Детско–родительские отношения. Младший школьный возраст
Оценка 4.6

Детско–родительские отношения. Младший школьный возраст

Оценка 4.6
doc
15.05.2020
Детско–родительские отношения. Младший школьный возраст
detsko-roditelskie_otnosheniya_v_seme._mladshiy_shkolnyy_vozrast.doc

 «Детско–родительские отношения.

 

 Младший школьный возраст».

 

I.                 Введение

 

 

Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с близкими и значимыми людьми, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания, передаваемые молодому поколению.

 

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

 

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

 

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

 

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт)

 

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания не даст необходимого результата. Но у родителей есть такие неблагоприятные черты личности как:

        

v Сензитивность;

v Аффектность;

v Тревожность;

v Противоречивость чувств и желаний;

v Доминантность;

v Эгоцентричность;

v Гиперсоциальность;

v Опыт негативных переживаний в тексте;

v Агрессивность;

v Самоотвержение;

v Ипохондрию;

v Доминирование мужественности;

v Склонность к психопатическому реагированию;

v Истероидность;

v Депрессию.

 

У отцов наиболее часто проявляются такие черты личности, как:

 

v Агрессивность;

v Психомоторная нестабильность;

v Импульсивность;

v Мнительность, настойчивость и упорство;

v Мелочная пунктуальность.[1;22]

 

Среди  общих черт обоих родителей можно назвать:

 

v Недостаточную уверенность в себе;

v Неадекватный уровень самооценки;

v Проблемы личностного самоопределения;

v Чувство внутренней неудовлетворенности;

v Ригидность;

v Экспрессивность переработки информации.

 

Характеристики отражают неблагоприятную линию формирования личности ещё в прародительской семье.[1;23]

 

 

II. Специфика позиции родителей при

различных типах взаимодействия с детьми младшего школьного возраста

 

         У ребёнка образ детско-родительских отношений включает в себя отражение и принятие форм межличностных отношений с родителем, личностно-ориентирующий образ родителя. Образ детско-родительских отношений носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактик взаимодействия.

 

         В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учёта определяющей позиции родителя в этом процессе. Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребёнком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля.[2;69]

 

         Типы детско-родительского взаимодействия.

 

Конфликтный тип взаимодействия

 

         В конфликтной диаде наблюдается активная борьба за лидерство во взаимодействии, как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Ребёнок в ситуациях и ведомого, и ведущего отстаивает своё первенство, а родитель на активность ребёнка отвечает собственной активностью. Но если по объективным причинам родитель находится в ситуации ведомого и для достижения результата вынужден следовать за ребёнком, то он склонен отстраниться от взаимодействия или проявляет негативизм к просьбам и указаниям ребёнка.

 

         Взаимодействие в конфликтной диаде отличается особой напряженностью. Ребёнок активно вмешивается в деятельность родителя. Руководство со стороны родителя отличается непоследовательностью, указания часто фрагментарный характер.[2;70]  Ребёнок пытается сам выполнить действия за взрослого, прежде чем что-то ему разъяснить или показать. Конфликтный родитель не ориентирован на оказание своевременной помощи ребёнку. Родитель контролирует ребёнка преимущественно по итоговым результатам действий, не осуществляя пошагового контроля. При его неудачах родитель может  использовать резкую критику. Такой способ руководства и контроля со стороны родителя не позволяет ребёнку эффективно и адекватно корректировать собственные действия, и он предпочитает игнорировать замечания и инициативу взрослого.

 

Гармоничный тип взаимодействия

 

         При гармоничном взаимодействии наблюдается согласованность позиций в детско-родительской диаде. Распределение ролей между ребёнком и родителем комплиментарно  и родителем комплиментарно и адекватно содержанию деятельности. Когда родитель выступает в роли «ведущего», ребёнок принимает и не оспаривает его руководство. В случае лидерства ребёнка родитель принимает инициативу ребёнка.

