Детские воспоминания Ивана Бунина.
Оценка 5

Детские воспоминания Ивана Бунина.

Оценка 5
docx
18.05.2020
Детские воспоминания Ивана Бунина.
Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью.docx

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.

Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной и емкой формой выражения своих мыслей и ощущений.

Первый цикл его поэтических произведений был написан в ранней юности, и уже в 1887 году автор опубликовал стихотворение «Высоко полный месяц стоит…», посвященное родовому имению Озерки. Именно здесь прошли детские годы Ивана Бунина, и он навсегда сохранил в своем сердце память об этом счастливом отрезке своей жизни.

Стихотворение «Высоко полный месяц стоит…», как и многие произведения этого периода, выдержано в лирическом и романтическом ключе. Автор рассказывает о том, как безмятежна лунная ночь в селе, которое погружено в сон. Лишь серебристый свет месяца падает на широкие луга и пустой речной берег, где в этот полночный час только «черный засохший камыш да верхушки ракит различишь». Сам 17-летний Бунин является сторонним наблюдателем и пробует себя в роли словесного живописца. Он словно бы опасается нарушить ночную идиллию, поэтому очень взвешенно подбирает слова. Возможно, по этой причине это и многие последующие стихи Бунина отличаются особой сдержанностью, а о чувствах автора можно лишь догадываться по отдельным фразам и намекам.

Умиротворение – вот основной лейтмотив этого стихотворения, и Бунин при минимуме образных выражений мастерски передает это состояние окружающего мира. «Спит село… Ночь тиха и бледна», — отмечает поэт, и в каждом слове ощущается размеренность сельской жизни, которая подчинена своим законам. В понимании юного Бунина это и является гармонией, и ее разрушение представляется начинающему поэту вселенской катастрофой. И это – еще одна причина, по которой он с волнением вслушивается, как «где-то мельница глухо шумит», понимая, что подобные мгновения жизни – бесценный дар.

Примечательно, что это стихотворение имеет кольцевую структуру, то есть, начинается и заканчивается одной и той же фразой. Возможно, подсознательно автор хотел этим подчеркнуть цикличность того, что происходит в окружающем мире. Однако парадокс заключается в том, что люди рано или поздно все равно выпадают из этого цикла. И не потому, что уходят из жизни, а из-за неумения вслушиваться в тишину и постигать ее сокровенные тайны. Именно в те редкие минуты, когда это понимание им доступно, и было написано стихотворение «Высоко полный месяц стоит…».

Анализ стихотворения Бунина «Еще и холоден и сыр…»

Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей Орловской губернии. Перебравшись в Одессу и женившись на Анне Цакни, Бунин мысленно возвращается в прошлое и не перестает удивляться тому, что его сердцу гораздо милее заснеженная равнина среднерусской полосы, чем теплое и ласковое Черное море. В 1901 году Бунин создает стихотворение «Еще и холоден и сыр…», которое в полной мере передает все те чувства, которые испытывает автор при виде пусть и унылого, на такого дорогого сердцу русского пейзажа. В этот время Иван Бунин находится в Москве и наслаждается свободой, втайне надеясь, что ему не придется возвращаться в Одессу к супруге, с которой складываются весьма непростые отношения.

Холодная и заснеженная Москва настолько воодушевляет Бунина, что он предпочитает не замечать февральских морозов и замирает от восторга, видя, как «слезится снег недавней стужей». Все указывает не то, что до оттепели еще очень далеко, однако в душе поэта уже царит весна, и поэтому он ищет ее первые признаки в природе, отмечая, что «уж смотрит в небо ясным взглядом, и молодеет божий мир».

И хоть в Москве, наполненной суетой, мало что напоминает о лесной опушке с первыми подснежниками, Бунин очень остро переживает приход весны, с которой связывает новый этап в своей жизни. Именно в этот период он принимает решение посвятить свою жизнь литературе и даже приобретает определенную популярность в поэтических кругах. Поэтому, глядя на холодный февральский день за окном, Бунин не желает сдерживать свои эмоции и признается: «Не налюбуюсь, как сквозят деревья в лоне небосклона». Автор искренне радуется тому, как «снегири в кустах звенят», и подмечает каждую мелочь в постоянно меняющемся и ускользающем окружающем мире. Однако его привлекает не столько пейзаж за окном, сколько «то, что в этих красках светит». Просто снежный февраль, на смену которому вот-вот придет весна, очень созвучен внутренним ощущениям Бунина, который также ждет от жизни перемен, искренне надеясь обрести «любовь и радость бытия».

