавшийся из­за леса, застилал  горизонт. горизонт. Костёр, потрескивая в ночи, весело горел.  Костёр, потрескивая в ночи, весело горел. Молнии, освещавшие черное небо, пугали людей.  Молнии, освещавшие черное небо, пугали людей. Вспомнив о забытом мяче, Вася вернулся в спортзал.  Вспомнив о забытом мяче, Вася вернулся в спортзал. Вернувшийся вовремя сторож помешал грабителю.   Вернувшийся вовремя сторож помешал грабителю.
8.Раскройте скобки. (Не) зная ничего,   (Не) зная ничего,  (не) чувствуя опасности,  (не) чувствуя опасности, (не) думая ни о чём,   (не) думая ни о чём,  идти (не) спеша,   идти (не) спеша,  (не) доумевая по поводу случившегося,  (не) доумевая по поводу случившегося,    (не) говоря лишних слов,  (не) говоря лишних слов,  работать (не) покладая рук,   работать (не) покладая рук,  (не) беспокоясь ни о чём,   (не) беспокоясь ни о чём,  (не) навидя ложь,   (не) навидя ложь,  (не) решаясь приблизиться.  (не) решаясь приблизиться.
9. Морфологический разбор  деепричастий. Наклонившись Наклонившись Роняя Роняя
10. Описание действия по  рисунку.
Домашнее задание.  Придумайте и запишите слова с  данными значимыми частями, выделите  морфемы в словах: ­евши, ­евший, ­ивши, ­ивший,  ­авши, ­авший.

Посмотрите также