«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»
Оценка 4.7

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Детсад—1 кл
26.11.2019
«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»
Данная программа посвящена одному из важных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – отслеживанию сформированности универсальных учебных действий
курсовая фгос.docx

 

 

 

 

 

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

 

 

 

 

Выполнила

Педагог-психолог

Средней школы № 53

Светлана Владимировна Полякова


 

Содержание

                                                                                                                          стр.

Пояснительная записка

2

Цели и задачи проведения диагностики

8

Структура программы

10

Интерпретация результатов диагностики

Описание присвоения баллов, условные группы

11

Методики физиологической готовности к обучению в школе

17

Методики, определяющие уровень сформированности УУД

21

Список литературы

33

 

 

 


 

Пояснительная записка

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, считать и писать.
Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А.Венгер

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Школа – этот тот базис начальных знаний, который и позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех, в том числе и материальный. Но возможно это только тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».

Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.

Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. И это очень хорошо. Это говорит о том, что нам небезразличен каждый ребёнок, его самочувствие, его личная успешность. Но вся ли «правда о готовности» ребёнка к обучению содержится в традиционном комплексе показателей психологического развития? Не упускаем ли мы чего-нибудь очень важного, что может помешать даже психологически готовому ребёнку успешно адаптироваться к процессу обучения и получать качественное образование? Вопрос понятен каждому практику – и педагогу, и психологу. Периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребёнок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. В чём причина: некачественно провели диагностику? Или упустили что-то важное? Нам представляется, что одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребёнка и класса в целом, поскольку она не предполагает оценки целого ряда показателей

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущих первоклассников традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задаётся вопросом, готов ли его ребёнок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребёнка (Хорошо ли ему будет в школе?  Не навредит ли учёба его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (Не будет ли мой ребёнок хуже других?), и родительские амбиции (Что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьёзно задумывается и педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности (Смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения (Смогут ли дети научиться всему, чему нужно?). Эти вопросы особенно актуальны  сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребёнку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.

Если уровень готовности низкий, ребёнку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или логопеда. Как правило, нужны специальные занятия, которые позволят развить те или иные психологические процессы.

Приходя в школу, ребёнок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Всё это создаётся педагогом для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребёнок был готов  учиться так, как предлагает ему учитель. Нужны определённые стартовые умения. Речь не идёт об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях, как мы сказали по отношению к школьнику, метапредметного характера.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию:

·        к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

·        к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

·        к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

ФГОСы, как известно,  возникли не на пустом месте. Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. В основе ФГОСов - лозунг «Образование для жизни, образование через всю жизнь». Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность- человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения  должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения  жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Введение ФГОС не только изменило всю парадигму образования, но как известно внесло большие изменения в деятельность ПП.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка

Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога закреплены в следующих документах:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 42);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373 (п.28);  

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (п.25);  

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 № 413 (п.25)

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

В соответствии с вышеперечисленными требованиями  должна строиться и входная диагностика в предшкольный период развития ребенка, которая должна учитывать и введение в школах Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

В ней должны быть отражены как актуальный уровень развития ребенка, так и ближайшие его перспективы. На необходимость такого подхода в диагностике готовности к школе указывал Д.Б. Эльконин:  «Для диагностики психического развития в переходные периоды (от дошкольного к школьному возрасту) в схему нужно включать данные как по новообразованию дошкольного возраста, так и по начальным формам деятельности следующего периода, а также о проявлении и уровне развития симптомов, характеризующих наступление переходного периода»

Важно обеспечить согласованность показателей и параметров в предшкольной диагностике с ФГОС начальной школы.

Около 10 % психологов использует несколько диагностик. Практика показала, что использование разных методик и программ диагностики, не обеспечивает корректность сравнения результатов. Зачастую не отслеживается соответствие между программами диагностики и программами обучения, в которые предстоит включиться ребенку. Наконец, как мы уже отметили выше, возникает необходимость выделения параметров и показателей, которые с одной стороны соответствуют утвержденным  Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и, с другой, были бы ориентированы на новые образовательные стандарты начальной школы.

Для того, чтобы получить сопоставимые результаты, которые обеспечиваются разными программами дошкольного образования, необходимо унифицировать диагностический инструмент. Эту цель преследует наша диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС.

