Гаджеты. Польза и вред. Какие тайны хранит интернет
Все чаще мы слышим в профессиональных кругах обсуждение актуальных вопросов по предупреждению кризисных ситуаций в современной образовательной среде и своевременной психолого-педагогической помощи в рамках системы профилактики при зависимости от гаджетов. Вот и наша тема будет посвящена этому вопросу, решение которого мы пропустили через свою душу и профессию психолога.
Коллектив нашего детского сада очень дружный. Мы часто посещаем друг – друга в любое время дня и становимся участниками внутренних процессов взаимодействия детей со взрослыми. Родители для нас очень большой и важный источник информации о другой стороне жизнедеятельности наших воспитанников. В последнее время мы наблюдаем неприятную картину, когда гаджеты становиться для детей желаннее чем сам родитель.
Представьте такую картину: тревожный, плаксивый ребенок, лет четырёх, приходит в группу. Он замкнут, отстранен и насторожен, в течение дня немного отвлекается на предложенные мероприятия воспитателем. Но во второй половине дня тревожно ждет приход мамы. И вот, приходит мама, малыш с радостью бежит в объятья к родителю, бросается на шею, получает пару поцелуев, а следом телефон.
Ребенок успокаивается и быстро погружается в процесс изучения гаджета. В это время его одевают. И, ни в коем случае, нельзя прервать занятие, иначе будет истерика и слёзы. И так каждый день…
Как вам такое?
Мои с коллегами, начиная с воспитателей групп раннего возраста, так сильно были проникнуты этой проблемой, что решили в ней разобраться. Ведь это «увлечение» дает плачевные последствия при усвоении и социализации ребенка в обществе на любом возрастном этапе.
Дети, которых мы видим глазами педагогов.
Ведь в последние годы всё больше стало поступать детей с задержкой в речевое развитие, с проблемой в коммуникативных навыках общения, плохо развитой моторикой рук, пассивных, не желающих познавать что-то новое, играть, читать; проблемы с эмоциями (агрессия, страхи и т.д.) и социализацией в дальнейшем с усвоением школьной программы.
Начали с опроса родителей:
- Как проходит утренний сбор ребенка в детский сад/школу?
- Как организован приём пищи ребёнка?
- Как укладываете ребёнка на сон?
- Сколько времени в день вы разговариваете с ребенком?
- В какой форме проходит общение с ребёнком в семье?
- Играете ли вы в игры/обсуждаете личные ситуации и моменты жизни?
- Как проходит ваша совместная прогулка?
- Чем занят ваш ребёнок во время поездки в автомобиле?
- Чем занят ребёнок во время вашего занятия домашними делами?
Из многих ответов родителей был сделан неутешительный вывод! Оказалось, что ребёнок большую часть времени проводит в гаджетах чуть ли ни с самого рождения. По мнению родителей, были следующие ответы: «Сейчас дети – интернет поколения, у них мозг работает и развивается как-то по-другому, и им там интересно». Родители считают, что с помощью гаджета развивают ребенка.
Ребенок – это не маленький взрослый. Ребенок рождается с незрелым мозгом. Мозг, как белый лист бумаги, еще не заполненный. От 0 до3-х лет происходит его интенсивное развитие. Первые три года жизни — это период особенно активного сенсорного развития ребёнка. Под сенсорным развитием подразумевается развитие ощущений, под моторным - двигательное развитие. Ребёнок до 3-х лет должен исследовать реальный мир вокруг, привыкать к нему и узнавать, как он работает. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельные, вкусовые. Также очень важна двигательная активность.
Гаджеты опасны тем, что лишают малыша первых реальных впечатлений о мире, заменяют их ложными виртуальными представлениями. Ребёнок получает информацию не по всем каналам рецепторов, а только по зрительному. Он не чувствует движение, вкуса, запаха, нет тактильного контакты.
Следующий игровой прием мы предлагаем провести родителям, на практических встречах.
Необходимо всем сесть в один ряд, не пропуская сиденье. Поздороваться с соседом, попросить его разрешения познакомиться с ним другим способом (дотронуться до волос).
Установка: откинетесь удобно в кресле, левой рукой прикройте глаза, а правой нащупайте соседа и потрогайте его волосы. Опишите их, какие они, длинные или короткие, мягкие или жесткие, волнистые или прямые. А теперь попробуйте вспомнить какого цвета у вашего соседа глаза. Теперь посмотрите, в глаза другу и скажите, кто правильно ответил.
Аналогично у детей происходит нехватка информации при постоянном зависании в телефоне с перегрузкой только одного-двух анализаторов мозга.
Каждая сенсорная система поставляет в мозг свой сигнал, из которых мозг ребенка должен собрать целостный образ представлений о предмете или явлении, базирующийся на самоощущениях.
Разнообразие действия рук стимулирует процесс речевого развития ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает, как развит ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Сенсорное развитие, мелкая моторика рук имеет прямое воздействие на формирование правильной речи.
Для более полного анализа ситуации в целом
и понимании, о чем идет речь, родителям предлагаем пройти онлайн - тест «На
сколько я зависим от гаджетов». Результаты бывают разные, но так родители
сразу проводят параллель не только по своим детям, но и по своему настоящему
состоянию. Многие впервые начинают задумываться о своих реальных отношениях с
современным цифровым миром.
А вот о влиянии гаджетов на речевое развитие ребёнка не всем известно. Это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.
В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!
Однако, при чём здесь телевидение или компьютер? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.
Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.
Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.
Действительно мы, как педагоги видим данную проблему под другим углом. С точки зрения развития ребенка. Давайте разберемся, что происходит с маленьким ребенком во время длительного просмотра каких-либо сюжетов (мультиков, зарисовок, игр и т.п.).
Попадая в поле зрения ребенка, яркая картина быстро захватывает интерес и внимание.
Смена картинок и красочность повышает уровень концентрации (вовлеченности) ребенка в процесс.
Музыкальное сопровождение и голос оказывают постоянную стимуляцию к вниманию. Разработчики таких игр или мультиков заранее ориентируют свой продукт на длительное удержание внимания ребенка и добавляют специальные эффекты, которые не видны глазу человека.
В головном мозге активизируются центры визуального и слухового анализатора. И они работают в повышенном стимулирующем режиме.
Маленький ребенок не умеющий контролировать поток информации и дозировать её для себя оказывается поглощенным в этот процесс, который на первый взгляд безобиден.
Встает только вопрос, как долго можно в младшем дошкольном возрасте ребенка погружать в такое активное мозговое состояние? Почему?
Да, действительно дозированность, тему и качество контролирует родитель. И это его задача, которую в современном мире он должен выполнять на всем протяжение детства и взросления ребенка.
В младшем дошкольном возрасте - это 10-15 минут;
в среднем - 20-25 минут;
в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте - 30-45 минут максимум.
Какие же последствия нас ждут в случае бесконтрольного обращения детей с таким родом информации?
Превышаемое время препровождения ребенком за просмотром или игрой в гаджетах принесет определенные изменения в поведении ребенка и его мозговой активности.
Что это значит? Во-первых, изменяться интересы ребенка (он начнет терять интерес к практической деятельности, а именно лепке, рисованию, мозаике, пазлам, занятиям в прописях…) Но при этом останется большая потребность в общении, через игровые действия с игрушками или подвижных играх с родителями. Так, что сразу по ребенку не скажешь, что у него происходит замещение интересов.
Во-вторых, ребенок начнет терять концентрацию внимания при выполнении практических заданий: «Летать в облака», «Считать ворон».
Потому что ему не хватает стимулирующих потоков, которые в гаджетах представлены яркостью картинок их сменой и спецэффектами.
В- третьих, у ребенка притупится процесс развития логических цепочек, это значит, что он будет испытывать трудности с восприятием и анализом ситуации или восприятием слуховых установок и выполнением заданий. Опять в силу того, что недостаточно стимулирующего потока (яркости, красочности, звуковых и визуальных эффектов и т.д.), т.е. ребенок длительно концентрируется и трудно понимает поставленные цели с умственными задачами.
Он, в итоге, их выполнит, но родителю придется постоянно стимулировать ребенка, подталкивать, задавать наводящие вопросы, возвращаться в начало задачи, прикрикивать, угрожать. Потому, что ребенок не может удерживать информацию в голове, которая требует умственных усилий.
Мы всегда обращаемся с вопросом к родителям: «Что необходимо делать, для того чтобы предотвратить замещение интересов у ребенка?» Мнение и опыт родителей для нас тоже очень важен.
А мы всегда рекомендуем, что необходимо контролировать время препровождения ребенка в гаджетах. Переключать ребенка в различные виды деятельности, и быть твердым в своих решениях (требованиях) потому, что вы всё делаете во благо полноценного развития своего чада.
Советы для родителей
· Отложите покупку ребёнку смартфона, планшета на как можно более поздний срок.
· Не делайте телефон, компьютер и телевизор средством поощрения.
· Введите правило, что гаджеты родителей можно использовать только с вашего разрешения, не должно быть у ребенка дошкольного возраста постоянного свободного доступа.
· Используйте доступные вам технологии – функция родительского контроля и инструменты для отслеживания экранного времени. Они помогут вам установить рамки допустимого пользования электронными устройствами или интернетом.
· Не реагируйте на капризы и слёзы ребёнка при упрашивании продлить время игры. Ведите себя спокойно с твёрдостью в голосе и объясняйте терпеливо установленные правила. Постараться отвлечь детей другими занятиями, например, прогулкой. − поощрение и похвала — не нужно забывать хвалить детей за убранные в порядок игрушки, помощь по дому или умение самостоятельно одеться. Ведь именно похвала и вера в наших детей вселяет в них оптимизм и стремление быть самыми умными, ловкими, смелыми.
· Составьте «Семейное соглашение об использовании гаджетов». Определите свод правил о том, как смартфоны, планшеты, компьютеры, игровые приставки и другие устройства дети используют в вашем доме.
- Например: "Я буду использовать телефон/планшет только в гостиной и на кухне".
- Запретите телефон во время еды и лежа в кровати, готовясь ко сну.
· «Документ» должен соответствовать возрасту и потребностям детей. Начать можно с 3 лет – это подходящий возраст, чтобы можно было обсудить вопрос использования гаджетов. А соглашение позволит сделать это в игровой форме.
· Станьте примером для ребёнка — не нарушайте правила, которые сами устанавливаете, не увлекайтесь сами теми же гаджетами. − стимулируйте разнообразную занятость ребенка — приучайте ребёнка к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, познакомьте ребёнка с играми, в которые вы играли в своём детстве, гуляйте.
Потом стоит задуматься и о нравственной, о духовной стороне этого вопроса. И этот момент потребует еще большего внимания со стороны родителей. Темы передач, представленные на экранах телевизоров и компьютеров, не всегда отвечают правилам общества, тем более в наше время. Несут много пропаганды и ложные идеалы.
Недавно,
телекомпания «Общее дело» выпустила ряд мультфильмов для детей по формированию
культуры поведения в обществе, в том числе и о гаджетах. Так называемые
«правильные мультфильмы» о важном.
К просмотру мы привлекаем и родителей, и детей детского сада, с целью
формирования осознанного отношения в вопросах пользования современной цифровой
и коммуникативной техникой. Название мультфильма «Пожиратели мозга» https://yandex.ru/video/preview/1816199017817575074
- зловещее название, но сюжет прямо в точку.
Ну а для родителей, чья ситуация совсем плачевна, и родители потеряли всякий контроль над пользованием детьми гаджетов, предлагаем рассмотреть установку программ по родительскому контролю.
И так, пойдем по перечню:
1. Google Family Link
Поддерживаемые устройства (ребёнок): Android 7.0 и выше.
Поддерживаемые устройства (родитель): Android 7.0 и выше, iOS 13 и выше, веб. Цена: бесплатно.
Приложение от Google позволяет отследить, сколько часов ребёнок проводит в смартфоне, какие приложения открывает, что скачивает или что собирается купить в Google Play.
Родители могут удалённо запретить загрузку подозрительного контента, ограничить время использования интернета в браузере (Chrome), блокировать телефон на ночь или в любое другое время. Независимо от мнения взрослых, Family Link самовольно отрезает пользователям младше 13 лет доступ к сервисам YouTube.
Через приложение можно установить, где находится ваш ребёнок и не прогуливает ли он занятия. Отметив на карте нужные места, вы будете получать уведомления о выходе ребёнка из школы или секции, а также по его возвращении домой. Также можно позванивать устройства и просматривать оставшийся уровень заряда.
2. «Экранное время» + «Локатор»
Поддерживаемые устройства (ребёнок): iOS 12 и выше.
Поддерживаемые устройства (родитель): iOS 12 и выше, macOS 10.15 и выше. Цена: бесплатно.
Встроенная функция iOS для родительского контроля, которая предоставляет подробный отчёт с наглядным графиком использования гаджета, включая данные о количестве поднятий, времени, проведённом в приложениях и на сайтах. Родители могут настроить лимиты в различных категориях и конкретных программах, добавить необходимые приложения в «белый список», а также задать часы покоя и контакты, с которыми можно общаться детям.
В отслеживании местоположения в реальном времени поможет другое встроенное приложение — «Локатор». Оно не только подскажет, где находятся ваши дети, но и позволит настроить уведомления о прибытии или об уходе из определённых мест. Вы сможете в любой момент подать звуковой сигнал на устройство ребёнка или построить кратчайший маршрут к нему.
Ввиду защищённости iOS и недоступности чувствительных функций вроде блокировки приложений сторонних разработчиков, «Экранное время» в связке с «Локатором» является единственным полнофункциональным средством родительского контроля на iPhone и iPad.
3. «Где мои дети»
Поддерживаемые устройства: Android 7.1 и выше.
Цена: бесплатно, подписка платно в зависимости от пакета.