Именно Москва даст Бунину все то, о чем он так мечтает: славу, достойный заработок,

Анализ стихотворения Бунина «Леса в жемчужном инее…»

Свою карьеру на литературном поприще Иван Бунин начал с работы в газете «Орловский вестник» простым корректором. Ради того, чтобы доказать родителям собственную состоятельность, он покинул родовое имение и некоторое время вообще не поддерживал связь с семьей. Этот период жизни начинающего поэта был, пожалуй, одним из самых сложных в жизни. Поэтому неудивительно, что настоящей отдушиной для Бунина стали его загородные путешествия.

Бескрайние леса и луга Орловской губернии настолько вдохновляли Бунина, что он время от времени делал литературные зарисовки того, что увидел, а также пытался запечатлеть пейзажи в стихах. Впоследствии автор неоднократно возвращался к своим воспоминаниям и воссоздавал образы так дорогой ему русской природы в своих произведениях. Так, спустя почти 20 лет, в 1907 году, Бунин опубликовал стихотворение «Лес в жемчужном инее…», которое наиболее полно характеризует душевное состояние автора в тот период, когда он был молод, беззаботен, беден и совершенно лишен творческих амбиций. И именно на природе Бунин по-настоящему отдыхал душой приводил в порядок свои мысли, ища поддержки в окружающем мире, с которым чувствовал удивительное единство.

Слушая песни телеграфного столба, поэт представлял, что с им разговаривает сама судьба. И этот монолог в зависимости от настроений автора окрашивался то в мрачные, то в радужные тона. Однако пессимизм все же зачастую брал вверх, и «темная судьба» то и дело демонстрировала Бунину свой зловещей оскал. Так было и на заре его юности, когда никому неизвестный корректор пытался пробить себе путь в литературу. Так осталось и в настоящем, когда автор обратился к своим воспоминаниям и вдруг отчетливо осознал, что прошлые ощущения безысходности не утратили своей остроты.

Однако Бунин прекрасно понимает, что душевные страдания – лишь одна из сторон медали, которая именуется жизнью. Пытаясь разглядеть то, что люди привыкли называть счастьем, он вдруг видит потрясающую по красоте картину, когда «горит, дрожит и блещет хвост павлина стоцветными алмазами над ней». Речь идет об обычном снеге, которые начинает играть всеми цветами радуги под лучами блеклого зимнего солнца. Но это настолько завораживает автора, что он забывает о всех своих проблемах и неурядицах. И именно вера в то, что когда-нибудь новый день подарит ему ощущение гармонии, заставляет Бунина отбросить мрачные мысли, доверив свою жизнь Его Величеству Случаю.

«Розы» Иван Бунин

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.

Анализ стихотворения Бунина «Розы»

Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы, а с поэзии. Став известным литератором и журналистом, Бунин время от времени все же писал стихи, большинство из которых носили лирический характер. Среди них – произведение «Розы», созданное примерно в 1903-1904 годах.

Посвящено оно двум нежным цветам, которые «под окном раскрылись», напоминая «две чаши, полные огня». В этом сравнении нетрудно проследить аллегорию, так как поэт сравнивает цветы с живыми людьми, которые неожиданно сводит судьба. И когда это случается, рождается очень нежное, трепетное и восхитительное по своей красоте чувство, именуемое любовью. Тогда окружающий мир меняет свои очертания и кажется особенно прекрасным тем, кто испытывает подобное чувство.

Именно в это время поэт расстается со своей супругой Анной Цакни и переживает несколько бурных, но кратковременных романов с другими женщинами. Поэтому он наслаждается летним зноем, зеленью сада и с удовольствием вдыхает «сладкий аромат» роз, которые зацвели под его окном.

Даже легкий летний дождик не в состоянии омрачить лирическое настроение автора, который радуется каждому мгновению очень короткой и, в то же время, бесконечно долгой жизни. Он подмечает каждую мелочь, которая вызывает улыбку, и понимает, что раньше все это великолепие попросту терялось в повседневной суете. Сравнивая розы с людьми, Бунин все же искренне завидует цветам, так как они обречены всегда быть вместе. Только человеческая рука способна срезать эти роскошные, едва распустившиеся бутоны, однако поэт предпочитает этого не делать, любуясь красотой роз на расстоянии.

