Деловая игра для родителей - «Готовность к школе»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В деловой игре для родителей - «Готовность к школе», говорится о том,чтобы познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе. Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям.В деловой игре для родителей - «Готовность к школе», говорится о том,чтобы познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе. Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям.
Иконка файла материала деловая игра для родителей.doc
Деловая игра «Готовность к школе» Цели деловой игры • Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе. • Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи  при подготовке к школе. Материалы и оборудование Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника  деловой игры, лист ватмана, маркеры. Ход деловой игры Задание № 1 Психолог. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много  тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы  пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако  делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает  достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом  начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность  к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться. Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен  обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?». Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном  альбомном листе. На выполнение этого задания отводится 3–5 минут, после чего проводится  обобщение и анализ ответов. Задание № 2 Психолог. Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребенок к школе?».  Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны.  Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе. Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?» Хочет ли ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает? Может ли он заниматься самостоятельно каким­либо делом,  требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собиратьконструктор? Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не  стесняется? Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти  предложений? Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? Умеет ли он изменять существительные по числам? Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами? Умеет ли он считать до 10 и обратно? Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или  прибавление единицы? Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку»? Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки? Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту? Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных? Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом  «овощи» помидоры, морковь, лук? Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать,  собирать мозаику и т.д.? Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? Психолог. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он,  вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу? 1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В  дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что  поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по­прежнему  значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им. 2. Возникают отношения «ученик–учитель». Они требуют от  первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания  учителя. 3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ  дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее  стенах, — во многом зависит от нас, взрослых. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же  компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»? Прежде чем  ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате. На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе: Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:• интеллектуальную готовность; • мотивационную готовность; • волевую готовность; • коммуникативную готовность. Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической  готовности к обучению в школе. Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти,  сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение  устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7­и годам ребенок должен  знать: • свой адрес и название города, в котором он живет; • название страны и ее столицы; • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; • времена года, их последовательность и основные признаки; • названия месяцев, дней недели; • основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что  бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться  во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания  принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы  школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой  целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните,  что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются  некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на  его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не  наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети,  которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе,  поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать  понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от  того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из  окружающих ребенка людей. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить  перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий,  выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная  деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время  сосредоточиваться на постройке или рисовании. Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять  свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать  совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать  свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать  доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный  пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также  играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Задание № 3 После того как родители познакомятся с распечатками, психолог  предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию  выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной  готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на  подготовку задания — до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится  обсуждение. 1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с  игрушками и что­то шепчет. Прямо «золотой» ребенок, не то, что другие». 2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас  знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что  у него нет желания идти в школу. 3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в  первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать  школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. 4 ситуация. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока  воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше.  Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко». В заключение психолог подводит итоги деловой игры и организует среди  участников клуба обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в  школе. Материал подобран педагогом­психологом – Е.М.Бондарь