Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе, для
детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждённой
приказом № от « » 2019 г.
Рабочая программа по дефектологии
«Окружающий мир»
для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(подгрупповая работа)
/21 класс/
Вар. 8,3
Разработчик программы: Лазарева Любовь Геннадьевна
учитель-дефектолог
«Рассмотрена» на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» « » _____2019г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Рабочая программа коррекционных занятий дефектолога «Окружающий мир».
Обоснование выбора программы.
После проведения диагностик с ученицей 2-1 класса Валерией Т. и изучения документации выбор остановился на дефектологической программе «Окружающий мир». Обучающаяся, имеет общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта и РАС. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую девочка не может целостно воспринимать наблюдаемые объекты, она воспринимает их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У нее беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Своеобразна и речь данного ребенка. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. Наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи. Дети с нарушением интеллекта и аутизмом испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают девочке сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.
Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащейся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающейся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.
Основная цель программы – формирование знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.
Задачи:
Коррекционные занятия проходят индивидуально.
Курс программы рассчитан: 2 класс – 34 занятия, с периодичностью 1 раз в неделю (занятие индивидуальное), время занятия составляет 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся.
Длительность проведения каждого индивидуального занятия – 15-20 мин, 1 раз в неделю.
Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития ученицы со сложным дефектом, её познавательной деятельности.
У учащейся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, она получает некоторые представления о мире, который находится вне поля её чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащейся, коррекции её мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас : вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученица упражняется в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащейся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Коррекционно –практические занятия по программе « Окружающий мир»
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программ коррекционной направленности, обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и отражают:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления обустройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· иметь представления о назначении объектов изучения; · узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; · относить изученные объекты к определенным группам (видородовые понятия); · называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); · ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц; · адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
|
· иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; · узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; · относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; · развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам; · знать отличительные существенные признаки групп объектов; · знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; · быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. · отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; · выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля · проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
|
Содержание:
· Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
· Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
· Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
· Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
· Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
· Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
· Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
· Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу
· Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
· Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
· Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
· Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
· Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Тематическое планирование.
№ п/п |
Название раздела |
Кол- во занятий |
Сезонные изменения в природе. |
4 |
|
Учебные вещи. |
1 |
|
Игрушки. |
2 |
|
Семья. |
3 |
|
Одежда |
1 |
|
Обувь. |
1 |
|
Овощи. |
2 |
|
Фрукты. |
2 |
|
Комнатные растения. |
3 |
|
Домашние животные. |
2 |
|
Дикие животные |
2 |
|
Птицы. |
3 |
|
Охрана здоровья. |
9 |
|
Итого |
34 занятия |
Коррекционная работа
развитие умения устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи,
обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной
инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной
сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях,
умениях, навыках.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе, для
детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждённой
приказом № от « » 2019 г.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по дефектологии «Окружающий мир»
Разработчик программы:Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель-дефектолог
«Рассмотрена» На Методическом Совете МБОУ «Гатчинская НОШ №5» от «_____»_____________2019г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Календарно-тематическое планированиена 2019-2020 учебный год
Предмет: Окружающий мир
Учитель-дефектолог: Лазарева Л.Г..
Класс 21
для обучающейся Валерии Т.
(обуч-ся со сложным дефектом, пр.8.3.)
Количество: 34з.., 1 раз в неделю.
Календарно-тематический план:
№п/п |
дата |
Факт дата |
Раздел |
Тема |
Формы и методы контроля |
1 |
04.09 |
|
Сезонные изменения в природе. |
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). |
Наблюдения |
2 |
11.09 |
|
|
Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; |
Карточки |
3 |
18.09 |
|
|
Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; |
Узнавание картинок |
4 |
25.09 |
|
|
Изменения в природе, жизни растений и животныхв весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
|
Пиктограммы |
5 |
02.10 |
|
Учебные вещи. |
Их назначение. Обращение с ними.
|
Классификация |
6 |
09.10 |
|
Игрушки.
|
Кукла, мишка, пирамидка, машины и др. |
Наблюдения |
7 |
16.10 |
|
|
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
|
Карточки |
8 |
23.10 |
|
Одежда. |
Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
|
Узнавание картинок |
9 |
6.11 |
|
Обувь. |
Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
|
Пиктограммы |
10 |
13.11
|
|
Семья.
|
Мама, папа |
Классификация |
11 |
20.11
|
|
|
Бабушка, дедушка |
Наблюдения |
12 |
27.11 |
|
|
Братья, сестры. |
Наблюдения |
13 |
04.12
|
|
Комнатные растения. |
Любое на выбор. Узнавание и называние. |
Наблюдения |
14 |
11.12 |
|
|
Уход (полив). |
|
16 |
18.12
|
|
Овощи. |
Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. |
Карточки |
17 |
25.12 |
|
|
Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
|
Карточки |
18 |
15.01
|
|
Фрукты. |
Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. |
Узнавание картинок |
19 |
22.01 |
|
|
Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу
|
Узнавание картинок |
20 |
29.01 |
|
Комнатные растения. |
Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
|
Пиктограммы |
21 |
05.02
|
|
Домашние животные· |
. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. |
Классификация |
22 |
12.02 |
|
|
Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. |
Классификация |
23 |
19.02
|
|
Дикие животные.
|
Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
Наблюдения |
24 |
26.02 |
|
|
Образ жизни. Питание. |
Классификация |
25 |
04.03
|
|
Птицы. |
Голубь или другие местные птицы. |
Карточки |
26 |
11.03
|
|
|
Внешний вид. Где живет, чем питается. |
Наблюдения |
27 |
18.03 |
|
|
Какую пользу приносит человеку.
|
Классификация |
28 |
01.04
|
|
Охрана здоровья. |
Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). |
Карточки |
29 |
08.04
|
|
|
Классификация |
Классификация |
30 |
15.04
|
|
|
Нога правая и левая. |
|
31 |
22.04 |
|
|
Уход за руками (мытье рук).
|
|
32 |
29.04
|
|
|
Гигиена тела |
Пиктограммы |
33 |
06.05
|
|
|
Как сохранить здоровье |
|
34 |
13.05
|
|
Итоговое занятие |
|
Классификация |
|
|
|
|
Итого : 34 занятия |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.