Особенности формирования игровой деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта

  • Лекции
  • Научно-исследовательская работа
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 23.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игра.docx

Игра является неотъемлемой частью развития и жизнедеятельности. Она служит важным инструментом для познания окружающего мира, формирования социальных навыков и эмоционального самовыражения. Однако не все дети вовлечены в игру в равной степени. Различные факторы, такие как индивидуальные особенности ребенка, культурные условия, а также социально-экономический контекст, могут влиять на степень участия детей в игровой деятельности. Таким образом, хотя игра играет ключевую роль в жизни большинства детей, ее значимость и интенсивность могут варьироваться в зависимости от множества внешних и внутренних факторов.

В коррекционной педагогике и психологии в современное время мало исследований, касающихся изучению игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Данным вопросом занимались Н.Ю. Борякова, Н.В. Елфимова, Е.К. Иванова, Л.С. Выготский, Н.Л. Белопольская, И.Ф. Марковская и другие.

Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – игра становится незаменимым орудием интеграции в социум. Дети с нарушением интеллекта очень разнообразная по своим -характеристикам и возможностям группа. Е.А. Стребелева отмечала следующие особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта: кратковременный интерес к игрушкам. Длительность действий обычно не превышает пятнадцати минут; неадекватность действий с игрушками (дети не используют их по функциональному назначению); шаблонность и стереотипность игр; неустойчивость игровой темы; слабое участие речи. 

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью выстраивается на том, что игра самое действенное средство коррекции психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями. Обучение детей игре происходит на основе знания и учета индивидуальных возможностей развития ребенка, данное является традиционным подходом в специальной педагогике.

Основной причиной, замедляющей развитие игры у детей с интеллектуальной недостаточностью, является, замедляющие развитие игры: низкий уровень познавательной активности, задержка во времени овладения общей моторики, предметными действиями, речью, эмоциональной сферой и общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стреблева).

Основополагающим в специальной педагогике и психологии является положение Л.С. Выготского об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. На основе этого в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Однако игровая деятельность не формируется по мере взросления ребёнка, к тому же дети с нарушением интеллекта не испытывают потребности в игре – это ставит педагогов в ситуацию постоянного поиска эффективных средств обучения.

Рассматривая ключевые аспекты игровой деятельности детей с нарушениями интеллекта, необходимо подчеркнуть важность игры как ведущей деятельности для обучающихся начальной школы. Игра не только способствует развитию познавательных процессов, но и формирует коммуникативные навыки, что особенно актуально для детей с умственной отсталостью.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются такие дети, является недостаточное развитие интегративной деятельности. Это приводит к задержкам в овладении речевыми и эмоциональными навыками, а также в предметной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта часто не умеют играть в традиционном понимании этого слова; их действия с игрушками ограничиваются простыми манипуляциями без глубокого понимания их функционального назначения.

У таких детей наблюдается стереотипность движений и бедность сюжетов игр. Их интерес к игрушкам оказывается кратковременным, а игровые действия часто не отражают реальную жизнь. Кроме того, они склонны играть в одиночку или в небольших группах, где взаимодействие может приводить к конфликтам.

Важно отметить, что игровая деятельность у детей с умственной отсталостью часто проходит без речевого сопровождения. Это подчеркивает необходимость коррекционной работы, направленной на развитие игровой активности и социальных навыков у таких детей. Вовремя проведенные мероприятия могут значительно улучшить их личностное развитие и помочь им адаптироваться в обществе.

Таким образом, игра является неотъемлемой частью развития ребенка, и ее недостаток может негативно сказаться на всех аспектах его жизни. Коррекционная работа должна быть направлена на создание условий для полноценной игровой деятельности, что позволит детям с нарушениями интеллекта развивать необходимые навыки и способности.


 

Скачано с www.znanio.ru