Беседа-викторина «Блокада Ленинграда»

  • Мероприятия
  • docx
  • 04.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод разработка БЛОКАДА 24 год Утвержденная.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»

 

 

 

 

        УТВЕРЖДАЮ

         Заместитель директора по ВР

          ___________ О.А. Рыкова

          «___» ___________ 2025г.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Беседа-викторина «Блокада Ленинграда»

 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов    автомобилей

 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК - 2025


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                  2

2.                 ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    5

3.                 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                                     6

4.                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             15

5.                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                    16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу. 

Принятый Государственной Думой 10 февраля 1995 года Закон РФ «О днях воинской славы России» определил события военной истории, сыгравшие выдающую роль в судьбе нашей Родины. Среди них 27 января - День снятия блокады города Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда, подвиг жителей и защитников города, их мужество и выдержка восхитили весь мир, стали символом несгибаемой воли к победе.

В холода, когда бушуют снегопады
В Петербурге этот день особо ждут, –
Город празднует День снятия Блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

872-дневная оборона Ленинграда, разгром под его стенами немецко-фашистской группы армии «Север» и снятие вражеской блокады города в январе 1944 года – одно из самых героических и в то же время трагических событий военной истории России.

Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши люди знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин:

1.     мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны;

2.  параграфы учебников перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу;

3.     почти не осталось в живых очевидцев событий, родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, обучающиеся не смотрят.

Поэтому, только педагогическим работникам под силу ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения. 

Разработчики: Юрченко Любовь Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема: «Блокада Ленинграда».

Цель: формирование представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ.

Задачи:
– формировать у обучающихся интерес к историческому прошлому нашей страны;
– способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;

– формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Форма: беседа – викторина.   

Целевая аудитория: обучающиеся, проживающие в общежитии 1-4 курс.

 

Место проведения: актовый зал общежития № 2, по адресу: Зорге,6.

 

Перечень используемого оборудования и материалов: ноутбук, колонки (2шт), презентация с фотографиями блокадного Ленинграда и фотографиями современного Санкт – Петербурга.

 

Дата: 27 января  2025 г. в 16:30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: 

(Демонстрируется презентация: слайд 1)

Добрый день. 27 января - дата, в которую наша страна вспоминает о снятии фашистской блокады Ленинграда советскими войсками. Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России. В этот день в 1944 года была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наша беседа - викторина.

81 год отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине,

Идут легенды о войне.

 

Выступающий №1.

 (Демонстрируется презентация: слайд 2)

22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против СССР получил название "Барбаросса". Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

Июнь! Клонился к вечеру закат.

И белой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят.

НЕ знающих, не ведающих горя

Июнь! Тогда еще не знали

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м в мае.

И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли на встречу утру и смеялись,

НЕ знали мы еще тогда с тобой.

Что с детством мы и с юностью прощались.

Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наши города, а людей превратить в своих рабов.

 

Выступающий №2.

 (Демонстрируется презентация: слайд 3)

Ужасную участь готовил Гитлер и Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба:"Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей". Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Враг бешенный на нас пошел войной.

Жестокий враг на наше счастье поднял руки,

Враг топчет мирные луга,

Он сеет смерть над нашим краем,

Иди смелее в бой, рази врага,

Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям

Как дом, в котором ты живешь.

Оберегай страны просторы.

Завод родной, сады, леса и рожь,

И воздух наш, и степь широкую, как море.

Храни, как дом, в котором ты живешь!

 

Выступающий №3.

(Демонстрируется презентация: слайд 4,5,6.)

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в

технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела, эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает. (Демонстрируется презентация и звучит стук метронома). 

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость.

Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам:

Пусть тянет руку дерзкий враг

К нам в Ленинградские пределы.

Их было много, тех волков,

Чья рать сюда войти хотела.

На непреступном берегу

Отрубим руку мы врагу.

На крыльях черные кресты

Грозят нам нынче с высоты.

Мы стаи звезд на них пошлем,

Мы их таранить в небо будем,

Мы те кресты перечеркнем,

Зенитным росчерком орудий.

Стой, ленинградец, на посту,

Смотри в ночную высоту,

Ищи врага на небосклоне, -

С тобой на вахте боевой,

Стоит суровый город твой,

И дни и ночи в обороне!

 

Выступающий №4.      

 (Демонстрируется презентация: слайд 7,8)

Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, помогали врачам и медсестрам. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами. 8 сентября 1941 года, Ленинград оказался блокированным с суши. Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. (демонстрация на тарелке порции хлеба 125грамм и 250 грамм).

 Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали - 300 грамм, масла - 100 грамм на месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 грамм, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Надвигался голод! Люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую «дрянь» и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы. Тишина:

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

 Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных

В кастрюлях воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

 А девушка с лицом заледенелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, к вечеру добраться б :

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят Ленинградца,

Погибшего на боевом посту. (Ольга Берггольц)

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

Выступающий №5.

  (Демонстрируется презентация: слайд 9,10)

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13?

Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском

машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и оставила сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей:

- "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

- "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

- "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

- "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

- "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

- "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

- "Савичевы умерли"

- "Умерли все"

- "Осталась одна Таня"

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

 "Вновь не должно это все повториться".

