"Детский альбом" П.И.Чайковского.
Оценка 4.9

"Детский альбом" П.И.Чайковского.

Оценка 4.9
docx
музыка
15.09.2020
"Детский альбом" П.И.Чайковского.
методическая разработка по "Детскому альбому" П.И.Чайковского.
Детский альбом П.И. Чайковского.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного                      образования «Обьединенная Детская Школа Искусств № 3» г. Братска

 

 

 

 

Методическая работа

 

«Методический разбор пьес из «Детского альбома» Чайковского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель МАУ ДО «ОДШИ 3» г. Братска по классу фортепиано Никитина Ирина Лельевна

 

 

 

г. Братск,

2019.

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………….……………………….3

Утреннее размышление…………………………………………………………………………………………………5

Зимнее утро……………………………………………………………………………………………………………………6

Мама…………………………………………………………………………………………………………………………….…7

Игра в лошадки……………………………………………………………………………………………………………...9

Марш деревянных солдатиков……………………………………………………………………………………..9

Болезнь куклы………………………………………………………………………………………………………………10

Похороны куклы………………………………………………………………………………………………………..…11

Вальс……………………………………………………………………………………………………………………………..12

Новая кукла………………………………………………………………………………………………………………..…13

Мазурка……………………………………………………………………………………………………………………..…14

Русская песня………………………………………………………………………………………………………………..15

Мужик на гармонике играет………………………………………………………………………………………..16

Камаринская…………………………………………………………………………………………………………………16

Полька…………………………………………………………………………………………………………………………..17

Итальянская песенка……………………………………………………………………………………………………18

Старинная французская песенка………………………………………………………………………………….19

Немецкая песенка………………………………………………………………………………………………………..20

Неаполитанская песенка…………………………………………………………..…………………………………21

Нянина сказка……………………………………………………………………………………………………………….22

Баба Яга………………………………………………………………………………………………………………………..23

Сладкая греза……………………………………………………………………………………………………………….25

Песня жаворонка………………………………………………………………………………………………………….26

Шарманщик поет………………………………………………………………………………………………………….27

 В церкви………………………………………………………………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………………………………………………….30

 

Введение.

«Детский альбом» Чайковского является первым выдающимся сборником для детей, который остается самым популярным сочинением в детской русской фортепианной литературе.

Для него характерна программность, так как у каждого произведения есть названия и даже словесные пояснения. Безусловно, это развивает нашу фантазию и воображение. Вот, например, в пьесе «В церкви» аккордовая фактура и стройное звучание передают пение церковного хора при богослужении, а в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Идея создания пришла Чайковскому в феврале 1878 года, когда он находился в длительном путешествии за границей. В письме к П. Юргенсону из Флоренции: «<...> я предположил себе понемножку писать маленькие пьесы. Хочу попробовать написать ряд легких пьес, Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и выгодно, т.е. сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг мой, напиши, какими мелкими сочинениями я тебе особенно могу угодить. Я очень расположен теперь в виде отдыха заняться всякой мелкой работой».

О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес  для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики, прослеживается это также и в выборе сюжетов («Смелый наездник» - и «Игра в лошадки», «Марш солдатиков» - «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» - «Похороны куклы», «Народная песенка» - «Русская песня» и др.). В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы контрастные по характеру, объединены одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными, интересными и доступными для начинающих пианистов. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, не отступая от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых, «родовом гнезде» большой дворянской семьи, хозяином которого был Лев Васильевич, муж его любимой сестры Александры Ильиничны. Это было излюбленное место отдыха и работы Петра Ильича, где он действительно был желанным гостем, как для взрослых, так и для племянников. Особенно для племянников, которых было семеро, он их очень любил, готов был часами с ними играть, чутко понимал их душу, заботливо относился к каждому, чувствовал их настроение. И дети были привязаны к нему, видя в нем доброго, хорошего и преданного друга. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

Среди своих племянников и племянниц Чайковский особо выделял Володю, проявляющего способности к музыке и рисованию ещё в раннем детстве. Именно ему он и посвятил свой «Детский альбом». Но об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес в письмах Чайковского. Так 24 ноября из Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом". Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И. Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

«Маленькая сюита из русского быта» - так называет Асафьев этот цикл из двадцати четырёх миниатюр. В нем показан один день из жизни ребенка в 19 веке, живущего в светской семье со сформировавшимися традициями и обычаями. Пётр Ильич, глядя на устои в семье Давыдовых, на своих любимых племянников, как будто погружается в своё счастливое детство: где любовь и уважение родителей надежно защищает детей от всякого эгоизма, нетерпимости и жестокости; где первоначальной целью является, прежде всего, дать детям самое лучшее образование; где рядом заботливая и любящая мама, развивающая своих детей во многих направлениях.

