ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО: «СКАЗКА ИЗ КРУЖЕВА»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 31.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
Иконка файла материала сказка из кружева.docx
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО:  «СКАЗКА ИЗ КРУЖЕВА» Зал   оформлен   стендами   с   работами   учащихся.   На   сцене   –   декорации, показывающие   убранство   русской   светелки:   стол,   накрытый   кружевной скатертью; кружевное покрывало на кровати; кружевные полотенца на стенах. 1­я   ученица.  Здравствуйте,   гости!   Приглашаем   вас   в   сказку,   в   сказку необычную, созданную не с помощью слов, она соткана с помощью вот этого маленького   крючка,   спиц   и   обыкновенной   белой   нитки.   Эта   сказка   могла родиться только зимой. Ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице. Тсс… Сказка начинается. (Звучит вальс. Ведущая надевает шляпку, перчатки из кружева.) Итак, сказка наша называется кружевной. Ее донесли до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц нашей школы. 2­я   ученица.  Когда   люди   научились   творить   эту   сказку?   В   Европе, говорят, с XV  века. Кружево  сразу  завоевало  Европу.  Лучшие художники создавали   узоры   для     кружевных   воротничков,   манжет,   платьев,   шляп.   В кружево   вплетали   по   контуру   конский   волос   и   украшение   становилось упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные истории! По кружевам буквально сходили с ума, на кружевах разорялись, за них садились в долговую тюрьму, за них иным даже отрубали головы. Самые лучшие кружева в те далекие времена производились во Фландрии. Влажный климат страны, создаваемый ветрами с Северного моря, позволял выращивать прекрасный лен – тонкий, длинный. Его везли в Брюссель, где в сырых,  холодных   подвалах  (в  них   получались   особенно   тонкие   и   прочные нити) трудились девочки 8–14 лет, своими тонкими пальчиками они сучили нити. И кружева получались красивые, легкие, просто – сказка! 1­я ученица.  Давайте заглянем в то время, когда жили в замках среди пажей и очаровательных фрейлин прекрасные принцессы и отважные принцы. Этот мир знаком нам по сказкам немецких, французских, датских писателей. Вы,   конечно,   помните   их!   Назовите.  (Называют   Андерсена Г. Х.,   братьев Гримм, Шарля Перро.) А кто из героев сказок, написанных этими писателями, мог носить одежду, украшенную чудесными кружевами? (Называют Золушку, фей, принцессу на горошине, кота в сапогах, принцев и т. д.). 2­я   ученица.  Молодцы,   ребята!   Вы   хорошо   знаете   сказки.   Давайте   же своими   руками   превратим   бедную   несчастную   девушку   в   прекрасную принцессу. Имя этой девушки… Правильно, Золушка! Но ей нужен кавалер.Кто же это может быть? Сын мельника, который превратился в богатого и благородного маркиза… Как его зовут? Правильно, маркиз Карабас. Роль героев наших сказок сыграют куклы, сшитые учениками 4 класса. А вот волшебные ларцы заполнили кружевами ученицы 6–7 классов. Одну куклу мы превратили в Золушку, а вторую – в маркиза Карабаса. Организуются две команды по 4–6 человек. Как только зазвучит музыка, первый игрок берет из своего ларца кружево и бежит   к   своему   герою­кукле   и   булавками,   лежащими   рядом   в   коробке, прикалывает   кружево   на   одежду   (шляпу,   обувь)   куклы.   Вернувшись   к команде, игрок передает ларец с кружевами следующему игроку, тот с новым куском кружева бежит к кукле и т. д. Победитель   определяется   по   сумме   баллов,   поставленных   команде   за оригинальность украшения одежды и быстроту одевания кукол. Игра проходит под запись мелодии песни “Золушка” (“Хоть поверьте, хоть проверьте”). 1­я ученица.  Вот и сотворили мы с вами чудо! Какие необыкновенные герои получились у нас! А совершить это чудо нам помогло обыкновенное кружево! 2­я ученица. А что же у нас, в России, не было кружев? О   нашем   русском   кружеве   –   разговор   особый:   ведь   наши   бабушки, прабабушки умели плести кружева не хуже иноземных. Каждая девушка в далеком прошлом думала о приданом, по которому судили о том, какая она мастерица.   Вот   и   вязали   девушки   кружева   для   полотенец,   скатертей, наволочек и т. д. (Звучит   фонограмма   русской   народной   песни,   под   которую   ведущие накидывают   себе   на   плечи   кружевные   шали,   связанные   спицами   или крючком.) 