Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ (анкета)
Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа. |
Обработка результатов |
1) Считаете ли Вы, что ребенок должен: a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями; b)говорить Вам только то, что сам захочет; c) оставлять свои мысли и переживания при себе. 2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы: a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение; b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах; c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями. 3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите: a) похвалите и всем детям покажете его работу; b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня; c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался». 4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы: a) заставите его громко при всех поздороваться; b) не обратите на это внимание; c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе. 5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете: a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются; b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; c) займетесь своими делами в группе. 6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной: a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания; b) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом. 7) Ваша исходная позиция в работе с детьми: a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его; b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину. 8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка: a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие; b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом. 9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия: a) сказали бы: «Ну и не надо»; b) заставили бы выполнить работу; c) предложили бы другое задание. 10) Какую позицию Вы считаете более правильной: a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем; b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет; c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь. |
Ключ для обработки ответов воспитателей
Варианты ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю; 10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения. |
1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский). Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Благодарю за участие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.