Детский учебный проект «Могут ли животные думать?»
Оценка 4.6

Детский учебный проект «Могут ли животные думать?»

Оценка 4.6
docx
12.05.2020
Детский учебный проект «Могут ли животные думать?»
Могут ли животные думать.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3 г. Белоярский»

 

 

 

Проект в номинации № 10 «Первые шаги»

 

 

Тема проекта:

 

« Могут ли животные думать?»

 

 

24346567_0ee0ab1946b6

                                                                                               Автор проекта:

                                                                                               Бершинский Илья Артурович,

                                                                                               ученик 3а класса

                                                                                               Руководитель проекта:

                                                                                               Медуница Татьяна Николаевна,

                                                                                               учитель начальных классов                          

                                                                                               МОСШ №3

 

 

 

Белоярский

 

Оглавление

 

 Введение………………....................................................................................................с. 3 - 4

Основная часть                                                     

                     1.Наука «зоопсихология»…………………………………………………с. 5

                     2.Рефлексы животных…………………………………………………….с. 6 - 9

                     3.Элементарное мышление……………………………………….............с. 10 - 16

 Заключение……………………………………………………………………………..с. 17

Литература……………………………………………………………………………....с. 18                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На вопрос о том, думают ли животные, в раз­личные эпохи давались различные ответы, и каждый от­вет, соответственно, характеризовал эпоху.

Предки современных народов тысячелетия тому назад были уверены, что животные думают. Более того, они по­лагали, что животные умнее человека. Древние греки счи­тали змею помощницей бога врачевания Асклепия. По мне­нию древних римлян, птица ибис при помощи своего длинного клюва и длинной шеи умела ставить себе клиз­му, а бегемот после чрезмерного насыщения мог делать себе кровопускание острым тростником; этим лечебным приемам якобы и научились у них люди. Оружие людей, живших в условиях первобытного строя, было слабее естественного оружия животных, звери были сильнее, проворнее и умнее. Животные, таким образом, казались стоящими выше человека, и представления о них в зна­чительной степени расходились с действительностью.

Эти взгляды на животных, сохранившиеся даже во вре­мена древних евреев, греков и римлян, сложились у людей в течение многих тысячелетий. По мере развития челове­ческого общества, прогресса в производстве и технике из­менились место и роль человека в природе, а также его представления о животных.

Старые взгляды некоторое время еще сохранялись как суеверия. Однако ореол почитания животных, основанного на страхе, исчез.

Естественнонаучные представления о животных, соот­ветствующие действительности, создавались постепенно. Медленно разрушались старые антинаучные взгляды на природу. Постепенно складываются представления о том, что в природе берут верх закономерности материального мира. Формируется естественнонаучное мировоззрение.

Вопрос о том «Думают ли животные?» волновал ученых с давних времен. Этот интерес обусловлен поиском истоков  мышления животных и остается актуальным на сегодняшний день.

Цель исследования: узнать насколько зачатки мышления животных отражаются в уровне их развития в обычной для них среде обитания.

Меня этот вопрос заинтересовал давно. И с помощью родителей и учителя стал углубленно изучать материал по этой теме. Перед собой я поставил вопросы, на которые мне надо было найти ответы:

1.      Что изучает наука «зоопсихология»?

2.      Роль эволюции в развитии животных

3.      Безусловные рефлексы

4.      Условные рефлексы

5.      Язык жестов

Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

1.      Познакомиться с наукой «зоопсихология».

2.      На примере лабораторных исследований ученых проследить, какова же роль эволюции в развитии животных.

3.      Изучить, какова роль рефлексов животных в их жизнедеятельности.

4.      Провести собственные исследования деятельности животных (дельфины и домашние животные).

 

 

 

5089

 

Основная часть

1.      Наука «зоопсихология»

2.       

            «Могут ли животные думать? Есть ли у них разум? Разумны ли животные?» Вот вопрос, который с незапамятных времен волнует человека. И сегодня загадки психики животных интересует не только ученых, но и всех, любящих природу.

