Диагностика здоровья
Оценка 4.6

Диагностика здоровья

Оценка 4.6
docx
ОБЗР
14.04.2022
Диагностика здоровья
ПР 5.docx

Тема: Некоторые методики диагностики здоровья

Цель изучения темы: овладение навыками определения основных показателей физического развития.

Задачи: рассмотреть условия, необходимые для определения показателей физического развития, изучить методику определения соматометрических, физиометрических и соматоскопических показателей.

Студент должен знать:

1) до изучения темы:

 физическое развитие детей и подростков и его значение;

 факторы, влияющие на физическое развитие;

 возрастные морфофункциональные особенности растущего организма;

 акселерация, ее причины и значение.

2) после изучения темы:

 условия, которые необходимо соблюдать при изучении и оценке физи-ческого развития;

 показатели физического развития и методы их определения.

 

Студент должен уметь: проводить исследование соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки), физиометрических (артериальное давление, пульс, частота дыхания, сила кисти рук, жизненная емкость легких) и соматоскопических (степень развития подкожно-жирового слоя, форма грудной клетки, ног, стопы, вид осанки) показателей физического развития.

Интерн должен владеть: способностью и готовностью к оценке физического развития детей и подростков, к участию в разработке комплексных программ по его коррекции.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студента по указанной теме:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

 основные закономерности роста и развития детей и подростков;

 возрастные морфофункциональные особенности растущего организма;

 физическое развитие. Факторы, влияющие на физическое развитие;

 эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития (акселерация, ретардация);

 акселерация, ее причины и значение;

 условия, которые необходимо соблюдать при изучении и оценке физи-ческого развития;

 соматометрические показатели физического развития и методы их определения;

 физиометрические показатели физического развития и методы их определения;

 соматоскопические показатели физического развития и методы их определения.

 

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

Тесты для самоконтроля

1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗАВИСИТ

1) от биологических факторов

2) от социальных факторов

3) от состояния здороья

4) от методов исследования

5) от методов оценки

 

2. К ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ОТНОСЯТСЯ

1) неравномерность роста и развития

2) увеличение удельных энерготрат организма с возрастом

3) гетерохронность роста и развития

4) половой диморфизм

5) обусловленность роста и развития наследственными и средовыми факторами

 

3. АКСЕЛЕРАЦИЯ - ЭТО

1) ускорение только процессов роста

2) ускорение процессов роста и развития

3) более раннее нервно-психическое развитие

4) более раннее умственное развитие

 

4. ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ ТЕЛА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

1) ростомер

2) антропометр

3) толстотный циркуль

4) скользящий циркуль

5) калипер

 

5. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ МОЖНО УСТАНОВИТЬ ПО СЛЕДУЮ-ЩИМ ДАННЫМ

1) длине тела и ее погодовой прибавке

2) массе тела и ее соответствии средним возрастным показателям

3) развитию вторичных половых признаков

4) наличию точек окостенения

5) числу постоянных зубов.

 

Эталон ответов на тестовые задания:

1 – 1,2,3; 2 – 1,3,4,5; 3 – 2; 4 – 1,2; 5 – 1,3,4,5

 

Содержание занятия и методика работы

Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели физического развития:

1. Соматометрические: длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки и др.

2. Физиометрические: экскурсия легких (вдох, выдох, пауза), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота пульса, дыхания, величина артериального давления, мышечная сила и др.

3. Соматоскопические: состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, мышц, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития и др.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную ин-формацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, масса тела и окружность грудной клетки в покое. Морфологические показатели индивидуума регистрируются в «Медицинской карте ребенка», где содержатся данные анализа физического развития.

При изучении физического развития необходимо все измерения проводить:

- в утренние часы на обнаженных детях;

- только выверенным, исправным инструментом по унифицированным методикам;

- температура воздуха в медицинском кабинете в детских дошкольных учреждениях должна быть не менее 22ºС, в школе – 20ºС.

Соматометрические признаки

Длину тела измеряют с помощью ростомера или антропометра. Ростомер представляет собой стойку высотой до 2 м с делениями по 0,5 см, укрепленную на прочной площадке. На стойке передвигается муфта с планшеткой.

