Методические особенности использования игровых приемов на занятиях изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

  • Домашнее обучение
  • Лекции
  • doc
  • 16.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровые методы используются на занятиях изобразительной деятельности.
Иконка файла материала статья 6.doc

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

При использовании игровых приёмов на занятии с целью предложения детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только поняли и приняли игровую задачу, но и выполняли требования к качеству изображения. Поэтому игровой приём должен вызвать у детей желание выполнить работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих.

Дети должны знать, что может произойти, если не выполнить задачу. То есть наличие у детей эмоционально-интеллектуального опыта позволяет им принять мотив, цель и условия её достижения. Такой опыт должен быть сформирован заранее, на занятии он только «оживляется» с помощью игровых приёмов. Чем младше дети, тем больше они нуждаются в актуализации такого опыта непосредственно на занятии. При этом условии требования к изображению, к деятельности детей, сформулированные в задачах, становятся актуальными для них, важными, так, как только их выполнение позволяет достичь желаемую игровую цель, оформленную в мотиве.

Игровые приёмы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий, например, восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов применяется приём обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данным.

На таких занятиях, в их первой части, полезно подключать детей к показу способов изображения. В этом случае можно дополнительно использовать приём обыгрывания незаконченного изображения. Показ ребёнка воспитатель обыгрывает. То есть дети не просто активно воспринимают готовую информацию, способ действия, но и анализируют образ, предлагая варианты его улучшения.

Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры – создаваемый образ, а игрушки – средства обыгрывания.

Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приёмов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования или аппликации).

Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание.

Игровые действия с применением игрушек могут отвлечь детей. Сосредоточенные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху. Практическое обыгрывание допустимо в случае «застоя», пассивности, когда ребёнок не знает, что делать дальше, считает работу законченной или устал, потерял интерес к изображению.

В ситуации активного поиска ребёнком способов изображения, когда возникают затруднения, достаточно словесного игрового действия. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, помочь дошкольнику увидеть его выразительность и слабые стороны; обеспечить добровольное принятие ребёнком советов взрослого.

В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приёмам анализа.

В комплексе разных методов и приёмов важно использовать приём обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией ещё в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа.

 Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой приём вводит детей в изображаемую ситуацию, создаёт ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками.

Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде.

Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приёмов самом разнообразном сочетании между собой и с другими приёмами обучения. На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приёмы, но своеобразие центральных задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приёмов с другими. Так, на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой его части используют рассказ объяснение, показ воспитателем способов действия.

Часто используется обыгрывание предмета или игрушек с целью обследования. Игровой приём вызывает интерес к предмету изображения, лучшее понимание и желание выполнить задание.

Можно сделать вывод, что игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования, лепки и помогают вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ. Благодаря игровым приемам создается игровая ситуация, в которой ребенок активно действует. Выбор обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия. Главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи.