Диагностические методики для выявления нарушений развития у детей дошкольного возраста

  • Подготовка к тестированию
  • docx
  • 15.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит диагностические методики, которые помогут педагогам дошкольных учреждений выявить нарушения в развитии дошкольников. Среди них методика Выготского - Сахарова, тест Рука, кубики Коса, методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву), "Исключение предметов", "Установление последовательности событий", "Цветовой тест отношений"., методика "СОМОР".
Иконка файла материала Бастрыкина перечень диагност.метод..docx
Перечень диагностических методик для выявления нарушений развития у детей дошкольного возраста 1.Методика Выготского – Сахарова:  предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности  абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется  возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе  выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для  обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа  процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного  варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся  между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. (деревянные цветные фигурки ­  начиная с 2,5–3­летнего возраста. Наглядно­образный вариант методики ­   начиная с 3,5–4­х лет.) 2. «Предметная классификация»: Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка  их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного  мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий,  ориентированных на работу с детьми разного возраста:  1­я серия: для детей 3 – 5 лет; 2­я  серия: для детей 5 – 7 лет.  Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32  цветных изображения (2 серия 3. Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву): Исследование  возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала,  запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности  ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия  методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. (для детей от 4,5 до 7­летнего  возраста.) 4.    Исключение предметов (4­й лишний): Основной целью методики Исключение  предметов (4­й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения,  понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих  признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют  судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно  невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование  методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности  обобщений, к строгости и четкости формулировок. (для детей с 3–3,5лет) 5. «Установление последовательности событий»: Ориентирована на исследование  особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно­ следственных и пространственно­временных связей, анализ речевого развития ребенка.  Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в  диагностической практике сюжетных последовательностей. (от 3,5–4 до 7­летнего  возраста).6. Кубики Коса: Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня  сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей  пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой  методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений.  Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента  познавательной деятельности. (3,5 ­7­летний возраст). 7. Тест Рука: Является проективной методика исследования личности. В отличие от  классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в  комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12­ летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает  промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала  (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так  как его рука является объектом, который существует в реальном мире. (4 — 4,5 до 7­ летнего возраста.) 8.    Методика «СОМОР»:  С ее помощью можно оценить субъективные представления  ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и  своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика  может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной  работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно­ эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических  изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. (от 4 до 7­летнего возраста). 9. «Эмоциональные лица»: Ее использование дает возможность оценки адекватности  опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие  эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями  ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных  взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с  детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии  изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1­я серия ­ 3  изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2­я серия:  14 изображений мальчиков и девочек).( с 3­х до 7­летнего возраста.) 10. Цветовой тест отношений: Тест является диагностическим методом,  предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к  значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный,  так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. (с 4,5–5­летнего возраста. Верхняя граница не определена)