Обследуемый стоит прямо, руки по швам, пятки - вместе, носки – врозь. При этом он касается стойки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, мысленно проведенная от верхнего края козелка уха до нижнего края глазницы, была горизонтальной. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой черепа (apex). Показания снимаются с точностью до 0,5 см. Для определения роста сидя имеется откидная скамейка, укрепленная на площадке ростомера.

Металлический антропометр состоит из четырех полых трубок, которые вставляются друг в друга и образуют штангу длиной 2 м с миллиметровыми делениями. На конце верхней трубки неподвижно укреплена муфта с металлической линейкой, вторая муфта с вырезом, через который видны деления, может свободно передвигаться по штанге антропометра. В эту муфту вставляется линейка скошенным концом кверху. С помощью антропометра можно определить также длину туловища, верхних и нижних конечностей.

Измерение роста следует проводить в первую половину дня, т.к. под тяжестью тела за счет сдавливания межпозвоночных дисков и уплощения свода стопы длина тела к концу дня изменяется.

Масса тела. Для взвешивания пользуются медицинскими весами - для детей в возрасте до 1 года используют чашечные весы (точность измерения до 10 г), для детей старше 1 года - рычажные или электронные медицинские весы (точность измерения до 50 г). Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивание производят натощак или через 1,5-2 часа после приема пищи. Обследуемый должен быть без одежды и обуви. Он должен встать на середину площадки весов лицом к исследователю. Необходимо следить, чтобы ребенок входил на площадку весов и сходил с нее при неповижно закрепленном коромысле весов.

Для измерения окружностей головы, грудной клетки, плеча, голени, бедра используют стальную рулетку или сантиметровую ленту, которую рекомендуется заменять через 450-500 исследований.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при поднятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. У детей и юношей лента должна проходить спереди по краю околососкового кружка, у девушек – по IV ребру. При измерении необходимо натянуть ленту, причем конец ленты с началом отсчета должен находиться справа. Точность измерения составляет 0,5 см.

Окружность головы измеряют наложением ленты сзади на выступ затылочного бугра, спереди – через лобные бугры по надбровным дугам. Точность измерения – 0,5 см.

Соматоскопические признаки

Оценка состояния кожных покровов. Отмечают цвет (розовый, бледный, цианотичный, желтушный), наличие гиперемии (общей или частичной), резко выраженной венозной сети, очаговые изменения цвета и поверхности кожи (эритемы, кровоизлияния, шелушение, стрии, различные формы экзем, гнойных и язвенных поражений), отложение пигменга (общее, местное).

Эластичность исследуют, приподнимая кожу без подкожной клетчатки около аксиллярной впадины, на нижней части предплечья или на тыле кисти. Кожа эластичная, если образовавшаяся складка быстро исчезает, и вялая, если складка долго не расправляется.

Тургор тканей исследуется путем сдавления пальцами кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности бедер. Тургор выраженный, когда при сдавлении ощущается сопротивление и сниженный, когда сопротивление при сдавлении ослаблено.

Оценивают и влажность кожных покровов, они могут быть сухими, влажными, может быть обильное потоотделение.

Отмечают также гипер- и гипотрихоз, послеоперационные и посттравма-тические рубцы.

Оценка состояния слизистых оболочек глаз и полости рта. Состояние слизистых оболочек оценивается путем осмотра слизистой нижних век глаз и десен. Отмечается их цвет (розовый, бледный, цианотичный, желтушный), наличие умеренной или резкой гиперемии, кровоизлияний, налетов.

Оценка степени жироотложения. Степень жироотложения оценивается визуально по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя путем измерения толщины кожно-жировых складок. Для измерений используются скользящий циркуль или колиперы различных видов. Скользящий циркуль состоит из металлической линейки с миллиметровыми делениями, на одном конце которой укреплена неподвижная прямая бранша, другая бранша укреплена на муфте, скользящей по линейке. Отличие колиперов состоит в том, что при аналогичной конструкции можно регулировать силу сжатия кожно-жировой складки. Складка плотно охватывается большим и согнутым в суставе указательным пальцами левой руки. Скользящий циркуль или колипер удерживается правой рукой, накладывается на складку сверху вниз за пальцами левой руки, после чего складка плотно зажимается браншами инструмента. Все измерения проводятся справа в четырех точках: 1 - на груди - вертикально по среднеключичной линии на уровне 3-го ребра; 2 - на животе - вертикально на 5 см влево от пупка; 3 - под лопаткой - у нижнего края угла лопатки по ходу сегментарной линии; 4 - на плече - над трицепсом на середине плеча по линии, соединяющей acromion (акромиальный отросток лопатки) и olecranon (локтевой отросток локтевой кости). Толщина кожно-жировой склад-ки оценивается в миллиметрах.

