Особенности коммуникации в виртуальной среде
Аннотация: статья посвящена проблеме виртуализации современных коммуникационных процессов, их сходству и отличию от реального общения. В статье также поднимаются вопросы необходимости овладения культурой общения в интернет-пространстве, а также способами обеспечения безопасности личности при использовании интернета.
Ключевые слова: виртуальный, интернет, коммуникация.
В последнее время виртуальное общение прочно входит в нашу жизнь. Самыми активными участниками коммуникаций в виртуальной среде являются подростки, которые, несмотря на то, что прекрасно разбираются в стремительно развивающихся технологиях и быстро осваивают новые цифровые инструменты, тем не менее, сталкиваются с проблемой: виртуальное общение, хоть и необходимое в современном мире, негативно влияет на их способность к живому, межличностному взаимодействию, приводя к ухудшению коммуникативных навыков.
Интеракции, осуществляемые через компьютерные системы, могут быть определены как виртуальные, учитывая, что виртуальная реальность представляет собой искусственно сконструированное информационное пространство, функционирующее посредством интерфейса "человек-компьютер" (Ладов, 2004). Таким образом, взаимодействие индивида с другими участниками социального процесса, происходящее при посредстве компьютера, квалифицируется как виртуальное.
Согласно Д.В. Иванову, виртуализация представляет собой замещение реальности её симуляцией или образом. При этом компьютерная техника может быть не обязательным инструментом, однако применение логики виртуальной реальности является ключевым моментом.
Как отмечает автор, данная логика наблюдается даже в тех сферах, где компьютеры не используются непосредственно. Виртуализация оказывает влияние на восприятие мира и трансформирует способы взаимодействия людей. Интернет-коммуникации, как указывает Козолариди (2007), приводят к изменениям в самоощущении человека, которое становится неразрывно связано с информацией о нём в внешнем мире. В виртуализированном образе мира преодолеваются не только физические, но и символические границы.
В современном обществе наблюдается глубокая трансформация понятий пространства и времени, отраженная в концепции сетевого общества М. Кастельса, где пространство представляется как потоки, а время — как вне временные рамки (Castells, 2010). Эти элементы образуют материальную основу новой культуры «информационного общества».
Различные группы людей, которые в обычных условиях вряд ли бы встретились, оказываются объединены в едином информационном пространстве. Наблюдается активное распространение всевозможных социокультурных моделей. Создается уникальная среда, где физическое и цифровое измерения переплетаются, расширяя и продолжая друг друга, при этом виртуальное преобладает.
Развитие сложных сетевых коммуникаций оказывает глубокое влияние на культурное самовыражение и социальную организацию. Это проявляется как в структуре коммуникативного пространства, так и в уровне коммуникативной компетентности индивидов. Современный мир характеризуется стремительным технологическим прогрессом, особенно в сфере коммуникаций, который легко осваивается молодежью. Виртуальное общение, однако, существенно отличается от традиционных форм межличностной и групповой коммуникации
В данных взаимодействиях физическое присутствие человека замещается его виртуальным представителем – электронным адресом, никнеймом в блогах или чатах, номером телефона в мессенджерах и т.д. Характерными чертами такого взаимодействия являются дистанционность, анонимность и воображаемая природа общения.
Индивид может принимать участие в коммуникации под своим собственным именем, псевдонимом или анонимно. Данная ситуация порождает неопределенность и формирует открытую социальную реальность, susceptible к интерпретации, воображению и достраиванию посредством индивидуального выбора адекватных стратегий общения.
Поиск и выбор таких стратегий отражают уровень коммуникативной компетентности личности.
В связи с указанными трансформациями, навыки общения в онлайн-среде претерпевают изменения в сравнении с навыками общения в оффлайн-среде. Это выражается в умении человека налаживать взаимодействие в условиях динамично меняющегося пространства и времени, а также в адаптивности и изменчивости занимаемой позиции.
Непрерывное пребывание в онлайн-пространстве само по себе становится специфической формой коммуникативной компетенции. Формируется онлайн-культура постоянной доступности для общения – "быть на связи" – готовность к виртуальным взаимодействиям в любой момент. Одновременное участие в различных видах взаимодействия ведет к возникновению симбиотических эффектов в коммуникативной действительности. Возникает новая система коммуникативно-временного протокола, в которой оперативность ответа ценится выше его основательности. Это требует мобильности и гибкости как неотъемлемых компонентов коммуникативной компетентности в условиях виртуальной среды.
