"Детский альбом" П.И.Чайковского в педагогическом репертуаре музыкальных школ
Оценка 4.8

"Детский альбом" П.И.Чайковского в педагогическом репертуаре музыкальных школ

Оценка 4.8
Работа в классе +1
pdf
музыка
1 кл—5 кл
03.11.2022
"Детский альбом" П.И.Чайковского в педагогическом репертуаре музыкальных школ
Методическая разработка может быть использована преподавателями детских школ искусств.
Методическая работа Цой Л.К..pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Партизанского муниципального района

«Детский альбом» ПОИ. Чайковского в педагогическом репертуаре музыкальных школ

Методическая разработка Преподавателя по классу фортепиано

Цой Лилии Константиновны

с. Владимиро — Александровское

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.       ВВЕДЕНИЕ

1)      « Детский альбом» Чайковского — классический образец творческого подхода к детскому репертуарустр. 1

а ) многообразие ТИПОВ фортепианного изложения; б ) программность; в ) интонационный склад.

2)      Отсутствие в 19 веке качественного детского репертуара до появления

«Детского альбома» Чайковскогостр.2

2.       ОСНОВНАЯ ЧАСТЫ

1)      Утреннее размышление. ...стр. 2-3

2)      Зимнее утро        стр.-3-4 3) Песня жаворонка           стр.4-5

4) Игра мальчиков 5) Мама

б) Сладкая греза .

7)      Вальс ,

8)      Кукольный микроцикл

9)      Танцы

10) Три русские

12)

з. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

« Детский альбом» - самый домашний альбом его эпохи. Значение альбома для дальнейшего реввития русской музыкистр. 12

1

«Сборник легких пьес для детей» ор.З9 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике, и по особенностям фортепианного изложения, Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

В течении длительного времени детская музыка была наиболее отсталой областью инструментальной литературы. Естественно , что низкое качество сочинений, на которых формировался художественный вкус ребенка, вызывало серьезную тревогу у передовых музыкантов,

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года,

Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П, Юргенсону : «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана. « Я желал бы всеми силами дущи, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей любящих ее, находящих в ней утешение»

( П. И. Чайковский)

Эти слова Чайковского оказались поистине пророческими, прошло уже больше столетия, а музыкой этого великого композитора продолжают восхищаться огромное количество людей, Великие музыканты, маститые художники , рядовые педагоги и дети обращаются к ней снова и снова.

В бесчисленных школьных классах и залах каждый год звучат все те же пьесы из бессмертного опуса, написанного более ста лет назад.

Особенную роль в создании первого в России сборника музыки для детей сыграли двое его племянника, Володя Давыдов, которому посвящен « Альбом» и слепой воспитанник Чайковского, Коленька. Своей семьи у Чайковского не было, поэтому все свое свободное время он проводил в кругу семьи Льва Васильевича Давыдова, друга И

мужа его любимой сестры, племянников и племянниц которые отвечали ему любовью,

На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману». В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с КОТОРЫМ он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга, « Детский альбом» П.И.Чайковского одна из ярких страниц « Золотого фонда» педагогического репертуара наполнен чудесами и открытиями маленького человека, познающего все в жизни впервые.

Яркость, доступность образов « Детского альбома» П.И. Чайковского( танцы, песни, сцены из детской жизни) дают возможность педагогу от понимания образа вести ребенка к осмыслению художественных и технических средств, которыми достигается его воплощение в звуках,


Очень важно, чтобы одним из открытий стал мир музыки. Задача педагога быть чутким проводником, готовым вместе с ребенком открывать закон музыки; восхищаться ее красотой. Акценты в работе, начиная с разбора и заканчивая концертным выступлением, должны быть расставлены таким образом, чтобы в сознании ученика укрепилась мысль о том, что и технические задачи , и особенности языка пьесы направлены на наиболее полное раскрытие образа, который как бы « расшифровывается» в процессе изучения. Учитель и ученик становятся соучастниками поиска, где педагог не навязывает своего видения образа, а лишь направляет ученика , поощряя его попытки мыслить самостоятельно.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на пять микроциклов:

1. Начальный образован пьесами « Утренняя молитва», « Зимнее утро», « Мама». 2, Следующие пьесы посвящены детским играм и танцами: « Марш деревянных солдатиков», « Болезнь куклы», « Похороны куклы», « Вальс», « Новая кукла», « Мазурка».