В «Детском альбоме» представлен пестрый мир детских игр, танцев и неожиданных впечатлений. Он выстроен в определенной последовательности, разделенной на утро, день и вечер детского дня. Самый обычный день – с его играми, танцами, сказками и мечтами.

«Утреннее размышление». Gdur.

В первой редакции пьеса называлась «Утренняя молитва». Сюжет начинается с пробуждения ребёнка, с утренней молитвы, своеобразного размышления о Боге, о душе. Светлые и лирические интонации полны возвышенного созерцания и покоя. Композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Всё проникнуто детской непосредственностью, чистыми помыслами и настроем на добрые дела и поступки. Строгое четырёхголосие, ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая создают спокойный, вдумчивый характер.

 

 

 

 

В этой пьесе музыкальная мысль принимает самую простую форму – форму периода, состоящего из двух предложений. Первое предложение, состоящее из восьми тактов, заканчивается неустойчивым кадансом на доминанте, своеобразным вопросом, недосказанной фразой. Второе предложение, в котором также восемь тактов, развиваясь, приходит к кульминации, подчеркнутой ярким аккордом довольно далекой тональности, и гениально заканчивается на устойчивой тонике. Но произведение ещё не окончено: далее идёт большая кода, на тоническом органном пункте несколько раз повторяется «прощальный» каданс и умиротворенные последние аккорды. Произведение завершено.

В первую очередь надо обратить внимание на голосоведение, а прежде всего на звучание баса и сопрано. Необходимо достичь певучего звука за счет мягкого туше и педали. Очень внимательно следует отнестись к динамике, указанной в тексте. Также надо поработать над тоническим органным пунктом. Сравнительно простая фактура требует достаточного объема внимания и осмысленности.

«Зимнее утро».  h-moll.


Атмосфера снежного морозного зимнего утра, такого колючего и неприветливого создается за счет особых композиторских приемов П.И. Чайковского.  Произведение начинается радостным Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный Си-минор, как будто ребенок выглянул в окно, увидел туманно-холодное утро и огорчился. Получается, в пьесе запечатлена не только картина зимнего утра, но и психологический настрой ребенка. Небольшое нарастание звучности поднимающейся вверх фразы, и сразу же вслед за восходящим мотивом, идущий нисходящий, передает диалог разных голосов. В начале пьесы очередность ниспадающих секунд создаёт ощущение беспокойства и хлопот  только что наступившего дня.

 

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Взволнованным, настойчивым крайним частям контрастирует середина с ритмической перегруппировкой. За счет звучания увеличенной секунды и смены восходящего направления на нисходящее, появляется оттенок грусти, слышатся просящие, ноющие, жалобные интонации ребенка.

 

 

 

 

В репризе восстанавливается светлый оживленный характер музыки, где активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Следует отметить, что основная тональность пьесы си минор. В этой тональности пьеса заканчивается. Небольшая по размерам, она уклоняется от обычного построения своего тонального плана. Но при этом звучит она очень естественно и гармонично.

Важно проследить за точностью пунктирного ритма. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая, а в середине – на первую долю каждого второго такта.

«Мама». G-dur.

По содержанию эта пьеса является одной из значимых и глубоких пьес в этом цикле. Ведь мама – самое дорогое, что есть у каждого человека. Чайковский был сильно привязан к своей матери, Александре Андреевне, которая растила своих детей выдающимися личностями, вкладывала в них всю свою душу и сердце. Воспоминания о своей матери Чайковский бережно хранил в своей памяти. Он помнил её мягкий красивый голос, чудное женское лицо с немного печальным взглядом, неуловимо тонкий запах, нежные маленькие руки. «Таких рук нет больше и никогда не будет! — часто говаривал он, — Их целовать хотелось бы без конца!»

 Ремарка «с большим чувством и нежностью» помогает настроиться на нужное эмоциональное состояние. Трогательная искренняя мелодия создает спокойный и благородный характер.

Умиротворенному и безмятежному настроению способствует светлая тональность Соль-мажор.


Пьеса выстроена в виде периода   повторного строения из  двух шестнадцатитактовых предложений с дополнением. Интересно то, что фразировка построена в виде своеобразных узоров, состоящих из двутактов.


Переменчива тональность соль мажор, модулирующая в си минор, и далее возвращающаяся в исходную тональность. Первое предложение заканчивается на тонике, что для середины периода не совсем типично, как бы придавая ему завершенность.


