Деепричастный оборот
Оценка 4.6

Деепричастный оборот

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
20.02.2019
Деепричастный оборот
Тема урока : Деепричастный оборот Урок по технологии развития критического мышления Цели: 1) сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях; 2) актуализировать опорные знания и умения по данной теме; 3) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте; 4) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;
деепричастие.doc
Тема урока : Деепричастный оборот Урок по технологии развития критического мышления Цели:  1) сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях; 2) актуализировать опорные знания и умения по данной теме; 3) совершенствовать  навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте; 4)   развивать   речевые   навыки   при   построении   устных   и   письменных высказываний;   Оборудование:  портрет   А.С.   Пушкина   и   сборники   его   стихотворений; рисунки   учеников,   схема   кластер   «Деепричастие»;   карточки   для индивидуальной   работы,   карточки   с   отпечатанным   текстом;   компьютерная презентация. Эпиграф к уроку: До   Пушкина   <…>   еще   никто   не   умел   придавать   русскому   стиху   столько точности, выразительности и красоты.                                                                                                     Н.Чернышевский ХОД УРОКА Учитель.  Мы  продолжаем  изучение  темы «Деепричастный   оборот  и знаки препинания при нем». Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная   встреча   лингвистики   и   литературы.   Тема   этой   встречи   «Роль деепричастий в поэзии А.С. Пушкина». Результатом   урока   должны   стать   ваши   творческие   работы,   в   котором   вы покажете   умение   не   только   правильно   расставлять   знаки   препинания   в предложении   с   деепричастиями   и   деепричастными   оборотами   в   речи   для создания более точных рассуждений и описаний. I. Стадия осмысления  1. Актуализация прежних знаний Учитель.   Составим   коллективный   портрет   деепричастия,   результаты вывесим на доску (групповая работа)                                                                         Кластер Зависит от глагола Неизменяемость Признаки наречия Признаки глагола Вид            Особая форма  глагола Суффиксы ­В­,­ВШИ­,­ ШИ­,А­(­Я­) ДЕЕПРИЧАСТИЕ Деепричастный оборот Имеет при себе зависимые слова   Обстоятельств о Возвратное  и невозвратное Запятая 2. Контроль   знаний   по   теме.  Составление   и   заполнение   таблицы «Отличия   причастий   от   деепричастий».   (У   учеников   таблица   с пропущенными строками, их можно восстановить, сдается  учителю на проверку) Причастие Деепричастие 1. Причастия относятся к именам  существительным и к другим частям  1. Деепричастия относятся только к  глаголу­сказуемому; речи, выступающим в роли  существительного; обозначают признак предмета по  действию 2. В предложении причастия  являются определениями или  составной частью именного  сказуемого. обозначают добавочное действие 2. Деепричастия в предложении  бывают только различными  обстоятельствами. Отвечают на вопросы когда? как?  Отвечают на вопросы какой? каков? каким образом? с какой целью?  3. Относясь к именам  существительным, причастия  согласуются с существительным в  роде, числе и падеже 4. Имеют суффиксы: ­ущ­(­ющ­), ­ащ­  почему? 3. Деепричастие­ изменяемая форма  глагола 4. Имеют суффиксы: (­ящ­), ­вш­, ­ш­, ­т­, ­нн­, ­енн­ ­а­ (­я­), ­в­, ­вши­, ­ши­ 3. Разминка «Веришь ли ты?» Задача учеников­ определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Верно   ли   суждение,   сигнализируют   карточкой,   одна   половина   (или сторона)  которой  окрашена   в зеленый  цвет (верный  ответ),  а  вторая­  в красный (неверный ответ). ­   Верите   ли   вы,   что   деепричастия   своим   «внешним   видом»   похожи   на прилагательные)? (Нет, потому что они не совмещают признаки глагола и наречия.) ­   Верите   ли   вы,   что   деепричастия   не   связаны   с   глаголом?  (Нет,   они образованы   от   глагола   и   обозначают   дополнительное   значение   к основному глаголу.)        ­ Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у деепричастий нет времени.)              ­ Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола?  (Да, вид, возвратность.)              ­ Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричастие­ неизменяемая форма глагола.)              ­ Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.) II. Стадия осмысления 1. Самостоятельная работа Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших  карточках. Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег­ и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. (А.С.Пушкин)   Определите   тему   текста. Определите   стиль   речи.   Обоснуйте   свой   ответ.  (Текст  (Метель.)  Озаглавьте   его.  (Метель.) художественный,   так   как   автор   воздействует   на   мысли   и чувства   читателя   путем   создания   художественного   образа (метель) и использует изобразительно­выразительные средства: эпитет­   снежное   море;   метафора­  туча   росла,   облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.)  Объясните   орфограммы,   встретившиеся   в   тексте,   обоснуйте   свой ответ.  Объясните постановку знаков препирания.  Выпишите   деепричастие   с   основным   глаголом,   к   которому   оно относится  (росла,   тяжело   поднимаясь)  и   словосочетание   вида «деепричастие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь). Учитель.  Осуществите   взаимопроверку.   По   окончании   проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания. 2. Исследование текста Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 3­ю графу таблицы Текст Деепричастие с основным глаголом Морфологические признаки деепричастия Буря мглою небо кроет, Кроет, крутя. Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,  То заплачет, как дитя. (Помогает создать  динамичную картину) «Зимний вечер» Зима!...Крестьянин,  торжествуя, Торжествуя,  обновляет; На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью, как­нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке снег почуя, плетется; взрывая, летит. (Помогает создать  В тулупе, в красном кушаке. динамичную картину) «Зима!...Крестьянин, торжествуя» Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Блестя, лежит. Прозрачный лес один чернеет,  И ель сквозь иней зеленеет,  (При помощи  деепричастия  И речка подо льдом блестит. «Зимнее утро» Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, картинка, созданная  поэтом, как бы  оживает,  детализируется)  Скользя, предадимся. (Помогает создать И берег, милый для меня. динамичную картину) «Зимнее утро»   «Соберите»   эмоциональные   слова,   выражающие   восхищение   красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (Торжествуя, обновляет; Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая;  великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит;   скользя   по   утреннему   снегу,   друг   милый,   предадимся   бегу нетерпеливого коня).              3. Отчет об исследовательской работе У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки   из   стихотворений,   в   которых   есть   деепричастные   обороты, определяют  их  роль  в предложении.  Называют  слова  и  словосочетания, выражающие радость. 4. Игровая пауза Учитель.  Предлагаю   вам   поиграть:   нужно   хлопнуть   в   ладоши,   когда прозвучит деепричастие. Морозный   ветер,   бодрящий   воздух,   освежая   воздух,   веселые   крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь   к   звукам,   прозрачные   кружева,   мертвая   тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы. 5. Творческое задание Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж. Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…» Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны,   но   мы   постараемся   создать   свои   маленькие   произведения. Предлагаю   представить   зимний   лес.   Присмотритесь   к   сверкающим краскам,   прислушайтесь   к   тишине.   Ощутите   крепкий   морозец,   легкое прикосновение   ветерка   к   щекам.   Напишите   пейзажную   зарисовку, используя   деепричастия.  Кому   трудно   выполнить   эту   работу,  напишите синквейн на тему «Зима» III. Рефлексия    Устная публикация (представление). Желающие   читают   свои   миниатюры,   всем   предлагается   в   услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало. Остальные ученики «опубликуют» свои работы в рукописном журнале. Учитель. Довольны ли вы своей работой сегодня? Ответьте сигнальной карточкой. Зеленый цвет­ доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой! Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж.

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019