 

         Родитель осуществляет руководство деятельностью ребёнка последовательно и предъявляет требования в понятной для ребёнка форме. Родитель ориентирован на оказание помощи ребёнку в трудных ситуациях, но при этом он стремится выполнить действия за ребёнка. Контроль носит содержательный характер. Со стороны обоих партнёров наблюдается адекватная оценка результатов их действий.

 

         Родитель использует местоимение «мы» при взаимодействии и обращается к ребёнку по имени. Со стороны, как ребёнка, так и родителя наблюдаются проявления эмоционального принятия и симпатии. Родитель не обвиняет ребёнка в неудачах, пытаясь конструктивно разрешать трудности и демонстрируя ценностное отношение к нему. В ситуации успеха/неуспеха с обеих сторон наблюдаются адекватные эмоциональные проявления.

 

 

Дистантный тип взаимодействия

Отстранённый родитель предпочитает руководить взаимодействием. Так ему легче манипулировать ребёнком. Ребёнок данную ситуацию принимает, не демонстрируя активной борьбы за лидерство.

 

Отстранённому родителю свойственно переоценивать возможности ребёнка. Такой родитель не ориентируется на действия ребёнка и игнорирует его эмоциональное состояние. В случае, когда ребёнок не справляется с заданием, родителю проще выполнить необходимые действия за ребёнка, чем что-то ему разъяснить или оказать помощь. При этом родитель склонен негативно оценивать действия ребёнка, возлагая ответственность за неудачу на ребёнка. [2;71]

 

В процессе осуществления контроля промежуточный результат действий ребёнка родителем не фиксируется.

 

В случае, когда ребёнку необходимо быть «ведущим» во взаимодействии, родитель действует формально и безынициативно, с легко возникающим отказом от выполнения указаний ребёнка и игнорированием его замечаний.

 

Если ребёнок прекращает действовать, родитель уходит от взаимодействия и не делает попыток активизировать его.

 

Тип взаимодействия «Доминирующий родитель – подчиняющийся ребёнок»

 

Авторитарный родитель активно захватывает лидерство в ситуации как «ведомого», так и «ведущего». Он склонен переоценивать возможности ребёнка и демонстрировать отсутствие сопереживания к нему. Выраженной борьбы и конфликтности во взаимодействии нет. Распределение ролей принимается обоими участниками взаимодействия, но при этом выражена непосредственность руководства. Родитель стремится поддержать взаимодействие и активизировать ребёнка, но использует при этом неконструктивные способы. В этой диаде ребёнок испытывает тревогу при неуспехе.

 

Тип взаимодействия «Доминирующий ребёнок – потворствующий родитель»

 

Позиция ребёнка в диаде по типу «Ребёнок-диктатор» сходно с позицией ребёнка в конфликтном типе взаимодействия. Ребёнок активен и эгоцентричен, но не пытается бороться за лидерство. Конфликтность в диадическом взаимодействии минимальные.

 

Потворствующий родитель более последователен, чем авторитарный. Он ориентируется на состояние ребёнка. Указания родителя адекватны содержанию деятельности, даются в понятных ребёнку терминах, но касаются отдаленного результата. В целом родитель ориентируется на достижение положительного результата во взаимодействии. При этом он не пытается часто вмешиваться в деятельность ребёнка и осуществлять пошаговый контроль, предоставляя ему возможность проявления инициативы. Соответственно, в диаде со стороны ребёнка не выражены негативизм, оспоривание требований или отказ от их выполнения, как при конфликтном типе взаимодействия. Оба участника взаимодействия склонны к позитивному оцениванию действий друг друга.[2;72]

 

В случае неудачи потворствующий родитель склонен брать ответственность на себя. При затруднениях в деятельности и родитель, и ребёнок не оставляют попыток поддерживать контакт.[2;73]

 

Типы взаимодействия родителя и ребёнка

 

Название группы

Характеры взаимодействия

1.    Конфликтный тип

2.    Гармоничный тип

3.    Дистантный тип

4.    «Доминирующий родитель – подчиняющийся ребёнок»

5.    «Доминирующий родитель – потворствующий родитель»

Несогласованное «МЫ»

Комплиментарное «МЫ»

Взаимодействие «рядом»

Доминирование – подчинение

 

Доминирование - подчинение

   

III.       Причины трудностей в детско-родительских отношениях. Младший школьный возраст.

 

Интраиндивидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребёнка, в основе которого лежат врождённые физиологические процессы. Наибольший интерес здесь представляет исследование зарубежных авторов С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врождённых темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем.[3;10]

 

То, каким вырастет ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но и его собственными личностными характеристиками.