Во втором предложении сохраняется фразировка первых восьми тактов, далее секвенционные лаконичные мотивы с логичным кадансом в Соль-мажоре.

 В пьесе проникновенно и искренне поет вся фактура.   

Очень важно заострять внимание на разных артикуляциях в правой и левой руках: legatissimo в левой, и передающая разнообразие речевых интонаций за счет коротких лиг правая.

«Игра в лошадки». D-dur.


Веселая заводная мелодия пьесы передает оживленье проснувшегося ребенка, безудержное веселье, смех и радость, его желание играть и бегать. Музыка пьесы рисует мчащихся всадников, преодолевающих сказочные препятствия на своих волшебных смелых конях. Легкое, стремительное скерцо рисует воображаемую скачку лошадей.

Однообразный ритмический пульс, изображающий цокот копыт, компенсируется богатством гармонии, смена которой звучит ново, необычно и интересно.

Пьеса написана в тональности Ре-мажор в трехчастной репризной форме с кодой.

Самое главное – не делать никаких лишних движений над клавиатурой. Для освоения пьесы необходима настойчивая работа в медленном темпе, чтобы добиться звуковой стройности аккордов.

 

«Марш деревянных солдатиков». D-dur.

«Марш деревянных солдатиков», как и «Игра в лошадки» написаны в Ре-мажоре и причисляются к «игровым» пьесам, к «играм для мальчиков». Характерная для марша пунктирная ритмическая фигура, четко показанная во втором такте, и повторяющаяся довольно часто, разнообразна: задержанная первая нота и отточенная вторая в первом случае, и коротко звучащая первая нота, потом маленькая шестнадцатая пауза и пунктирная острая нота


 

Музыкальный образ, созданным Чайковским, очень строго, аккуратно и умеренно создает ощущение кукольной миниатюрности.

Действительно чувствуется марш именно маленьких и деревянных солдатиков, исполняемый как будто «игрушечным» оркестром из маленьких деревянно-духовых инструментов с крошечным барабанчиком, отбивающим ритм, и отчеканивающий шаг игрушечного войска. Это достигается за счет динамических оттенков (piano, pianissimo), фактуры в виде тесного расположения аккордов и четкой организованности ритма и штрихов.

Марш написан в простой трёхчастной форме. Средняя часть, более весомая благодаря напряженным аккордам, звучит немного таинственно и тревожно, не выходя за рамки основного динамического оттенка piano. В репризе интересен авторский замысел Чайковского: она звучит ещё тише, словно «игрушечное» войско удаляется…

Основные сложности в пьесе – ритмические. Важно поработать над чеканностью аккордов и пунктирного ритма, играть в умеренном темпе. Необходимо добиваться также одновременное снятие рук на паузах.

«Болезнь куклы».  g-moll.

С этой пьесы начинаются «игры девочек», «кукольная трилогия», вносящая внезапный драматический контраст, столь характерный для композитора. Это первая грустная пьеса в цикле, написанная в соль-миноре.

Поразительными музыкальными средствами показана печаль девочки об ее заболевшей кукле. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами. Насколько тонко и чувственно Чайковский передает душевное переживание ребенка. Однотипная фактура пьесы выражена в виде разложенных аккордов. Печальный колорит в мелодии привносят секундовые


интонации, благодаря которым усиливается чувство беспокойства и тревоги.

Форма пьесы двухчастная безрепризная с кодой.

Недопустим затянутый темп, иначе вся фразировка будет разваливаться. Очень важно продолжать через паузы мелодическую линию, мысленно протягивая мелодию так, словно пауз нет. Это хороший пример для запаздывающей педали на четверти с точкой

«Похороны куклы».   c-moll.

Первая детская потеря всегда весомая и важная, ведь даже небольшие душевные потрясения в жизни ребенка становятся в несколько раз значительнее, чем у взрослого человека, они часто наполняют все его мироощущение. Композитор с большим уважением относится к драме и личности ребенка. Для похоронного марша, написанного в до миноре, характерна ритмическая фигура (половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная), передающая мрачный характер.


Благодаря указанным автором динамическим оттенкам создается впечатление то приближение траурного шествия, то его отдаление. Но все же не стоит забывать, что все же это похороны куклы. Составляющая игры не должен совсем исчезать. Пьеса написана в трехчастной форме.

Очень важно все дослушивать до конца. Мелодическая линия должна быть согласована с тяжеловесными аккордами и интервалами.

«Вальс». Es-dur.