I степень жироотложения - кости плечевого пояса и ребра резко контури-руются, толщина кожно-жировых складок до 5 мм включительно; II степень - рельеф костей несколько сглажен, толщина складок 6-9 мм; III степень жироот-ложения - рельеф костей сглажен, контуры тела округлые, толщина складок у детей 10-15 мм, у взрослых до 20 мм; I степень ожирения - толщина хотя бы одной складки у детей более 15 мм, у взрослых - более 20 мм.

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата.

Форма грудной клетки определяется при осмотре в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Различают три формы грудной клетки: цилиндрическую, плоскую и коническую.

Цилиндрическая грудная клетка - наиболее часто встречающаяся форма, обеспечивающая оптимальную функцию органов грудной полости. Такая форма грудной клетки характеризуется равномерным усечением к верхней и нижней апертуре, средним наклоном ребер, плотным прилежанием лопаток к грудной клетке (вследствие выраженного изгиба ребер сзади), наличием овальной линии, ограничивающей грудную клетку спереди и надчревным углом, приближающимся к прямому.

Плоская грудная клетка, как вариант нормы, часто встречается у детей дошкольного возраста вследствие слабого развития мелких мышц, образующих мышечный корсет. В старших возрастных группах плоская грудная клетка свидетельствует, как правило, о наличии патологических отклонений в костно-суставно-мышечной системе или соматических заболеваниях, вызывающих астенизацию организма в целом. Такая форма грудной клетки характеризуется отсутствием усечения к верхней и нижней апертурам, значительным наклоном ребер ("ребра безвольно опущены вниз"), лопатки отстоят от грудной клетки ("крыловидные лопатки", "крылышки ангелочка"), линия ограничивающая грудную клетку спереди почти прямая, надчревный угол острый.

Коническая грудная клетка, как вариант нормы, в детском и подростковом возрасте не встречается. Как относительный вариант нормы она имеет место у профессиональных спортсменов-тяжелоатлетов (за счет высоко поднятой диафрагмы в результате деятельности, связанной с тяжелой физической нагрузкой в статическом положении). В остальных случаях коническая форма грудной клетки обусловлена наличием тяжелой легочной патологии или ожирения. Коническая грудная клетка характеризуется выраженным усечением к верхней апертуре и отсутствием усечения к нижней, минимальным наклоном ребер или полным отсутствием такового, лопатки очень плотно прилежат к грудной клетке, линия, ограничивающая грудную клетку спереди, овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой.

Деформации грудной клетки - асимметричность, «куриная грудь», «грудь сапожника», «рахитические четки» и др. - могут являться частным проявлением заболеваний всей костной системы или органов грудной полости.

Позвоночник. Осмотр позвоночника проводится в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Различают нормальную, лордотическую и кифотическую формы позвоночника. Нормальный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет S-образную форму из-за наличия физиологических изгибов позвоночника - шейного, грудного и поясничного. Глубина шейного и поясничного изгибов в норме колеблется в пределах 3-5 см в зависимости от длины позвоночника. Во фронтальной плоскости в норме позвоночник представляет собой прямую линию, при этом плечи находятся на одном уровне, лопатки симметричны, треугольники талии, образованные линией талии и опущенной рукой, равны между собой.

При патологических состояниях возможны искривления позвоночника. В сагиттальной плоскости – лордозы (искривление вперед) и кифозы (искривление назад). При этом усиливаются физиологические изгибы позвоночника, а также возможны сглаживание шейного и поясничного изгибов и тотальный кифоз всех отделов позвоночника.

Во фронтальной плоскости - сколиозы, которые могут охватывать все отделы позвоночника (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право- и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия уровня плеч, лопаток и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных валиков.

