Детективное Агентство
Оценка 4.7

Детективное Агентство

Оценка 4.7
Игры
docx
музыка
Взрослым
01.02.2017
Детективное Агентство
Публикация является частью публикации:
КАРТОЧКИ КОМПОЗИТОРОВ.docx
Иогаа́нн Себастьяа́н Бах (1685, Эйзенах – 1750, Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в творчестве Баха полифония достигает расцвета. В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей. Его дочери очень любили кофе, который в эпоху Баха стал самым популярным напитком. Благодаря чему появилась «Кофейная кантата». В 1717 году Бах переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. клавиры). В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты. В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона. Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге. Его музыка была предана забвению на сто лет. Лишь благодаря молодому немецкому музыканту Ф .Мендельсону она обрела вторую жизнь. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, Бетховен Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор. вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий. Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе. В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. Музыкант Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг. XVIII в.: занимался у Й. Гайдна, а после у А. Сальери. фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»; название дано уже после смерти автора), оратория «Христос на Елеонской горе» (1802— 1803 гг.), «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано (1803 г.), Третья («Героическая») симфония (1804 г.; сначала автор хотел посвятить это произведение Наполеону I, но, когда тот провозгласил себя императором, снял посвящение), опера «Фиделио» (1805 г., поставлена в Вене). В 1809 г. Бетховен остался работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г. композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь заставила полностью отказаться от концертной деятельности. Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый одиночеством и разочарованием в людях. Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания. Скончался в Вене 26 марта 1827 г. Самостоятельно постигнув композиторское искусство, он вначале писал небольшие фортепианные Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) — русский композитор, учёный — химик и медик. Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Его отцом был грузинский князь Лука Гедианов. При рождении мальчик был записан сыном княжеского камердинера Порфирия Бородина. Получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, играл на музыкальных инструментах. В 1856 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, где изучал медицину и химию. Занимался научной и педагогической деятельностью. Был доктором медицины, профессором, заведующим кафедрой химии, академиком Медико-хирургической академии, известным в Европе ученым- экспериментатором и теоретиком, автором более 40 научных трудов. пьесы, ансамбли, романсы. Сблизившись в 1862 году с композитором М. А. Балакиревым и войдя в члены созданного им кружка композиторов "Могучая кучка", Бородин стал задумываться над созданием более крупных сочинений. Его интересовали образы русского эпоса, сюжеты народных былин и сказаний. Основой его главного произведения — оперы "Князь Игорь" стал — памятник древнерусской культуры 12 века "Слово о полку Игореве", его 2-я симфония имеет название "Богатырская" (это название дал симфонии В. В. Стасов). некоторые из них остались незаконченными и были завершены после его смерти Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (опера "Князь Игорь"). Листом в Германии, куда Бородин приезжал несколько раз на протяжении своей жизни. Во многом благодаря Листу произведения Бородина становятся известны в Европе. В 1880 в Баден-Бадене была исполнена его 1-я симфония, пять лет спустя в Бельгии исполняется несколько крупных симфонических произведений (2 симфонии, симфоническая картина "В Средней Азии" и т. д.). Большую роль в формировании творческого мировоззрения композитора сыграли его встречи с Ф. Бородин писал свои произведения долгие годы (над оперой "Князь Игорь" он работал 18 лет), Не столь плодовитый, как его товарищи по "Могучей кучке", Бородин тем не менее стал автором трех симфоний (3-я осталась незавершенной), двух замечательных струнных квартетов, шестнадцати романсов и т. д. Талант Бородина как композитора-симфониста со всей полнотой раскрылся в "Богатырской симфонии". В 1884 году ему за достижения в области симфонического творчества (формально за сочинение 1-й симфонии) присуждается Глинкинская премия, учрежденная известным меценатом М. П. Беляевым. Скромный и отзывчивый, Бородин пользовался огромным уважением и любовью своих коллег композиторов, которые всячески помогали чрезвычайно занятому основной работой Бородину в сочинении произведений. Джордж Гершвин (1899—1937) — американский композитор еврейского происхождения. Родился в семье, эмигрировавшей из России. Не получил систематического образования. К 25 годам приобрел известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, ревю, мюзиклов не только в Нью- Йорке, но и в Лондоне и Париже, где в 1928 году встречался с М. Равелем и другими выдающимися музыкантами. Работал и с крупнейшими киностудиями Голливуда. Гершвин — виднейший представитель симфонического джаза. Особенности его стиля — сочетание традиций джаза с формами европейской музыкальной классики — оперной, симфонической, концертной. В "Рапсодии в блюзовых тонах" присутствует виртуозность фортепианного стиля Ф. Листа и С. В. Рахманинова, в фортепианном концерте чувствуются традиции французских импрессионистов. Музыкальный язык Гершвина отличается непосредственностью, красочностью, острым юмором. Большое место в его творчестве занимают мюзиклы. В духе гротеска написана им симфоническая сюита "Американец в Париже". Известность приобрели эстрадные песни. Его опера "Порги и Бесс" — первая американская национальная опера, основанная на афро-американском мелодизме. В ней есть своеобразие формы, правдивость сценической ситуации и психологических коллизий, динамичность развития сюжета, органичное переплетение трагического начала с комедийным. В ее мелодике чередуются своеобразные напевы спиричуэлов, блюзов и гротескных регтаймов. Опера получила мировое признание, вошла в репертуар многих театров. Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор. Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие. В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки. отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка». В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался. В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё Кристоф Виллибальд Глюк (1714—1787) — австрийский композитор классической эпохи, осуществивший во второй половине XVIII века реформу итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии. Французы считают его своим композитором, хотя по происхождению он немец. Жил в Чехии. Учился в Пражском университете. В 1736 году Глюк переезжает в Вену. Покровительствовавший ему меценат посылает Глюка в Милан для завершения музыкального образования. В это же время композитор создает свои первые оперы, которые с успехом идут в Милане, и получает приглашение на должность директора Итальянского оперного театра (вместо Генделя) в Лондоне. В 1746 году Глюк посетил ряд городов Европы. С 1752 года придворный дирижер в Вене. Глюк, один из ранних мастеров венской классической школы, был последовательным Вокруг опер Глюка развернулась острая борьба между сторонниками французской оперы реформатором оперы. Свои принципы он сформулировал в предисловии к партитуре "Альцесты. Он поставил ряд реформаторских опер ("Ифигения в Авлиде", "Армидо", "Ифигения в Тавриде" и др.), их постановка имела успех. "глюкистами" и сторонниками итальянской оперы "пиччиннистами" (итальянский композитор Н. Пиччинни), которая получила название "война глюкистов и пиччиннистов" и закончилась победой Глюка. "Гранд-Опера" шла без него. Григ Эдвард (1843—1907), норвежский композитор, пианист, дирижёр. стала мать. Родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда В 1779 году композитор тяжело заболел и постановка его последней оперы в парижском театре В 1858— 1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г. X. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант. основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором. Осенью 1866 г. Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьёрнсона написал оперу «Улаф Трюгвасон» (осталась неоконченной) и музыку к постановке «Сигурд Юрсальфар» . Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии. В столице Норвегии Григ основалМузыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и В 1872 г. композитора избрали членом Шведской музыкальной академии. Спустя два года он переехал в родной Берген. Здесь была написана музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1876 г., позднее переработана в две сюиты, 1888 и 1896 гг.). Григ считал это произведение «слишком норвежским», однако именно оно принесло ему мировую славу. В 1889 г. Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета, а в 1906 г. — Оксфордского. С 1885 г. он постоянно жил на своей вилле Трольхау-ген (Долина троллей) недалеко от Бергена на берегу фьорда. Скончался 4 сентября 1907 г. Исаак Осипович Дунаевский родился 30 (18) января 1900 г. в местечке Лохвицы на Полтавщине в семье зажиточного банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского. К шести годам Исаак уже знал музыкальную грамоту и играл на пианино. В 1910 г. он поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке и композицией, сочинял романсы, фортепьянные пьесы, квартеты. Одновременно учился в гимназии, затем на юридическом факультете университета. В 1919 г. окончил Харьковскую консерваторию, работал скрипачом в оркестре, концертмейстером. В 1920 г. был принят на работу в Харьковский русский драматический театр (заведующий музыкальной частью, композитор, дирижёр). В 1924-1929 гг. руководил музыкальной частью театра "Эрмитаж", театра МГСПС, Драматического театра, заведовал музыкальной частью Театра сатиры, где создал свои первые оперетты ("Женихи", "Ножи"). В 1929-1934 гг. работал музыкальным руководителем и главным дирижером ленинградского Мюзик- холла, для которого в сотрудничестве с Леонидом Утёсовым создал несколько эстрадных программ, выступив новатором в области лёгкой музыки. С 1933 г. начал писать музыку и песни к кинофильмам. Наиболее ярко проявился талант композитора в музыке к фильмам: "Вёселые ребята" (1934), "Три товарища" (1935). В 1936 году написал музыку сразу к 3 кинофильмам: "Вратарь", "Цирк", "Дети капитана Гранта" (1936). Позже