Детско - родительская профориентационная игра
Тема «Выбор профессии - это серьезно»
_____________________________________________________________
Подготовила:
педагог – психолог
Осипова Алена Николаевна
Цель: обеспечение готовности родителей и детей к эффективному сотрудничеству на этапе профессионального самоопределения и реализации профессионально - образовательных планов.
Задачи:
Создать во время игры для участников комфортную, дружескую атмосферу.
Предложить для родителей и детей эффективные способы взаимодействия по вопросам профессионального самоопределения старшеклассника и поощрять их использование.
Создать условия для повышения взаимопонимания детей и родителей, в ситуации профессионального самоопределения старшеклассников и процессе реализации профессионально - образовательных планов.
Участники игры: ученики 9, 11 класса, родители, классный руководитель, социальный педагог.
Продолжительность игры: - 60 мин.
Необходимые материалы: 2 разноцветных круга (3 комплекта), компьютер, проектор, экран для показа презентаций, столы, стулья, листы формата А4, цветные карандаши, маркеры, ватманы - 3 шт.
Ход игры
Организационный этап
Приветствие участников. Вступительное слово ведущего о целях, особенностях занятия и режиме работы.
Ведущий: Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать на профориентационной игре «Выбор профессии». Сегодня мы собрались для того, чтобы Вы ребята лучше и точнее представили ещё раз, как Вы будете продвигаться к своей профессии, а родители лучше понимали в этот непростой момент вас - своих детей. Несомненно, многие из Вас уже определились, кто, куда пойдет учиться, но, несмотря на это я надеюсь, наше сегодняшнее занятие поможет Вам утвердиться в правильности выбора.
Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе, поскольку профессиональное самоопределение - вопрос семейный. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор - сам ребенок или родители?
Упражнение «Решение»
Вот два круга: один из них – ребёнок, другой – родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессии ребенка. Степень положения кругов друг на друга будет показывать влияние родителя на профессиональный выбор ребенка. Кто готов? Пожалуйста (первый доброволец накладывает круги драг на друга). Есть ли у кого-то другое мнение? Кто ещё хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю вам встать и подойти к тому варианту, который вам близок.
Таким образом, образуются несколько кругов отражающее мнение присутствующих.
Ведущий: Уважаемые участники, скажите о своем настроении одной фразой. Спасибо. Прошу всех сесть на свои места. Мы еще вернемся к этому вопросу.
Разминка
Эта процедура помогает участникам почувствовать общность переживаний. В качестве разминки ведущий просит взрослых продолжить фразу:
- «Когда я думаю о поступлении моего ребенка в ВУЗ...».
Дети продолжают фразу
- «Когда я думаю о поступлении в ВУЗ...».
Задание №1.
Родители на отдельных листочках пишут название той профессии, которую они советуют выбрать своему ребенку; дети пишут название той профессии, которую они выбирают сами. Заполнив листочки, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Ведущий просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования.
(Задача ведущего - так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между детьми и родителями).
Задание №2.
Для продолжения работы участники вновь объединяются в общий круг, при этом их местоположение в нем уже не играет существенной роли. Ведущий составляет общий перечень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4 - 5 наиболее популярных профессий в данном коллективе. Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий. Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная ранее из общего списка. Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность.
Вспомогательные вопросы для составления памятки:
- Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию?
- Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?
- Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии?
- В каких вузах готовят таких специалистов?
- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот вуз?
Задание №3. Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в ВУЗ (приложение 1). Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.
После того как памятка будет полностью готова, ведущий просит участников разбиться на две группы: дети и родители. Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети. Через 5-10 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый). Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов - это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово - «дети».
Завещающий этап
Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи. Ведущий просит семьи заполнить итоговый бланк (см. приложение 2), а затем собраться снова в одном кругу.
Заключение
Ведущий: в мире достаточно профессии, судеб, характеров. Радист станочник, знатный шахтер, известный учёный, электрик и портной, цветовод и водитель троллейбуса, слесарь и испытатель машин…. Пожалуйста, смотрите, думайте и выбирайте свою судьбу. Я надеюсь, все это поможет тем, кто серьезно задумался над этими вопросами. Ищите себя, думайте о том, для какого дела вы рождены и где вы принесете людям наибольшую пользу. Пожалуй, на свете нет такой профессии, для которой не существует учебных заведений. Именно там вчерашние школьники становятся мастерами: металлистами, электриками, строителями городов, заводов, гидростанций, механизаторами сельского хозяйства, поварами….
Рефлексия
Упражнение «Рефлексивный экран»
Ведущий. Уважаемые родители и ребята выберите по желанию себе фразу и закончите ее.
· Мне сегодня на встрече было интересно…
· Теперь я могу…
· Меня сегодня удивило…
· Я попробую…
· Я получила от встречи…
· Для меня было открытием, что …
· На мой взгляд, удалось…
· На встрече было важным…
Ритуал прощания
Все участники встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятные часы». И с помощью упражнения «Аплодисменты» благодарят, друг друга за проделанную совместную работу.
Приложение 1
Памятка для поступления в профессиональные учебные заведения
1. Выбрать профессию.
2. Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с возможностями старшеклассника.
3. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
4. Выяснить, в каких вузах можно получить эту специальность.
5. Выяснить, каковы условия поступления в эти вузы.
6. Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо с репетиторами.
7. Выбрать конкретный вуз для поступления.
8. Собрать информацию об особенностях обучения в этом вузе.
9. Успешно сдать вступительные экзамены.
Приложение 2
Итоговый бланк
1. Я выбираю профессию (написать, какую) ...
2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии (ненужное зачеркнуть).
3. Я поступаю в вуз (написать название вуза) ...
4. Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как...
5. Для того чтобы поступить в выбранный мною вуз, мне нужно предпринять следующие шаги (написать какие).
Список использованной литературы
1. Белоусова Р.В. Понамаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-192 с.
2. Истратова О.Н. Эксакустог Т.В. Справочник психолога средней школы / Изд. 6-е Ростов н / Д: Феникс, «Тренинговое профориентационное занятие (по материалам программы школы юного психолога при ТРТУ кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности), 2010.-510 с.
3. Цветкова Г.В. Родительские собрания: 11 класс-Волгоград: Учитель, 2009.-139 с.
4. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.-167с.
5. Афонькина Ю.А. Справочник педагога-психолога школы – Волгоград : 2016. – Учитель. – 173с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.