Тягостное впечатление рассеивается изящным и очаровательным вальсом. Ритмический рисунок в мелодии как будто противоречит размеренному трехдольному аккомпанементу.

Во втором периоде музыкальный образ немного меняется: мягкость, пластичность мелодических линий сменяется решительным сверкающим эскизом мелодии.

 

 

 

 

 

Вальс написан в сложной трехчастной форме. В средней части сменяется образ: двухдольные мелодические фигуры в верхнем голосе наслаиваются на типичный трехдольный ритм сопровождения. Такой метод придает разновидность в укоренившийся вальсовый ритм, вносит свежесть восприятия.

 

 

 

 

 

Отличительной чертой является то, что на протяжении всей части формы трехдольная пульсация аккомпанемента держится на повторяющейся квинте, это придает некий народный колорит. 

В репризе возобновляется тема первой части. 

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента, с мягкой опорой на бас. Во втором периоде надо показать линию баса, которая становится более самостоятельная. При работе над мелодией нужно обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах. Легкие акценты и паузы не должны прерывать движение. В средней части важна полиметрия – сочетание трёхдольного вальсового сопровождения с двудольностью партии правой руки.

«Новая кукла». B-dur.


Пьеса наполнена восторгом, ликованием и счастьем. Эта небольшая музыкальная зарисовка самая короткая по продолжительности звучания. Протяжное задержание секвенций в виде повторения ритмической фигуры – четверти и восьмой усиливает возрастание к вершине фразы. Неизменный на протяжении всей пьесы ритмический пульс в аккомпанементе, отображает взволнованное биение сердца.

 

 Миниатюра написана в трехчастной форме. От начала и до конца сохраняется одно настроение. И ритм и фактура однообразны.

Мелодия и аккомпанемент должны быть согласованы, чтобы левая все время шла за правой. Педаль брать короткую, на счёт «раз».

«Мазурка». d-moll.

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.


Бравурными, точными акцентами полна мазурка, в которой снова возникают беспокойные волнующие интонации. Ощущается тонкий перенастрой ребёнка на задумчивость и печаль.

 


Пьеса трехчастная. Средняя часть продолжает музыкальную мысль первой части, она не контрастна, даже наоборот еще более танцевальна.

Подход к репризе довольно интенсивный и решительный.


                                                                                                                                                                  Благодаря этому, звучание в репризе исходного музыкального образа воспринимается по-новому. В «Мазурке» вновь появляются смутно-тревожные интонации

Необходима тщательная работа над акцентировкой, следовать динамическим оттенкам, четкой артикуляции, педали, поддерживающей то сильную, то слабую долю

«Русская песня». F-dur.


В этой пьесе Чайковский выводит массовое четырехголосное звучание мужского хора, поющего песню «Голова ль ты, моя головушка», в фортепианную интерпретацию. Четырехголосие чередуется с двух- и трёхголосием . Фразы при довольно небольшой по объему мелодии оканчиваются то в миноре, то в мажоре, что очень характерно для русской народной песни.

«Русская песня» обладает своеобразной метрической структурой: шеститактовые фразы состоят из двух построений – четырехтакт + двухтакт. По форме это тема с одной вариацией плюс кода.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками.

«Мужик на гармонике играет». B-dur.


Своеобразный эпизод из народного быта. Эта пьеса выполняет функцию звукоподражания: Чайковский изображает мужичка, пытающегося играть на гармошке. Эксклюзивность состоит в том, что основным аккордом является не тоническое трезвучие Си-бемоль мажора, а диссонирующий доминантсептаккорд, словно горе-гармонист, растягивая меха, нашел понравившуюся ему гармонию, к которой без конца возвращался. Этот аккорд берется в каждом такте пьесы. Незатейливая музыкальная фраза чуть варьируется ритмически.

Пьеса сама по себе не является отдельным номером для концерта.

В последних четырех тактах звучит семикратное повторение доминантсептаккорда, так понравившегося гармонисту.

По форме это тема вариациями.

Главный акцент каждый раз выпадает на сильную долю - доминантсептаккорд. Необходимо нарочито показать «нескладность» музыки. Четко исполненные штрихи и динамические оттенки помогают выявить некий народный шероховатый неуклюжий образ.

«Камаринская». D-dur.

Этот известный мотив русской пляски применил Глинка в своей яркой оркестровой фантазии. Чайковский же изобразил ее в виде фортепианной миниатюры. Любопытная особенность «Камаринских» М.И. Глинки и П. И. Чайковского в том, что оба композитора написали обработку народной песни в радужном жизнерадостном Ре-мажоре, и обе написаны в форме темы с вариациями.