Наблюдается тенденция к неконтролируемому расширению виртуальных коммуникаций. Следствием этого является эрозия доверия к традиционным институтам, таким как экспертное сообщество, СМИ и органы власти. Коммуникативная компетентность в виртуальной среде характеризуется ориентацией на субъективные критерии валидности информации. Формирование индивидуальных норм поведения и оценок в онлайн-пространстве представляет собой механизм саморегуляции в условиях повышенной неопределенности. Вместе с тем, несмотря на развитие виртуальных форм взаимодействия, потребность в реальном межличностном общении сохраняет свою значимость.
Возможность передачи коротких сообщений в телефонной связи (Shot Mobil Service) привела к возникновению особого языка, характеризующегося лаконичностью и упрощенностью. Данный язык нашел широкое применение в виртуальном общении и послужил основой для появления так называемого интернет-фольклора.
Несмотря на то, что исследователи (Ахапкина, Рахилина, 2014) отмечают преждевременность говорить о превращении таких языковых форм в устойчивые элементы культуры или их участии в формировании языка в целом, они несомненно прочно вошли в коммуникативные практики сети.
Таким образом, для коммуникативной компетентности в виртуальной среде характерна рационализация языковых форм, проявляющаяся в освоении "сетевой жаргонизации".
Таким образом, современная интернет-коммуникация характеризуется рядом ключевых особенностей: во-первых, виртуальное общение не ограничено временными рамками и географическим положением участников; во-вторых, анонимность способствует более раскованному выражению мыслей, что, однако, может приводить к негативным последствиям, таким как агрессия, оскорбления и сарказм, недопустимые в реальной жизни; в-третьих, общение в сети строится на добровольном выборе собеседников, исходя из личных симпатий; в-четвертых, чаще всего в виртуальном пространстве участники обладают равным статусом, при этом предпочтение отдаётся бесконфликтному общению, поиску компромиссов и альтернативным решениям проблем; в -пятых, затруднено прямое выражение эмоций и чувств, в-шестых, осуществляется оперативный обмен разнообразными электронными данными: текстами, графическими изображениями, аудио- и видеофайлами, анимацией и эмодзи; в-седьмых, пользователи располагают широким спектром языковых средств и возможностью выбора уникального псевдонима, понятного и значимого для них; в-восьмых, формируются интернет-сообщества по интересам, использующие специфический язык, понятный только их участникам; в-девятых, общение отличается спонтанностью и непредсказуемостью, включая возможность получения неожиданных сообщений от незнакомцев, как полезных, так и рекламных или спама; в-десятых, популярно ведение блогов и онлайн-дневников, привлекающих внимание других пользователей.
Таким образом, активное использование технологий и компьютерной коммуникации может ограничивать развитие навыков межличностного взаимодействия и эмоциональной сферы человека. Снижение времени, затрачиваемого на непосредственное общение, способно привести к потере важных социальных навыков, необходимых для эффективного общения с окружающими.
Виртуальное взаимодействие, создавая иллюзию активной социальной жизни, не всегда может заменить реальные межличностные контакты.
Виртуальное взаимодействие, создавая иллюзию активной социальной жизни, не всегда может заменить реальные межличностные контакты. Необходимо помнить о фундаментальной значимости личного общения для развития эмоционального интеллекта и формирования умения эффективно взаимодействовать с другими людьми. Важно стремиться к балансу между использованием современных технологий и поддержанием здоровых отношений в реальном мире.
Список использованной литературы:
1. Аксак В.А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. – М.: Эксмо, 2019. – 248 с.
2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М.: Академия, 2018. – 193 с
3. Матусевич А. А. Модели речевого поведения и виртуальные образы коммуникантов (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. Сб.науч.тр. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. - С. 87-89.
4. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол: учебное пособие. М.: Интелл Синтез, 2018. – 189 с.
5. Юдина 2008 – Юдина Т. В.
Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации
// Язык средств массовой информации / Под ред. М. Н. Володиной. М.:
Академический проект; Альма Матер, 2008. – С. 654–658.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.