З, Третий микроцикл — это путешествия сначала по России, затем за границу: « Русская песня», « Мужик на гармонике играет», « Камаринская», Полька», « Итальянская песенка», « Старинная французская песенка», « Немецкая песенка», « Неаполитанская песенка».

4. Вечерний цикл знаменует возвращение домой — « Нянина сказка», « Баба — яга» и « Сладкая греза»,

5, Пятый микроцикл это филосовекий эпилог, который завершает альбом пьесами: « Жаворонок», « В церкви» и « Шарманщик поет».

« Детский альбом» Чайковского начинается « Утренним размышлением». Наступлением нового дня начинается альбом, день всегда начинался с молиТВЫ.

Соответственно музыка исполнена светлого и сосредоточенного характера, Чайковский как бы предупреждает нас о том, что рассказ о детях будет идти в серьезном тоне. При исполнении важно выбрать темп, чтобы пьеса была статичной и не суетливой. Необходимо, чтобы на уровне звучности Р был отчетливо слышен каждый из 4-ех голосов, Вначале нужно поучить отдельно мелодию, связывая звуки, играя их певуче, легато.

С самого начала работы над пьесой необходимо добиться, чтобы ученик почувствовал фразировку, научился создавать звуковую ЛИНИЮ « большого дыхания». Первая большая фраза — 8 тактов — разбивается двухтактными МОТИВоЛИ.

Необходимость целостного построения можно здесь объяснить ученику с точки зрения логики гармонического развития и необходимости кульминации в конце фразы (такт 7).

Вторая фраза ( с 9 такта) начинается также спокойно, как и первая, но се кульминация звучит ярче благодаря употреблению неустойчивого аккорда Т) на сильном времени и в течении целого такта ( 12 такт). Дополнение на тоническом органном пункте (звук « соль») звучит более напряженно. Этому способствует гармонизация (пониженная 4-я ступень в теноре), интонация тритона в мелодии.

з

Часто для ученика представляет трудность исполнение в конце пьесы, в партии

левой руки звука « соль», повторяемого в басу в каждом такте шесть раз ( всего 6 тактов) при задержанном теноре.

Очень полезно поучить отдельно нижний голос, а также нижний вместе с верхним. Все эти приемы необходимо сочетать с постоянно звуковым контролем.

Педаль должна быть запаздывающая, желательно брать не до дна. Чаще всего пьесу исполняют в 4-м классе.

Продолжая и развивая настроение первой пьесы, звучит « Зимнее утро» - словно картинка из окна провинциального домика на улицу — вот проснется жизнь.

Обычно « Зимнее утро», о котором рассказывает КОМПОЗИТОР, представляется хмурым и не приветливым ( короткие МоТИВЫ, беспокойные интонации). Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Взволнованным, напористым крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации,

Характерная основная интонация пьесы ниспадающая секунда. Если в начале последовательность секунд в быстром темпе и соответствующем ритмическом оформлении создает ощущение суеты,

То в середине — ритмическая перегруппировка, напряженное звучание интервала увеличенной секунды, а главное — смена восходящего направления движения на ниспадающее , создают впечатлџии жалобной просьбы

В репризе активные и умоляющие интонации соединяются. Фактура пьесы аккордовая и исполнять их нужно упругой и эластичной рукой, мягко погружаемой в клавиатуру. Известную трудность для ребенка представляет выполнение акцентов ( точнее умение проследить, в каком именно голосе акцентируется ГIОТа в верхнем или среднем).

Правильное звуковое представление поможет ученику выработать штриховую технику.

Если штриховая техника освоена учеником, то можно предложить поиграть всю фразу на легато, чтобы почувствовать необходимость кульминации и выработать « широкое дыхание»,Г1едаль в первой части пьесы прямая ,корозхая•. берется н. первую долю, снимается на вторую. А в середине можно рекомендовать ученику брать педаль на первую долю каждого второго такта. Эту пьесу лучше дать в 6-мс классе.

Близкая по сюжету этой пьесе « Песня жаворонка» совершенно иного характера. Светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передает ощущение пробуждающейся весенней природы.

« Песня жаворонка» в хорошем детском исполнении ( чаще всего в 4-м классе ДМШ) производџтт впечатление виртуозной пьесы.