На протяжении всей темы (12 тактов) на фоне гудящей «ре» в малой октаве вместе  с верхним голосом в левой руке идет имитация звучания аккордеона. Также слышны штриховые и интонационные приемы игры на балалайке, либо домре.


Движение аккордов во второй вариации можно принять за «переборы» гармоники.

Одна из главных технических проблем: сложность координации острого «щипкового» стаккато в правой руке и энергичных, разнообразно акцентированных аккордов в левой.

Задачи имитирования различных инструментов и тембров предопределили разнообразие и изобретательность приемов и артикуляции и туше. Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

 

«Полька». B-dur.

 

Грациозный и жизнерадостный чешский народный танец (в переводе с чешского pulka - «полшага»), который танцуют изящными подскоками и резвыми прыжками, Чайковский трактует весело и шутливо.


В самом начале из четырех потактовых мотивов, ритмически опирающихся на вторую долю, строится длинная фраза. Способствует этому четкий, тяготеющий к кульминации бас.

Форма этой пьесы трёхчастная. На смену первой части приходит немного угловатая, «сварливая» середина, перешагнувшая в нижний регистр, где мелодия играется в левой руке при аккомпанирующей правой.  

Реприза повторяет лишь первое предложение первой части.

Необходимо добиваться легкого staccato как в мелодии, так и в аккомпанементе. Особое внимание стоит уделить динамическим изменениям.

 

«Итальянская песенка». D-dur.

Однажды, прогуливаясь по Флоренции, Чайковский услышал красивый тембр голоса, поющий под гитарное сопровождение. Это пел мальчик, окруженный толпой слушателей. Петр Ильич записал мелодию песни, что и послужило музыкальным материалом для «Итальянской песенки». Непостоянство первых долей, синхронизация, замысловатая расстановка лиг вносят утонченный очаровательный колорит. Аккомпанемент имитирует звуки гитары.

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Солнечная мелодия звучит уравновешенно и спокойно.

Прежде всего, следует обратить внимание на вальсовость музыкального образа, постараться не заглушать мелодию аккомпанементом.

«Старинная французская песенка». g-moll.


Название этой меланхоличной проникновенной пьесы целиком и полностью объясняет происхождение мелодии - это на самом деле старинная французская песня. Впечатление старины ассоциируют строгость музыкального языка, полифонический склад, суровость, аскетичность. Не обошелся композитор и без собственных приемов: долго тянущийся звук «соль» в басу, дающий характерную особенность звучания старинных инструментов.

Пьеса написана в двухчастной форме. Второй период начинается с новой темы. Бас как будто оживает после длительного неподвижного состояния.

 

Главная задача в этой пьесе – глубокий, певучий звук, ни в коем случае не допускающий дробления, несмотря на короткие лиги.

 

«Немецкая песенка». Es-dur.

Эта пьеса по своему виду близка к тирольскому пению (жанр народных песен альпийских горцев). Это пение, исполняющееся особым приемом на одних гласных звуках с оригинальным переходом от низкого грудного регистра к горловому (фальцету) на широких интервалах (в нижнем регистре певец вокализует на гласных а и о, в высоком – на е и и). Именно эти элементы можно отчетливо уловить здесь. Композитор мог слышать такое пение, когда жил в Швейцарии, которую очень любил.

«Немецкая песенка» - веселая, с подпрыгивающей мелодией, похожая на старинный и популярный в Германии и Австрии танец - лендлер.


В интонациях верхнего голоса чувствуются еле уловимые  опоры на  вторые (слабые) доли такта, которые подчеркиваются пунктирным ритмом. Также тонко организовано сопровождение в левой руке: в нем только две гармонии – тоника и доминанта, что показывает народный характер музыки.

Пьеса написана в трехчастной форме. Средняя часть дает значительное разнообразие: мелодия становится протяжной, какие-то  мотивы исполняются двойными нотами, ассоциирующие звучание пастушеских рожков.


Третья часть идентична первой.

Работая над мелодией нужно привлечь внимание ученика на ритмичное исполнение пунктирного ритма, и оговорить мотивное строение фраз. Полезно поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли.

«Неаполитанская песенка». Es-dur.

 

     В этой пьесе, также как и в «Итальянской песенке», П. Чайковский использовал народную итальянскую мелодию. Ремаркой grazioso (в переводе с итальянского – грациозно) он подчеркнул танцевальное начало. Точно выверенные штрихи, интонационная гибкость, частое повторение одного и того же ритмического рисунка, типичного для кастаньет или гитары (две шестнадцатые и две восьмые ноты), где основной акцент приходится на слабую вторую долю, создают изящество и утонченность.

