«День жаворонка» подготовительная к школе группа
Цели проведения праздника «День жаворонка»:
пробудить интерес к традициям своего народа;
развить творческие способности;
получить эмоциональный отклик на происходящие события;
развить речь при помощи песенок, поговорок, пословиц и закличек;
активировать познавательную деятельность;
создать положительные эмоции от ярких народных образов;
Хозяйка:Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! Добро пожаловать!
Наша встреча совсем не случайно началась с этого слова.
Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра,благополучия.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, как на Руси в особых
случаях здоровались
Дети: Здравствуй, небо (поднимают руки вверх)
Здравствуй, земля (приседают, показывают руками вниз)
Здраве буде, мои друзья! (делают поклон порусски от сердца)
Хозяйка: садитесь по удобнее. 22 марта, день прилета птиц , люди русские считали
праздничным и необычно его отмечали. В народной традиции этот день носит
название «Жаворонка». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран
40 птиц и первая из них – жаворонок
В народе так говорили: Когда вода разольется,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Хозяйка: Будем весну встречать,Жаворонков завлекать!
Дети:
1. Жавороночек, прилети, Студену зиму унеси!
2. Жавороночек, принеси Весну красну на своем хвосту!
Так зозывали птиц в старину.
Хозяйка: Давайте – ка и мы проявим свою смекалку, да загадку отгадаем:
Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,Третий скачет, а четвертый плачет.
Дети: Времена года.
Хозяюшка: А какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето, осень. (Постепенно появляются изображения: слайд)
Хозяюшка: А сейчас у нас какое время года?
Дети: Весна! (На экране крупное изображение весны: слайд)
Хозяюшка: А месяцы – то весенние не забыли? Попробуем поиграть, да словечко
досказать?
Игра «Доскажи словечко».
(На экране постепенно меняются изображения природы в разные весенние месяцы)
Прошла зима И каждый рад.Спешит весна, И месяц … (март) 4 слайд
За ним другой стучится в дверь,Он называется … (апрель) 5 слайд
И третий месяц вспоминай,И называется он (май) 6 слайд
Повторите весенние месяцы.
Март, апрель, май – Их не забывай!
Хозяюшка: В старину весну называли «утро года». Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вся природа как бы просыпается, оживает после зимнего сна. Хозяюшка: Было время, когда даже празднование Нового года проводилось с началом
весны, т. е. 1 марта.
Музыкальная пауза « Солнышко смеется»
Хозяюшка: Ребята, вы сказали, что перелетные птицы весной прилетают с юга. Почему они
к нам возвращаются?
Дети: Здесь их Родина.
Хозяюшка: Что такое Родина?
Дети: Родина – это наша страна Россия, это наш город Куйбышев, это родной дом,
семья(слайд)
(Дети вновь возвращаются на скамьи)
Хозяюшка: Ребята, у каждого человека есть дом. Да и многие животные строят себе
различные жилища. Как вы думаете, ребята, для чего нужен дом?
Дети: Чтобы жить в нем. Чтобы защитить…
Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?
Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!
Хозяюшка: Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» С самых давних
времен люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от
диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Сейчас мы
с вами живем в высотных благоустроенных домах. А как называли дом на Руси?
Дети: Изба
Хозяюшка: Посмотрите, какие в старину на Руси делали избы.
(На экране картинки различных видов русских изб: 12 слайд)
Игра «Узнай, картинку из сказки»
Я думаю, что вы знаете много сказок, в которых говориться про дом, жилище.
Вспомните их названия. (Дети рассматривают картинки и называют сказки)
Дети: «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Заюшкина избушка», «Три медведя»,
«Три поросёнка», «Гусилебеди», «Маша и медведь»
Хозяюшка: В сказках птицы и животные очень похожи на людей. Даже дома они возводят
такие же, как у человека. А в природе все по другому… Как называется жилище птиц?
Дети: Гнездо
Хозяюшка: А где чаще всего птицы строят себе гнезда?