Боковые искривления позвоночника определяются по отклонению линии остистых отростков позвонка от вертикальной линии вправо или влево.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

При правильной осанке части тела расположены симметрично относи-тельно позвоночника, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край глазницы и козелок уха, горизонтальна, плечи находятся на одном уровне. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений и выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Показатели глубины шейного и поясничного из-гибов близки по значению и колеблются в пределах 3-4 см в младшем и 4-4,5 см – в среднем и старшем возрасте. Живот подтянут. Ноги прямые.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями осан-ки. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно - рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Нарушение осанки может быть во фронтальной и сагиттальной плоско-сти. Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой по-ловиной тела. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномер-ность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости условно можно подразделить на 2 подгруппы:

І. Виды осанки, при которых шейный и поясничный сагиттальные изгибы позвоночника равны между собой или отличаются не более, чем на 2 см.

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед. При резко выраженной выпрямленной осанке нарушается амортизационная функция позвоночника, изменяется походка, затрудняется деятельность, связанная с ходьбой, резкими движениями и физическими усилиями при вертикальном положении тела.

 

 

Рис 1. Виды осанки:

а – нормальная; б – сутуловатая; в – лордотическая; г – кифотическая;

д – выпрямленная

 

Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко увеличены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед. Кифотическая осанка, как правило, сопровождается искривлением позвоночника в шейном и поясничном отделах (лордозы) или в грудном отделе (кифоз). Прогрессирование заболевания может привести к развитию тотального кифоза шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника.

II. Виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальными изгибами позвоночника превышает 2 см.

Лордотическая осанка - резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается вперед. Такой вид осанки, как относительный вариант нормы, наблюдается у детей дошкольного возраста в результате слабо развитой мускулатуры, особенно мелких мышц, образующих "мышечный корсет". Выявление лордотической осанки в более старших возрастах свидетельствует о возможном наличии соматической патологии, влияющей на физическое развитие организма в целом.

Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Сутуловатая осанка, часто встречается в подростковом возрасте и связана с резким увеличением длины тела в препубертатный период.

Для выявления нарушений осанки рекомендован модифицированный тест Рутковской. Тестовое обследование проводится фельдшером или медицинской сестрой школы или поликлиники. Оно включает в себя осмотр ребенка и ответ на 10 вопросов теста путем подчеркивания «Да» или «Нет» в тестовой карте каждого ребенка. Во время исследования ребенок должен быть раздет до тру-сов, необходимо, чтобы он принял естественную, привычную для него позу, не нужно заставлять ребенка стоять прямо.

Порядок осмотра:

1. Осмотр в фас: руки вдоль туловища – определяются форма ног (нор-мальная, О- или Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии, деформация грудной клетки, симметрия таза.

2. Осмотр сбоку: руки вдоль туловища – определяются форма грудной клетки, живота, отставание лопаток от грудной клетки, форма спины.

3. Осмотр со спины – определяются симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног, ось пяток.

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

 

Таблица 1 Тестовая карта для выявления нарушений осанки

 

1.

Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

Да

Нет

2.

Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

Да

Нет

3.

Выраженная деформация грудной клетки – «грудь сапожника», «куриная», впалая грудь

Да

Нет

4.

Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

Да

Нет

5.

Сильное отставание лопаток – «крыловидные лопатки»

Да

Нет

6.

Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)

Да

Нет

7.

Нарушение осей нижних конечностей (О- или Х-образные)

Да

Нет

8.

Неравенство треугольников талии

Да

Нет

9.

Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

Да

Нет

10.

Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др.

Да

Нет

 

 

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка – отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов № 3, 5, 6, 7. Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача школы, поликлиники.

3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы

1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

 

Тест для выявления истинного сколиоза. Сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией, т.е. поворотом позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки по-звоночника уклоняются в ту или иную сторону от средней плоскости. Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены.

При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди.

При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов. При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Форма ног. При определении формы ног обследуемый стоит по стойке смирно.

При нормальной форме ног они соприкасаются в области коленных суставов и внутренних лодыжек.