      10245              zorina-elementarnoe

            Я познакомился с наукой  «зоопсихология» –  изучающей способности животных вести себя в соответствии с той или иной обстановкой. Только по их поведению мы можем судить, о чем они думают и думают вообще. Психологические возможности животных усложнились в процессе эволюционного развития, результат его - это элементарное мышление – обнаруживается уже у рептилий и достигает наивысшего развития у млекопитающихся.

1208

3.      Рефлексы животных

Изучены основные элементы высшей нервной деятельности животных. Среди них самый древний и простой – безусловный рефлекс, т.е. врожденная реакция животного на стимулы среды. Простейший безусловный рефлекс - сосательный.

fawn002

            Страх высоты тоже безусловный рефлекс. Котенок в нерешительности застыл у края «пропасти». Ему еще не пришлось познакомиться с высотой, но он уже знает, что это опасно. На самом деле опасности нет, «пропасть» закрыта стеклом, но этого котенок пока не может сообразить.

20811174024704affacf463

            Еще один пример. В случае тревоги, беспокойства детеныш обезьяны прячется у тела матери, уцепившись за ее шерсть. В лаборатории из двух предложенных «матерей» обезьянка выбирает макет, обтянутый мягкой ворсистой тканью, и большую часть времени проводит около него, несмотря на то, что кормит ее проволочная «мать».

897366

            Более сложной формой врожденного поведения является инстинкт. Например, дальневосточные лососи проплывают сотни и тысячи километров к местам  нереста, чтобы отложить икру в реках, где родились сами. Лосось ориентируется по магнитным полям. Но генетическая программа не могла вместить всех навыков животным, необходимых в жизни… Эволюция пошла по другому пути: в наследственную программу были заложены не только врожденные навыки, но и способность приобретать их – обучаться.

 

 wild-salmon-swarm-02                                           image057

            Самый простой способ обучения – условный рефлекс. Он приобретается с опытом. Впервые подробно условные рефлексы изучил русский физиолог И. П. Павлов. Он показал, что безразличный ранее раздражитель (например, звонок), многократно повторяясь в сочетании с безусловным раздражителем (пища) становится для животного значимым, закрепляется. Возникает условный рефлекс.

1258038957_06_clip_image004_0000

16

            В опытах американского ученого Б. Скиннера голуби, чтобы получить корм, довольно быстро обучились нажимать рычаг, кнопку или педаль.

45435~006          download

    

4_5

Возможности обучения животных широко используются в цирке. Очевидно, каждый не раз видел выступления четвероногих артистов и поражался их способности понимать различные команды дрессировщика. Однако некоторые животные зачастую без всякой дрессировки способны понять нас. Большую роль в приобретении различных навыков играет групповое обучение. Подражая более опытным особям, молодые животные учатся действовать согласованно, решительно и целенаправленно. Более сложный элемент психической деятельности – сигнальная преемственность, прямое обучение. Например, обучение детей родителями.

653036       49a59131ca3c3

4.      Элементарное мышление

Самым сложным и главным элементом психологии животного является мышление. А есть ли оно у животных? Есть, говорят ученые, но оно имеет у них  весьма примитивный и предметный характер. Самый низкий уровень мышления у простейших. Они способны лишь к двигательным реакциям в ответ на раздражители (свет, температура, влага), активно избегая при этом неблагоприятные для себя.   Например, двигаясь в лабиринте, дождевой червь быстро запоминает коридор, в котором его ожидает слабый удар током, и больше туда не заползает. В начале опыта дождевых червей помещали на площадку (1). Когда площадку ярко освещали, червь начинал двигаться, стремясь найти более удобное место. На развилке коридора он мог поворачивать влево или вправо. К левому коридору было подключено электрическое поле, а правый коридор приводил червя в затемненную и влажную камеру, где он чувствовал себя превосходно. В процессе многократного преодоления лабиринта и "принятия решения" о выборе коридора при разветвлении червь постепенно обучался поворачивать только в правый коридор. Другими словами, не имея никакой первоначальной информации об особенностях среды обитания, червь в процессе взаимодействия с окружающим миром вырабатывал целесообразный способ поведения в нем. Внезапное изменение среды делало поведение обученного червя нецелесообразным. Но через некоторое число безуспешных попыток найти в правом коридоре уютную камеру для отдыха червь впервые поворачивал в левый коридор. Шло переучивание. И снова наступала его адаптация к изменившейся среде

