Р.Г.Москаева, учитель физической культуры
МОУ СШ №1, г. Волжский , Волгоградской области(Россия),
sokolova_raichka@list.ru
МОУ СШ № 1 город Волжский Волгоградской области.
Деятельность школьного спортивного клуба
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
в рамках внеклассной работы школы.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся на базе МОУ СШ № 1 им. Ф.Г. Логинова г. Волжского, Волгоградской области 30 сентября 2016 года создан и активно функционирует школьный спортивный клуб «Здоровое поколение». Он возник в рамках регионального инновационного проекта «Открытое событийное пространство клубной деятельности как эффективный ресурс реализации задач ФГОС ООО» (сроки реализации 2016—2021 гг.).
В рамках деятельности клуба «Здоровое поколение» решаются следующие основные задачи:
1. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни, дополнительное образование учащихся в области физической культуры и спорта, формирование навыков и развитие мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни.
2. Реализуются функции: воспитания у учеников бережного отношения к своему здоровью; обучения учеников нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков; содействие физическому развитию учеников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.
3. Обеспечивается взаимодействие учебного и внеурочного учебного процессов физического воспитания с помощью ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.
4. Социальная адаптация подростков в социуме. Осуществляются мероприятия по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта.
5. Улучшаются условия для организации спортивно-массовой работы и оснащения учебно-тренировочного процесса спортивным оборудованием и инвентарем.
6. Формируются у учеников, родителей, педагогов осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек, происходит охват максимального количества учеников школы оздоровительными мероприятиями.
А для меня как учителя физкультуры основная цель работы ШСК – дополнительная возможность формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), стимулирование молодого поколения к ведению здорового образа жизни, активному участию в программах по сохранению и укреплению здоровья детей.
Одним из важных направлений деятельности клуба является массовая физкультурно-оздоровительная работа. Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Спортивные мероприятия должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей, подростков и взрослых. Увеличить число занимающихся физкультурой возможно через расширение спортивных кружков и проводимых соревнований, через привлечение к соревнованиям детей разного возраста, а также родителей и активное участие в соревнованиях болельщиков.
Реализация данного направления (в течение года):
●спортивные игры (волейбол, баскетбол) для 5—11-х классов;
●осенний и весенний кроссы;
●школьные соревнования по мини-футболу;
●городские соревнования по спортивным играм;
●Спартакиада школьников;
●спортивные состязания: «Веселые старты», «А ну-ка, парни»;
●олимпиады по физкультуре;
●День здоровья;
●соревнования «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры» и др.
●подготовка и сдача норм ВФСК ГТО;
Второе направление деятельности клуба «Здоровое поколение» — это пропаганда здорового образа жизни среди детей. Основная задача — довести до детей, что здоровье — это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни — самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.
Реализация данного направления:
●конкурсы рисунков учащихся на темы: «Мы любим спорт», «Школа — территория здоровья» и др.;
●олимпиада по физкультуре;
●конкурсы газет и плакатов среди учащихся 5—8-х классов на тему «Спорт — это жизнь»;
●оформление стенгазет с итогами прошедших соревнований и мероприятий и др.
●создание «проектного офиса» для учащихся школы;
-Крепкое здоровье населения.
Цель: Средняя продолжительность жизни среднеевропейского уровня.
-Комфортная среда обитания.
Цель: Безопасная еда, вода и воздух.
-Практичное образование. ЗОЖ
Цель: Активные наследники. Молодое поколение знает правду о вреде алкоголя и табака.
-Культурная эволюция.
Цель: Пропагандируются только здоровые и вдохновляющие к жизни образы.
● конкурс ритмической гимнастики, конкурс на лучшую утреннюю гимнастику.
В чем отличие роли педагога в досуговой деятельности школьного спортивного клуба «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» от выше
перечисленных форм занятий? Это третье направление деятельности клуба «Здоровое поколение» — совместная работа семьи и школы для воспитания здорового поколения. Вспомним слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное». Поэтому необходимо вовлечение родителей в работу по обеспечению здоровья учащихся. Между школой и семьей необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной, творческой и здоровой их жизни. ШСК «Здоровое поколение» - это объединение детей , педагогов, родителей, взрослых по интересам на добровольных началах, организующие разнообразную творческую деятельность детей.
Реализация данного направления:
●здоровье наших детей — в наших делах (итоги медосмотра, анализ состояния здоровья учащихся);
●тематические родительские собрания;
●консультации, беседы для родителей;
●проведение совместных экскурсий, походов и пр.
Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в рамках клубной деятельности за эти годы, можно сделать следующие выводы:
●выросло количество участников клуба «Здоровое поколение»;
●увеличилось количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни;
●у ребят повысилась самооценка, они стали более уравновешены, сосредоточены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года;
●внедрены в практику школы здоровье сберегающие технологии по пропаганде здорового образа жизни;
●в школе созданы условия, содействующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.
Таким образом, многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она служит целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей связан с всесторонним развитием личности, формированием мировоззрения и жизненной позиции школьников, их морального облика. Приобретенные в школьном возрасте универсальные учебные действия, двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в любом возрасте.
