Материал содержит диагностические методики, которые помогут педагогам дошкольных учреждений выявить нарушения в развитии дошкольников. Среди них методика Выготского - Сахарова, тест Рука, кубики Коса, методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву), "Исключение предметов", "Установление последовательности событий", "Цветовой тест отношений"., методика "СОМОР".
Перечень диагностических методик для выявления нарушений развития у детей
дошкольного возраста
1.Методика Выготского – Сахарова: предназначена для оценки и исследования уровня и
особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности
абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется
возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе
выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для
обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа
процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного
варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся
между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. (деревянные цветные
фигурки начиная с 2,5–3летнего возраста. Нагляднообразный вариант методики
начиная с 3,5–4х лет.)
2. «Предметная классификация»: Основной целью использования методики «Предметная
классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка
их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного
мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий,
ориентированных на работу с детьми разного возраста: 1я серия: для детей 3 – 5 лет; 2я
серия: для детей 5 – 7 лет.
Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32
цветных изображения (2 серия
3. Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву): Исследование
возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала,
запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности
ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия
методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. (для детей от 4,5 до 7летнего
возраста.)
4. Исключение предметов (4й лишний): Основной целью методики Исключение
предметов (4й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения,
понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих
признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют
судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно
невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование
методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности
обобщений, к строгости и четкости формулировок. (для детей с 3–3,5лет)
5. «Установление последовательности событий»: Ориентирована на исследование
особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно
следственных и пространственновременных связей, анализ речевого развития ребенка.
Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в
диагностической практике сюжетных последовательностей. (от 3,5–4 до 7летнего
возраста).6. Кубики Коса: Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня
сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей
пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой
методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений.
Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента
познавательной деятельности. (3,5 7летний возраст).
7. Тест Рука: Является проективной методика исследования личности. В отличие от
классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в
комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12
летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает
промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала
(изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так
как его рука является объектом, который существует в реальном мире. (4 — 4,5 до 7
летнего возраста.)
8. Методика «СОМОР»: С ее помощью можно оценить субъективные представления
ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и
своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика
может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной
работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно
эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических
изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого
цвета и примерного перечня вопросов. (от 4 до 7летнего возраста).
9. «Эмоциональные лица»: Ее использование дает возможность оценки адекватности
опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие
эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями
ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных
взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с
детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии
изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1я серия 3
изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2я серия:
14 изображений мальчиков и девочек).( с 3х до 7летнего возраста.)
10. Цветовой тест отношений: Тест является диагностическим методом,
предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к
значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный,
так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. (с 4,5–5летнего возраста. Верхняя
граница не определена)