    Анализ научных данных и  нормативных документов позволил выделить основные принципы диагностики, а также блоки параметров и показателей готовности ребенка к школе.

В работах Л.А.Венгера и В.С.Мухиной подготовка детей к обучению в школе рассматривается с точки зрения целенаправленного формирования предпосылок учебной деятельности, подчеркивается, что психологическая готовность к обучению в школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными необходимые для него качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их освоению. Определение предпосылок собственно «школьных» психических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу, рассматривается как одна из основных задач изучения психологической готовности к обучению.

Важным показателем готовности является и уровень физического развития дошкольника, что зафиксировано в системе параметров оценки общей готовности И.В.Дубровиной (2004):

Физическая зрелость

Работоспособность

Представляется важной ориентация на комплексный подход в диагностике готовности, которая ориентирована не только на психологические  новообразования школьного возраста, но охватывают и специальную и физическую готовность дошкольников.

Предлагаемая программа является комплексной, нацелена на диагностику как общей, так и специальной готовности, ориентируется на следующие принципы:

 -  Комплексность – оценка готовности ребенка к школе в целом, включая:

Общую готовность к школе в совокупности компонентов физической и психологической готовности (мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, готовность в сфере общения)

Универсальность – независимость от применяемых в школьном учреждении программ, наличия или отсутствии специалистов.

Экономичность – исследование является достаточно  кратким по времени, используются наиболее эффективные формы индивидуального тестирования, а также экспертной оценки.

При составлении программы диагностического минимума были выделены те параметры развития психики ребенка, которые будут наиболее важны и востребованы при обучении в школе: интеллектуальный, эмоциональный,  социальный.  

Назначение диагностических методик:

обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

выявить индивидуальные различия между детьми.

Методики позволят учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. В этих целях нами разработана стартовая диагностика определения уровня сформированности УУД у дошкольников.


 

Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД). В данной работе раскрывается значение и необходимость формирования УУД в начальной школе. Но прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у младших школьников. В работе представлена диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС и критерии оценивания уровня сформированности УУД у будущих первоклассников.

Цели и задачи

Данная программа посвящена одному из важных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – отслеживанию сформированности универсальных учебных действий.

Цель работы: Выявить стартовые возможности будущих первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

Задачи:

Отобрать методики для стартовой диагностики уровня сформированности УУД у будущих первоклассников.

Разработать критерии оценивания и определить уровни развития каждого вида УУД.

 

Содержание работы

 Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2)регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Структура программы

Блоки

УУД

Виды

УУД

Исследуемый критерий

Диагностическая методика (автор и название)

Личностные

 

 

 

 

 

 

Самоопределение

Внутренняя

позиция

школьника

Беседа о школе(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Самооценка

Методика «Какой Я?» (дошкольный возраст)

Смыслообразование

Мотивация к учебной деятельности

Беседа о школе(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

«Незавершенная сказка»(Проба на познавательную инициативу)

2. Регулятивные

1) Целеполагание

2) Планирование

3) Прогнозирование

4) Контроль

5) Коррекция

6) Оценка

Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Выкладывание узора из кубиков

 

3. Познавательные

 

 

 

1) Общеучебные

2) Логические

3) Постановка и решение проблемы

Выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия, исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений

Методика диагностики уровня наглядно-образного мышления «Четвёртый лишний»(исключение картинки)

 Методика диагностики уровня вербально-логического мышления «Четвёртый лишний» (исключение слов)

 

Знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план

Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)

4. Коммуникативные

Действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Уровень сформированности коммуникативных навыков

«Левая и правая стороны» (Пиаже)

«Братья и сестры» (Пиаже)

Интерпретация результатов диагностики

Описание присвоения баллов, условные группы

Общее заключение об уровне сформированности УУД выводится на основе результатов по выбранным параметрам, которым присваиваются следующие баллы.

