Форма проведения: деловая игра.
Возраст обучающихся: 11-13лет
Цель: формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность (в семье) для успешной социальной адаптации в общество.
Задачи:
- раскрыть понятие право, обязанность, уточнить представления о правах и обязанностях ребенка в семье;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память.
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к правовым явлениям.
Оборудование: карточки с ситуациями, конверты с заданиями и наборами готовых фраз, ручки, мультимедийное оборудование, нетбук, презентация «Мои права и обязанности в семье», текст рассказа В.Осеевой «Сыновья».
Мои права и обязанности в семье.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Пензенской области
«Кузнецкая школаинтернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
Конспект деловой игры:
«Мои права и обязанности в семье»
Подготовила:
социальный педагог – Елина Е.А. Форма проведения: деловая игра.
Возраст обучающихся: 1113лет
Кузнецк 2016г.
Цель: формирование системных правовых знаний, объективно отражающих
правовую действительность (в семье) для успешной социальной адаптации в
общество.
Задачи:
раскрыть понятие право, обязанность, уточнить представления о правах и
обязанностях ребенка в семье;
развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память.
явлениям.
воспитывать положительное эмоциональное отношение к правовым
Оборудование: карточки с ситуациями, конверты с заданиями и наборами
готовых фраз, ручки, мультимедийное оборудование, нетбук, презентация
«Мои права и обязанности в семье», текст рассказа В.Осеевой «Сыновья». Ход деловой игры:
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными
на нашей сегодняшней встрече. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. А
теперь посмотрите на свои ладони и представьте, что это маленькое
зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе. Ведь добрая улыбка
поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению. А
общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с
каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые
серьезные и важные вопросы.
Прежде чем назвать тему нашей сегодняшней встречи, отгадайте загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Значит, о чем мы будем говорить сегодня? (О семье).
Действительно, нет ни чего дороже семьи. Из кого же она состоит? (мама,
папа, бабушка, дедушка, братья, сестры).
А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче,
безопаснее, веселее)
Ребята, а как вы считаете, какую семью можно назвать счастливой? (ту, где
любят друг друга, помогают, заботятся). Совершенно верно, другими
словами счастливая семья та, где близкие люди живут по правилам.
Мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например?
Правила поведения в … (школе, в театре, на улице и т.д). Вспомним, как
они называются? (Права и обязанности).
Значит, какова же тема нашей встречи? слайд №1 (Права и обязанности в
семье).
Правильно, ребята. Сегодня мы с вами проведём деловую игру «Мои права
и обязанности в семье», потому что это – очень нужные и важные правила,
без которых не сможет существовать ни одна семья.
Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои
обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы
не нарушались ваши права и обязанности.
А что бы нам вместе с вами было интереснее, разделимся на две группы таким
образом: я вызову двух детей из разных классов, а они наберут себе
единомышленников. (Дети делятся на группы). Итак, для начала я напомню вам, что же такое (слайд №2) права ребёнка –
это обеспечение его такой защитой и заботой, которые необходимы для его
благополучия.
Итак, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свои права
Предлагаю поиграть в игру
предусмотренные законом и государством.
«Разрешаетсязапрещается». Я раздам вам карточки с ситуациями, где
необходимо выбрать подходящее слово (разрешаетсязапрещается), затем
впишите право, о котором говорится. Можно пользоваться подсказками на
экране: (слайд №3)
Права ребенка в семье:
право на жизнь
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Ситуации для первой группы:
1) Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду изучать. Это (разрешается), (запрещается).
Мы думаем, что это право ребенка на ____________________(образование).
2) Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка строго (разрешается), (запрещается).
Мы думаем, что это право ребенка на ________________(защиту от насилия).
Ситуации для второй группы:
1) Подарить ребенку жизнь
Маме с папой (разрешается), (запрещается).
Мы думаем, что это право ребенка на _________________________(жизнь).
2) Злые люди украли ребёнка,
Плохо мальчишке у них одному.
Страшно – не знает, что же с ним будет!
В мире нельзя без семьи никому!
Воровать детей (разрешается), (запрещается).
Мы думаем, что это право ребенка на _______________(жизнь с родителями). Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз повторим и
запомним.
Ребята, а какие права детей в семье вы еще знаете? (право на фамилию,
имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на
лечение…)
Молодцы! Чтобы у людей в жизни было меньше проблем, их нужно изучать,
знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.
С правами разобрались, давайте вспомним об обязанностях!
(Слайд №4) Обязанности ребёнка – это определённые действия,
возложенные на ребёнка и безусловные для выполнения.
Хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем
случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста: «К автобусной остановке
подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и
маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было
тяжело держать сумки, а поставить кудалибо, не было места. Сын
недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!»
Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права
меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она
отвернулась и ничего не сказала».
Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети
высказывают свои мнения).
Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих
обязанностях).
Подумайте, вспомните и назовите по очереди свои обязанности в семье!
(отвечают по очереди из каждой группы)
Слайд №5 Обязанности ребенка в семье:
выполнять домашнее задание
помогать старшим
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
Ребята, как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои
обязанности? (Да, нет).
Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это
выяснить (соц.педагог читает рассказ).
Ребята, почему же старичок сказал, что видит только одного сына? Ведь их
было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей
матери, а двое продолжали играть).
Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои обязанности? (Нет).
Теперь наша задача – узнать, почему же так происходит, то есть найти
причину. Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же
только один сын помог своей маме, а другие нет? Одна группа будет
выяснять причины выполнения своих обязанностей, а другая – причины
невыполнения своих обязанностей. У вас на столах есть таблички и
высказывания, выберите те, которые подходят именно вам: (Ответы детей)
Причины выполнения своих обязанностей
любил свою маму
был заботливый
внимательный
трудолюбивый
добрый
воспитанный
понимал, что маме тяжело и ей надо
помочь
помнил о своих обязанностях
Причины невыполнения своих обязанностей
не любили свою маму
не были заботливыми
были невнимательными
были ленивыми
злыми
невоспитанными
не понимали, что мамам тяжело и им надо
помочь
забыли о своих обязанностях
Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать,
которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)
Как вы думаете, легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)
Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать
правильное решение. И прежде чем совершить какойлибо поступок, не
ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала
делать? (Думать и только потом делать).
Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз
отрежь».
Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих
обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать).
Давайте, на их примере, поучимся это делать.
Алгоритм последовательности принятия правильного решения:
1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)
Учусь поступать правильно: 2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)
3. Представим последствия:
А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет
приятно от того, что я ей помогу)
Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне
стыдно..)
4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)
5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).
Молодцы, ребята!
Скажите, а бывали с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои
обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста (по
одному человеку из группы рассказывают свои истории, коллективно их
анализируют по алгоритму).
Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные
поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как?
(Да, отрицательно).
Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.
(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них
начинает болеть голова, сердце и т.д.).
А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им
становится стыдно и т.д.)
Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда
помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех
ее членов».
(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на
эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).
Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях
детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)
Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).
Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и
обязанностям в семье? (Ответы детей).
Права и обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко всем будет жить,
Играть, дружить и не тужить. В. Осеева «Сыновья»
Примечание №1
«Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький
старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, говорит другая.
А третья молчит.
Что же ты про своего сына не скажешь? спрашивают её соседки.
Что ж сказать? говорит женщина. Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут
женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается заслушались его женщины. А
третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
Ну что? Каковы наши сыновья?
А где же они? отвечает старик. Я только одного сына вижу!»
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Деловая игра "Мои права и обязанности в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.