Х-образные ноги - коленные суставы заходят один за другой, а при соприкосновении коленных суставов внутренние лодыжки отстоят друг от друга. Как вариант нормы такая форма часто встречается у детей дошкольного возраста. В дальнейшем ноги, как правило, приобретают нормальную форму.

О-образные ноги - коленные суставы не касаются друг друга. Такая форма ног может быть проявлением заболеваний костной системы различной этиологии, в т.ч. и рахита. Рахитические деформации конечностей определяются ощупыванием утолщений на эпифизах в виде браслетов, кроме того могут наблюдаться искривления бедер и голеней (саблевидные ноги).

Форма стопы. Для определения формы стопы осматривается ее опорная поверхность и обращается внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы и расположение вертикальных осей ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке.

Нормальная стопа - перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры.

Уплощенная стопа - перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры.

Плоская стопа - перешеек занимает почти всю или всю ширину стопы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, открытый кнаружи.

Для объективной оценки формы стопы используется метод плантографии - получение отпечатка с последующим его расчетом. Плантограф представляет собой рамку высотой 2 см и размером 40 на 40 см, на которую натянуто полотно, а поверх него – полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами в разведении 1:1. Под окрашенную сторону кладется лист чистой бумаги. Для получения отпечатка стопы обследуемый ставит одну или обе ноги на полиэтиленовую пленку плантографа, окрашенная ткань прогибается и оставляет на бумаге отпечаток стопы.

Первый метод расчета степени уплощения стопы (по Штритеру): на отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из ее середины восстанавливается перпендикуляр до наружного края стопы. Далее рассчитывается, какой процент составляет отрезок, проходящий через окрашенную часть стопы от длины всего перпендикуляра. Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60% - уплощенная, более 60% - плоская.

Второй метод экспресс-оценки степени уплощения стопы (по В.А.Яралову- Яралянцу): на отпечатке из середины пятки проводятся две прямые линии: одна - до середины основания пальцевой фаланги первого пальца, вторая - до второго межпальцевого промежутка. Нормальная стопа - обе линии не пересекают внутренний изгиб контура отпечатка. Уплощенная стопа - внутренний изгиб контура отпечатка лежит между прямыми линиями. Плоская стопа - обе прямые липни полностью располагаются на окрашенной поверхности отпечатка.

Степень развития мускулатуры. Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани и ее упругостью, учитывается форма грудной клетки, положение лопаток, форма живота. Описательные признаки дополняются данными измерений мышечной силы и разницы между окружностями плеча в свободном и напряженном состоянии.

I степень - слабое развитие мускулатуры - рельеф мышц не выражен, упругость их понижена, грудная клетка плоская, лопатки не прилежат к грудной клетке, живот отвислый, мышечная сила ниже средней.

II степень - среднее развитие мускулатуры - рельеф мышц несколько обозначен, они имеют среднюю упругость, грудная клетка цилиндрическая, углы лопаток могут несколько выступать, живот подтянут или незначительно выдается вперед, показатели мышечной силы в пределах средних величин.

III степень - хорошее развитие мускулатуры - мышцы имеют выраженный рельеф, достаточно упругие и большие по объему, грудная клетка цилиндрическая, лопатки плотно прилежат к ней, живот подтянут, мышечная сила выше средних величин.

Оценка степени полового созревания. Степень полового созревания оценивается по уровню развития вторичных половых признаков и обозначается формулой.

У девочек определяют оволосение подмышечных впадин (Axillaris - Ax), оволосение лобка (Pubis - Р), развитие молочной железы (Мammae - Ма), возраст наступления первой менструации (Menarche - Me).

У мальчиков определяют оволосение подмышечных впадин - Ах, оволосение лобка - Р, мутацию голоса (Vox - V), оволосение лица (Facialis - F), развитие кадыка (Larings - L).

Уровень развития признаков оценивается и записывается по следующей схеме:

 

1. Развитие волос в подмышечной области:

Ax0 – отсутствие волос;

Aх1 – единичные волосы;

Ax2 – волосы занимают центральные участки подмышечной впадины;

Aх3 – волосы расположены по всей впадине, длинные, вьющиеся.