I. Личностные УУД:

Самоопределение:

Внутренняя позиция школьника:

Высокая – 3 балла- сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни;

Средняя – 2 балла- возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами;

Положительная внеучебная – 1 балл-положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;

Низкая – 0 балл -отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;

Самооценка личности

3 балла- адекватная самооценка;

2 балла- несколько завышенный или заниженный уровень самооценки;

1 балл- очень высокий уровень самооценки;

0 балл - очень низкий уровень самооценки;

Смыслообразование (мотивация к учебной деятельности):

Высокая – 3 балла- сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни;

Средняя – 2 балла- возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами;

Положительная внеучебная – 1 балл- положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;

Низкая – 0 балл -отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;

Проба на познавательную инициативу

Высокая – 3 балла- устойчивый учебно-познавательный интерес, обобщенный учебно-познавательный интерес

Средняя – 2 балла- ситуативный учебный интерес

Низкая  - 1 балл -реакция на новизну, любопытство

Очень низкий -0 балл- Отсутствие интереса несформированность учебно-познавательного интереса;

В зависимости от общей суммы баллов по данному блоку каждый ученик будет отнесен к одному из трех уровней сформированности личностных УУД:

 

Уровень сформированности личностных УУД

Сумма баллов по блоку «Личностные УУД»

Присваиваемый балл

1 уровень сформированности

10-12 баллов

3 балла

2 уровень сформированности

7-9 баллов

2 балла

3 уровень сформированности

0-6 баллов

1 балл

 

II. Регулятивные УУД:

Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

Высокий – 3 балла -началу выполнения действия предшествует тщательный анализ и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания;

Средний – 2 балла- соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения;

Низкий – 1 балл- отсутствует ориентация на образец;

Очень низкий – 0 балл- отказ от работы.

Характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия):

Высокий – 3 балла– самостоятельная ориентировка и планирование;

Средний – 2 балла– со-регуляция со взрослым;

Низкий – 1 балл -сотрудничества нет;

Очень низкий – 0 балл- отказ от работы.

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней 2  3

Высокий – 3 балла– задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена;

Средний – 2 балла– задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес;;

Низкий – 1 балл– задача не принята, принята неадекватно; не сохранена;

Очень низкий – 0 балл- отказ от работы.

Контроль и коррекция: 

Высокий – 3 балла– адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная;

Средний – 2 балла– есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная

Низкий – 1 балл контроль только по результату и ошибочен;

Очень низкий – 0 балл нет контроля и коррекции.

Уровень сформированности регулятивных УУД

Сумма баллов по блоку «Регулятивные УУД»

Присваиваемый балл

1 уровень сформированности

10-12 баллов

3 балла

2 уровень сформированности

7-9 баллов

2 балла

3 уровень сформированности

0-6 баллов

1 балл

III. Познавательные УУД:

Выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ(3 балла).

Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но  без предлогов и союзов(2 балла).

Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической(1 балл). Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы(0 баллов).

Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово на  6 карточках — это высокий уровень развития образно-логического мышления(3 балла), на 5- 4 карточках — средний уровень развития образно-логического мышления(2 балла), на 2-3 карточках – низкий уровень(1 балл), 0-1 – очень низкий уровень(0 баллов).

Исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений.

Если ребенок правильно находит и называет лишнее слово в 6 наборах слов — это высокий уровень развития вербально-логического мышления(3 балла), в  5- 4 наборах слов — средний уровень развития вербально-логического мышления(2 балла), в 2-3 наборах слов – низкий уровень(1 балл), 0-1 – очень низкий уровень(0 баллов).

Уровень сформированности познавательных УУД

Сумма баллов по блоку «Познавательные УУД»

Присваиваемый балл

1 уровень сформированности

7-9 баллов

3 балла

2 уровень сформированности

4-6 баллов

2 балла

3 уровень сформированности

0-3 баллов

1 балл

IV. Коммуникативные УУД:

Понимание возможности различных позиций и точек зрения

Высокий  – 3 балла-, координация разных пространственных позиций, соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя;

Средний – 2 балла- правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах;

Низкий – 1 балл- отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Очень низкий – 0 балл-отказ от выполнения задания.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной

Высокий – 3 балла- на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека;

Средний – 2 балла- ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей;

Низкий – 1 балл- отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Очень низкий – 0 балл-отказ от выполнения задания

Координация разных точек зрения

Высокий – 3 балла- правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их;

Средний – 2 балла- правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения;

Низкий – 1 балл- ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах

Очень низкий – 0 балл-отказ от выполнения задания

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Сумма баллов по блоку «Коммуникативные УУД»

Присваиваемый балл

1 уровень сформированности

7-9 баллов

3 балла

2 уровень сформированности

4-6 баллов

2 балла

3 уровень сформированности

0-3 баллов

1 балл

В зависимости от общей суммы баллов каждый ребёнок будет отнесен к одной из трех групп сформированности УУД:

Условная группа

Итоговая сумма баллов

Уровни сформированности УУД

1 условная группа

10-12 баллов

Высокий

2 условная группа

7-9 баллов

Средний

3 условная группа

0-6 баллов

Низкий

Соответственно общему результату сформированности УУД можно сделать вывод о готовности ребёнка к школьному обучению

Ф.И. ребёнка

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Общий результат

группа

уровень готовности ребёнка к школьному обучению

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методики физиологической готовности к обучению в школе.

1. Пропорции тела и темпы роста (Филиппинский тест)

Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (обычно в 5–6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Для того чтобы узнать, прошел уже или еще нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест. Надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других – только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года – это очень много. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы это развитие было гармоничным. И еще важно – чтобы родители осознавали степень зрелости своего ребенка и не предъявляли к нему требований, с которыми он не может справиться в силу своего уровня биологической зрелости. Поспешность в деле воспитания и обучения губительна. Пройдет совсем немного времени – и ребенок достигнет следующего этапа в развитии, на котором, возможно, быстро догонит и перегонит опередивших его на короткое время сверстников. Если же применить насилие и заставлять ребенка заниматься тем, к чему его организм еще не готов, можно нанести непоправимый ущерб организму и психике.

4-2

Полуростовой скачок – один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть – работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится – клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, до¬статочно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие – они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

2. Теппинг – тест  (Ильин Е.Л. «Методические указания к практикуму по психофизиологии» Л., 1981)

Используется для изучения физического качества – быстроты. Кроме этого позволяет определить тип нервной системы. Проводится до физической нагрузки – воспитателем либо психологом. Для исследования используют лист бумаги, размеченный на 4 квадрата размером 10х10 см, квадраты должны быть пронумерованы. Сидя за столом, испытуемый в каждом квадрате движением кисти за 5 сек. ставит максимальное количество точек.

Инструкция испытуемому: "По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек. Переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в руку карандаш и по сигналу "Начали!" проставляйте точки".

Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал "Начали!" и через каждые 5 секунд командует: "Перейти в другой квадрат!" По истечении 5 секунд работы в четвертом  квадрате дается команда "Стоп!"

Оценка результата: при хорошем функциональном состоянии ЦНС и двигательного анализатора количество точек в последующих квадратах возрастает. При утомлении количество точек меньше указанного и они либо уменьшаются в динамике, либо то возрастают, то уменьшаются. Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания теппинг - теста. Для этого сначала необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах  и занести результаты в протокол.

Оборудование: лист бумаги, размеченный на квадраты, карандаш, секундомер, бланк.

1

 

 

 

 

2

4

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение протокола.

 

1 квадрат

2 квадрат

3квадрат

4 квадрат

Итого

(сумма)

Испытуемый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Результаты выполнения методики теппинг-теста могут быть интерпретированы в качестве показателей типа работоспособности и типа нервной деятельности Для построения графика работоспособности на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно указанным ниже критериям.

График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем, к 20  секундам он может опуститься несколько  ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемого – сильный (см. график)

График работоспособности по типу ровный, максимальный темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной систему у испытуемого средней силы.

График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5 секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы испытуемого.

График работоспособности по типу промежуточный; темп работы снижается в этом случае после первых 10 секунд. Тип нервной системы в этом случае средне-слабый.

График работоспособности по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабым типом нервной системы.


 

1. Личностные универсальные учебные действия

Беседа о школе(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшкольная (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. а Да – А., не знаю, нет – Б.

2. А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

5. А – нет; Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

6. А – школа А, Б – школа Б

7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

8. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержаниюзанятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Методика «Какой Я?» (дошкольный возраст)

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, также  влияет на действия контроля и оценки в деятельности, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата.

