Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО:
«СКАЗКА ИЗ КРУЖЕВА»
Зал оформлен стендами с работами учащихся. На сцене – декорации,
показывающие убранство русской светелки: стол, накрытый кружевной
скатертью; кружевное покрывало на кровати; кружевные полотенца на стенах.
1я ученица. Здравствуйте, гости! Приглашаем вас в сказку, в сказку
необычную, созданную не с помощью слов, она соткана с помощью вот этого
маленького крючка, спиц и обыкновенной белой нитки. Эта сказка могла
родиться только зимой. Ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем
окна, о белых снежинках, о метелице. Тсс… Сказка начинается.
(Звучит вальс. Ведущая надевает шляпку, перчатки из кружева.)
Итак, сказка наша называется кружевной. Ее донесли до нас волшебные
руки мастериц и рукодельниц нашей школы.
2я ученица. Когда люди научились творить эту сказку? В Европе,
говорят, с XV века. Кружево сразу завоевало Европу. Лучшие художники
создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп. В
кружево вплетали по контуру конский волос и украшение становилось
упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные истории! По
кружевам буквально сходили с ума, на кружевах разорялись, за них садились
в долговую тюрьму, за них иным даже отрубали головы.
Самые лучшие кружева в те далекие времена производились во Фландрии.
Влажный климат страны, создаваемый ветрами с Северного моря, позволял
выращивать прекрасный лен – тонкий, длинный. Его везли в Брюссель, где в
сырых, холодных подвалах (в них получались особенно тонкие и прочные
нити) трудились девочки 8–14 лет, своими тонкими пальчиками они сучили
нити. И кружева получались красивые, легкие, просто – сказка!
1я ученица. Давайте заглянем в то время, когда жили в замках среди
пажей и очаровательных фрейлин прекрасные принцессы и отважные принцы.
Этот мир знаком нам по сказкам немецких, французских, датских писателей.
Вы, конечно, помните их! Назовите. (Называют Андерсена Г. Х., братьев
Гримм, Шарля Перро.)
А кто из героев сказок, написанных этими писателями, мог носить одежду,
украшенную чудесными кружевами? (Называют Золушку, фей, принцессу на
горошине, кота в сапогах, принцев и т. д.).
2я ученица. Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки. Давайте же
своими руками превратим бедную несчастную девушку в прекрасную
принцессу. Имя этой девушки… Правильно, Золушка! Но ей нужен кавалер.Кто же это может быть? Сын мельника, который превратился в богатого и
благородного маркиза… Как его зовут? Правильно, маркиз Карабас.
Роль героев наших сказок сыграют куклы, сшитые учениками 4 класса. А
вот волшебные ларцы заполнили кружевами ученицы 6–7 классов. Одну куклу
мы превратили в Золушку, а вторую – в маркиза Карабаса.
Организуются две команды по 4–6 человек.
Как только зазвучит музыка, первый игрок берет из своего ларца кружево и
бежит к своему героюкукле и булавками, лежащими рядом в коробке,
прикалывает кружево на одежду (шляпу, обувь) куклы. Вернувшись к
команде, игрок передает ларец с кружевами следующему игроку, тот с новым
куском кружева бежит к кукле и т. д.
Победитель определяется по сумме баллов, поставленных команде за
оригинальность украшения одежды и быстроту одевания кукол.
Игра проходит под запись мелодии песни “Золушка” (“Хоть поверьте,
хоть проверьте”).
1я ученица. Вот и сотворили мы с вами чудо! Какие необыкновенные
герои получились у нас! А совершить это чудо нам помогло обыкновенное
кружево!
2я ученица. А что же у нас, в России, не было кружев?
О нашем русском кружеве – разговор особый: ведь наши бабушки,
прабабушки умели плести кружева не хуже иноземных. Каждая девушка в
далеком прошлом думала о приданом, по которому судили о том, какая она
мастерица. Вот и вязали девушки кружева для полотенец, скатертей,
наволочек и т. д.
(Звучит фонограмма русской народной песни, под которую ведущие
накидывают себе на плечи кружевные шали, связанные спицами или
крючком.)
1я ученица (читает стихотворение, показывая на убранство сцены).
Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры?
Все в букетах белых роз!
Все эти чудесные вещи связаны вами, вашими мамами или бабушками.
Плести, вязать кружева умели в каждом русском доме. Долгими зимними
вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали. Попоют,
попляшут и снова за работу.