 Выступающий №6. 

 (Демонстрируется презентация: слайд 11,12,13)

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе № 35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. 

Александр Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что".

Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.

 А. Фадеев писал, что "Навеки сохранился в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя". Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. 

 Выступающий №7.      

(Демонстрируется презентация: слайд 14,15)

Промышленность города за почти 900 героических дней дала фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

Подростки – рабочие, вместе со взрослыми работали на военных заводах, в

тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Однажды на завод "Полигравмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству. Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич". Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги".

Выступающий №8.

Ленинградская поэма (О. Берггольц) 

И было так на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза

Да рук не разомкнуть ни как.

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб? 2 тонны! Он спасет

16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт.

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря "священным даром" назван

Обычный хлеб и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

 

Выступающий №9.

(Демонстрируется презентация: слайд 16,17,18)

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались

автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.

Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.

В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах. Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов

ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

Выступающий №10.

(Демонстрируется презентация: слайд 19,20) 

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год.

14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

 В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Торжественный салют (Юрий Воронов 27 января 1944) 

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

 

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

 

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

 

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе -

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут...

Выступающий №11.

 (Демонстрируется презентация: слайд 21) 

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тысяч человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене - строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Выступающий №12.

(Демонстрируется презентация: слайд 22)  

Битва за Ленинград закончилась. В течение 872 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…

Воспитатель: 

(Демонстрируется презентация: слайд 23)  

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. 

 

Сегодня на мероприятии мы с вами вспоминали, о том, что Ленинград продолжал жить, несмотря на сгоревшие продовольственные склады, на нормы выдаваемого хлеба, на крепкие морозы, постоянные бомбёжки… На протяжении всего блокадного времени не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели, вспомнили о легендарной Дороге жизни.  

 

И в завершении нашего мероприятия предлагаю вам закрепить полученные знания небольшой викториной.

 

Воспитатель задает вопросы викторины (приложение №1 к методической разработке).

Спасибо за внимание.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Мероприятие, посвященное полному снятию блокады Ленинграда проводится с целью способствования формированию у обучающихся представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ.

     В ходе проведения мероприятия у обучающихся возможно активизировать познавательный интерес к военной тематике и историческим событиям, происходившим в нашей стране. Обучающиеся расширяют свои знания о блокадном Ленинграде, тем самым и о Великой Отечественной Войне. Литературные произведения, рассматриваемые при подготовке и во время мероприятия, позволяют обучающимся прочувствовать всю боль ленинградцев и проникнуться сочувствием к людям, которые стойко переживали невыносимые страдания из-за голода и холода.

Невероятное мужество и стойкость людей, не струсивших под бомбежками, людей, продолжавших трудиться и учиться в такое тяжелое время, все это вызывает при проведении мероприятия у присутствующих гордость за защитников города, защитников Отечества.

 

Данную методическую разработку можно использовать при проведении внеурочных (внеклассных) мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся. Представленный материал является универсальным и может использоваться для возрастной аудитории от 15 до 23 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александров П.П. За Нарвской заставой: Воспоминания старого рабочего. Л., 1963.

2.Бама Л.Г Строительство школ в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 34–45.

3.Баранов Н.В. Силуэты блокады. Л.: Лениздат, 1982.

4.Берггольц О. Избр. произведения: в 2 т. Л., 1967.

5.Сухачев М.П. Дети блокады: Повесть/ М.П.Сухачев; Худож. Г.В.Алимов.-М.: Дет.лит., 1989.-176c.

6.Тихонов Н.С. Ленинградские рассказы/ Н.С.Тихонов; Ил. И.Я.Латинский.-Л.: Дет.лит., 1977.-191c.: ил.-(Военная библиотека школьника).

7.Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде/ В.Н.Суслов; Ил. С.Яковлев.-Л.: Дет.лит., 1984.-316c.

8.Суслов В.Н. Пискаревка: Рассказ/ В.Н.Суслов// КОСТЁР.-1997. С.10-11.

Рассказ о мемориальном Пискаревском кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение № 1

 

Вопросы викторины «Блокада Ленинграда»

1.     Вопрос №1.Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Ответ: 872 дня.

2.     Вопрос №2. Сколько людей оставалось в городе на момент блокады?

Ответ: 2 миллиона 544 тысячи человек.

3.     Вопрос №3. По какому озеру проходила дорога жизни?

Ответ: по Ладожскому озеру.

4.     Вопрос №4. Самая низкая норма выдачи хлеба во время блокады для детей, иждивенцев и служащих?

Ответ: 125 грамм.

5.     Вопрос №5. Когда немцы планировали взять Ленинград?

Ответ: 9 августа 1941 года.

6.     Вопрос №6. Кто написал симфонию 7, позднее названную «Ленинградской»?

Ответ: Дмитрий Шостакович.

7.     Вопрос №7.Сколько граммов хлеба выдавали на карточку рабочего в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года?

Ответ: 250 грамм.

8.     Вопрос №8.Назовите дату начала блокада Ленинграда?