1­я ученица (читает стихотворение, показывая на убранство сцены). Что за дивные узоры, Полотенца и подзоры? Все в букетах белых роз! Все   эти   чудесные   вещи   связаны   вами,  вашими   мамами   или   бабушками. Плести, вязать  кружева  умели  в  каждом  русском  доме. Долгими  зимними вечерами   девушки,   собравшись   в   одну   избу,   рукодельничали.   Попоют, попляшут и снова за работу. Может, вывел их мороз? Что за скатерть получилась! Может, это все приснилось? (Исполняется фольклорный номер: танец, песня, хоровод.) Игра “Что спрятано в клубочках?”. 2­я ученица. Есть на нашей выставке вещь, которая украшала до недавнего времени каждый дом. Попробуем выяснить, как называлась кружевная полоса, которую пришивали как украшение. Название вещи замотано в 6 клубочках – в каждом клубочке по букве.Шестеро учеников разматывают клубочки: кто быстрее? Игра   проводится   под   фонограмму   песни   “Спорит   Вологда   и   спорит Кострома”. 1­я ученица. Итак, мы размотали буквы п, о, д, з, о, р. Кто сумеет сложить из них слово, означающее кружевную полоску? (Учащиеся отгадывают слово “подзор”.) Но куда же в горнице прикрепляют подзор? Посмотрите на разложенные рисунки.   На   них   изображены   стол,   окно,   кровать,   лавка,   полотенце,   печь. Выберите рисунок с предметом, который украшается подзором. (Кровать.) Конкурс “Внимательный глаз”. 2­я   ученица.  Ребята,   а   вы   обратили   внимание   на   ту   песенку,   которая помогала   нашим   игрокам   соревноваться?   “Спорит   Вологда   и   спорит Кострома”.   О   чем   же   они   спорят?   Чьи   красивее   кружева?..   Да,   кружева, связанные крючком, и вологодские кружева отличаются друг от друга. Чем они отличаются? Найдите на нашей выставке вещь, связанную по­вологодски. Внимательный глаз сразу ее отличит. Кто   хочет   поучаствовать   в   конкурсе   “Внимательный   глаз”?   Музыка поможет вам – она будет звучать громче – если вы приблизитесь к нему, тише – если вы удаляетесь от него. Давайте   рассмотрим   это   чудесное   вологодское   кружево.   Кажется,   оно сплетено   не   из   ниток,   а   из   белой   паутины   –   так   нежен   узор.   На   фоне тончайшего узора вьется белая аккуратная дорожка. Вот по этому извитому контуру и узнаются изделия вологодских кружевниц. Игра “Поиск слова”. 1­я ученица. Как же удается создать такую красоту? Волшебная палочка? Так и есть! Только не одна, а 6, даже 12 пар деревянных палочек. А как же называются эти палочки? Кто хочет участвовать в отгадывании этого слова, становитесь в круг. Мы сыграем в старинную русскую игру. Первый водящий идет с внешней стороны круга, держа в руках кружевной платочек. Остальные держат руки за спиной, готовясь принять платочек. И, если водящая вложит вам   платочек   в   руки,   бросайтесь   за   ней   вдогонку,   стремясь   коснуться   ее платком,   пока   она   обегая   круг,   не   успеет   занять   ваше   место.   Не   успеете догнать – быть вам водящим вместо нее. Игра сопровождается записью русской плясовой мелодии. 2­я ученица. Победители в этой игре будут участвовать в поисках слова. В этой корзине узорчатые квадратики. Каждый из вас вытащит по листочку. Рассмотрите  их:  кому   попались   чистые  листочки,  кому   с  рисунком?  Игру продолжают те, у кого рисунки. У кого что на листке изображено?На первом листке изображен повар в тельняшке. Это кок. На втором – буква “К”, перечеркнутая крест­накрест. На третьем – хоккейные клюшки. Зрителям   показывают   увеличенные   изображения.   Все   вместе   в   своем порядке они представляют ребус. Кто из вас угадает название волшебных платочков? А я вам подскажу в стихах. Первое слово – повар на флоте: Знает толк и в борщах и в компоте. Слово второе найдешь ты в хоккее: Шайбу забить без него не сумеешь. Эти два слова составь воедино, Буковку выбрось из середины … Ну­ка, кто первым понял подсказку: Чем кружевницы плетут свою сказку?  Ответ: плетут коклюшками. 1­я ученица. А представьте, ребята, что у вас нет ни крючка, ни спиц, ни коклюшек.   Но   если   вы   умеете   держать   в   руках   обыкновенную   иголку   с ниткой, то и в этом случае вы сможете создать кружевное изделие. Главное, чтобы у вас было желание сотворить чудо, ведь способов получения ажурных кружев очень много. Сказка   о   кружеве   –   это   сказка   без   конца.   Потому   что   кружевницы   не перевелись   в   нашей   стране.   Они   по­прежнему   творят   свои   белоснежные кружева. Велика Россия наша, И талантлив наш народ, Об искусниках­умельцах На весь мир молва идет! А на смену им подрастают новые мастерицы. И в этом мы сегодня все  убедились.