Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Самостоятельная работа
по дисциплине: «Специальная педагогика»
Тема: «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Гладких Лариса Ивановна
г. Москва, 2017 г.
1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
3. Что такое акселерация и ретардация?
4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.
1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
· выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения;
· трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
· такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций;
· повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
· инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
· импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
· сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
· повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
· акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
· наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
· отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
· гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
· выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
· нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.
2 Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
· сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
· некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
· раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
· переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
· стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
· выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
· асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
· неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
· раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
· диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;
· диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
· диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.
3 Что такое акселерация и ретардация?
Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
В начале 20 века во многих странах было обнаружено, что вес и рост у подростков стал выше, чем в соответствующем возрасте у их и родителей, а половое созревание стало наступать раньше. В настоящее время ускорение развития охватило повсеместно страны Европы, Америки, Азии и Африки. Это дает основание говорить об акселерации как о вековой тенденции, характеризующей развитие современного человека.
Средний рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 1см, а вес - на 1,5-2,5кг. Статистика показывает, что за последние 40 лет у подростков по сравнению с их сверстниками 70-х гг. рост увеличился на 15см, а вес на 12-15кг.
Главные признаки акселерации:
· Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100-300гр. больше, а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей.
· Ускорение развития грудных детей. Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10-12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте 2-3 месяцев. У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5-6 см, а вес на 2-2,5кг выше, чем они были в начале века.
Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5-9 годам у детей конца 19 века.
В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы.
Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10-12 лет, а у мальчиков 12-14 лет.
В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.
Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам.
У женщин менопауза отодвинулась к 48-50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43-45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.
Основные причины появления акселерации:
1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин.
2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.).
3. Влияние СМИ.
4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда.
5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма.
6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).
Все эти факторы действуют в комплексе.
Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация.
Ретардация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды.
Медики сейчас констатируют, что наряду с акселерацией сегодня начинает преобладать ретардация — задержка развития: до 40% шестилеток функционально не готовы к школе. Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее.
Основные причины появления ретардации:
· Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.).
· Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция.
· Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).
4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
В предпубертатном периоде значительное место занимает асинхрония соматопсихического развития:
· диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;
· диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
· диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР. Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста полового созревания, а резким ускорением его темпа. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемых детям.
Среди психических особенностей предпубертатного периода, значимыми для возникновения патологического подросткового кризиса, представляются следующие:
· отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;
· невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции; некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;
· раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
· сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, нарастание педагогической запущенности, низкая работоспособность;
· переориентация интересов на внешкольное окружение, конформность с усвоением внешних форм подросткового поведения; стремление к имитации и асоциальных форм взрослой жизни (ранняя сексуальность, курении т.п.);
· неблагоприятные микросредовые условия как основа реакций имитации или протеста;
· неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.
Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:
· стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
· выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
· асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
· неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
· ранее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
· В подростковом возрасте могут возникать многие психические заболевания, некоторые из них возникают именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания обостряются. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с детства, а в подростковом возрасте их проявления становятся более явными.
В переходном возрасте повышается частота депрессивных расстройств, суицидальных попыток и завершенных суицидов. Гиперактивность встречается нечасто, чаще – дефицит внимания без гиперактивности с сопутствующими поведенческими отклонениями. Делинквентное поведение достигает пика в середине подросткового периода. Пищевые расстройства (нервная анорексия и булимия), шизофрения, зависимости (наркомания и алкоголизм) часто проявляются в переходном возрасте.
5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
В плане процесса формирования личности посредством освоения ею социальных ролей, наиболее важны две стадии — первичная (социализация ребенка и подростка) и промежуточная (социализация в юношеском возрасте 18—25 лет).
Наиболее опасны дефекты социализации в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Важнейшими агентами социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.
Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:
· конфликты с родителями, побеги из дома (дефекты семейной социализации);
· трудности, неудачи в школе, прогулы (дефекты социализации в школе);
· контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников);
· совершение преступления для удовлетворения элементарных потребностей либо «по наущению».
Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, - «по вине» семьи в следующие случаях:
· родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;
· родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитываются лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;
· родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации;
· родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).
Неблагополучные семьи:
· криминогенная семья (члены которой совершают преступления - Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.);
· аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией (развратное поведение родителей);
· проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой – соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми;
· неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре - связан с явлением эмоционального дискомфорта;
· псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей.
Школа. именно из среды неуспевающих детей, подростков часто выходят лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления. Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые «трудные дети», подростки. Большинство таких ребят — из неблагополучных семей, главным образом криминогенных, аморальных.
Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей. В результате неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у «трудных» складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклассниками.
Группы сверстников. В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности. Досуговая деятельность у подростков имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).
Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными.
Членами такой группы являются «трудные» подростки, которым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кражи, бродяжничество).
6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
Критерии патологических нарушений поведения у дошкольников |
Критерии патологических нарушений поведения у школьников |
- выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр; - такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых; - инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком; - импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; - реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста. |
- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; - повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям; - акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; - наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты; - отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей; - гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями; - выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду; - нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей. |
7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.
Неблагоприятные факторы развития личности младших школьников |
Неблагоприятные факторы развития личности школьников предпубертатного возраста |
- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; - некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью; - раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; - переориентация интересов на внешкольное окружение. |
- стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития; - выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений; - асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации; - неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения; - раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.