Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников
Оценка 4.7

Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников

Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
детская психология
29.06.2020
Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников
Самостоятельная работа Самостоятельная работа по дисциплине: «Специальная педагогика»
Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников.docx

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

 


Факультет дополнительного профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

по дисциплине: «Специальная педагогика»

 

Тема: «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

 

Гладких Лариса Ивановна

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2017 г.

1.     Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.

2.     Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?

3.     Что такое акселерация и ретардация?

4.     Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.

5.     Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.

6.     Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.

7.     Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.

1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.

В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.

В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:

·        выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения;

·        трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;

·        такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций;

·        повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;

·        инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;

·        импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;

·        реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.

В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:

·        сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

·        повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;

·        акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

·        наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;

·        отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

·        гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;

·        выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

·        нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.

2 Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?

Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:

·        сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

·        некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;

·        раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

·        переориентация интересов на внешкольное окружение.

Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:

·        стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

·        выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

·        асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

·        неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

·        раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

·        диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;

·        диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

·        диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

3 Что такое акселерация и ретардация?

Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

В начале 20 века во многих странах было обнаружено, что вес и рост у подростков стал выше, чем в соответствующем возрасте у их и родителей, а половое созревание стало наступать раньше. В настоящее время ускорение развития охватило повсеместно страны Европы, Америки, Азии и Африки. Это дает основание говорить об акселерации как о вековой тенденции, характеризующей развитие современного человека.

Средний рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 1см, а вес - на 1,5-2,5кг. Статистика показывает, что за последние 40 лет у подростков по сравнению с их сверстниками 70-х гг. рост увеличился на 15см, а вес на 12-15кг.

Главные признаки акселерации:

·        Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100-300гр. больше, а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей.

·        Ускорение развития грудных детей. Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10-12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте 2-3 месяцев. У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5-6 см, а вес на 2-2,5кг выше, чем они были в начале века.

Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5-9 годам у детей конца 19 века.

В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы.

Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10-12 лет, а у мальчиков 12-14 лет.

В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.

Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам.

У женщин менопауза отодвинулась к 48-50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43-45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.

Основные причины появления акселерации:

1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин.

2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.).

3. Влияние СМИ.

4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда.

5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма.

6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).

Все эти факторы действуют в комплексе.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация.

Ретардация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды.

Медики сейчас констатируют, что наряду с акселерацией сегодня начинает преобладать ретардация — задержка развития: до 40% шестилеток функционально не готовы к школе. Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее.

Основные причины появления ретардации:

·        Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.).

·        Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция.

·        Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).

4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.

В предпубертатном периоде значительное место занимает асинхрония соматопсихического развития:

·        диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;

·        диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

·        диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР. Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста полового созревания, а резким ускорением его темпа. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемых детям.

Среди психических особенностей предпубертатного периода, значимыми для возникновения патологического подросткового кризиса, представляются следующие:

·        отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;

·        невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции; некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;

·        раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

·        сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, нарастание педагогической запущенности, низкая работоспособность;

·        переориентация интересов на внешкольное окружение, конформность с усвоением внешних форм подросткового поведения; стремление к имитации и асоциальных форм взрослой жизни (ранняя сексуальность, курении т.п.);

·        неблагоприятные микросредовые условия как основа реакций имитации или протеста;

·        неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.

Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:

·        стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

·        выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

·        асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

·        неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

·        ранее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

·        В подростковом возрасте могут возникать многие психические заболевания, некоторые из них возникают именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания обостряются. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с детства, а в подростковом возрасте их проявления становятся более явными.

В переходном возрасте повышается частота депрессивных расстройств, суицидальных попыток и завершенных суицидов. Гиперактивность встречается нечасто, чаще – дефицит внимания без гиперактивности с сопутствующими поведенческими отклонениями. Делинквентное поведение достигает пика в середине подросткового периода. Пищевые расстройства (нервная анорексия и булимия), шизофрения, зависимости (наркомания и алкоголизм) часто проявляются в переходном возрасте.

5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.

В плане процесса формирования личности посредством освоения ею социальных ролей, наиболее важны две стадии — первичная (социализация ребенка и подростка) и промежуточная (социализация в юношеском возрасте 18—25 лет).

Наиболее опасны дефекты социализации в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Важнейшими агентами социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

·        конфликты с родителями, побеги из дома (дефекты семейной социализации);

·        трудности, неудачи в школе, прогулы (дефекты социализации в школе);

·        контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников);

·        совершение преступления для удовлетворения элементарных потребностей либо «по наущению».

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, - «по вине» семьи в следующие случаях:

·        родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;

·        родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитываются лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;

·        родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации;

·        родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).

 

Неблагополучные семьи:

·        криминогенная семья (члены которой совершают преступления - Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.);

·        аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией (развратное поведение родителей);

·        проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой – соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми;

·        неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре - связан с явлением эмоционального дискомфорта;

·        псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей.

 

Школа. именно из среды неуспевающих детей, подростков часто выходят лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления. Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые «трудные дети», подростки. Большинство таких ребят — из неблагополучных семей, главным образом криминогенных, аморальных.

Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей. В результате неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у «трудных» складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклассниками.

Группы сверстников. В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности. Досуговая деятельность у подростков имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными.

Членами такой группы являются «трудные» подростки, которым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кражи, бродяжничество).

6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.

Критерии патологических нарушений поведения у дошкольников

Критерии патологических нарушений поведения у школьников

- выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;

- такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;

- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;

- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;

- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.

- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;

- акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

- наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;

- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

- гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;

- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.

 

7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.

Неблагоприятные факторы развития личности младших школьников

Неблагоприятные факторы развития личности школьников предпубертатного возраста

- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

- некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;

- раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

- переориентация интересов на внешкольное окружение.

- стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

- выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

- асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

- неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

- раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

 


 

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников

Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников

В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы: · сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к…

В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы: · сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к…

Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?

Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?

ЗПР. 3 Что такое акселерация и ретардация?

ЗПР. 3 Что такое акселерация и ретардация?

В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см

В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см

Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее

Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы - их иммунитет отстраивается гораздо медленнее

Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; · сочетание указанных…

Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; · сочетание указанных…

Делинквентное поведение достигает пика в середине подросткового периода

Делинквентное поведение достигает пика в середине подросткового периода

Неблагополучные семьи: · криминогенная семья (члены которой совершают преступления -

Неблагополучные семьи: · криминогенная семья (члены которой совершают преступления -

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения

Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста

Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста

Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; - некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной…

Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; - некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2020