10lab[1]

            Весьма сложную задачу способен решить осьминог. Среди морских беспозвоночных выделяется своими «умственными способностями». Провели опыт и лакомую добычу заключили в прозрачный ящик. Близко, но не достать. Животное тщательно обследует ящик в поис ках входа и, в конце концов, находит его.

octopus

19

            Следующий уровень, когда животное уже воспринимает форму предмета, способно устанавливать связи между раздражителями. Благодаря этому, многие животные могут жить сложно организованными семьями. Типичный пример тому – муравейники.

img__i_26005_w_640

            Еще сложнее организована семья пчел. Здесь происходит еще передача сложной информации между  ее членами. Своим танцем пчела разведчик объясняет другим пчелам дорогу к корму.

0000315431-preview

            Подлинного расцвета достигают способности к обучению у позвоночных животных. Приобретаемые ими навыки - это та база, на которой строятся элементарные процессы мышления. Чрезвычайно усложняются брачные отношения. Как это похоже на объятие! Но это бой. Бой не на жизнь, а на смерть. Турниры между самцами способствуют отбору лучших особей для продолжения рода. Отношения между самцами выяснены, теперь можно поухаживать за дамой. Брачный танец аквариумных бойцовых рыбок просто великолепен.

zhivotnye_cirk_21232_8                                     0_176f_7b5bd0_XL

       

gazeli

            Высокой степени развития достигает поведение родителей по уходу за детьми. Забота о потомстве выражается также в воспитании, кормлении, согревании, в защите. Мальки тропической рыбки тиляпии всегда находят надежное убежище от врагов во рту у родителей.

 

173

Melanotaenia trifasciata       269-1

            Многое из своего опыта может передать мудрая и опытная мать несмышленому детенышу. Благодаря этому новым смыслом наполняется такая форма жизни, как стая (стадо, колония). Члены его всегда смогут рассчитывать на взаимовыручку, что оказалось эффективным средством в борьбе за существование. Стая также отлично приспособлена для миграций на большие расстояния.

            Другое эволюционное приобретение – так называемо комфортное поведение: расчесывание шерсти друг другу, поглаживание, удаление паразитов и так далее.

0_5ee2_bf481d10_XL          normal_леб18

            Приобретенность в новой информации становится у позвоночных настолько большой, что у животных возникает четко выраженная ориентировочно-исследовательская  деятельность. Интерес к своему изображению в зеркале проявляют все: от рыб до млекопитающихся. Обезьяны, кроме того, предпочитают смотреть кинофильмы, предпочитая сюжеты о своих сородичах.

     Obezljuana_2              9df9b9892974

1475804

Исследовательская и игровая активность направлена на любые новые объекты. Новые знания и навыки помогают в повседневной жизни. Вряд ли в природе синицы могли бы познакомиться с кефиром, а тем более со способом вскрывать бутылки с этим продуктом. Об элементарных процессах мышления говорят и зачатки орудийной деятельности. Посмотрите, как ловко орудует палочкой эта птичка, чтобы достать спрятавшегося в щель червяка.

40          39

Используют животные в качестве «орудий труда» и камни. Каланы, например, ловко разбивают камнями твердые панцири морских ежей.

3366d23345e5ed5a23cc4bb18da0c18d    sea_otter_300

Элементы абстрактного мышления демонстрируют обезьяны. Эта шимпанзе долго искала жердь потолще и подлиннее. Затем поднесла ее к стене, и только тут стал понятен ее замысел: перелезть через стену и удрать.

42

Элементарным мышлением объясняется и терпеливость слона, которому удаляют зуб. Он понимает, что надо немного потерпеть и наступит облегчение.

Заключение

            Все попытки ученых научить животных разговаривать не увенчались успехом. Но вот опыты американских ученых: обезьян научили языку жестов. С помощью жестов они могут строить целые фразы, объясняясь с человеком на равных.

