Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника
Оценка 4.7
Книги
docx
администрации
8 кл
09.11.2017
Школьное образование стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учитьсяОбществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Появилась необходимость совершенствования педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития обучающихся, а также создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и учителя, и наиболее полная реализация их способностей. В связи с этим актуальным становиться создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия деятельностной, предприимчивой, созидательной личности [3]. Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания, он предполагает воспитание и развития качеств личности, отвечающим требованиям информационного общества и инновационной экономики, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки, содержания и технологии образования.
статья.docx
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника
Н.В.Бурнова
Школьное образование стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько
обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным
умением, как умение учиться. Обществу необходимы социально мобильные, творчески
действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие
поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод.
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным
для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Появилась
необходимость совершенствования педагогической практики с целью существенного повышения
качества психологических условий обучения, воспитания и развития обучающихся, а также
создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и учителя, и
наиболее полная реализация их способностей. В связи с этим актуальным становиться создание
системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия деятельностной,
предприимчивой, созидательной личности [3]. Деятельностный подход это организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника, это метод обучения, при котором
ребёнок не получает знания, он предполагает воспитание и развития качеств личности, отвечающим
требованиям информационного общества и инновационной экономики, переход к стратегии
социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки,
содержания и технологии образования. Ориентацию на результаты образования,
как
системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий, познание освоения мира составляет цель и основной
результат образования, учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающих. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими
технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. новые требования. Одной
из них является технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим
коллективом под руководством доктора педагогических наук профессора Л.Г. Петерсон. [2]
Технология деятельностного метода обучения не разрушает традиционную систему
деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых
образовательных целей. Целью процесса обучения становится обучение разным видам
деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется
психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество
обученности. Достижение данной цели осуществляется через последовательное решение
следующих задач: систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных
в традиционном подходе обучения; увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе
обучения; обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и
ключевых деятельностных компетенций; повысить качество обучения в соответствии с
существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию; вырасти
профессионально, и подготовиться к переходу к новым государственным стандартам в образовании
[3]. Для осуществления поставленных задач проводится формирование и обработка следующих
видов деятельности: социальная,
Социальная
деятельность, способствующая осознанию ребёнком самого себя в окружающей действительности,
развивающая навыки самообразования. Учебнопознавательная деятельность, направленная на
овладение знаниями развития познавательных процессов. Организационная деятельность,
направленная на развитие коммуникативных навыков формирования общих ценностей коллектива,
развития нравственного качеств ребенка [1]. Принципиальным отличием технологии
учебнопознавательная,
организационная. деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно наглядного метода
обучения является то, что на первом месте деятельность не учителя, а учащихся. Обучить ребёнка,
значит регулярно, использовать приёмы, затрагивающие его личность, его опыт. Новый способ
организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её,
сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Для увеличения
эффективности путей активизации обучения школьников, обеспечения делового и речевого
взаимодействия, возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия.
Урок включает следующие этапы:
1.самоопределение к деятельности включение обучающихся в деятельность на личностно
значимом уровне;
2.актуализация знаний — обеспечение готовности обучающихся, включение в продуктивную
обучающую деятельность, повторения изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания»;
3.постановка учебной задачи, обсуждение затруднений, проговаривали* целей урока, темы;
4.«открытие» детьми нового знания — это решения задачи, обсуждения проекта и его решение;
5.первичное закрепление, проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов;
6.независимая самостоятельная практика учащихся, каждый для себя должен сделать вывод, о том,
что умеет;
7.самоконтроль и самооценка результатов, активизация оценочной деятельности через самооценку
полученных результатов.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое
содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их
соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. [2]
Любое занятие представляет собой систему, создаваемую учителем, для достижения конкретной
цели. В ходе учебной деятельности возникает ряд форм взаимодействия:
1.« учитель ученик» (используется для постановки проблемы);
2.работа в паре «ученикученик» (самоконтроль и самооценка;
3.групповая работа — (процесс поиска способа решения задач);
4.межгрупповое взаимодействие при общении,
самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов;
введении общих закономерностей и
5.индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий и творческих работ). [1]
Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов в
учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы
организации:
использование дифференцированных заданий;
использование в образовательном процессе ИКТ;
использование методов проекта. [3] Современное образование направлено на решение важнейшей задачи социальноличностного
развития ребенка. Это позволяет не только обеспечить новый высокий уровень подготовки
обучающихся к обучению, но и сформировать у учителя новый взгляд на образование.
Литература. 1.Матвеева Е.И.; Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению В начальной
школе: урок литературного чтения (из опыта работы) [Текст] //Серия «Новые образовательные
стандарты».М.:ВИТАПРЕСС,2011.68с.
2.Сухов В.П. Системнодеятельностный подход в развивающем Обучении школьников. [Текст]
СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.165с.
3.Хуторский А.В. Деятельность как содержание образования [Текст]//Ж.: Народное образование.
2003.№8.С107114
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.