2. Развитие волос на лобке:

Р0 – отсутствие волос;

P1 - единичные, короткие волосы;

Р2 - занимают ограниченное пространство, более густые, длинные;

P3 - на всем треугольнике лобка, длинные, густые, вьющиеся;

P4 - на всем треугольнике лобка и на бедрах, а у мальчиков и вдоль белой линии живота, длинные, густые, вьющиеся.

3. Развитие волос на лице у юношей:

F0 – отсутствие волос;

F1 - появление густого пушка над верхней губой;

F2 - появление отдельных жестких волос на лице;

F3 - наличие сформированных усов и бороды.

4. Изменение тембра голоса у юношей:

V0 – отсутствие мутации голоса;

V1 – ломающийся голос;

V2 - установившийся мужской голос.

5. Развитие щитовидного хряща гортани (кадыка) у юношей:

L0 – отсутствие изменений ;

L1 - не контурируется, но ясно прощупывается при пальпации;

L2 – выступает.

6. Развитие молочных желез у девочек:

Ma0 – детская стадия ;

Mа1 - сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не вы-дается;

Mа2 - сосок и околососковый кружок выступают в виде конуса, молочная железа несколько приподнята;

Mа3 - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большом пространстве;

Ма4 - сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа сформирована.

7. Менструальная функция:

Ме0 - отсуствие менархе;

Ме12,3 - возраст наступления первой менструации 12 лет 3 месяца.

Осмотр зубов и составление зубной формулы. Прорезывание зубов - физиологический акт, он является показателем уровня биологического развития ребенка. Прорезывание молочных зубов начинается во втором полугодии жизни и к 2,5-3 годам заканчивается. Общее количество молочных зубов - 20. На верхней и нижней челюсти справа и слева прорезывается соответственно по 2 резца, 1 клыку, 1 малому коренному (премоляры) и 1 большому коренному (моляры) зубу. Раннее прорезывание молочных зубов до 4-4,5 месяцев является отклонением от нормы и свидетельствует о возможном заболевании рахитом (если это не обусловлено генетическими особенностями развития ребенка). К 12-13 годам все молочные зубы выпадают, в прикусе остаются постоянные зубы. Прорезывание постоянных зубов начинается в 5-6-летнем возрасте и за-канчивается к 15-18 годам. Восьмые зубы могут прорезываться в более стар-шем возрасте или отсутствовать вообще. Первыми прорезываются первые моляры, затем резцы, первые премоляры, клыки, вторые премоляры, вторые моляры, а затем 8-ые зубы "мудрости". Общее количество постоянных зубов - 32. На верхней и нижней челюсти справа и слева соответственно по 2 резца, 1 клыку, 2 малых коренных, 2 больших коренных и 1 большой коренной зуб "мудрости".

С позиций возрастной физиологии и стоматологии в смене зубов у детей выделяют 3 периода: 1 - у детей раннего возраста (до 2,5 лет) происходит прорезывание молочных зубов с еще не сформировавшимися корнями; 2 - у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет заканчивается прорезывание зубов и формирование их корней; 3 - у детей от 6 до 12 лет рассасываются корни молочных зубов и прорезываются постоянные, корни которых находятся в стадии формирования.

Соответствующие молочные и постоянные зубы по форме не отличаются друг от друга, но молочные зубы меньше по размерам и к моменту завершения рассасывания их корней имеют стертые резцовые края и жевательные поверхности. Прорезавшиеся постоянные зубы характеризуются наличием зубчиков по краю резцов и выраженными бугорками на поверхности малых и больших коренных зубов.

При осмотре определяется количество зубов, молочные или постоянные, цвет, форма, положение в зубной дуге, состояние твердых тканей. Выявляются здоровые (интактные), кариозные, запломбированные зубы. Результаты осмотра зубов заносятся в специальную схему (зубную формулу). Горизонтальная линия этой схемы указывает на принадлежность к верхней или нижней челюсти, вертикальная - к правой или левой половине челюсти. Молочные зубы обозначаются римскими цифрами, постоянные - арабскими. Вместо отсутствующих зубов проставляется 0. Кариозные зубы записываются с пометкой "к", запломбированные - с пометкой "п".

Физиометрические признаки

Жизненная емкость легких – показатель вместимости легких и силы дыхательных мышц, измеряется с помощью водяного или воздушного спиро-метра. Обследуемый делает максимальный вдох, задерживает дыхание, затем плотно обхватывает мундштук резиновой трубки губами и, зажав нос, медлен-но выдыхает в трубку весь воздух. Исследование проводят 3 раза и фиксируют наибольший результат в мл.

Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры, из-меряется ручным динамометром. Обследуемый старается максимально сжать пружину динамометра в вытянутой и отведенной под прямым углом в сторону руке. Измерения проводят 3 раза, учитывают максимальный результат в килограммах. Для следующего определения стрелку динамометра возвращают в ну-левое положение.

Становую силу (силу разгибателей спины) измеряют с помощью стано-вого динамометра. Обследуемый фиксирует ступнями ног прикрепленную к полу или помещенную на полу платформу динамометра, наклоняется, берет в руки рукоятку прибора, находящуюся строго на уровне колен (высота регулируется металлической цепью), и начитает медленно с усилием разгибаться, на высоте усилия делается рывок. Измерения проводят 3 раза, фиксируют наибольший результат в килограммах.

Частота дыхания и сердечных сокращений (пульс) должны подсчитываться в течение одной минуты.

Артериальное давление измеряют тонометром (по методу Короткова Н.С.) на правой руке у сидящего ребенка после 10-ти минутного отдыха. Для большей точности рекомендуется трехкратное измерение с фиксацией послед-него измерения. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна удобно лежать на столе ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давле-нию, а их исчезновение – диастолическому.

Объективизация значений артериального давления у детей 7-12 лет до-стигается при использовании «возрастных» манжеток или дополнительных расчетов с поправкой на размер окружности плеча ребенка, который тесно коррелирует с массой тела.

Таблица 2

Поправки к цифрам систолического давления (в мм рт. ст.), полученным при измерении стандартной манжеткой

 

Возраст в годах

Масса тела нормальная

Дефицит массы

Избыток массы

8

+10

+15

+5

9

+10

+15

+5

10

+10

+15

0

11

+5

+10

0

12

0

+5

0

 

Цифры диастолического давления рассматриваются без поправок, т.к. различия в значении диастолического давления при измерении стандартной и «возрастной» манжетками несущественны. У детей 13 лет и старше (независи-мо от уровня физического развития) истинные цифры АД могут быть получены при использовании стандартных манжеток.


 

Тема: Некоторые методики диагностики здоровья

Тема: Некоторые методики диагностики здоровья

АКСЕЛЕРАЦИЯ - ЭТО 1) ускорение только процессов роста 2) ускорение процессов роста и развития 3) более раннее нервно-психическое развитие 4) более раннее умственное развитие 4

АКСЕЛЕРАЦИЯ - ЭТО 1) ускорение только процессов роста 2) ускорение процессов роста и развития 3) более раннее нервно-психическое развитие 4) более раннее умственное развитие 4

Обследуемый стоит прямо, руки по швам, пятки - вместе, носки – врозь

Обследуемый стоит прямо, руки по швам, пятки - вместе, носки – врозь

Оценка состояния слизистых оболочек глаз и полости рта

Оценка состояния слизистых оболочек глаз и полости рта

Деформации грудной клетки - асимметричность, «куриная грудь», «грудь сапожника», «рахитические четки» и др

Деформации грудной клетки - асимметричность, «куриная грудь», «грудь сапожника», «рахитические четки» и др

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед

Порядок осмотра: 1. Осмотр в фас: руки вдоль туловища – определяются форма ног (нор-мальная,

Порядок осмотра: 1. Осмотр в фас: руки вдоль туловища – определяются форма ног (нор-мальная,

При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов

При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов

I степень - слабое развитие мускулатуры - рельеф мышц не выражен, упругость их понижена, грудная клетка плоская, лопатки не прилежат к грудной клетке, живот отвислый,…

I степень - слабое развитие мускулатуры - рельеф мышц не выражен, упругость их понижена, грудная клетка плоская, лопатки не прилежат к грудной клетке, живот отвислый,…

Менструальная функция: Ме0 - отсуствие менархе;

Менструальная функция: Ме0 - отсуствие менархе;

Измерения проводят 3 раза, фиксируют наибольший результат в килограммах

Измерения проводят 3 раза, фиксируют наибольший результат в килограммах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2022