            Может быть, завтра у животных будут найдены новые черты психики, еще более приближающие их к человеку. И тогда нам придется пересмотреть ответ на вопрос: о чем думают животные?

            Мышление – это самое сложное проявление человеческой психики. Оно состоит в обобщенном и опосредованном отражении действительности и обеспечивает способность решать новые, неожиданно возникшие задачи в непредвиденных ситуациях. О том, что у животных многих видов также существуют зачатки мышления, говорят некоторые наблюдения в природе, а главное – данные многочисленных экспериментов, которые проводят в лабораторных условиях c использованием многочисленных методических приемов и стандартных тестов. Однако, остается открытым вопрос – насколько адекватны данные, полученные в лабораторных условиях, и отражают ли они действительный уровень развития, доступный животным в обычной для них среде обитания? В связи с этим, в рамках данного исследования была предпринята попытка оценить уровень развития мышления у животных, находящихся в их естественной среде обитания.

            Полученные наблюдения, изучение литературы помогли мне сделать вывод: «Да, животные думают, но не так как люди!» Но, несмотря на внешнюю сложность и кажущуюся «разумность» поведения животных в природе, их способность к мышлению находится на низком уровне и выражена слабо. В основе большинства внешне сложных форм их поведения, вероятно, находятся инстинкты и индивидуальный опыт, приобретаемый животными в процессе жизнедеятельности.

 

12       Koko_photo_NG78_cover     000e0er2

 

 

 

Список источников

 

1. Журнал «Юный натуралист» 11/1980

2. http://bufodo.apus.ru/

3. Карой Акош «думают ли животные?»

4. З.А.Зорина. Зоопсихология

5.К.Э.Фабри. Основы зоопсихологии


 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Оглавление Введение ………………

Оглавление Введение ………………

На вопрос о том, думают ли животные, в раз­личные эпохи давались различные ответы, и каждый от­вет, соответственно, характеризовал эпоху

На вопрос о том, думают ли животные, в раз­личные эпохи давались различные ответы, и каждый от­вет, соответственно, характеризовал эпоху

Условные рефлексы 2.

Условные рефлексы 2.

Наука «зоопсихология» 2. «Могут ли животные думать?

Наука «зоопсихология» 2. «Могут ли животные думать?

Изучены основные элементы высшей нервной деятельности животных

Изучены основные элементы высшей нервной деятельности животных

Еще один пример. В случае тревоги, беспокойства детеныш обезьяны прячется у тела матери, уцепившись за ее шерсть

Еще один пример. В случае тревоги, беспокойства детеныш обезьяны прячется у тела матери, уцепившись за ее шерсть

Самый простой способ обучения – условный рефлекс

Самый простой способ обучения – условный рефлекс

Возможности обучения животных широко используются в цирке

Возможности обучения животных широко используются в цирке

Элементарное мышление Самым сложным и главным элементом психологии животного является мышление

Элементарное мышление Самым сложным и главным элементом психологии животного является мышление

Следующий уровень, когда животное уже воспринимает форму предмета, способно устанавливать связи между раздражителями

Следующий уровень, когда животное уже воспринимает форму предмета, способно устанавливать связи между раздражителями

Еще сложнее организована семья пчел

Еще сложнее организована семья пчел

Высокой степени развития достигает поведение родителей по уходу за детьми

Высокой степени развития достигает поведение родителей по уходу за детьми

Многое из своего опыта может передать мудрая и опытная мать несмышленому детенышу

Многое из своего опыта может передать мудрая и опытная мать несмышленому детенышу

Исследовательская и игровая активность направлена на любые новые объекты

Исследовательская и игровая активность направлена на любые новые объекты

Используют животные в качестве «орудий труда» и камни

Используют животные в качестве «орудий труда» и камни

Заключение Все попытки ученых научить животных разговаривать не увенчались успехом

Заключение Все попытки ученых научить животных разговаривать не увенчались успехом

Список источников 1. Журнал «Юный натуралист» 11/1980 2

Список источников 1. Журнал «Юный натуралист» 11/1980 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020