Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова»
Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики
ХАРАКТЕРИСТИКА
обучающегося сектора педагогической практики
по программе ПМ.02 УП.03 «Педагогическая работа»
Архипова Егора Максимовича
музыкальный инструмент гитара
возраст ученика 8 лет класс (год обучения) 1 студент-практикант Ненюков Илья Владимирович специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство.
Инструменты народного оркестра (струнная группа)
курс 3
преподаватель-консультант Киселева Галина Викторовна, преподаватель по классу
гитары, председатель ПЦК отделения народных инструментов
На начало 2019-2020 учебного года Архипов Егор принят в первый класс сектора педагогической практики по специальности гитара. Общий уровень развития Егора соответствует возрасту.
При поступлении проявил следующие музыкальные способности: музыкальный слух «удовлетворительно», ритмическое чувство «удовлетворительно», музыкальная память «хорошо», эмоциональная отзывчивость на музыку «хорошо». Проверены физические данные рук Егора по степени их соответствия конструктивным особенностям инструмента. Отметим, что руки пропорциональные, пальцы длинные, широкая ладонь и широкие подушечки пальцев. При игровой проверке руки Егора были показаны как активные и цепкие, с относительно неплохой реакцией на требуемые исполнительские действия. Проверка особенностей рук велась на игровых упражнениях без музыкального инструмента. Именно особенности рук стали важным фактором в пользу его приема в сектор педагогической практики по классу гитары.
На вступительных испытаниях проявил также общую воспитанность, дисциплинированность, контактность, активность, увлеченность, добродушие, определенную степень самостоятельности.
В семье музыкальных инструментов не имеется. Опыта музыкальной деятельности Архипов Егор на момент поступления не имел; на вступительные испытания его привела мама, она же иногда приходила на уроки, присутствовала на них.
В процессе работы с обучающимся двигательные исполнительские особенности развивались неровно и неравнозначно. В общем плане освоены общие принципы посадки за музыкальным инструментом и постановки рук: форма руки, кисти, пальцев; направление, амплитуда и траектория их движения при звукоизвлечении. Наибольшую сложность для Егора Архипова вызывала работа правой руки: в принципах звукоизвлечения нарушал основы направленности движения пальцев, запястье правой руки не удерживал (изгибал к деке), так как не смог усвоить - ощутить верную точку опоры правой руки на корпусе инструмента.
Левую руку тоже не смог расположить верно, упорно держит вне указанной установки (по крутой диагонали от грифа, а не «над» грифом и струнами). В процессе работы над левой рукой проявилась слабость ногтевых фаланг, которые проваливаются во внутрь при звукоизвлечении. В результате звук либо не извлекался, либо — чаще всего извлекался некачественный, с хрипами, призвуками или слишком короткий.
Работа над постановкой рук велась на каждом уроке, но на эти двигательные задачи он никак не концентрировался, достижения на уроке были минимальными и терялись за время домашних занятий к следующему уроку. За период обучения освоен способ игры – пальцами, освоены приемы тирандо и апояндо, но скорее в ракурсе общепонятийном, нежели практическом; в большей мере игрались упражнения и пьесы приемом тирандо. В процессе работы формировалась позиционная постановка левой руки, которая пока освоена не совсем точно (3 и 4 палец висят за грифом, пальцы не готовятся заранее к движению).
При обучении осваивались виды движения пальцев на грифе: вертикальное (падающее) освоено, палец двигался достаточно быстро. В поперечном движении осваивался переход со струны на струну, однако Егор постоянно не отрываясь глядел на гриф. Осваиваемые в процессе деятельности с обучающимся элементы техники: одноголосное движение, диатоническое хроматическое движение, интервальное движение (м3, б3, м2, б2, ч4), аккорд тонического трезвучия, арпеджио тонического трезвучия отрабатывались на упражнениях, закреплялись в пьесах.
В процессе работы несколько изменились качества исполнительского аппарата: гибкость (растяжка) появилась в незначительной мере, сила и выносливость в работе пальцев стала проявляться на более протяжённый период; но подвижность пальцев как левой, так и правой рук недостаточна даже для репертуара первого класса. За анализируемый период координация рук стала заметнее на пьесах с односложными задачами, но с усложнением двигательной функции координация сразу разлаживается.
На уроке Егор адекватно воспринимает замечания и стремится исправить, но не получается в силу того, что не концентрируется более чем на пару минут. Очень много говорит на отвлечённые темы.
В домашней работе беспомощен, занимается максимально мало.
В результате, за первое полугодие первого класса программа выполнена лишь в количественном отношении. С точки зрения музыкально-художественного развития можно отметить расширение музыкального кругозора, знание определённого набора музыкальных понятий и определений, характеристики и умения объяснить в общих чертах приемов игры, правил посадки. Во втором полугодии достижения Егора меньше выражены в инструментальном владении, а музыкальную информацию (теоретические правила, понятия) он запоминает легко. Необходимо продолжить развитие музыкального мышления, изучение музыкально-теоретических понятий и развитие комплекса музыкальных способностей. В музыкально-теоретическом плане освоены понятия: музыка, струна, названия частей инструмента, аккорд, интервал, высота звука, метр, размер, темп музыки, длительности нот (четверть, половинка и восьмая), ритмический рисунок; динамические обозначения (f, mf, p, mp), выучены ноты первой и второй октав в записи и их расположение на музыкальном инструменте в диапазоне первых семи ладов.
В процессе работы велось воспитание общей музыкальной культуры, эмоционально окрашенного отношения к музыке, к звуку и его качествам (долгота, чистота, полнота); формирование уважительного отношения к своему музыкальному инструменту, усвоены способы хранения и ухода за инструментом.
Существенную роль в воспитании ребенка играет формирование его эстрадносценических навыков: выход на сцену, правильное удержание инструмента, сценическое поведение (максимальная сосредоточенность на задачах, проговоренных при работе). Учащемуся Архипову Егору ставилась главная исполнительская цель – донести до слушателя характер музыкального произведения, что не было реализовано в силу слабой психической устойчивости, неусидчивости и неумения сосредотачиваться даже на минимальный период времени. Из разговоров с мамой было выяснено, что те же проблемы у него заметно проявляются в общеобразовательной школе.
Работа с обучающимся показала, что он не обладает достаточной волей и сосредоточенностью, быстро отвлекается, инструментальные достижения его минимальны, пальцы левой руки весьма неустойчивы, поэтому несмотря на его добродушие и коммуникабельность, продолжение обучения в секторе педагогической практики Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова не рекомендуется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.