«И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы очами, полными огня», — отмечает поэт, чувствуя, что испытывает нечто подобное в обществе своей очередной возлюбленной. Он знает, что эти чувства недолговечны, и исчезнут, возможно, гораздо раньше, чем отцветут розы под окном. Однако то не пугает автора, который уже успел понять простую истину: в этой жизни нет ничего вечного. Поэтому глупо сожалеть о прошлом и мечтать о будущем, которое так призрачно и эфемерно. Гораздо проще жить сегодняшним днем и получать от него все, что он может дать человеку – радость, вдохновение, любовь, романтические встречи и ощущение бесконечного счастья, которое является сладкой иллюзией.

Анализ стихотворения Бунина «Еще и холоден и сыр…»

Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей Орловской губернии. Перебравшись в Одессу и женившись на Анне Цакни, Бунин мысленно возвращается в прошлое и не перестает удивляться тому, что его сердцу гораздо милее заснеженная равнина среднерусской полосы, чем теплое и ласковое Черное море. В 1901 году Бунин создает стихотворение «Еще и холоден и сыр…», которое в полной мере передает все те чувства, которые испытывает автор при виде пусть и унылого, на такого дорогого сердцу русского пейзажа. В этот время Иван Бунин находится в Москве и наслаждается свободой, втайне надеясь, что ему не придется возвращаться в Одессу к супруге, с которой складываются весьма непростые отношения.

Холодная и заснеженная Москва настолько воодушевляет Бунина, что он предпочитает не замечать февральских морозов и замирает от восторга, видя, как «слезится снег недавней стужей». Все указывает не то, что до оттепели еще очень далеко, однако в душе поэта уже царит весна, и поэтому он ищет ее первые признаки в природе, отмечая, что «уж смотрит в небо ясным взглядом, и молодеет божий мир».

И хоть в Москве, наполненной суетой, мало что напоминает о лесной опушке с первыми подснежниками, Бунин очень остро переживает приход весны, с которой связывает новый этап в своей жизни. Именно в этот период он принимает решение посвятить свою жизнь литературе и даже приобретает определенную популярность в поэтических кругах. Поэтому, глядя на холодный февральский день за окном, Бунин не желает сдерживать свои эмоции и признается: «Не налюбуюсь, как сквозят деревья в лоне небосклона». Автор искренне радуется тому, как «снегири в кустах звенят», и подмечает каждую мелочь в постоянно меняющемся и ускользающем окружающем мире. Однако его привлекает не столько пейзаж за окном, сколько «то, что в этих красках светит». Просто снежный февраль, на смену которому вот-вот придет весна, очень созвучен внутренним ощущениям Бунина, который также ждет от жизни перемен, искренне надеясь обрести «любовь и радость бытия».

Именно Москва даст Бунину все то, о чем он так мечтает: славу, достойный заработок, веру в собственный литературный талант и – новый роман, который будет длиться без малого полвека, привнеся в жизнь поэта ощущение настоящего праздника.

Анализ стихотворения Бунина «Метель»

Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба распорядилась иначе, и уже спустя 10 лет Бунин стал достаточно востребованным публицистом, а чуть позже – известным прозаиком. Однако в память о периоде юношеского увлечения поэзией сохранились десятки стихов этого автора, немного наивные, романтичные и отличающиеся безупречным слогом.

К ним, в частности, относится стихотворение под названием «Метель», навеянное сказками и преданиями. В этом нет ничего удивительного, ведь автором рифмованных строчек являлся 17-летний молодой человек, который совсем недавно покинул родительский дом, пытаясь доказать всему миру свою состоятельность. Через много лет он нашел черновик этого стихотворения в своих записях, внес в него некоторые коррективы, и в 1895 году оно было опубликовано.

Уже с первых строчек автор переносит своих читателей в волшебный мир сказок и грез. «Ночью в полях, под напевы метели, дремлют, качаясь, берёзки и ели…», — этими фразами Бунин создает определенное настроение, и уже не вызывает удивления тот факт, что вскоре воображение рисует юноше картину шествия по лесу настоящего дедушки Мороза, который «бродит в туманном сиянье». Следует отметить, что Иван Бунин получил прекрасное домашнее образование и в подростковом возрасте уже в совершенстве овладел тонкостями литературного русского языка. Поэтому создавать поэтические образы для него было не только увлекательно, но и достаточно просто. Если анализировать данное стихотворение, то видно, как благодаря нескольким точным метафорам спокойный и уснувший под толщей снега лес преображается и становится угрожающе-беспокойным. Виной всему обычная метель, которая обретает черты некой злодейки, способной сбить с пути случайного прохожего или же постучать в окна сельской избы, напугав засыпающего в колыбели младенца. «Мёртвое поле, дорога степная! Вьюга тебя заметает ночная», — отмечает поэт, но при этом старается смягчить первое впечатление от коварной метели. Ведь в простой сельской избушке тепло и уютно, а «в мерзлые стекла по лавкам струится» лунный свет, придавая окружающему миру особое очарование.

«Спят твои сёла под песни метели, дремлют в снегу одинокие ели…», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что Мороз именно в эти глухие часы совершает обход своих владений, оставляя на окнах узоры из инея и украшая ветки деревьев

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», написанное 14 июля 1918 года. Буквально через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни.

Словно предвидя расставание с Россией, поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу, рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина превратится в настоящую пытку. Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения, то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

Источн

Анализ стихотворения Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

Природа занимает особенное место в творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать чувства героя, служить контрастом к социальным аспектам. Бунин тонко чувствовал природу, бесконечно любил ее, поэтому его описания отличаются точностью, полнотой, обилием верно подмеченных деталей. В пейзажах писателя удивительным образом радость бытия соединяется с тоской по истине, добру, настоящей красоте. По тому, чего слишком мало порой оказывается в людях.

Произведение «Густой зеленый ельник у дороги…» датировано 1905 годом. Впервые оно было опубликовано под названием «Олень» в сборнике Бунина «Стихотворения 1903—1906″, выпущенном книгоиздательским товариществом «Знание». «Густой зеленый ельник у дороги…» — это не просто описание природы, но и призыв к защите ее от бездумного уничтожения. В первом четверостишии практически нет глаголов, сведено к минимуму движение. Для поэта важнее обозначить место действия (зимний лес, укрытый пушистым снегом) и назвать главного героя (молодой тонконогий олень с тяжелыми рогами). Далее картина конкретизируется, обрастает подробностями. Перед читателями возникает образ гордого красивого животного, которое когда-то неспешно прогуливалось по ельнику, протаптывая тропинки, разыскивая пропитание. Ситуация кардинально меняется в третьем четверостишии, играющем роль кульминационного. Олень почувствовал опасность. Все произошло быстро, неожиданно. Внезапность подчеркивается поэтом при помощи слова «вдруг» и тире: «И вдруг — прыжок!». В четвертой и последней части произведения дается благополучный финал. Животное сумело уйти от охотников, спасти свою красоту от смерти. Бунин восхищается зверем — его стремительностью, силой, легкостью.

Издревле олень считается универсальным благоприятным символом. Он ассоциируется с чистотой, восходом, обновлением, светом, духовностью и созиданием. Наиболее характерные качества животного: грациозность, стремительность, красота. Образ оленя неслучайно появляется в стихотворении Бунина. Посредством него поэту удается продемонстрировать читателям величественность и великолепие северной природы. Из всех лесных зверей именно олень в наибольшей степени подходит в качестве олицетворения красоты и благородства.

Источник: http://pishi-stihi.ru/

Читать также:

«Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» А.Толстой

«Настанет день — исчезну я…» И.Бунин

 

Метки: БунинАнализ стихотворения Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».

Его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.


 

Скачано с www.znanio.ru

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью

Полетай, погуди — и в засохшей татарке, на подушечке красной, усни»

Полетай, погуди — и в засохшей татарке, на подушечке красной, усни»

Именно в те редкие минуты, когда это понимание им доступно, и было написано стихотворение «Высоко полный месяц стоит…»

Именно в те редкие минуты, когда это понимание им доступно, и было написано стихотворение «Высоко полный месяц стоит…»

Впоследствии автор неоднократно возвращался к своим воспоминаниям и воссоздавал образы так дорогой ему русской природы в своих произведениях

Впоследствии автор неоднократно возвращался к своим воспоминаниям и воссоздавал образы так дорогой ему русской природы в своих произведениях

Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель

Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель

Все указывает не то, что до оттепели еще очень далеко, однако в душе поэта уже царит весна, и поэтому он ищет ее первые признаки в…

Все указывает не то, что до оттепели еще очень далеко, однако в душе поэта уже царит весна, и поэтому он ищет ее первые признаки в…

Спят твои сёла под песни метели, дремлют в снегу одинокие ели…», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что

Спят твои сёла под песни метели, дремлют в снегу одинокие ели…», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет

Все произошло быстро, неожиданно

Все произошло быстро, неожиданно

Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и…

Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2020