Статья на тему:
«Деятельностный метод обучения для дошкольников».
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Известно, что определяющее значение для решения современных задач образования имеет качество работы педагога. Сегодня педагогам, как никогда раньше, важно нетолько владеть инструментами организации образовательного процесса деятельностного типа, но и уметь модифицировать эти инструменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, своими профессиональными интересами. Технология деятельностного метода обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной самостоятельной учебно-познавательной исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Данный подход направлен на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Приведем пример.
Вид деятельности: познавательная (ФЭМП). Тема: сравнение групп предметов. Знак
≠ («не равно»). Цель: актуализировать знания о сравнении равных групп
предметов. − Ребята, у доктора Айболита 2 палаты. В одной лежат животные
холодных стран, а в другой — животные жарких стран. Нужно расставить стаканы с
лечебным соком на 2 подноса так, чтобы на подносах получились равные группы
стаканов. (Дети раскладывают прямоугольники на 2 «подноса», сравнивая их по
цвету и размеру). − Покажите доктору, что группы стаканов на подносах
равны. (Дети с помощью счетных палочек выкладывают между подносами знак =).
Затруднение в ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой
дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку
необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием,
понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у
него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?» мы помогаем осмыслить,
что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее
формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно
узнать? Чему нам нужно научиться?»
Заключение
При использовании деятельностного метода обучения и в силу особенностей психологического развития детей дошкольного возраста возможно достижение таких задач дошкольной подготовки, как:
- формирование умения работать в коллективе;
- направленность на получение совместного положительного результата;
- мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности.
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
- возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
- возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
- значительно сокращается время обучения,
-наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Литература:
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. (Методические рекомендации, часть 3), М: Ювента, 2011, 208 с.
Петерсон Л. Г.
Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» //
Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000»,
2007, 124 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.