Диагностические методики выявления агрессивности у младших школьников
Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»
Лютова К.К., Монина Г.Б.
Оцените предложенные утверждения.
№ |
Утверждение о ребенке |
Да |
Нет |
1 |
Временами в него вселяется «злой дух» |
|
|
2 |
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен |
|
|
3 |
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же |
|
|
4 |
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться |
|
|
5 |
Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги |
|
|
6 |
Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение |
|
|
7 |
Он не прочь подразнить животных |
|
|
8 |
Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним |
|
|
9 |
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих |
|
|
10 |
В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот |
|
|
11 |
Часто бывает ворчлив |
|
|
12 |
Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека |
|
|
13 |
Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других |
|
|
14 |
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых |
|
|
15 |
Легко ссорится, часто вступает в драки |
|
|
16 |
Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми |
|
|
17 |
У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности |
|
|
18 |
Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится |
|
|
19 |
Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других |
|
|
Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.
15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности
7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности
1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности
АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).
Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)
Графическая методика «Кактусы» предназначена для определения состояния эмоциональной сферы, наличии агрессивности, ее направленности, интенсивности и т.п.
Испытуемому выдается лист белой бумаги и простой карандаш. Возможен вариант использования карандашей 8 «люшеровских» цветов.
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь» вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
В рисунке могут провялятся следующие качества испытуемых:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренне штриховки, прерывистых линий.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интовертированность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.
При завершении рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы:
- Этот кактус домашний или дикий
- Этот кактус сильно колется. Его можно потрогать.
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают его, удобряют.
- Кактус растет один или с каким-то растением по соседству. Если растет с соседом, то что это за растение.
- Когда кактус подрастет, то, как он изменится (объем, иголки, отростки).
Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».
Методика А.Романова
Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются
ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до 4 баллов. Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.
Бланк методики:
Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________
Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):
Признаки проявления агрессивности у ребенка |
Как проявляется агрессивность |
Частота проявления |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1. Вегетативные признаки |
Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
2. Внешние проявления агрессивности |
Кусает губы в состоянии раздражения Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сжимает губы, кулаки, когда обижают |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тревожное напряжение разрешается гневом |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
3. Длительность агрессии |
После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
4. Чувствительность к помощи взрослого |
Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Чувство неприязни к др. не корректируется извне |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5. Особенности отношения к собственной агрессии |
Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
6. Недостаточность в проявлении гуманных чувств |
Стремится делать назло другим Проявляет безразличие к страданиям других Стремится причинить другому страдание |
0 0 0 |
1 1 1 |
2 2 2 |
3 3 3 |
4 4 4 |
7. Реакция на новизну |
Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
8. Реакция на ограничение |
При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Реактивность (чувствительность к агрессии других) |
Проявляет агрессивные реакции первым |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Проявляет агрессивные реакции на действия других |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Толкается, когда обижают |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
10. Чувствительность к присутствию других |
Щипается на глазах у всех |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Толкает сверстника на глазах у всех |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
11. Физическая агрессия, направленная на предмет |
Ломает постройку на глазах у всех |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ребенок бросает предмет об стенку |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Отрывает руки, ноги кукле |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
12. Агрессия, направленная на сверстников |
Толкает других детей в состоянии раздражения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Походя ударяет встречных |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Бьет других детей в состоянии раздражения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ударяет детей и внезапно успокаивается |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Кусает других детей в состоянии раздражения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
13. Агрессия, направленная на себя |
Просит себя стукнуть еще раз |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Берет на себя вину за других |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Рвет на себе волосы |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Щипает себя в состоянии раздражения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Кусает себя в состоянии раздражения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
14. Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) |
Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Царапает взрослого |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Бьет больно ногой бабушку |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
15. Вербальная агрессия |
Говорит обидные слова детям |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Говорит обидные слова взрослым |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Говорит нецензурные слова детям |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Говорит нецензурные слова взрослым |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
16. Агрессивность в виде угрозы |
Замахивается, но не ударяет другого |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Агрессия, направленная на животных |
Щипает кошку |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выкручивает хвост кошке |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Специально наступает на лапы собаке |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
18. Агрессия разных видов направленности |
Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Неупорядоченные проявления агрессии |
Плюется в состоянии раздражения |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):
- 1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии, как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; - 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций
- 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.
АГРЕССИВНОСТЬ
ОПРОСНИК: Ребенок глазами взрослого
Ф.И.О. ребенка___________________________Возраст ___________ Дата заполнения ______________________
Заполнил: родитель, психолог, педагог _______________________________________
Подчеркните, насколько выражены сутуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:
0 - нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно.