Дети: В лесу
Хороводигра «Ручеёк» это старинная играобряд, которая символизировала таяние
снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под
пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит,
выбирая себе, кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
(Звучит фонограмма ручейка и пения птиц: слайд. Дети присаживаются на ковер перед
экраном. Девочка одевает веночек, берет на плечи коромысло с ведрами, подходит к
детям)
Девочка Весна: Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу, Людям радость я несу!
Хозяюшка: Проходи, Весна, присаживайся. Веснакрасна, что ты нам принесла?
Весна: Соху, борону
И лошадку ворону.
Солнца клочок,
Хлеба краюшечку,
Водицы кружечку.
Я, Весна красна,
К вам в гости пришла,
Коромысло принесла. (Показывает детям)
Это коромысло. Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка?
В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Хозяюшка: Весна, а какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна: Да по – разному бывает, но сейчас оба ведра по весу мне нужно уровнять…
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете зачем?
Оказывается, сегодня день весеннего равноденствия
А ктонибудь из вас знает, что это такое – равноденствие?
Дети: Это когда день равен ночи. ( слайд)
Хозяюшка: Правильно. В старину люди русские люди были очень наблюдательны. До наших
времен сохранились народные приметы, обычаи, меткие народные выражения.
А вы знаете пословицы и поговорки о весне? Чтобы Весне помочь уровнять ведра дня и
ночи, надо ее пословицами да поговорками позабавить. Поможете?
Дети (называют по очереди пословицы и поговорки и кладут в ведра по «камушку»)
Весна да осень – на дню погод восемь
На дворе капель, так и у нас тепель.
Весной посеешь в срок – урожай будет высок.
Потрудись весной – сытым будешь зимой.
Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет.
Прилетел скворец – зиме конец.
Хозяюшка: Молодцы, много пословиц и поговорок о весне рассказали.
Помогли Весне уровнять ведра дня и ночи.
Песня «А мы песенку споем, хоровод заведем»
Хозяйка: А Теперь я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши
тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи, Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Молодцы, знаете названия птиц
Загадки: (После ответа детей на экране появляется изображение)
1. Всех прилетных птиц черней.
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица… (Грач) ( слайд)
Хозяюшка: Ребята! А кто сам может загадать детям загадку о перелетных птицах?
1 ребенок: На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел… (Скворец) ( слайд)
2 ребенок: Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят. (Снегирь) ( слайд)
3 ребенок: Высоко под облаками.
Над полями и лугами.
Словно выпорхнув спросонок.
Песнь заводит… (Жаворонок) ( слайд)
Хозяюшка: Посмотрите внимательно, мы правильно загадки отгадали, но разве только
перелетных птиц назвали? Какая птица лишняя? (слайд)
Дети: Нет! Снегирь – неперелетная, а качующая птица!
Хозяюшка: Молодцы, внимательные!
Музыкальная пауза танец «Весну звали»
Хозяюшка: На Руси был обычай такой: в каждом доме лепили из теста и выпекали птичек,
которых называли «Птюшками», «Чувильками», «Жаворонками». ( слайд)
Игра «Жаворонок»
Хозяюшка:У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети
ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх или печеных жаворонков насаживали на
длинные палки и выбегали с ними на пригорки и закликали весну:
Девочки вместе: Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите.
Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела
Девочка Весна: Ой, а у нас – то и нет жаворонков. Как же мне быть? Что, Весне не
приходить?
Лепка жаворонков из соленого теста
Хозяюшка: О чем вы сегодня узнали? Что вы запомнили? Дети отвечают, начиная фразу со слов
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
я научился…
у меня получилось…
«День жаворонка» подготовительная к школе группа
«День жаворонка» подготовительная к школе группа
«День жаворонка» подготовительная к школе группа
«День жаворонка» подготовительная к школе группа
«День жаворонка» подготовительная к школе группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.