МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При использовании игровых приёмов на занятии с целью предложения детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только поняли и приняли игровую задачу, но и выполняли требования к качеству изображения. Поэтому игровой приём должен вызвать у детей желание выполнить работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих.
Дети должны знать, что может произойти, если не выполнить задачу. То есть наличие у детей эмоционально-интеллектуального опыта позволяет им принять мотив, цель и условия её достижения. Такой опыт должен быть сформирован заранее, на занятии он только «оживляется» с помощью игровых приёмов. Чем младше дети, тем больше они нуждаются в актуализации такого опыта непосредственно на занятии. При этом условии требования к изображению, к деятельности детей, сформулированные в задачах, становятся актуальными для них, важными, так, как только их выполнение позволяет достичь желаемую игровую цель, оформленную в мотиве.
Игровые приёмы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий, например, восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов применяется приём обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данным.
На таких занятиях, в их первой части, полезно подключать детей к показу способов изображения. В этом случае можно дополнительно использовать приём обыгрывания незаконченного изображения. Показ ребёнка воспитатель обыгрывает. То есть дети не просто активно воспринимают готовую информацию, способ действия, но и анализируют образ, предлагая варианты его улучшения.
Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры – создаваемый образ, а игрушки – средства обыгрывания.
Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приёмов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования или аппликации).
Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание.
Игровые действия с применением игрушек могут отвлечь детей. Сосредоточенные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху. Практическое обыгрывание допустимо в случае «застоя», пассивности, когда ребёнок не знает, что делать дальше, считает работу законченной или устал, потерял интерес к изображению.
В ситуации активного поиска ребёнком способов изображения, когда возникают затруднения, достаточно словесного игрового действия. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, помочь дошкольнику увидеть его выразительность и слабые стороны; обеспечить добровольное принятие ребёнком советов взрослого.
В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приёмам анализа.
В комплексе разных методов и приёмов важно использовать приём обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией ещё в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа.
Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой приём вводит детей в изображаемую ситуацию, создаёт ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками.
Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде.
Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приёмов самом разнообразном сочетании между собой и с другими приёмами обучения. На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приёмы, но своеобразие центральных задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приёмов с другими. Так, на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой его части используют рассказ объяснение, показ воспитателем способов действия.
Часто используется обыгрывание предмета или игрушек с целью обследования. Игровой приём вызывает интерес к предмету изображения, лучшее понимание и желание выполнить задание.
Можно сделать вывод, что игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования, лепки и помогают вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ. Благодаря игровым приемам создается игровая ситуация, в которой ребенок активно действует. Выбор обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия. Главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.