Фактура пьесы основана на небольших позиционных фигурках й форшлагах, которые детям уже на ранних этапах обучения могут научиться играть четко, в быстром темпе, Расположенные в высоком регистре , эти фигуры И украшения при соответствующем исполнении производят яркое впечатление, особенно в конце пьесы , где непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с веселым щебетанием птиц,

Форма пьесы простая трехчастная. При работе над пьесой с учеником необходимо очень точно ритмически ВЫПОЛнять позиционную фигуру.

Надо чтобы три шестнадцатые были направлены к восьмой, должны выигрываться и звучать четко, рассыпчато, не сковано,

Форшлаги надо поучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко Особенно трудно исполнить цепь форшлагов в конце пьесы быстро, легко и изящно,

При работе над партией левой руки полезно поиграть ее легато, затем в виде цепких коротких аккордов.


Значительное место в « Детском альбоме» занимают пьесы, посвященные детским играм.

Марш деревянных солдатиков» И « Игра В лошадки» отражают настроения « мужского населения» детской.

Первая из этих пьес, более легкая ( может быть предложена в 3-м классе ДМШ), представляет собой забавный «марш», под звуки которого словно отчеканивает шаг игрушечное войско. Поэтому главные трудности в этой пьесе — ритмические. Всю пьесу надо играть предельно четко, ровно, строго, в умеренном темпе.

Вначале важно поучить пьесу в медленном темпе, крепкими пальцами, слушая звучание верхнего голоса, Восьмые нужно выдержать очень точно (обычно ученики играют их либо стаккато, либо легато). Важно также добиваться от ученика одновременного снятия рук на паузах, точного исполнения ритмического рисунка. Шестнадцатые не надо утяжелять, Следует объяснять ученику их вспомогательное значение( проходящий звук на слабой доле).


В терциях (такты 7,15 и т.д.) необходимо четко играть оба звука, выделяя верхний, Характерная маршевая фигура в левой руке (типичная реплика трубы) должна быть исполнена очень четко,

Очень важно в этой пьесе точное выполнение штрихов: лиги на три звука вправо и левой руке, паузы. Пальцы (особенно при репетициях в левой руке).

В середине пьесы ( форма всей пьесы трехчастная простая) звучит затаенно и даже угрожающе, благодаря смене лада( ля минор) и применению неаполитанской гармонии. « Игра в лошадки» - бойкое, изобразительное, солнечное скерцо, задорно мальчишеское. С упрямым остинатным ритмом, Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый темп, легкость исполнения ( ее можно рекомендовать ученикам 5-го класса дмпј).

Вся пьеса должна звучать очень отчетливо и остро. Необходимо проработать над стаккато в медленном темпе,

Полезно поучить отдельио мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя ее двумя руками

В средней части пьесы ( с 25-го такта) ясно ощущается смена лада ( сначала си —, минор, затем все повторяется в ми- миноре).

После набежавшей тени особенно светло и напористо звучит ре — мажор в репризе.

Можно предположить, что между игрой в лошадки и выступлением деревянных солдатиков произошли какие- то нелады у играющих, и Чайковский вызывает ласковый , примиряющий образ мамы.

три ноты):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К пьесе «Мама» ремарка автора « с большим чувством и нежностью». Поет ласковая и светлая мелодия, поет и вся фактура с « мелодизированным» нижним голосом. Работая над мелодией, надо добиваться красивого, глубокого, контиленного звука (лучше извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с легким объединяющим движением кисти на каждые

В середине пьесы набегает « теневое облачко», появляются мелодические подголоски, Важно хорошо слышать мелодию баса и учить ее отдельно на легато. Затем поучить вместе два мелодических голоса: верхний и басовый. При этом надо обратить внимание ученика на то, что     падают в верхнем и нижнем голосе:

Такие же задачи стоят и в « Сладкой грезе» ( которая может быть рекомендована ученикам пятого класса ДМШ)

При работе над мелодией ученику прежде всего важно почувствовать характер основной интонации пьесы ( первый двутакт), выражающей как бы нежное душевное стремление Правильное ощущение этой интонации придает исполнению естественную устремленность к звуку « ми» второго такта, Оно также помогает лучше почувствовать последующий легкий спад к половинной ноте « ля»:

После того\ как ученик почувствовал и сумел передать характер первой интонации, надо поработать над развитием мелодической линии. Чайковский, облегчив задачу исполинтеля точным обозначением динамических оттенков, предписывает постепенное нарастание к б - му такту каждого из двух предложений, а главную кульминацию всего периода делаег во втором предложении ( 14 такт).

Для того чтобы первый период прозвучал цельно И выразительно, мало выполнить соответствующие динамичесКИС указания, необходимо почувствовать смысл отдельных фраз, уловить не большие, но существенные изменения основной интонации, приобретающей то большую настойчивость и энергичность движения, то звучащей несколько грустно,

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе. Он должен звучать мягко и ровно. Для этого необходимо в крайних частях партию левой руки поучить двумя руками: левая на легато ведет нижний голос, правая мелким прикосновением к инструменту исполняет восьмые.

Пьеса исполняется с педалью, которая на каждую ноту мелодии и служит средством окраски. Эта лирическая пьеса является превосходным материалом для развития выразительной фразировки и овладение одной из важнейших сторон техники игры на фортепиано, а именно легато.

После « Марша деревянных солдатиков» Чайковский помещает значительный эпизод с куклами, где явно ощущается психология « женского населения» детской.

Лирика здесь скорбная, теневая: « Болезнь куклы», « Похороны куклы». Более просветленный момент — искристый, забавно оживленный « Вальс» с ритмическими перебоями- сменяется изобразительным скерцо « Новая кукла».

« Болезнь куклы» - эта пьеса не о кукле, а о девочке, которая тяжело переживает болезнь этой куклы, Автор превосходно изображает шаги, слезы, огорчение.

Пьеса хороша для изучения педализации. Существует Несколько версий педализации: Педализируют на первую долю, т.е. на бас (запаздывающая); на третью долю, т.е. по правой руке; педализируют ее И на «и» (прямая педаль).

Необходимо проработать над аккомпанементом виолончельными басами и альтовыми аккордами — поучить басы одной рукой, аккорды другой — это поможет услышать тембровое различие между голосами. И еще - обратить внимание ученика — где же кульминация в пьесе? Пьесу исполняют во 2-м классе,

« Похороны куклы», где девочка скорбит о потере куклы. Это драматическая зарисовка. При исполнении необходимо, чтобы ритм был строгим и точным, В пунктире нужно добиваться, чтобы шестнадцатая нота не была укороченной или удлиненной.

Повторение одного и того же звука в ПУНК“ГИРном ритме часто ведет к тому, что в мелодии возникают толчки. Преодолеть это поможет стремление к будущей интонационной вершине. Важно добиваться густых и глубоких аккордов. Пьесу рекомендуется исПОЛНЯТЬ в 3-м классе ДМШ.

Рассмотрим пьесу « Вальс» с точки зрения исполнительских задач ( обычно эта пьеса предлагается ученикам 4-го класса ДМШ),

Пьеса написана в сложной трехчастной форме. При работе над отдельными элементами пьесы целесообразно начать с сопровождения: в нем рельефнее выделяется танцевальное начало пьесы, ощутив которое, легче добиться выразительности и В мелодии. Ясное представление пластики танца, его легко скользящих, кружащихся движений помогает правильно исполнять вальсовый аккомпанемент легато, с чуть заметной опорой на бас.

Хорошо бы поработать над сопровождением, где оно состоит из двух линий: протяжного « виолончельного» баса и коротких легких аккордов альтов.

Партию левой руки полезно выучить наизусть, до автоматизма. Средний раздел представляет собой трудность полиритмического порядка: мелодия акцентами разделена


на две доли, а активное сопровождение в левой руке трехдольно. Необходимо оставаться на треХДОЛЬНОСТИ, не переходя на двух.

Разрешению этой задачи помогает правильное распределение внимания между партиями правой и левой руки. Внимание исполнителя, прикованное К партии правой руки, долЖно перед каждым третьим тактом переключаться на бас для подчеркивания сильной доли, а затем вновь на мелодию, чтобы сделать акцент на синкопированном звуке. Над этими трудными тактами полезно поработать отдельно.

Педаль, как обычно в вальсах, берется на первую долю, снимается на вторую. Этим достигается подчеркивание баса И евязыванИе его с последующим аккордом. Эту пьесу лучше дать в 4-м классе ДМГГ1,

В основу пьесы « Новая кукла» ( которая может быть исполнена учеником 3-го класса ДМШ) положен жанр вальса.Здееь с большой яркостью переданы чувства радости, возбуждения от подарка.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте «соль» шестого такта дает возможность сыграть все первое настроение « на одном дыхашш».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТТ

Следует объяснить ученику, что приведенные в средней части пьесы лиги яаляются не фразировочными, а штриховыми ,отражаюгцими взволнованность и нетерпение.

Важно тоже добиться « широкого дыхания», обратить внимание ученика на то, чтобы аккомпонемент не был тяжелым Сочетание Повышенного темпа с певучестью мелодии является одной из трудностей этой пьесы. Педаль МОЖНО бретгь короткую на счет « раз». Беззаботные веселые танцевальные пьески, кокетливая, по славянски задушевная «Мазурка» и шаловливая « Полька» - любимые танцы молодежи того времени.

В « Мазурке» ( может быть предложена ученикам 3-го класса ДМШ) ученику прежде всего, необходимо почувствовать характер основной интонации( горделивое устремление к ноте «фа» в первом такте). При этом очень важно ощутить необходимость паузы - воздуха внутри этого мотива.

В конце первой части (пьеса написана в трехчастной форме) в левой руке возникают пианистические неудобства при исполнении терции после шестнадцатой( особенно у

Их поможет преодолеть более удобная аппликатура. Часто ученики стремятся скомкать шестнадцатую, превратив ее в форшлаг К четверти. Чтобы избежать этого, можно рекомендовать поиграть данное место, сознательно удлиняя, а иногда и акцентируя шестнадцатую,

Несколько слов о « Польке». В ней надо добиться легкого, изящНого звучания, соответствующего характеру танца. Необходимо отдельно работать над аккомпанементом, добиваясь легкого стаккато с небольшими « уколами» басовых нот.

Хотелось бы Остановиться на следующем моменте: в ученическом исполнении нередко наблюдаются смещения сильных долей такта в таких построениях как такты 914,19-20 и т.д.

Постоянный слуховой контроль над качеством исполняемого - основной способ преодоления этого недостатка.

Между « Мазуркой» и « Полькой», в самом центре альбома — три русские народные зарисовки: « Русская песня», « Мужик на гармошке играет», « Камаринская».

Темой первой пьесы послужила подлинная народная песня « Голова ль ты моя, головушка», включенная композитором в его сборник — « 50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Мелодия состоит из коротких мотивов. Они так плавно переходят один в другой, так непрерывно льются, словно девичий хоровод, движущийся по кругу.

Фактура в « Русской песне» полифоническая, При работе над пьесой важно добиться, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели полезно те разделы, где два голоса проходят одновременно в партии правой, либо левой руки, поиграть вначале двумя руками: таким образом, будет легче добиться нужной звучности, Чтобы сделать работу над полифонией увлекательнее, можно вызвать в воображении ребенка ассоциации( исполнение песни разными инструментами, разными певцами).

После того, как хорошо отработан каждый голос. Можно приступить к игре двумя руками.

« Мужик на гармонике играет» - пьеса чрезвычайно образная, Эта маленькая, не столько комическая, сколько трагическая зарисовка нищей России.

Развития здесь никакого пет и в этом художественная, правда. Тематическое звено сопровождается созвучиями, очень похожими на настоящие гармонические переборы, Завершается миниатюра необычно для своего времени: многократным повторением основной своей гармонии - доминантсептаккорда, выполняющего роль тонального устоя. Несмотря на свою простоту, пьеса звучит свежо и живописно.

Наибольшую популярность приобрела « Камаринская». Эта пьеса имитирует народные приемы варьирования. Вот почему здесь и балалайка, и гармошка, и свирель, и волынка. В связи с этим встают сложные задачи передать звучание разных народных инструментов с помощью соответствующих тембров, штрихов и красок.

Первая вариация, например, это балалайка в правой руке и волынка в левой это короткое щипковое стаккато приемом с клавиши, объединенный одним движением, Его полезгло поучить в медленном темпе, извлекая каждый звук кончиком пальца с клавиши под ладонью,

Вторая вариация — это гармонь. Эта резкая смена тембра — в ней звучность густая, насыщенная. Нужно поиграть аккорды медленно, всей рукой.

В третьей вариации возвращается балалайка в правой руке, а гармошка аккомпанирует ей в левой. Педаль прямая короткая на каждый аккорд. Как правило « Камаринскую» играют в 5-м классе ДМГП.

Вслед за маленькой сюитой русского бьгга Чайковский обращается к образам далеких стран.

Это звонкая « Итальянская песенка», создана как бытовая зарисовка во время путешествия за границу. Мелодию итальянской песенки автор услышал во Флоренции , и пел ее мальчик лет 11-12 под аккомпанемент гитары. Вот эта песня и вошла в сборник под названием « Итальянская песенка».

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовостц музыкального образа, Необходимо отдельно работать над мелодией (подвижной, грациозной в первой части, контиленно распетой во второй) и аккомпанементом (легким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас), Легкие отрывистые шестнадцатые ноты — это может быть имитация кастаньет,

Во второй части (форма пьесы простая двухчастная) мелодия должна звучать насыщенно, тепло:

Правильное звуковое представление обязательно должно сочетаться с соответствующими пластическими движениями руки, кисти, пальцев.

Так, вначале второй части звук « си» надо брать « натянутым» кончиком пятого пальца ( с раскрытием ладони) . Затем надо позаботиться о плавном звуковом переходе « си» в « ля». Здесь возможно движение , которое как бы « дотягивает» « си» до « ля»( плавное движение кисти вверх, в то время как пятый палец держит «си».

При работе над « Старинной французской  е учениками второго класса ДМШ) необходимо , чтобы ученик почувствовал развитие мелодии ,ее членение:

 В первом двутакте мелодия устремляется к звуку « ре», который должен прозвучать глубоко, протяжно.

Во втором четырехтакте (8-9), УСЛЫШИМ интонацию « грустного вздоха» в этом месте,

Нужно тщательно вслушиваться не только в мелодию, но и в другие элементы фактуры: бас, подголосок в левой руке.

Средняя часть начинается затаенно, на « виолончельном» стаккато аккомпонемента и затем быстро приходит к кульминации. Аккомпонемент лучше исполнять легкими движениями кисти, но крепкими пальцами. Перед кульминацией уместно сделать небольшое ritenuto им цезуру, чтобы после нее еще проникновеннее прозвучала чудесная мелодия репризы.

« Немецкая песенка» веселая, с « подпрыгивающей мелодией», В основу ее положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии танец лендлер.

Ученикам полезно поучить отдельно аккомпонемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доди. Педаль чуть-чуть запаздывающая.

Очень образна пьеса « Шарманщик поет». В письме Чайковского из Венеции были строки: « по вечерам к нашей гостинице подходил уличный певец с маленькой девочкой, и одна из их песенок мне очень нравится. , .»

Мелодия, напетая итальянской девочкой, и стала пьеской « Шарманщик поет».Это тоже вальс как и « Итальянская мелодия льется спокойно , неторопливо.

Во второй части (форма пьесы простая двухчастная) фактура усложняется,

Мелодия и аккомпонемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное « механизированное « движение четвертей. Невольно возникает ассоциация с равномерным движением руки шарманщика,

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпонемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию

Среди ярких впечатлений детства, запечатленных Чайковским, отметим образы

народных сказок. Дело происходит поздним вечером, Пора уложить ребенка спать и « постращать». Вот туг и звучат оригинальнейшие пьески: « Нянина сказка» и « Бабаяга» - очень редкий и выразительнейший пример фантастики Чайковского. Известно, что чем меньше ему нравился какой- либо музыкальный жанр, тем удачнее получалось сочинение, когда он к этому жанру обращался,

Взявшись за какой- либо казавшийся ему чуждым жанр, например, фантастику, он решал задачу настолько индивидуально И необычно, что обогащал русскую музыку свежей струей, о наличии которой в его даровании никто не подозревал.

Особенно колоритна « Баба - Яга»( можно рекомендовать ученикам 5-го класса дмгщ.

Суховатая стаккатная звучность создает впечатление жесткости, колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами своей ступе, « шестом погоняет, помелом след заметает».

Яростные наскоки восьмых, словно робивающиеея об аккорды sforzando придают этому образу оттенок тупости,

При работе над стаккато вначале рекомендуется поучить все легато, затем в медленном темпе портаменто.

Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы, Как и в большинстве сказочных образов русских композиторов , в « Баба- Яге» Чайковского широко используется тритон( этот интервал применял для характеристики Баба- Яги и Мусоргский).

Этим же приемом пользуется Чайковский для создания в « Няниной сказке» причудливого , фантастического колорита.

В « Детском альбоме» красиво И привлекательно для детского воображения сплелись картины детского быта. Народные сцены, сфера скоочности, занимательные игры и песенные иллюстрации жизни далеких стран,

Все пьесы написаны в простой форме. И еще очень существенно: « Детский альбом» Чайковского в самом деле, домашний альбом его эпохи. В нем и поздравления, й стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и « карандашные» зарисовки родной природы, и сувениры путешествий, и маленькие акварели.

Традиции « Детского альбома» в области музыкально - эстетического воспитания проникают в различные сферы творчества для детей.

В этом первом для России классическом сборнике музыки для детей есть абсолютно все творческие принципы Чайковского: ВЬ1сокая художественная требовательность, глубокое и разнообразное содержание, народный элемент — такой необходимый в музыкальном развитии ребенка, полифоническое мышление, изобразительность, тембры оркестра.

Каким, оказывается, трудным для ребенка должен стать этот шаг и как много требуется оп учителя, чтобы помочь сделать его...

Список используемой литературы

1.     СЛ. Айзенштадт « Детский альбом» П.И. Чайковский М.: Издательский дом « Классика — ХМ», 2006г.

2.     А. Николаев « Фортепианное наследие Чайковского». М., Музгиз 1949Г.

З. Вопросы музыкальной педагогики(11) М. Музыка, 19971'.

4.          А. Кандинский — Рыбников , М Месропова « О неопубликованной П.И, Чайковским первой редакции « Детского альбома».

5.          А. Альшванг П.И. Чайковский.

6.          К. Зенкин Фортепианная миниатюра и пути развИТИЯ музыкального романтизма.

7.          « Детский альбом» П. И. Чайковского. Методические указания в помощь педагогам — пианистам,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

ВВЕДЕНИЕ 1) « Детский альбом»

ВВЕДЕНИЕ 1) « Детский альбом»

В течении длительного времени детская музыка была наиболее отсталой областью инструментальной литературы

В течении длительного времени детская музыка была наиболее отсталой областью инструментальной литературы

Очень важно, чтобы одним из открытий стал мир музыки

Очень важно, чтобы одним из открытий стал мир музыки

Часто для ученика представляет трудность исполнение в конце пьесы, в партии левой руки звука « соль», повторяемого в басу в каждом такте шесть раз (…

Часто для ученика представляет трудность исполнение в конце пьесы, в партии левой руки звука « соль», повторяемого в басу в каждом такте шесть раз (…

Правильное звуковое представление поможет ученику выработать штриховую технику

Правильное звуковое представление поможет ученику выработать штриховую технику

При работе над партией левой руки полезно поиграть ее легато, затем в виде цепких коротких аккордов

При работе над партией левой руки полезно поиграть ее легато, затем в виде цепких коротких аккордов

Значительное место в « Детском альбоме» занимают пьесы, посвященные детским играм

Значительное место в « Детском альбоме» занимают пьесы, посвященные детским играм

К пьесе «Мама» ремарка автора « с большим чувством и нежностью»

К пьесе «Мама» ремарка автора « с большим чувством и нежностью»

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе

Партию левой руки полезно выучить наизусть, до автоматизма

Партию левой руки полезно выучить наизусть, до автоматизма

Необходимо оставаться на треХДОЛЬНОСТИ, не переходя на двух

Необходимо оставаться на треХДОЛЬНОСТИ, не переходя на двух

В « Мазурке» ( может быть предложена ученикам 3-го класса

В « Мазурке» ( может быть предложена ученикам 3-го класса

Чтобы сделать работу над полифонией увлекательнее, можно вызвать в воображении ребенка ассоциации( исполнение песни разными инструментами, разными певцами)

Чтобы сделать работу над полифонией увлекательнее, можно вызвать в воображении ребенка ассоциации( исполнение песни разными инструментами, разными певцами)

Так, вначале второй части звук « си» надо брать « натянутым» кончиком пятого пальца ( с раскрытием ладони)

Так, вначале второй части звук « си» надо брать « натянутым» кончиком пятого пальца ( с раскрытием ладони)

Среди ярких впечатлений детства, запечатленных

Среди ярких впечатлений детства, запечатленных

СЛ. Айзенштадт « Детский альбом»

СЛ. Айзенштадт « Детский альбом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2022