Дефектологическая программа "Окружающий мир" для 3 класса надомница вариант 8.3
Оценка 5

Дефектологическая программа "Окружающий мир" для 3 класса надомница вариант 8.3

Оценка 5
Домашнее обучение
docx
дефектология
06.11.2023
Дефектологическая программа "Окружающий мир" для 3 класса надомница вариант 8.3
Программа дефектолога разработана для расширения кругозора надомницы с диагнозом 8.3 3 класс.
11 дефект. программа с надомницей.docx

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

Приложение

к адаптированной основной общеобразовательной программе, для

детей с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями), утверждённой 

приказом №  от  «    »        2019 г.

 

 

 

 

Рабочая программа по дефектологии

«Окружающий мир»

для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(подгрупповая работа)

/21 класс/

Вар. 8,3

 

Разработчик программы:  Лазарева Любовь Геннадьевна

учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

«Рассмотрена»

на методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

 «­­­­­   » _____2019г.

 

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

 

Рабочая программа коррекционных занятий дефектолога «Окружающий мир».

Обоснование выбора программы.

После проведения диагностик с ученицей 2-1 класса Валерией Т. и изучения документации выбор остановился на дефектологической программе «Окружающий мир». Обучающаяся,  имеет общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта и РАС. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую девочка не может целостно воспринимать наблюдаемые объекты, она воспринимает их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У нее беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны. Своеобразна и речь данного ребенка. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. Наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи. Дети с нарушением интеллекта и аутизмом испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

   В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают девочке сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащейся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающейся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Основная цель программы – формирование  знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

            Задачи:

  • развитие личности,
  • формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
  • формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

 

Коррекционные занятия проходят индивидуально.

Курс программы рассчитан: 2 класс – 34 занятия, с периодичностью 1 раз в неделю (занятие индивидуальное), время занятия составляет 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся.

Длительность проведения каждого индивидуального занятия – 15-20 мин, 1 раз в неделю.

 Занятия  имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития ученицы со сложным дефектом, её познавательной деятельности.

      У учащейся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, она получает некоторые представления о мире, который находится вне поля её чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащейся, коррекции её мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас : вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево)показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок)ученица упражняется в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащейся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

 

Коррекционно –практические занятия по программе « Окружающий мир»

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программ коррекционной направленности, обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и  отражают:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления обустройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

·         иметь представления о назначении объектов изучения;

·         узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

·         относить изученные объекты к определенным группам (видородовые понятия);  

·         называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

·         ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц;

·         адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

 

·         иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

·         узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

·         относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

·         развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам;

·         знать отличительные существенные признаки групп объектов;

·         знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

·         быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

·         отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

·         выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля

·         проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

 

Содержание:

·         Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

·           Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

·         Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

·         Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

·         Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).

·         Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).

·         Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

·         Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу

·         Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).

·         Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

·         Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

·         Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

·         Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

 

 

Тематическое планирование.

 

№ п/п

Название раздела

Кол- во занятий

Сезонные изменения в природе. 

4

Учебные вещи. 

1

Игрушки.

2

Семья. 

3

Одежда

1

Обувь.

1

Овощи. 

2

Фрукты.

2

Комнатные растения. 

3

Домашние животные. 

2

Дикие животные

2

Птицы. 

3

Охрана здоровья. 

9

Итого

34 занятия

Коррекционная работа

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; 
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

 

 

 

Приложение

к адаптированной основной общеобразовательной программе, для

детей с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями), утверждённой 

приказом №  от  «    »        2019 г.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий по дефектологии «Окружающий мир»

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:Лазарева Любовь Геннадьевна,

учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

«Рассмотрена»

На Методическом Совете

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

от «_____»_____________2019г.

 

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

 

Календарно-тематическое планированиена 2019-2020 учебный год

Предмет: Окружающий мир

Учитель-дефектолог: Лазарева Л.Г..

Класс 21

для обучающейся Валерии Т.

(обуч-ся со сложным дефектом, пр.8.3.)

Количество:  34з.., 1 раз в неделю.

Календарно-тематический план:

 

№п/п

дата

Факт дата

Раздел

Тема

Формы и методы контроля

1

04.09

 

Сезонные изменения в природе. 

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).

Наблюдения

2

11.09

 

 

Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц;

Карточки

3

18.09

 

 

Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц;

Узнавание картинок

4

25.09

 

 

Изменения в природе, жизни растений и животныхв весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

 

Пиктограммы

5

02.10

 

Учебные вещи.       

Их назначение. Обращение с ними.

 

Классификация

6

09.10

 

Игрушки. 

 

Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

Наблюдения

7

16.10

 

 

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

 

Карточки

8

23.10

 

   Одежда. 

Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).

 

Узнавание картинок

9

6.11

 

Обувь. 

Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).

 

Пиктограммы

10

13.11

 

 

Семья.          

    

 

Мама, папа

Классификация

11

20.11

 

 

 

Бабушка, дедушка

Наблюдения

12

27.11

 

 

Братья, сестры.

Наблюдения

13

04.12

 

 

Комнатные растения. 

Любое на выбор. Узнавание и называние.

Наблюдения

14

11.12

 

 

Уход (полив).

 

16

18.12

 

 

Овощи. 

Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах.

Карточки

17

25.12

 

 

Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

 

Карточки

18

15.01

 

 

Фрукты. 

Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах.

Узнавание картинок

19

22.01

 

 

Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу

 

Узнавание картинок

20

29.01

 

Комнатные растения.         

Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).

 

Пиктограммы

21

05.02

 

 

Домашние животные·         

Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.

Классификация

22

12.02

 

 

Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

Классификация

23

19.02

 

 

Дикие животные. 

 

Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Наблюдения

24

26.02

 

 

Образ жизни. Питание.

Классификация

25

04.03

 

 

Птицы.   

Голубь или другие местные птицы.

Карточки

26

11.03

 

 

 

Внешний вид. Где живет, чем питается.

Наблюдения

27

18.03

 

 

Какую пользу приносит человеку.

 

Классификация

28

01.04

 

 

Охрана здоровья. 

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги).

Карточки

29

08.04

 

 

 

Классификация

Классификация

30

15.04

 

 

 

Нога правая и левая.

 

31

22.04

 

 

Уход за руками (мытье рук).

 

 

32

29.04

 

 

 

 

 

Гигиена тела

Пиктограммы

33

06.05

 

 

 

Как сохранить здоровье

 

34

13.05

 

 

Итоговое занятие

 

Классификация

 

 

 

 

Итого : 34 занятия

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Рабочая программа коррекционных занятий дефектолога «Окружающий мир»

Рабочая программа коррекционных занятий дефектолога «Окружающий мир»

Курс программы рассчитан: 2 класс – 34 занятия, с периодичностью 1 раз в неделю (занятие индивидуальное), время занятия составляет 15-20 минут

Курс программы рассчитан: 2 класс – 34 занятия, с периодичностью 1 раз в неделю (занятие индивидуальное), время занятия составляет 15-20 минут

Содержание: · Сезонные изменения в природе

Содержание: · Сезонные изменения в природе

Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Учитель-дефектолог: Лазарева Л

Учитель-дефектолог: Лазарева Л

Мама, папа Классификация 11 20

Мама, папа Классификация 11 20

Гигиена тела Пиктограммы 33 06

Гигиена тела Пиктограммы 33 06
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023