были: "Волга-Волга" (1938), "Весна" (1947) и др. совершал концертные поездки по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах и концертных залах. Дунаевский - один из создателей советской оперетты, автор 12 произведений в этом жанре. Ему дважды присуждали Сталинскую премию. В 1941 г. - за музыку к кинофильму "Цирк" и в 1951 г. - за фильм "Волга-Волга". Кроме этого, он был награждён орденами и медалями. С 1950 г. Дунаевский Народный артист РСФСР. Cкончался Исаак Осипович во время работы над клавиром от сердечного приступа 25 июля 1955 года В годы Великой Отечественной войны во главе ансамбля песни и пляски железнодорожников Лист Ференц (1811—1886), венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Родился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене. Педагогом Ференца по игре на фортепиано был К. Черни, по композиции — А. Сальери, Ф. Паэр и А. Рейхи. В своём композиторском творчестве Лист выдвигал идею синтеза нескольких искусств, прежде Выступая в концертах с девяти лет, Лист вначале стал знаменит как пианист-виртуоз. В 1823—1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность. Здесь музыкант познакомился и сблизился с Г. Берлиозом, Ф. Шопеном, Ж. Санд, другими виднейшими деятелями искусства и литературы. всего музыки и поэзии. Отсюда основной его принцип — программность (музыка сочиняется на определённый сюжет или образ). Итогом путешествия по Италии и знакомства с картинами итальянских мастеров стал фортепианный цикл «Годы странствий», а также фантазия-соната «После чтения Данте». концертную деятельность и поселился в Веймаре, приняв должность придворного капельмейстера. В Веймаре были созданы самые значительные произведения Листа: «Фауст-симфония» (1857 г.; по трагедии Гёте), «Симфония к “Божественной комедии”» (1856 г.; по Данте), два фортепианных концерта (впервые в истории фортепианной музыки этот жанр был представлен не трёхчастным, а одночастным произведением), «Этюды трансцендентного исполнения» (этюды высшего исполнительского мастерства), 12 симфонических поэм (Лист — родоначальник этой формы) и другие. слушателя музыку родной автору страны. В 1847—1885 гг. Лист написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского До 1848 г. Лист гастролировал по всей Европе с неизменным триумфом, но затем он оставил покровительство молодым талантливым музыкантам. его имя). Лист стал её первым президентом и профессором. В 1865 г. Лист принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал В 1875 г. по инициативе композитора в Будапеште открылась Музыкальная академия (ныне носит Скончался 31 июля 1886 г. в городе Байрёйт. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) — немецкий композитор, пианист, Родился в Гамбурге (Германия). Сын банкира. С самого детства Мендельсон проявлял незаурядные дирижёр, педагог еврейского происхождения. музыкальные способности. Когда ему было 15 лет, в доме Мендельсонов в Берлине уже исполнялись его первые сценические произведения. Семнадцати лет он написал музыку к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Одновременно с занятиями в области композиции и фортепианной игры Мендельсон изучал в Берлинском университете филологию. Закончив университет, Мендельсон отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия). В 1833 году его приглашают в Дюссельдорф на должность дирижёра и музыкального директора оперного театра. В 1835 году он переезжает в Лейпциг. Ему обязаны своей славой известные «Гевандхаузские» концерты. В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV поручил Мендельсону ответственную миссию – возглавить музыкальный отдел Академии искусств. Но Мендельсону не удалось организовать в Берлине высшее музыкальное заведение, и в конце 1842 года он возвращается в Лейпциг в звании генерал-музик-директора с обязанностью писать музыку по заказам короля, но с правом жить где угодно. Благодаря усилиям Мендельсона в Лейпциге в 1843 году открылась консерватория. Умер Мендельсон в Лейпциге от кровоизлияния в мозг, вернувшись после напряженных гастролей по Англии. Творческое наследие Мендельсона состоит из ораторий, кантаты, музыки к сценическим произведениям (в том числе к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), пяти симфоний (наиболее известны из них две – «Итальянская» и «Шотландская»), одиннадцати симфоний для струнного оркестра, увертюр (среди них - «Гебриды»), двух скрипичных и двух фортепианных концертов, многочисленных песен, камерных и фортепианных произведений. его музыкальных произведений, необычайно ясных и простых по своей форме - особая мелодичность и сентиментальность. и добился их исполнения. Мендельсон – типичный представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта всех Заслугой Мендельсона явилось и то, что он разыскал многие произведения И. С. Баха, опубликовал Моцарт Вольфганг Амадей (1756— 1791), австрийский композитор. Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его. первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). В 1786—1787 гг. написаны две, пожалуй, самые известные оперы композитора — «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». — «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета. В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, Умер 5 декабря 1791 г. в Вене. Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор. Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.). В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто. В этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка «Могучая кучка». Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г. В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти.Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете. Александра Николаевна Пахмутова — советский и российский композитор, автор более 400 песен, народная артистка СССР . А. Н. Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года, в небольшом посёлке под названием Бекетовка (в настоящее время это район Волгограда). Проявлять интерес к музыке маленькая Саша стала уже в трехлетнем возрасте. По сообщениям биографов, свою первую мелодию девочка написала в пять лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» до сих пор считается первым произведением в карьере Александры Пахмутовой. В 1936 году, видя тягу дочери к искусству, родители семилетнюю Сашу отдали в городскую музыкальную школу. Там она училась пять лет, до начала Великой отечественной войны. Обучение Александры проходило гладко. Она планомерно совершенствовала свое мастерство. В один прекрасный момент Пахмутова поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, отправилась в далекую Москву. В самый разгар Второй мировой войны данный поступок казался безумием. Но Александра не собиралась сворачивать с намеченного пути. Добравшись до Москвы, осенью 1943 года, она подала документы в Центральную музыкальную школу, которая работала при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Там Пахмутова занималась по классу фортепиано и параллельно посещала кружок юных композиторов. В 1953 году Александра Николаевна окончила с отличием класс композиции у Виссариона Шебалина. А.Н. Пахмутова на протяжении всего своего творчества работала в самых разнообразных жанрах. Она создавала произведения кантатно-ораториального жанра, инструментальную музыку, музыку к фильмам, мультфильмам и спектаклям .В 1966 году Александра Николаевна получила премию Ленинского комсомола, за цикл песен о молодёжи и комсомоле. Именем Александры Пахмутовой был назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova. С 1968 года по 1991 год Александра Николаевна занимала почетный пост секретаря правления Союза композиторов СССР. Оставить этот пост ей пришлось лишь после его упразднения. За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор в 1977 году получила звание народной артистки РСФСР. Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр. служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова. фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием. Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. — балет «Стальной скок», в 1928 г. — балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана. Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия. Умер 5 марта 1953 г. Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), композитор, пианист и дирижёр. Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семёнове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Наиболее значительное из ранних произведений — одноактная опера «Алеко» на сюжет А. С. Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в В 1902 г. создана кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум». За неё Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию в Москве, где учился в классе у Н. Зверева. Ученики Зверева жили в его доме бесплатно. Он их кормил, одевал, учил, водил в театры, музеи, на концерты, летом даже вывозил на дачу и даже в Крым. С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами. Пушкина. Она была закончена в небывало короткий срок — чуть больше двух недель. Экзамен состоялся 7 мая 1892 г.; комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, ему была присуждена Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре состоялась 27 апреля 1893 г. и имела огромный успех. 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия. композитор также получил Глинкинскую премию в 1906 г. Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. В тот же год композитор завершил свои оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». В марте 1908 г. Сергей Васильевич вошёл в состав Московской дирекции Русского музыкального общества, а осенью 1909 г., вместе с А. Н. Скрябиным и Н. К. Метнером, — в Совет Российского музыкального издательства. В это же время он создал хоровые циклы «Литургия святого Иоанна Златоуста» и «Всенощная». написал около 80 романсов. гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк. Летом 1940 г. Однажды во время одного из выступлений Рахманинову подарили большой куст сирени. С тех пор ни один его концерт не обходился без такого подношения. 5 февраля 1943 г. состоялся последний концерт великого музыканта. Скончался 28 марта 1943 г. в Калифорнии. Осенью 1915 г. появился «Вокализ», посвящённый певице А. В. Неждановой. Всего Рахманинов В 1917 г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908), композитор, дирижёр, педагог. Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге, а впоследствии стал директором этого заведения. Правда, занятий музыкой не оставил. Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора.Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский- Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония («Антар», 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов). Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения. В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории. В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации - революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.Римский- Корсаков — автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных статей. Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области). Геоа́ргий Васиа́льевич Свириа́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Ученик Дмитрия Шостаковича. Среди его музыкальных произведений всемирно известны вальс к фильму по повести Александра Пушкина «Метель» (1964) и сюита «Время, вперёд!» (1965), тема заставки советского главного выпуска новостей «Время» в 21 час. Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов.В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида Скрябин Александр Николаевич (1871/1872—1915), композитор, пианист, педагог. Родился 6 января 1872 г. (по новому стилю) в Москве в семье дипломата. В своём композиторском творчестве Скрябин вначале также отдавал предпочтение именно В 1882 г. поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно занимался музыкой (пианисткой была мать Скрябина) и после окончания корпуса (1889 г.) поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — композиция и фортепиано. Завершив учёбу в 1892 г., Скрябин уехал за границу. Пять лет давал концерты, гастролируя по странам Европы. Талант его как пианиста быстро был оценён — по возвращении в Россию Александр Николаевич получил должность профессора Московской консерватории по классу фортепиано, которую занимал с 1898 по 1903 г. фортепианной музыке. Для фортепиано им создано 10 сонат (1892—1913 гг.), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий и др. В 1900 г. он обратился к симфонической музыке, при этом ставил себе не только композиторские, но и глобальные философские задачи. Глубокая вера в преобразовательную силу искусства воплотилась в Первою симфонию (1900 г.). Вторая симфония была написана в 1901 г., а в 1904 г. появилась Третья симфония, названная автором «Божественной поэмой». огня», 1910 г.). для симфонического оркестра, солирующего фортепиано, хора и света. цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех искусств. Венцом реализации этой грандиозной идеи должна была явиться задуманная им «Мистерия»: в ней предполагалось соединить музыку, поэзию, танец,свет, архитектуру и театральное действо. Воплотить в жизнь смелый замысел Скрябину не удалось — он начал работать над «Мистерией», но 27 апреля 1915 г. трагически погиб в Москве от заражения крови, причиной которого послужила случайная царапина. Новаторские идеи Скрябина оказали значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства. Вершина симфонического творчества Скрябина — «Поэма экстаза» (1907 г.) и «Прометей» («Поэма «Прометей» стал одним из самых необычных произведений в истории музыки — в нём есть партии Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого В студенческие годы Стравинский познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать Уже в 1910 г. Стравинский написал свой первый балет «Жар-птица», поставленный в Париже по Стравинский Игорь Фёдорович (1882—1971), композитор. Родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) в семье известного оперного певца Ф. И. Стравинского. Тем не менее музыкантом становиться не собирался и в 1900 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет. у него уроки. Эти занятия продолжались до смерти учителя в 1908 г. инициативе С. П. Дягилева в рамках Русских сезонов за границей (проходившие в период с 1907 по 1913 г. в Париже гастроли русских актёров и музыкантов). Следующий балет Стравинского — «Петрушка» (1911 г.) также стал событием Русских сезонов и принёс композитору мировую известность. Третий, написанный в 1913 г., балет — «Весну священную» — публика сначала не приняла из-за слишком новаторской постановки хореографа М. М. Фокина, отказавшегося от классического балетного танца. В 1914 г. Стравинский обратился к жанру оперы и создал «Соловья» по сказке Г. X. Андерсена. В том же году он покинул Россию; жил сначала в Швейцарии, а с 1920 г. — во Франции. Там родились его оперы «Мавра» (1922 г.) на сюжет «Домика в Коломне» А. С. Пушкина и «Царь Эдип» (1927 г.) на сюжет трагедии Софокла. Эти произведения стали вершиной в творчестве Стравинского. музыки. В 1945 г. был создан «Чёрный концерт для кларнета и джаз-банда». концерты, хоры и др. Он считается одним из самых значительных новаторов в музыке XX в. В 1939 г. Игорь Фёдорович покинул Европу и переехал в США, где обратился к традициям джазовой Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты, симфонии, Умер 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке. Хачатурян Арам Ильич (1903—1978), композитор, педагог. Родился 6 июня 1903 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье переплётчика. В 18 лет переехал в Москву. В 1929 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции М. Ф. Гнесина, а в 1934 г. — Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Первая симфония (1934 г.), Фортепианный концерт (1936 г.) и первый балет «Счастье» (1939 г.) сразу принесли ему известность, даже славу. В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. В 1943 г. композитор закончил Вторую симфонию. В 1944 г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. В 1946— 1947 гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония. В 1950 г. Хачатурян был приглашён преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1951 г. занял также должность профессора Московской консерватории. Он воспитал таких композиторов, как М. Л. Таривердиев, А. Я. Эшпай и многие другие. закончил своё лучшее произведение — балет «Спартак». В 1959 г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии; через год избран почётным членом Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и почётным профессором Мексиканской консерватории. Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретших новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства. В 1954 г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор Умер 1 мая 1978 г. в Москве. Шнитке Альфред Гарриевич 24 ноября 1934 Композитор Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года. Он был немцем, но его Родиной стала Россия. Первые уроки музыки Шнитке получил в Вене, 1946 году в Вене, куда его отец, переводчик и журналист, был командирован после Великой Отечественной войны. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в Московской консерватории. В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов. Международное признание пришло к Шнитке очень рано, и премьеры его произведений всегда становились событием. Произведения Альфреда Гарриевича исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижеров современности. В середине 1960-х годов сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим разнообразием жанров и невероятную трудоспособность. Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Его титулов и званий не счесть - он был членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств, Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств, удостоен премии «Триумф» – императорской премии Японии. В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию и стал преподавать в Гамбургской консерватории. Там он и работал последние годы, уже вдали от Родины был удостоен ее престижной награды - Государственной премии России. Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Шопен Фридерик (Фредерик) Францишек (Франсуа) (1810— 1849), польский композитор и пианист. Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в период 1817—1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза. Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного композитора, позднее — директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера. В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех. С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество. Им написаны два фортепианных концерта (1829 и 1830 гг.), три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем (1828—1844 гг.), четыре баллады (1835— 1842 гг.), 21 ноктюрн (1827—1846 гг.), 27 этюдов (1829—1839 гг.), 25 прелюдий (1831—1839 гг.). Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен (1829— 1847 гг.), соната для виолончели и фортепиано (1846 г.) и многие другие произведения. Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора. 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти. В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене, после чего переехал в В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся почти год, а 1838— Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста. Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906—1975), композитор. Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист (класс Л. В. Николаева) и в 1925 г. как композитор (класс М. О. Штейнберга). Дипломная работа — Первая симфония сразу принесла композитору известность. Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Образ надвигающегося врага возникает в первой части симфонии, когда звучит тема нашествия. Кроме того, в сочинении отражён контраст картин мирной жизни и разрушительной войны. Произведение олицетворяет борьбу народа против иноземных захватчиков. Кроме симфоний одним из излюбленных жанров Шостаковича стал струнный квартет. Композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Он внёс вклад и в развитие оперного жанра. В 1930 г. Шостакович написал свою первую оперу — «Нос» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1934 г. появилась опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», новая редакция 1956 г.) по повести Я. С. Лескова. Последняя опера — «Игроки» по Гоголю — не была закончена и прозвучала лишь после смерти композитора, в 1978 г., в концертном исполнении. время не принималось как публикой, так и критикой. Общую тенденцию выразила статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» за 28 января 1936 г. То же неприятие постигло и балеты Шостаковича: «Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.) и «Светлый ручей» (1935 г.). С 1937 г. композитор начал педагогическую деятельность в Ленинградской консерватории, в 1939 г. получил должность профессора композиции. В период 1943—1948 гг. преподавал также в Московской консерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов. Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства. Если заслуги Шостаковича-симфониста были оценены сразу, то его оперное творчество долгое Умер 9 августа 1975 г. в Москве. Франц Шуберт. Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, близ Вены в семье школьного учителя. Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано. Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте). творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) - простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня». Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра. Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.). Умер 19 ноября 1828 г. в Вене. Родиоа́н Константиа́нович Щедриа́н (р. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии российский композитор и пианист, педагог. СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам. Родился в Москве, в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной (урожд. Ивановой) (1908—1999) Во время Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована Первым учителем музыки Р. К. Щедрина стал его отец Константин Михайлович. Он был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию. Музыкой Р. Щедрин был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович. Д. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах. В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции и фортепиано .В 1959 году там же окончил аспирантуру . В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя СК России. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70- летия композитора. Р. Щедрин имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России. Это в основном были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году из россиян получили литовские паспорта первыми. прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией. После смерти Майи Плисецкой 2 мая 2015 года было оглашено завещание, согласно которому её Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог. Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г. Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории. увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро». женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.). жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом- корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета. 1894 г. музей композитора). Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге. Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Антонио Лючио Вивальди (1678-1741) – итальянский композитор, дирижер, педагог. 38 10 5 Родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье скрипача. Первые уроки музыки были получены от отца. После пострижения в монахи в пятнадцатилетнем Начиная с 1703 года Вивальди дает уроки скрипки. А в 1706 впервые в биографии Вивальди возрасте он через семь лет стал дьяконом, еще через три – священником. происходит публичное выступление (для французского посольства). Параллельно композитор дирижирует оркестром, руководит концертами. А в 1713 году становится управляющим консерватории «Пьета». В 1725 году издается цикл композитора под названием «Искус гармонии и инвенции». Знаменитые концерты Вивальди «Времена года» также входят в данный цикл. Для Вивальди музыка тех лет наполнена драматизмом. Произведения Вивальди для скрипки отличаются виртуозностью, лишь в 20 веке полное их собрание было опубликовано. ситуацией жизнь и творчество Антонио Вивальди тех времен не были отмечены большой популярностью. Забытый и больной, он умер 28 июля 1741 года. Покинув Венецию в 1740 году, Антонио Вивальди прибывает в Вену. В связи с политической Штраус Иоганн (Штраус-сын) (1825— 1899), австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Родился 25 октября 1825 г. в Вене в семье известного композитора и дирижёра И. Штрауса. Теории музыки обучался у И. Дрекслера. Быстро овладел техникой игры на фортепиано и скрипке и с 1844 г. начал выступать как дирижёр собственного оркестра, конкурировавшего с оркестром Штрауса- отца. После его смерти Штраус объединил оба оркестра в один, с которым стал гастролировать по Излюбленным жанром стала для Штрауса танцевальная музыка: польки, мазурки, а особенно Европе, исполняя произведения как других композиторов, так и свои собственные. Кроме того, он занимал пост дирижёра венских придворных балов (с 1863 по 1870 г.). вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки, пользующихся и сейчас огромной популярностью. Штрауса называли королём вальсов за такие шедевры, как «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста» (оба 1867 г.), «Сказки Венского леса» (1868 г.), «Императорский вальс» (1890 г.) и др. Помимо танцевальной музыки в творчестве композитора основное место занимает оперетта. Всего им создано 16 произведений этого жанра. Особую популярность получили «Римский карнавал» (1873 г.), «Летучая мышь» (1874 г.), «Цыганский барон» (1885 г.). Следует отметить, что творчество Штрауса как мастера венской оперетты оказало значительное влияние на таких виртуозов этого жанра, как И. Кальман, Ф. Легар и др. приветствовалась. Он регулярно проводил гастрольные летние сезоны в Павловске в период с 1856 по 1865 г., затем в 1869 г. Именно благодаря впечатлениям от этих поездок родился знаменитый вальс «Прощание с Петербургом» (1858 г.). Штраус посещал Россию также в 1872 и 1886 гг. Творчество композитора, светлое, яркое, жизнерадостное, признано и любимо во всём мире. С гастролями композитор неоднократно бывал в России, где его музыка восторженно

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство

Детективное Агентство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017