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!
Может, это все приснилось?
(Исполняется фольклорный номер: танец, песня, хоровод.)
Игра “Что спрятано в клубочках?”.
2я ученица. Есть на нашей выставке вещь, которая украшала до недавнего
времени каждый дом. Попробуем выяснить, как называлась кружевная полоса,
которую пришивали как украшение.
Название вещи замотано в 6 клубочках – в каждом клубочке по букве.Шестеро учеников разматывают клубочки: кто быстрее?
Игра проводится под фонограмму песни “Спорит Вологда и спорит
Кострома”.
1я ученица. Итак, мы размотали буквы п, о, д, з, о, р. Кто сумеет сложить
из них слово, означающее кружевную полоску?
(Учащиеся отгадывают слово “подзор”.)
Но куда же в горнице прикрепляют подзор? Посмотрите на разложенные
рисунки. На них изображены стол, окно, кровать, лавка, полотенце, печь.
Выберите рисунок с предметом, который украшается подзором. (Кровать.)
Конкурс “Внимательный глаз”.
2я ученица. Ребята, а вы обратили внимание на ту песенку, которая
помогала нашим игрокам соревноваться? “Спорит Вологда и спорит
Кострома”. О чем же они спорят? Чьи красивее кружева?.. Да, кружева,
связанные крючком, и вологодские кружева отличаются друг от друга. Чем
они отличаются?
Найдите на нашей выставке вещь, связанную повологодски. Внимательный
глаз сразу ее отличит.
Кто хочет поучаствовать в конкурсе “Внимательный глаз”? Музыка
поможет вам – она будет звучать громче – если вы приблизитесь к нему, тише
– если вы удаляетесь от него.
Давайте рассмотрим это чудесное вологодское кружево. Кажется, оно
сплетено не из ниток, а из белой паутины – так нежен узор. На фоне
тончайшего узора вьется белая аккуратная дорожка. Вот по этому извитому
контуру и узнаются изделия вологодских кружевниц.
Игра “Поиск слова”.
1я ученица. Как же удается создать такую красоту? Волшебная палочка?
Так и есть! Только не одна, а 6, даже 12 пар деревянных палочек. А как же
называются эти палочки? Кто хочет участвовать в отгадывании этого слова,
становитесь в круг. Мы сыграем в старинную русскую игру. Первый водящий
идет с внешней стороны круга, держа в руках кружевной платочек. Остальные
держат руки за спиной, готовясь принять платочек. И, если водящая вложит
вам платочек в руки, бросайтесь за ней вдогонку, стремясь коснуться ее
платком, пока она обегая круг, не успеет занять ваше место. Не успеете
догнать – быть вам водящим вместо нее.
Игра сопровождается записью русской плясовой мелодии.
2я ученица. Победители в этой игре будут участвовать в поисках слова. В
этой корзине узорчатые квадратики. Каждый из вас вытащит по листочку.
Рассмотрите их: кому попались чистые листочки, кому с рисунком? Игру
продолжают те, у кого рисунки. У кого что на листке изображено?На первом листке изображен повар в тельняшке. Это кок. На втором –
буква “К”, перечеркнутая крестнакрест. На третьем – хоккейные клюшки.
Зрителям показывают увеличенные изображения. Все вместе в своем
порядке они представляют ребус.
Кто из вас угадает название волшебных платочков? А я вам подскажу в
стихах.
Первое слово – повар на флоте:
Знает толк и в борщах и в компоте.
Слово второе найдешь ты в хоккее:
Шайбу забить без него не сумеешь.
Эти два слова составь воедино,
Буковку выбрось из середины …
Нука, кто первым понял подсказку:
Чем кружевницы плетут свою сказку?
Ответ: плетут коклюшками.
1я ученица. А представьте, ребята, что у вас нет ни крючка, ни спиц, ни
коклюшек. Но если вы умеете держать в руках обыкновенную иголку с
ниткой, то и в этом случае вы сможете создать кружевное изделие. Главное,
чтобы у вас было желание сотворить чудо, ведь способов получения ажурных
кружев очень много.
Сказка о кружеве – это сказка без конца. Потому что кружевницы не
перевелись в нашей стране. Они попрежнему творят свои белоснежные
кружева.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
Об искусникахумельцах
На весь мир молва идет!
А на смену им подрастают новые мастерицы. И в этом мы сегодня все
убедились.