И уже сегодня невозможно представить воспитательный процесс в нашей школе без включения школьников в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает благоприятные условия для развития их творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения, позволяет учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.
В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Творчество – норма развития детей; по утверждению Л.С. Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в то или иное клубное объединение.
В условиях школы оздоровительно-спортивная деятельность является одной из сфер, в которой школьник, независимо от уровня успеваемости и многих других характеристик, может наиболее свободно проявить свои способности к общению, инициативность, организаторский талант. Поэтому очень часто именно физическая культура и спорт становится той основой, на которой дети объединяются для совместного проведения времени.
Школьный оздоровительно-спортивный клуб - одна из наиболее эффективных форм приобщения, обучающихся к общественной деятельности (социализации), воспитания у них организаторских умений и навыков.
Аналитическая работа школьного спортивного клуба включает в себя: составление банка данных учащихся подготовительной и специальной медицинских групп, детей – инвалидов; выпуск бюллетеней, газеты о профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата. Информация о профилактике инфекционных заболеваний; выявление личностных качеств учащихся путём анкетирования; выявление социального статуса ребенка, изучение межличностных отношений среди ровесников; организация семинаров и тренингов с педагогическими работниками по осуществлению работы, направленной на укрепление здоровья и повышение работоспособности организма детей.
Просветительской деятельностью школьного спортивного клуба являются: беседы о средствах личной гигиены (старшеклассники, медицинские работники), волонтерская деятельность (общественная организация «Общее дело»), кинолекторий «Готов к труду и обороне» (о введении Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО). Работа с родителями о значении своевременной вакцинации (медицинские работники), встречи и
Каждый месяц члены клуба (если есть необходимость, то чаще) собираются, чтобы обсудить результаты проделанной работы, проанализировать успехи и неудачи деятельности и на основе этого составить план работы на следующий период. Опираясь на педагогический опыт, руководители клуба делают упор на самостоятельность, дисциплинированность и координацию деятельности участников. Каждому члену клуба даётся возможность совершенствоваться в той сфере, к работе в которой он чувствует себя наиболее способным (участие в соревнованиях или стратегия, оформление документации клуба или плакатное мастерство, и др.). Для сплочения клубного коллектива налажена массовая волонтёрская деятельность. Немаловажную роль играет усовершенствованная система привлечения и принятия в школьный спортивный клуб «Здоровое поколение» новых членов путём проведения различных конкурсов и мастер-классов, позволяющих раскрыть способности школьников. В нашей клубной деятельности становится возможным разворачивание интенсивных практических проб, включение учащихся в различные формы образовательной коммуникации. Клуб создает образовательное пространство, стимулирующее продуктивное участие детей во внеурочной деятельности, развитие интереса к созданию и презентации продуктов собственной деятельности, проявление творческих способов самореализации ребенка. Для разновозрастных ученических объединений клуб обеспечивает условия для эмоционально насыщенной, творческой деятельности детей в формах самодеятельных занятий, разнообразного мышления, коллективного творчества.
Эффективность реализации деятельности школьного спортивного клуба «Здоровое поколение» можно представить следующим образом:
- в учебном процессе - возможность формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), расширение и разнообразие форм занятий физкультурой;
- внеклассная работа - многофункциональность школьного спортивного клуба при общеобразовательном учебном заведении позволяет расширить досуговую деятельность учащихся. Проведение соревнований, спортивных праздников и фестивалей поддерживает интерес детей к занятиям физической культурой в урочное и во внеурочное время, отвлекая от проявления асоциального поведения.
- каникулярное время - выходные дни и каникулярное время могут быть использованы для организации активного досуга детей и подростков, проведения на имеющейся спортивной базе занятий в секциях по видам спорта и спортивных мероприятий, в том числе с привлечением родителей;
- положительная динамика участия детей и взрослых, принимающих участие в общешкольных днях здоровья.
Самый важный результат проекта – вовлечение детей нашей школы и их родителей в социально-значимую проектную и физкультурно-оздоровительную деятельность. В заключении хочется отметить тот факт, что школьный спортивный клуб «Здоровое поколение» эффективно реализует свои воспитательные функции и его деятельность является органичным элементом школы. При этом объединения по интересам позитивно влияют на жизнедеятельность школы, способствуют развитию ее воспитательной и образовательной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – с.432
3. Методические рекомендации «Создание и организация деятельности подросткового физкультурно-оздоровительного клуба в школе» / авт.-сост. Г.А. Фролова, – Ленинск-Кузнецкий, 2017. – с.50
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. №1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов».
5. Технология создания и развития школьных спортивных клубов: методические рекомендации / сост. А.В. Младенцев, Д.И. Младенцева, Ханты-Мансийск , 2015. – с.32
6. Школьный спортивный клуб / О.А. Зайцева // Физическая культура в школе. – 2014. - №2. – С. 47-50.
7. Школьный спортивный клуб и особенности его функционирования в условиях внеурочной деятельности / М.В. Сейтмухаметова // Физическая культура в школе. – 2014. -№6. – С. 50-57.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.