 

Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадёжных взаимодействий. В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребёнка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников.

 

Макросистемные причины определяются совокупностью социокультурных условий, в которых находится семья, как-то: экономическое положение семьи, образование родителей и характер отношений в семье, а также культурные традиции семьи.

 

Исследование показало, что на взаимоотношения родителей и младших школьников существенное влияние оказывает пол ребёнка. Так, девочки более ориентированы на общение с матерью, чем с отцом. Среди мальчиков всего 42% предпочитают общаться с отцом, что для остальных 58% может отрицательно сказаться на их половой идентификации. 58% девочек предпочитают совместное общение с матерью и отцом общению с каждым из родителей, тогда как ни у одного из мальчиков не выявлено стремления к общению с родительской парой. Возможно, это сигнализирует о том, что идет неприятие ребенком одного из родителей, либо в семье отсутствует единство требований. У мальчиков наиболее выражено стремление к общению с братьями и сёстрами, из опрошенных все 100% мальчиков и 28% девочек отдают предпочтение им, а не родителям. Меньше всего выборов выпадает на бабушек и дедушек: 15% детей ни разу не упоминают о них, остальные – крайне редко. Особенно эта тенденция проявляется у мальчиков. Это может свидетельствовать о том, что в большинстве обследованных семей слаба связь межу поколениями. (Данные основываются на наблюдениях, в которых приняли участия более 1500 человек). [3;12]

 

Наиболее типичные способы воспитательного воздействия на детей (по данным опроса 130 детей и 106 их родителей), %

 

1 – пытаются уговорить, убедить;

2 – кричат;

3 – дают подзатыльник;

4 – могут избить

 

IV.        Заключение

 

Практически каждую российскую семью сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попало в разряд необеспеченных или нищих. Растет число детей, рождённых вне брака. Увеличивается число разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

 

В данном реферате  рассмотрены причины проблем детско-родительских отношений и методы их коррекции. Но самое главное то, что родителям надо уяснить то, что дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Подчёркивая актуальность изучения детско-родительских отношений, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.

 

 

Библиографический список

 

1.   И. Игнатова. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребенком.//Воспитание школьников, М., «Наука»- 2008, №1

2.   А. А. Шведковская. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.//Психологическая наука и образование, 2006, №1

3.   Синягина  Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с. (Библиотека школьного психолога).

4.    Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. – 208 с.    

 

 

 

 

 

 


Детско–родительские отношения

Детско–родительские отношения

Гиперсоциальность; v Опыт негативных переживаний в тексте; v

Гиперсоциальность; v Опыт негативных переживаний в тексте; v

В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учёта определяющей позиции родителя в этом процессе

В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учёта определяющей позиции родителя в этом процессе

Гармоничный тип взаимодействия

Гармоничный тип взаимодействия

При этом родитель склонен негативно оценивать действия ребёнка, возлагая ответственность за неудачу на ребёнка

При этом родитель склонен негативно оценивать действия ребёнка, возлагая ответственность за неудачу на ребёнка

Потворствующий родитель более последователен, чем авторитарный

Потворствующий родитель более последователен, чем авторитарный

С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врождённых темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить…

С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врождённых темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить…

Меньше всего выборов выпадает на бабушек и дедушек: 15% детей ни разу не упоминают о них, остальные – крайне редко

Меньше всего выборов выпадает на бабушек и дедушек: 15% детей ни разу не упоминают о них, остальные – крайне редко

В данном реферате рассмотрены причины проблем детско-родительских отношений и методы их коррекции

В данном реферате рассмотрены причины проблем детско-родительских отношений и методы их коррекции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020