Ответ: 8 сентября 1941года

9.     Вопрос №9. Назовите дату окончания блокады Ленинграда?

Ответ: 27 января 1944 года

10. Вопрос №10. Где брали воду ленинградцы во время блокады?

Ответ: из рек и каналов либо из немногих уцелевших на тот момент колодцев.

11. Вопрос №12.Что было самым страшным для людей во время блокады?

Ответ: Голод.

12. Вопрос №13.Кто такая Таня Савичева?

·         Ответ: Ленинградская школьница, которая в условиях блокады Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) вела краткие записи о том, как на ее глазах умирали ближайшие родственники.

Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда.

·                     Несмотря на уже упомянутые голод, холод и бомбежки, жители Ленинграда пытались, тем не менее, продолжать строить и дальше свою жизнь. Кто-то терял семьи, а кто-то строил новые, вопреки всему. Для примера, за весь период блокады, в городе было зарегистрировано 14 878 браков.

·                     Несмотря на постоянные обстрелы, из-за них погибло только 3% от общего числа. Остальные же скончались от голода и холода.

·                     Что касается холода, то уже самая первая блокадная зима проверила на прочность ленинградцев. Зимой 1941/42 годов температура на улице могла опускаться до минус 32 градусов. К слову сказать, дрова тогда тоже раздобыть было не просто

·                     Тайна уцелевшего Исаакиевского собора. Как мы знаем, он в годы блокады практически не пострадал, и этому, кстати, есть вполне простое объяснение, чтобы не писали различные современные историки. Разгадка стала известна еще в годы блокады из перехватов немецких радиопереговоров. Дело в том, что купол собора служил им ориентиром для корректировки огня по городу, собственно поэтому он и уцелел.

·                     Несмотря на голод и, как следствие, ужасную слабость работников, Ленинградские оборонные заводы не прекращали работу ни на один день. Люди работали, в прямом смысле слова, на морально-волевых качествах. При этом, стоит еще отметить, что, например, Кировский завод, который производил бронетехнику, находился всего в четырех километрах от линии фронта. То есть, грубо говоря, в зоне прямого поражения многих видов оружия.

·                     Помимо дворца бракосочетаний, в городе еще полностью функционировал театр. Даже когда актеры выступать не могли, то им помогали некоторые горожане, потому как должна была быть создана атмосфера нормальной городской жизни. Это тот самый театр имени Комиссаржевской.

·                     Из-за весьма ограниченного запаса продовольствия в жизни ленинградцев появились карточки. 500 граммов хлеба в сутки было положено фронтовикам, 250 — рабочим на заводах и всего лишь 125 остальным жителям, а также детям и иждивенцам. При таком скромном питании неудивительно, что первые смерти от голода были зафиксированы в течение нескольких недель после того, как блокадное кольцо было окончательно сомкнуто.

 

·                     За все время блокады Ленинграда по городу было выпущено порядка 150 тысяч артиллерийских снарядов и сброшено около 107 тысяч авиационных бомб.

 

·                     Еще один факт, который я, к слову сказать, узнал только недавно - в блокадном Ленинграде, с самых первых дней блокады, в радиоэфир выходила передача "Говорит Ленинград". Правда, и об этом мало кто знает, не все ее эфиры выходили из Ленинграда. К тому же, существовала цензура. Например, жителям Ленинграда рассказывали где, во сколько и что будут давать, а также данные о потерях после обстрелах. А вот уже на весь СССР эту информацию не пускали.

·                     А еще - слышали про четыре вагона с кошками? Именно столько доставили из Ярославля в Ленинград после снятия блокады. Сделано это было для борьбы с расплодившимися крысами, которые донимали горожан, все-таки самим было нечего есть. Интересно, почему именно из Ярославля?

·                     Но, что самое удивительное - очень долгое время в блокадном городе работали школы. Дети ходили на уроки, которые были сокращены до 25 минут. Им даже разрешали ничего не писать в тетрадях из-за сильной усталости. Да и нечем было писать, чернила замерзали в неотапливаемых помещениях. Но об этом, мы расскажем более подробно в одной из наших следующих статей...

Врачам было запрещено приходить на работу не бритыми и без белого воротничка. Белые халаты одевали поверх фуфаек. Врачи так же падали и умирали от голода, но ходили по вызовам.

·                     Суточный паёк был 400-1000 ккал. Фашисты рассчитали, что через месяц город вымрет от голода. Как они жестоко ошиблись!

 

·                     За время блокады жители сдали более 140 тонн донорской крови для защитников города. Измождëнные хроническим голодом люди регулярно сдавали кровь для госпиталей с ранеными защитниками города.

 

·                     Однажды целый день был обстрел и на донорский пункт никто не пришёл. Тогда медики сами сдали необходимую норму крови. Кто ещё может похвастаться такими людьми, а?

 

·                     За время блокады в городе родилось 96000 деток! (Здесь я уже просто рыдала).

 

·                     Выживали те, у кого была МОТИВАЦИЯ жить. Те, кто верили в Победу – строили планы, мечтали, помогали другим, поддерживая своей несокрушимой жаждой ЖИТЬ.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru