Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО:
"ПАННО “ЕЛОВЫЙ ЛЕС”
Описание изделия.
Для своего проекта я выбрала панно “Еловый лес”. Это панно я сделала
для оформления своей комнаты, т. к. я очень люблю заниматься различными
видами рукоделия и у меня много разных поделок: от мягких игрушек до
декоративных вязаных подушек и салфеток.
Панно выполнено в технике “квилт” и имеет размеры 68 84 см. Для панно
я использовала хлопчатобумажную ткань бежевого и зеленого цвета и
лоскутки зеленого цвета с различным рисунком (рис. 1).
Рис. 1
История рукоделия.
Лоскутное шитье, пэчворк, квилт, текстильная мозаика – все это один из
видов народного творчества. У разных народов встречаются сохранившиеся с
давних пор изделия, выполненные в этой технике и представляющие собой
настоящие произведения искусства. В старые времена в русских деревнях
шили не только лоскутные одеяла, но и украшали лоскутками одежду: рубахи,
головные уборы и т. д. К сожалению, это искусство утилитарно и
недолговечно, поэтому изделия, выполненные в лоскутной технике, не могли
хорошо сохраниться и подняться до таких высот народного творчества, как,
например, набивные ткани, вышивки и т. д. Образцы подобных произведений
искусства занимают достойное место во многих музеях, лоскутные же изделия
встречаются гораздо реже.
Второе рождение лоскутного шитья относится к концу ХХ века, когда это
шитье вновь появилось в России, но уже под названием “пэчворк”.Разновидностью лоскутного шитья является “квилт” (от англ. – одеяло
стеганое) и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: верх,
собранный из лоскутков, прокладку, придающую изделию объем, и подкладку.
В текстильной мозаике лоскутки соединяют между собой с помощью
машинного шва “зигзаг”. Текстильная мозаика – это современная техника,
появившаяся в ХХ веке.
Выбор ткани.
Для своего панно я выбрала хлопчатобумажную ткань, т. к. эта ткань
недорогая, достаточно прочная, мало осыпается, не скользит при раскрое и
пошиве. Кроме того, эта ткань имеет хорошую устойчивость к воздействию
света.
В качестве основного тона я выбрала для панно ситец в мелкий цветочек
бежевого цвета, для окантовки панно хорошо подойдет ситец приглушенного
темнозеленого цвета.
В качестве прокладки я использовала синтепон, а подкладка – ситец темно
зеленого цвета, что и для окантовки.
Расход ткани: ситец бежевого цвета при ширине 80 см – 60 см, ситец
темнозеленого цвета – 1м 40 см.
Конструирование и изготовление выкройки деталей панно
Сначала я сделала выкройки квадратов размером 16 16 см с рисунком
елки. У меня получилось 12 деталей (см. рис. 2).
12
9
6
3
11
8
5
10
7
4
1
2
Рис. 2
Все детали я пронумеровала, чтобы не ошибиться при сшивании.
В квадрате с домиком (см. рис. 3) у меня получилось 7 деталей.
Для того чтобы панно смотрелось интереснее, я решила расположить
квадраты по схеме, представленной на рис. 4.15
12
4
3
8
7
6
11
5
14
1
2
13
9
10
Рис. 3
Рис. 4
Выбор оборудования и средств.
1. Швейная машина “Чайка”.
2. Доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник.
3. Нитки х/б № 40 для машинных работ, № 50, 60 – для сметочных работ.
4. Ручная игла для сметочных работ, машинная игла № 90.
5. Сантиметровая лента, угольник, линейка.
6. Бумага для выкроек.
Раскрой деталей.
Перед раскроем я подготовила ткань: продекатировала ее, определила
долевую нить во всех лоскутках и в ткани, лицевую и изнаночную стороны, а
также наличие ткацких дефектов.
При раскладке деталей выкроек на ткани я учитывала направление долевой
нити: все детали панно выкраивались строго по долевой нити. Затем я
отложила припуски на швы 5 мм и после этого произвела раскрой деталей.
Технологическая последовательность изготовления панно.
Работу по изготовлению панно я начала со сшивания модулейквадратов.
Для того, чтобы добиться точности при сшивании деталей я использовала
выкройку из бумаги как основу, на которую кладут, а затем пришивают
лоскуты. В результате достигается большая точность, все квадратыполучаются одного размера. Этот способ лоскутной техники очень подходит
для геометрических композиций, которую как раз я и делаю.
При этом способе сначала рисунок переносят на бумагу и
пронумеровывают его части так же, как и детали кроя. Затем накладывают
лоскут № 1 (см. рис. 2) на выкройку, на него лицевой стороной вниз – лоскут
№ 2, совмещая их по рисунку, потом прострачивают на швейной машине,
заходя за линию на 2–3 стежка, нитки обрезают, лоскут № 2 отворачивают, а
шов стачивания проутюживают. Аналогично сшиваются все лоскуты строго в
соответствии с номерами.
После этого я стачала все модули по схеме (рис. 4), швы разутюжила, затем
притачала полоски темнорозового цвета, сначала к поперечным сторонам
панно, а затем – к долевым, швы разутюжила.
После этого я притачала полоски темнозеленого цвета, в углах я
завернула края основы на лицевую сторону, заутюжила их, а затем
прострочила по заутюженным линиям, лишнюю ткань обрезала, шов
разутюжила.
Для того чтобы изделие стало рельефным и приобрело новые
дополнительные оттенки, его следует простегать. Для стежки я между
лоскутным полотном и подкладкой проложила слой синтепона, все три детали
прометала, а затем простегала на швейной машине по квадратам,
предварительно установив длину стежка на 4–5 мм. Стежку делала в желобок
(в след от строчки).
Окантовку выполнила тканью темнозеленого цвета, отогнув ее на подкладку,
припуск приметала и пришила потайным швом.