Признаки проявления агрессивности у ребенка |
Как проявляется агрессивность |
Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки |
· Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения · Облизывает губы в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Внешние проявления |
· Кусает губы в состоянии раздражения · Сжимает кулаки в состоянии раздражения · Сжимает губы, кулаки, когда обижают · Тревожное напряжение разрешается гневом |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Длительность агрессии |
· После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. · После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. |
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Чувствительность к помощи взрослого |
· Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией · Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться · Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии · Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии · Чувство неприязни к другим не корректируется извне |
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Особенности отношения к собственной агрессии |
· Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно · Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые |
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Особенности проявления гуманных чувств |
· Стремиться делать на зло · Безразличие к страданиям других · Стремление причинить другому страдание · У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Реакция на новизну |
· Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности · В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции |
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Реакция на ограничение |
· При попытке удержать яростно сопротивляется |
0 1 2 3 4 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) |
· Проявляет агрессивные реакции первым · Первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка · Проявляет агрессивные реакции на действия других · Толкается, когда обижают · Бьет других, если ребенка случайно толкнули |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к присутствию других |
· Щиплется на глазах у всех · Толкает сверстника на глазах у всех · Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
|
Физическая агрессия, направленная на предмет |
· Может сломать постройку на глазах у всех · Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку… · Ребенок может бросить предмет об стенку · Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры · Отрывает руки, ноги кукле
|
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на сверстников |
· Толкает других детей в состоянии раздражения · Проходя ударяет встречных · Бьет других детей в состоянии раздражения · Ударяет детей и внезапно успокаивается · Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) · Кусает других в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Агрессия невыраженной направленности |
· Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленное на окружающее (предметы, близких людей и пр.) |
0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) |
· Бьет родителей по руке, за то, что они не дают кидать игрушки · Бьет чужого взрослого по руке, за то, что он не дает разбрасывать игрушки т.п. · Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения · В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком · В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком · Царапает взрослого · Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи · Бьет больно ногой бабушку |
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Вербальная агрессия |
· Говорит обидные слова · Говорит обидные слова взрослым · Говорит обидные слова · Говорит нецензурные слова детям · Говорит нецензурные слова взрослым |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессивность в виде угрозы |
· Замахивается, но не ударяет другого · Пугает другого |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на себя |
· Просит себя стукнуть еще раз · Берет на себя вину за других · Рвет на себе волосы · Щиплет себя в состоянии раздражения · Кусает себя в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на животных |
· Щиплет кошку · Выкручивает хвост кошке · Специально наступает на лапы собаке |
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Неупорядоченные проявления и дополнения |
· Плюется в состоянии раздражения |
0 1 2 3 4 |
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИМ РЕБЕНКА
Ф.И.О. ребенка____________________ Возраст________ Дата заполнения_________
Заполнил: родитель, психолог, педагог ________________________________
Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.
Характер нарушений поведения |
В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность |
Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюётся. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается, говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз.
|
Вспыльчивость |
В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово.
|
Негативизм |
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальная: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет».
|
Демонстративность |
В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремиться обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.
|
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) |
Как реакция на препятствие: обижает при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
|
Конфликтность |
Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.
|
Эмоциональная отгороженность |
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. И особенности речевого поведения: не использует речь, как средство речевого общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
|
Дурашливость |
И реакции на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях.
|
Нерешительность |
В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. Проявления в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок появляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.
|
Страхи |
Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение. Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному. |
Тревога |
В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому.
|
Скованность |
В движениях: двигательно скован. В речи: запинается в речи. Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.
|
Заторможенность |
В познавательной активности: не знает чем заняться. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
|
Эгоцентричность |
Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: часто использует местоимение «Я».
|
Избегание умственных усилий |
В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).
|
Дефицит внимания |
Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по нескольку раз; требуется сочетание слова показом способа действия. В речи: условия выполнения задания и пр.
|
Двигательная расторможенность (гиперактивность) |
И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишний движений и пр.); действует раньше условного сигнала и пр. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.
|
Речевая расторможенность |
И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. В социальных отношениях: переговаривается на занятии, не смотря на замечания взрослого и пр.
|
Непонимание сложных словесных инструкций |
Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого. |
Непонимание простых словесных инструкций |
Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания. |
Застреваемость |
В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. И трудности переключения: с трудом переключается и прочее.
|
Работоспособность (умственная) |
Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия. |
Работоспособность (физическая) |
Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.