Пьеса написана в сложной двухчастной форме. В первом ее разделе, так называемом поющем, второй период развивает первый, но звучит более лирично, немного меняясь в мелодии, оставаясь верным в плане построения ритмического рисунка.


 

Далее идет танцевальная вторая часть пьесы, темпераментная, яркая, стремительная. Темп меняется на более быстрый– Vivace, мелодию словно кружит в ритме энергичного танца, меняется и аккомпанемент в левой руке, он становится ритмически более простым. Это атмосфера народного праздника со свойственной ему суетой.

Важно определить чёткое звучание ритмической фигуры (две шестнадацатые и две восьмых), в которой обычно вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно, и избегать тяжеловесности в аккомпанементе. Также стоит уделить внимание прозрачной педализации.

«Нянина сказка». C-dur.

Предстает образ няни, «которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи (к примеру, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности». Инна Малинина.

Эта скерцозная, юмористическая пьеса передает интонацию няниного голоса, ее музыкальный портрет, в обязанности которой на данный момент входит строжайшее правило – вовремя уложить детей спать. Поразительно чутко и метко в крайних частях слышатся «ворчливые» нотки и старческие нарекания.


Пьеса написана в трехчастной форме. В средней части, благодаря загадочности нижнего регистра, хроматическим движениям терций, пугающим усилениям и затуханиям динамических оттенков, изображается волшебство колдовских приемов. Основную часть музыкального образа пронзает звук «до» в верхнем голосе. На этом звуке довольно нервно создается вся гармония середины, как бы запинаясь на последней доле каждого такта.

 

Реприза полностью повторяет первую часть.  Оригинальное звучание гармоний создает фантастический, замысловатый характер в музыке.

Буквальное повторение текста в крайних частях должно быть по-новому преподнесено, в них следует поработать над четкостью и компактностью звучания. Уделить особое внимание нюансировке в средней части - «вилочкам», и подходу к кульминации на crescendo.

«Баба-Яга». e-moll.

В числе сильнейших воспоминаний детства, представленных Чайковским, стоит обозначить роль народных сказок. В них Баба Яга очень известный персонаж. Этот русский образ ориентирован Чайковским на детское мировосприятие и русский менталитет, поэтому баба Яга здесь не видится сильно страшной. Мы как будто ярко видим только ее приближение и удаление.

Намеренно нескладное звучание в темпе Presto  изображает стремительный полет бабы Яги в ступе, под свист ветра. Резкие заостренные акценты на диссонирующих аккордах на сильной доле такта, создают впечатление отталкивающих движений метлой для дальнейшего полета вперед. Отрывистое сухое staccato создает несколько «колкий» зловещий образ.


Форма пьесы - простая трехчастная. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-Яга мечется, суетится, что-то ищет.

 


Следуя развитию образа, начало репризы является кульминацией всего произведения и звучит на октаву выше, чем в начале, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса.

На протяжении всей пьесы необходимо соблюдать штрих staccato (staccatissimo), эти места стоит поучить на legato. Очень богатую динамику необходимо точно соблюдать. Пьеса требует достаточной выносливости в связи с единообразными пианистическими движениями, поэтому к темпу «Очень скоро» нужно идти постепенно, найти последовательность темпов.

«Сладкая грёза». C-dur.

На характер исполнения указывает авторская ремарка molto espressivo (в переводе с итальянского - с большим чувством). Пьеса задумана в жанре романсовой лирики.

Нежное, светлое, трепетное, задумчивое настроение передаются за счет многих выразительных приемов: сдержанный неторопливый трехдольный метр; паузы между аккордов в левой руке в сопровождении, словно учащенное дыхание.

Первый период состоит из двух предложений.

В крайних частях преобладает верхний голос на фоне аккомпанирующего басового голоса. Мелодия строится на двух тактах: в первом такте чувствуется какой-то вопрос, благодаря восходящему голосоведению; во втором такте тихий пунктирный ритмический рисунок на нисходящей квинте представляет печальную интонацию вздоха.

  


Средняя часть, соблюдая предшествующее структурное расположение, совершает интересное: главную функцию обретает нижний голос, появляются своеобразные «мужские нотки», соединяющиеся в более большие музыкальные построения.

Реприза идентична первой части.

Необходима работа над живостью интонаций, точно выписанной артикуляцией. Очень важно мягко, не грубо произносить пунктир. Главным средством окраски является педализация, которую следует брать на каждую ноту в мелодии.

«Песня жаворонка» .G-dur.

Аналогичное произведение есть у Чайковского в другом фортепианном цикле - «Времена года».  Образ очаровательной, пленительно поющей птички изображен небольшим художественным очерком, придающим своеобразный оттенок ясных солнечных эмоций. Пьеса вся пронизана птичьим пением.

За неимением ритмической поддержки в мелодии привносится легкость и изящность.


Мотивы, начинающиеся и заканчивающиеся на слабые доли, придают некоторую неустойчивость, их сочетание с трехдольным сопровождением, необычное смещение ритмических фигур показывает поразительное остроумие и оригинальность композитора.


Пьеса написана в трехчастной форме. В средней части мелодия не конфронтирует  с сопровождением, а вальсово соединяется с ним. Присутствует оттенок грусти, как светлое воспоминание.

 

В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание с тем, чтобы утвердить основную тональность

Следует добиваться ясного звучания р и   рр, выразительных нарастаний и затуханий звука. Работая с учеником над позиционной фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано. Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко.

«Шарманщик поёт». G-dur.

Неторопливое звучание шарманки, круговое движение фраз, представляющее бесконечность бытия, представляют недетские размышления ребенка.

В простой безрепризной двухчастной форме произведения Чайковский сопоставляет две мелодии. Первую он услышал в Венеции от уличного певца. Это настоящая итальянская песенка, изображенная фоновым вальсовым сопровождением, которое обращает внимание на распевность голосов.


Вторая мелодия находчиво затейливая с оригинальной фактурой: интервалы, как бы надвигающиеся на солирующий голос в правой руке, и навязчиво бубнящие две меняющиеся ноты на фоне длинного и настойчивого органного пункта на басовой ноте соль в левой руке, явно указывают на звучание шарманки, ручку которой крутит бродячий музыкант. 


Важно очень выразительно играть мелодию на фоне тихого звучания аккомпанемента, не заглушающего солирующего голоса.

«В церкви». e-moll.

Безо всяких сомнений можно утверждать, что отношение Чайковского к православию было воспитано с самого раннего детства. Почитание и вера в Бога являлось для него вездесущей темой, ведь одно то, что в завершении «Детского альбома» звучит строгая и серьезная пьеса, в которой используется мелодия настоящей молитвы.

День подошел к концу, наступает ночь, гаснут свечи, все замирает…

Пьеса начинается с четырехголосного строгого хорала, переданного аккордовым звучанием в размеренном движении. Композитор передает олицетворение образа богослужения. Двенадцатитактовый период с идеальным повтором глубокомысленно строг, как и само церковное песнопение.


По форме эта пьеса - период единого повторного строения. Дополнение и затянувшаяся кода изображают картины воспоминаний. Сразу возникает параллель с первой пьесой цикла «Утренним размышлением», где также два раздела, и в конце звучит органный пункт. Главным образом продолжительность коды, по объему без малого такая же как повторенный период, излагается тем, что она заканчивает не только эту пьесу, но и весь цикл. Своеобразное заключительное напутственное слово «Детского альбома».

Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас. Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

 

Заключение.

В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома».

Немаловажно, что любая пьеса доступна для детей. Композитор в фактуре, в артикуляции, в гармонии, в аппликатуре, в динамике, в педализации принимает во внимание, прежде всего потенциал ребенка.

«Детский альбом» стал первым русским сборником пьес для детей, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы. 19 из 24 пьес написаны в мажорных тональностях. В нем целая палитра детских эмоций и переживаний. Все рассказано искренне, душевно, по-настоящему. Это своеобразный путеводитель во «взрослую» музыку, благодаря которому богатство красок и насыщенность мелодий дают ориентир на дальнейшие более сложные произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература.

 

1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М., Академия наук СССР,1955 г.

 

2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М., Музгиз, 1955г.

 

3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М., Музыка 1988г.

 

4.А.Альшванг П.И. Чайковский – М., Музгиз, 1959г.

 

5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

 

6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

 

7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1997г.

 

 


 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Обьединенная

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Обьединенная

Содержание. Введение………………………………………………………………………………………………

Содержание. Введение………………………………………………………………………………………………

Введение. «Детский альбом» Чайковского является первым выдающимся сборником для детей, который остается самым популярным сочинением в детской русской фортепианной литературе

Введение. «Детский альбом» Чайковского является первым выдающимся сборником для детей, который остается самым популярным сочинением в детской русской фортепианной литературе

В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы контрастные по характеру, объединены одной идеей

В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы контрастные по характеру, объединены одной идеей

Давыдовых, на своих любимых племянников, как будто погружается в своё счастливое детство: где любовь и уважение родителей надежно защищает детей от всякого эгоизма, нетерпимости и…

Давыдовых, на своих любимых племянников, как будто погружается в своё счастливое детство: где любовь и уважение родителей надежно защищает детей от всякого эгоизма, нетерпимости и…

Произведение завершено. В первую очередь надо обратить внимание на голосоведение, а прежде всего на звучание баса и сопрано

Произведение завершено. В первую очередь надо обратить внимание на голосоведение, а прежде всего на звучание баса и сопрано

В репризе восстанавливается светлый оживленный характер музыки, где активные и умоляющие интонации как бы соединяются

В репризе восстанавливается светлый оживленный характер музыки, где активные и умоляющие интонации как бы соединяются

Умиротворенному и безмятежному настроению способствует светлая тональность

Умиротворенному и безмятежному настроению способствует светлая тональность

Веселая заводная мелодия пьесы передает оживленье проснувшегося ребенка, безудержное веселье, смех и радость, его желание играть и бегать

Веселая заводная мелодия пьесы передает оживленье проснувшегося ребенка, безудержное веселье, смех и радость, его желание играть и бегать

Музыкальный образ, созданным Чайковским, очень строго, аккуратно и умеренно создает ощущение кукольной миниатюрности

Музыкальный образ, созданным Чайковским, очень строго, аккуратно и умеренно создает ощущение кукольной миниатюрности

Однотипная фактура пьесы выражена в виде разложенных аккордов

Однотипная фактура пьесы выражена в виде разложенных аккордов

Благодаря указанным автором динамическим оттенкам создается впечатление то приближение траурного шествия, то его отдаление

Благодаря указанным автором динамическим оттенкам создается впечатление то приближение траурного шествия, то его отдаление

Отличительной чертой является то, что на протяжении всей части формы трехдольная пульсация аккомпанемента держится на повторяющейся квинте, это придает некий народный колорит

Отличительной чертой является то, что на протяжении всей части формы трехдольная пульсация аккомпанемента держится на повторяющейся квинте, это придает некий народный колорит

Миниатюра написана в трехчастной форме

Миниатюра написана в трехчастной форме

Благодаря этому, звучание в репризе исходного музыкального образа воспринимается по-новому

Благодаря этому, звучание в репризе исходного музыкального образа воспринимается по-новому

Мужик на гармонике играет». B - dur

Мужик на гармонике играет». B - dur

На протяжении всей темы (12 тактов) на фоне гудящей «ре» в малой октаве вместе с верхним голосом в левой руке идет имитация звучания аккордеона

На протяжении всей темы (12 тактов) на фоне гудящей «ре» в малой октаве вместе с верхним голосом в левой руке идет имитация звучания аккордеона

В самом начале из четырех потактовых мотивов, ритмически опирающихся на вторую долю, строится длинная фраза

В самом начале из четырех потактовых мотивов, ритмически опирающихся на вторую долю, строится длинная фраза

Пьеса написана в простой двухчастной форме

Пьеса написана в простой двухчастной форме

Главная задача в этой пьесе – глубокий, певучий звук, ни в коем случае не допускающий дробления, несмотря на короткие лиги

Главная задача в этой пьесе – глубокий, певучий звук, ни в коем случае не допускающий дробления, несмотря на короткие лиги

Третья часть идентична первой.

Третья часть идентична первой.

Далее идет танцевальная вторая часть пьесы, темпераментная, яркая, стремительная

Далее идет танцевальная вторая часть пьесы, темпераментная, яркая, стремительная

Пьеса написана в трехчастной форме

Пьеса написана в трехчастной форме

Намеренно нескладное звучание в темпе

Намеренно нескладное звучание в темпе

На протяжении всей пьесы необходимо соблюдать штрих staccato (staccatissimo), эти места стоит поучить на legato

На протяжении всей пьесы необходимо соблюдать штрих staccato (staccatissimo), эти места стоит поучить на legato

Реприза идентична первой части

Реприза идентична первой части

В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание с тем, чтобы утвердить основную тональность

В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание с тем, чтобы утвердить основную тональность

Важно очень выразительно играть мелодию на фоне тихого звучания аккомпанемента, не заглушающего солирующего голоса

Важно очень выразительно играть мелодию на фоне тихого звучания аккомпанемента, не заглушающего солирующего голоса

Своеобразное заключительное напутственное слово «Детского альбома»

Своеобразное заключительное напутственное слово «Детского альбома»

Использованная литература. 1

Использованная литература. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2020