С помощью приложения вы всегда будете в курсе передвижений ребёнка, когда он один ходит в школу или гуляет. Кроме того, вы сможете отслеживать и контролировать приложения и сервисы, в которых малыши проводят время. «Где мои дети» позволяет даже прослушивать, что происходит вокруг. Однако и в бесплатной, и в платной версиях доступно только 5 минут времени, а дополнительные пакеты придётся докупать отдельно.
Программа совместима как со смартфонами, так и с умными часами. Кроме местоположения, устройства расскажут вам, во сколько ученик пришёл в школу, когда вернулся домой и долго ли ещё продержится аккумулятор. Чтобы вы могли дозвониться до ребёнка, даже если он оставил телефон в другой комнате или отключил звук, разработчики придумали функцию громкого сигнала.
4. Kaspersky Safe Kids
Поддерживаемые устройства: Android 5.1 и выше, iOS 12 и выше.
Цена: бесплатно, подписка платно в зависимости от пакета.
В создании приложения Kaspersky Safe Kids участвовали практикующие психологи. Поэтому основная фишка — более 100 профессиональных рекомендаций для родителей, которые вы получаете, пользуясь сервисом.
В бесплатной версии собраны инструменты, которые показывают, что ваш ребёнок ищет в интернете, на какие сайты заходит, какими программами пользуется и сколько времени проводит в Сети. При желании всё это можно регулировать, ограничивать и отключать. Правда, на iPhone и iPad из‑за строгой политики безопасности системы ограничения носят только рекомендательный характер — заблокировать детское устройство не получится.
Премиум‑вариант позволяет следить за зарядом батареи, мониторить активность в социальных сетях, просматривать историю запросов на YouTube и составлять расписание, по которому ребёнок будет пользоваться устройством.
Для платных подписчиков доступна и геолокация с возможностью очертить безопасный периметр для прогулок. Если ребёнок попытается обойти запреты или убежит за границы указанной в программе территории, система мгновенно отправит вам уведомление.
5. AirDroid Parental
Поддерживаемые устройства: Android 7.1 и выше, iOS 11 и выше.
Цена: бесплатно или подписка за 60 долларов в год на 10 устройств.
AirDroid Parental призван обеспечить максимальную безопасность вашего ребёнка и снизить потенциальную зависимость от телефона. Вы легко сможете отслеживать геолокацию в реальном времени и просматривать маршрут передвижения в течение дня. Также доступен полный контроль используемых приложений согласно выбранному графику и детальная статистика по ним.
Вы будете видеть уровень заряда детского устройства, а при желании даже происходящее на экране. Если есть подозрения, что ребёнок общается с сомнительными контактами, можно синхронизировать уведомления, и тогда все сообщения с его телефона будут одновременно приходить и на ваш.
6. Parental Control Kroha
Поддерживаемые устройства: Android 5.1 и выше, iOS 12 и выше.
Цена: платно, подписка платно в зависимости от пакета.
Приложение работает как GPS‑трекер и средство контроля за экранным временем. Родителям предоставляется подробная статистика приложений. Основываясь на ней, вы сможете аргументированно блокировать доступ к играм, соцсетям, веб‑сайтам и YouTube‑каналам. То есть ко всем развлечениям, которые мешают школьникам сосредоточиться на занятиях.
Программа также позволяет мониторить переписку в WhatsApp и Viber, контролировать уровень заряда батареи и просматривать недавние фото, которые сделали или получили ваши дети. Также есть функция защиты зрения, которая включит фильтр синего света вечером и предупредит, если ребёнок поднесёт телефон слишком близко к глазам.
7. Kids Security
Поддерживаемые устройства: Android 5.1 и выше, iOS 12 и выше.
Цена: бесплатно, подписка платно в зависимости от пакета.
Как и другие приложения для родительского контроля, Kids Security позволяет отслеживать местоположение ребёнка и все виды активности в телефоне с возможностью задать приемлемые лимиты. Помимо ограничения конкретных программы вы сможете назначить часы покоя, например, во время занятий в школе или в течение ночи.
Kids Security имеет несколько полезных функций, значительно улучшающих безопасность. Среди таких: возможность прослушивания звука с устройства ребёнка, установка «геозабора», выход за пределы которого сопровождается уведомлением, а также тревожная кнопка, чтобы быстро сообщить родителям об опасности.
Для всех родителей хочется пожелать терпения, бдительности и уверенности в том, что вы не лишаете детей их современных удовольствий, а помогаете быть всесторонне развитыми, умеющими самостоятельно контролировать свою деятельность в том числе и общение с гаджетами.
Литература
1. Белоусова, М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста.
2. Карпов, А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений.
3. Керделлан, К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова.
Источники:
https://vk.com/wall-82197743_1459756
https://yandex.ru/video/preview/1816199017817575074
https://lifehacker.ru/roditelskij-kontrol-na-telefone/
https://stihi.ru/2017/04/21/3262
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.