Нарушение произношения звука [т]
Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, "фук(т)болка", "шк(т)аны".
Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
Стойкое смешение Т Ч (утит - учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця - Петя, цвецет - цветет).
Артикуляционный уклад звука [т]
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука.
Расстояние между зубами 5 мм.
Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Подготовительный этапАртикуляционная гимнастика.
"Широкая улыбка" – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
"Непослушный Язычок" – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
"Блинчик" – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
"Качели" - поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подъем язычка.
«Усы"- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
"Парус" - язык узкий упирается в верхние зубы - мачта, парус поднять - язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
Упражнение на формирование правильного направленного выдоха и голоса
«Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)»;
«Задуй свечу» : ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
«Загоним мячик в ворота»: ребенок делает из кубиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
"Снежинка«: ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу - вдох и выдох на ватку.
Дыхательное упражнение "Снежинка". Упражнения для языка «Усы", "Качели", "Парус" достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.
Постановка звука [т]
1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.
2 способ: из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.
3 способ: из межзубной позиции. Улыбнуться, обнажить зубы и воспроизвести "поплёвывание".
4 способ: от звука П. Повторять слоги ПА - ПА, положив широкий кончик языка на нижнюю губу, затем улыбаясь произносить эти же слоги - получится ТА - ТА.
5 способ: от звука П. Произносить ПА- ПА -ПА, при этом кончик языка находиться между зубами. Далее, в момент произнесения слогов, взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцами
6 способ: постановка от Ц : звук Ц "прячет" за собой два звука – т-с.
"Кошка мышку ловит" - предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.
Затем слог сокращаем - ца, ца, ца.
И вот мы около норки - произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки - звук Т, звук С не произносить.
Автоматизация звука в слогах
Нажми на красную клавишу, скажи: «та», на жёлтую – то...
Постучи ложками и скажи: «Тук, тук-тук...»
Пройди пальчиками и скажи: «Топ-топ».
Сколько раз хлопну в ладоши, столько раз скажи слог «та»; сколько топну - слог «то»; сколько постучу по столу – столько раз скажи слог «ту»…
Сидим на стульчике, хлопаем в ладоши, стучим по коленкам, называя слоги.
Рисуем в тетради в клетку линии, заборчики, проговаривая слоги.
На этом этапе также используются пуговки и камешки «Марблз».
Этот картинный материалам можно использовать для работы над автоматизацией звука в словах, словосочетаниях, предложениях.
Игры:
«День-ночь», «Чего не стало, что изменилось?», «Мемори», «Хвастунишка», «Скажи ласково», «Жадина», «Снежный ком», задания на пространственную ориентировку и т.д.
Задания:
- Запомни картинки. (Закрываю) Какие были картинки?
-Я называю картинки, а ты повтори в той же последовательности. Я показываю картинки, а ты назови в той же последовательности.
- Измени слово по схеме, посчитай от 1-6.
- Игра с кубиком: сколько выпало точек, столько раз назвать слово.
- Ходилки.
- Где живёт звук?
Языколомки
Можно вырезать и положить на стол дорожку. В процессе игры ребенок «идёт» по дорожке, шагая с картинки на картинку указательным и средним пальцами. При этом он должен четко называть каждую картинку: туфли-тулуп.
В следующий раз игрок «едет» по дорожке на коне, то есть последовательно ставит на картинки указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец и снова указательный.
Можно дать игрушку из киндера и попросить пройти по клеточкам, называя слово. Можно вырезать дорожку и соединить скотчем её концы, сделав бесконечные «логопедические чётки».
Скороговорки
Скороговорки вначале произносим медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе.
Детям нравится играть с кубиками. Ребёнок бросает кубик. Если выпадает картинка, на которой нарисован медведь, то эту скороговорку проговаривает, как медведь, рычит; если выпала картинка с улыбкой, то ребёнок рассказывает весело.
Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом звук Т.
Та-та-та, та-та-та, вот такая красота;
ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы;
ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту;
то-то-то, то-то-то, я надела пальто.
Используемые источники
Бутырева О.А. Звуки Т, Д . Учебно-игровой комплект. Издательство ТЦ Сфера
Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В', Т, Т', Д, Д': Пособие для детей с нарушениями речи — Мн.: «Аверсэв»,
Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. «Издательство «Гном и Д», 2005
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005
Зуева Л.Н. Логопедия для дошкольников Альбом 4: Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, X, В, Ф: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи.М.2007. Творческий центр
Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки М 1999
Пятибратова Н.В. Учим буквы и читаем склады. М.Робинс.2014
Блог логопеда: https://vk.com/logopedirodteli
Речевая мастерская Ирины Лебедевой: https://vk.com/logopedlebedevail
https://vk.com/club150466969
https://m.facebook.com/logopedprofi.ru/photos/a.877139275651017/877139328984345/
https://doncova-oksana.ru/
Занимательная логопедия: https://vk.com/funnyspeech
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.