Возраст: ступень предшкольная (6,5 – 7 лет)

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Протокол к методике - «Какой Я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1.      

2.      

3.      

4.      

5.      

6.      

7.      

8.      

9.      

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Вежливый

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний(адекватная с/0).

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

«Незавершенная сказка»(Проба на познавательную инициативу)

Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.

Возраст: дети 6,5 – 7 лет.

Форма: индивидуальная

Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос.

Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.

Описание задания

Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;

- адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни развития познавательных интереса и инициативы

1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,

2 средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Уровень

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.

 

Уровни:

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:

1.отсутствие интереса - несформированность учебно-познавательного интереса;

2. реакция на новизну – низкий уровень,

3. любопытство - низкий уровень,

4. ситуативный учебный интерес – удовлетворительный уровень,

5. устойчивый учебно-познавательный интерес - высокий уровень,

6. обобщенный учебно-познавательный интерес - очень высокий уровень.

 

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Выкладывание узора из кубиков

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет).

Форма: индивидуальная работа

Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов. Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

I. Функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной части действия (П.Я.Гальперин, 2002):

Ориентировочная часть:

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

1 – отсутствует ориентация на образец,; 2- соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения; 3 -началу выполнения действия предшествует тщательный анализ и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.

характер ориентировки: 1 –развернутая с опорой на предмет; 2 – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута; 3 – свернутая ориентировка;

1- хаотическая, 2 – ребенку не всегда удается организовать ориентировку; 3 – организованная;

размер шага ориентировки: 1 - мелкий – 2 - пооперационный – 3 - блоками;

предвосхищение:

промежуточного результата: 1 – предвосхищения нет, 2 – в отдельных операциях, 3 – предвосхищение есть;

конечного результата: 1–нет, 2–возникает к концу действия, 3 - есть;

характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия):

1 – сотрудничества нет, 2 – со-регуляция со взрослым, 3 – самостоятельная ориентировка и планирование.

Исполнительная часть:

степень произвольности: 1- хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия, 2 – опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 - произвольное выполнение действие в соответствие с планом.

Контрольная часть:

степень произвольности контроля: 1 – хаотичный, 2 – эпизодический, 3 - в соответствии с планом контроля;

наличие средств контроля и характер их использования: 1 – средств контроля нет, 2 – средства есть, но не эффективны, 3 –средства есть, применяются адекватно;

характер контроля1 – нет, 2 – развернутый, 3 – свернутый; 1- отсутствует, 2 – констатирующий, 3 – предвосхищающий.

II. Структурный анализ основан на следующих критериях:

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

план выполнениярегламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: 1 – нет планирования, 2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется, 3 – план есть, адекватно используется:

контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен, 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2- оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

отношение к успеху и неудаче: 1 – парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует; 2- адекватная на успех, неадекватная – на неудачу; 3 – адекватная на успех и неудачу.

Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимый учащемуся для успешного выполнения действия.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Проба на определение количества слов в предложении   (С.Н.Карпова)

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план  знаков и символов и предметный план.

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная беседа с ребенком.

Возраст: ступень предшкольная (6,5 – 7 лет)

Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.

Скажи, сколько слов в предложении ?

Назови первое слово, второе …

Предлагаются предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания:

Ориентация на речевую действительность

Уровни развития  знаково-символических действий:

Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ(3 балла).

Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но  без предлогов и союзов(2 балла).

Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической(1 балл). Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы(0 баллов).

 

 Методика диагностики уровня наглядно-образного мышления «Четвёртый лишний»(исключение картинки)

Цель: Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.

Оцениваемые УУД: логические универсальные действия, выявление сформированности логических действий обобщения, анализа.  классификации

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная работа с ребенком

Возраст: ступень предшкольная (6,5 – 7 лет)

Инструкция: На карточках изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек.

В качестве основного средства осуществления этой формы мышления выступают образы. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

Инструкция: Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на  6 карточках — это высокий уровень развития образно-логического мышления(3 балла), на 5- 4 карточках — средний уровень развития образно-логического мышления(2 балла), на 2-3 карточках – низкий уровень(1 балл), 0-1 – очень низкий уровень(0 баллов).

 Методика диагностики уровня вербально-логического мышления «Четвёртый лишний» (исключение слов)

Цель: Данная методика направлена на исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений.

Оцениваемые УУД: логические универсальные действия, выявление сформированности логических действий обобщения, отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная работа с ребенком

Возраст: ступень предшкольная (6,5 – 7 лет)

Инструкция: в задании даны четыре слова, из которых три можно объединить в одну группу, а одно слово к этой группе не относится. «Лишнее слово» нужно найти и назвать его.

1.  курица, петух, лебедь, гусь, индюк

2.  дедушка, мама, учитель, папа, сестра 

3.  иней, пыль, дождь, град, снег  

4.  портфель, чемодан, сумка, книга, ранец

5.  Василий, Фёдор, Иванов, Семён, Егор

6.  река, озеро, мост, океан, море

Если ребенок правильно находит и называет лишнее слово в  6 наборах слов — это высокий уровень развития вербально-логического мышления(3 балла), в  5- 4 наборах слов — средний уровень развития вербально-логического мышления(2 балла), в 2-3 наборах слов – низкий уровень(1 балл), 0-1 – очень низкий уровень(0 баллов).

4.Коммуникативные универсальные учебные действия

«Левая и правая стороны» (Пиаже).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возрастпредшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция:

1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

Вариант ребенок и родитель ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку мамы(папы). Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.

3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив психолога, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

«Братья и сестры» (Пиаже).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Инструкция:

1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

3. «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

- координация разных точек зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

 

Результаты инновации

 Данные диагностические методики позволяют психологу выявить стартовые возможности дошкольников в сформированности предпосылок к учебной деятельности, увидеть индивидуальные различия между детьми,  и в соответствии с результатами диагностики отбирать содержание и рекомендовать педагогам конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД.

С целью повышения психолого – педагогической компетентности  в вопросах формирования и развития УУД  родителей необходимо ознакомить с результатами диагностики уровня сформированности УУД, дать необходимые рекомендации.


 

Список использованной литературы

1.       Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна.  М.: Международная  педагогическая академия, 1995. –  209 с. - ISBN 5-87977-023-0:Б.

2.       Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Е. И. Захарова [и др.]; под ред. Бурменской Г. В.  М.: Издательство: МПСИ, 2007. – 480 с. - ISBN 5-7695-0652-0

3.       Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина.  4-е изд.  СПб.: Питер, 2004. – 205 с. - ISBN 5-94723-625-7

4.       Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: Учебно-методическое  пособие / Н. В. Калинина [и др.].  Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 79 с. - ISBN 5-7432-0381-4

5.       Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы: [Психологическая готовность к школьному  обучению, адаптация детей к школе, психодиагностика младшего школьника, коррекционная  работа психолога в начальной  школе, развитие интеллектуальных  способностей] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.  Изд. 3-е.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 439 с. - ISBN 5-222-08364-0

6.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова.  2-е изд.  М.: Просвещение, 2010. – 151 с. - ISBN 978-5-09-022831-2

7.       Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.  М.: Педагогика , 1991. – 150 с. - ISBN 5-7155-0381-7

8.       Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Педагогика , 1984. – 144 с.

9.       Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке / Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушкин.  М. [Челябинск] : АСТ-пресс : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. –  316 с. - ISBN 5-7688-0681-4

10.   Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов.  М.: Гуманитарный  издательский центр "ВЛАДОС", 1995. – 527 с. - ISBN 5-691-00180-9

11.   Финько И.Л. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Методическое пособие. Часть 2. Учебная мотивация школьников / И.Л.Финько, И.Г.Антонова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. - 64 с. - ISBN 5-7432-0266-4

12.   Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь :Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. М.: Генезис , 1999. – 123 с. - ISBN 5-85297-066-2

13.   Чередникова, Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: (Рекомендации практического психолога) / Т. В. Чередникова.  СПб.: Фирма "Стройлеспечать", 1996. – 64 с. - ISBN 5-85091-021-2:Б.

14.   Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.  М., 1989. – 560 с. - ISBN: 5-7155-0035-4

15.    Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей  / С. Г. Якобсон. - М.: Педагогика , 1984. – 143 с.

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»

«Диагностическая программа психологической готовности ребёнка к школе в условиях ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2019